ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИСЕМЕЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ С ДЕСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
|
СОДЕРЖАНИЕ 2
АННОТАЦИЯ 3
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИСЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Коммуникация. Модели внутрисемейной коммуникации 12
1.2 Психологические особенности лиц с деструктивным поведением 19
1.2.1 Психологические особенности лиц с алкогольной зависимостью 21
1.2.2 Психологические особенности наркозависимых 24
1.3 Семья наркозависимого 27
1.3.1 Психологические особенности членов семьи наркозависимых 29
1.3.2 Созависимость 32
1.3.3 Особенности взаимоотношений и воспитания в семье наркозависимого 34
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Описание выборки исследования 39
2.2 Методы исследования 42
2.3 Процедура исследования 51
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 57
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 58
3.1 Результаты исследования групп матерей здоровых и зависимых лиц 58
3.1.1 Исследование эмоционального уровня групп матерей 58
3.1.2 Исследование когнитивного уровня групп матерей 60
3.1.3 Исследование поведенческого уровня групп матерей 62
3.1.4 Результаты корреляционного анализа групп матерей 66
3.2 Результаты исследования групп здоровых и зависимых лиц 73
3.2.1 Исследование эмоционального уровня групп здоровых и зависимых лиц 73
3.2.2 Исследование поведенческого уровня групп здоровых и зависимых лиц 74
3.2.3 Исследование эмоционально - когнитивного уровня групп здоровых и зависимых лиц 80
3.2.4 Результаты корреляционного анализа групп здоровых и зависимых лиц 83
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 113
АННОТАЦИЯ 3
ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ 5
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИСЛЕДОВАНИЯ 12
1.1 Коммуникация. Модели внутрисемейной коммуникации 12
1.2 Психологические особенности лиц с деструктивным поведением 19
1.2.1 Психологические особенности лиц с алкогольной зависимостью 21
1.2.2 Психологические особенности наркозависимых 24
1.3 Семья наркозависимого 27
1.3.1 Психологические особенности членов семьи наркозависимых 29
1.3.2 Созависимость 32
1.3.3 Особенности взаимоотношений и воспитания в семье наркозависимого 34
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39
2.1. Описание выборки исследования 39
2.2 Методы исследования 42
2.3 Процедура исследования 51
2.4 Математико-статистические методы обработки данных 57
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 58
3.1 Результаты исследования групп матерей здоровых и зависимых лиц 58
3.1.1 Исследование эмоционального уровня групп матерей 58
3.1.2 Исследование когнитивного уровня групп матерей 60
3.1.3 Исследование поведенческого уровня групп матерей 62
3.1.4 Результаты корреляционного анализа групп матерей 66
3.2 Результаты исследования групп здоровых и зависимых лиц 73
3.2.1 Исследование эмоционального уровня групп здоровых и зависимых лиц 73
3.2.2 Исследование поведенческого уровня групп здоровых и зависимых лиц 74
3.2.3 Исследование эмоционально - когнитивного уровня групп здоровых и зависимых лиц 80
3.2.4 Результаты корреляционного анализа групп здоровых и зависимых лиц 83
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 110
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 113
Актуальность исследования: В настоящее время значительное количество россиян страдают наркоманией и ситуация с каждым годом ухудшается. По заявлению ФСКН РФ, наркотические вещества (по данным на 2011 год) регулярно принимали 2,5 млн. человек. На 2014 год рынок наркопотребления в России составляет 8 миллионов человек (регулярное и эпизодическое потребление), из которых активно употребляют 3 млн. человек . Статистические показатели, приведенные в официальных источниках, говорят о том, что более 60 % наркоманов составляют люди в возрасте 16-30 лет, почти 20 % - школьники, остальные 20% - лица, старше 30 лет.
Также с наркоманией тесно связано распространение ВИЧ инфекции, увеличение суицидальных попыток, рост криминогенной активности среди зависимых лиц.
Согласно материалам «Всемирного доклада о наркотиках за 2015 год», употребление опиатов (героина и опиума) остается стабильным на глобальном уровне, употребление кокаина в целом снизилось, а употребление каннабиса и потребление опиоидов в немедицинских целях продолжает расти.
Важным является тот факт, что зависимость одного члена семьи оказывает влияние на жизнедеятельность всей семьи, что приводит к значительным страданиям, психологическим и неврологическим нарушения, социальным трудностям, нарушению личностного и семейного функционирования членов семьи. Поэтому проблему наркомании необходимо рассматривать как целостную проблему личности и семьи.
При изучении алкоголизма и наркомании большое внимание уделяется изучению медицинских последствий употребления этих веществ и их воздействию на потребителя. Существует значительное количество исследований, посвященных изучению зависимой личности, и факторов, способствующих формированию аддикции (Грузкова С.Ю., 2011; Личко А.Е., 1985, 1991; Москаленко В.Д., 2002; Ерофеева М.Г., 2006; Березин С.В., Лисецкий К.С., 1998, 2005; Пятницкая И.Н., 1994, 2002; Курек Н.С., 1992, 1997; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. 2008; Валентик Ю.В.,2004; Demto R. А., 1993; Beauvais Р., 1992; Myers M.G., Brown S.A., 1996).
Исследований, посвященных изучению родственников зависимых значительно меньше (Шишкова А.М., 2009; Егорченко С.П., 2013; Хайрутдинова А.Ф., 2006; Москаленко В.Д., 2006, 2008, 2015; Ваисов С.Б., 2008; Христофорова М.И., 2004; Рыбакова Т.Г., 2006; Холмогорова А.Б., Воликова С.В., 2007; Курек Н.С., 1996; Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г., 2002; Stanton M.D., Todd Т.С, 1982; Parker G. 1988, 1992, 1993; Beattie M., 2001). В основном они сосредоточены на изучении психологических особенностей матерей, их личностном и семейном функционировании (Бочаров В.В., Шишкова А.М., 2014; Ерофеева Н.А., 2013; Егорченко С.П., 2013; Рыбакова Т.Г., 2006), поскольку матери играют значительную роль в жизни наркозависимого и семьи, в целом. Однако, подобных исследований также недостаточно.
Многими исследователями семья рассматривается как фактор, способствующий формированию зависимости (Шабанов П.Д., 2003; Хайрутдинова А.Ф., 2006; Курек Н.С., 1996; Вайсов С.Б., 2003; Гузиков Б.М., 1989; Назаров Н.А., 2000). Обычно, авторы рассматривают различные формы нарушения семейного функционирования и патологизирующих типов воспитания, которые могут являться факторами риска формирования зависимости (Шабанов П.Д., 2001; Ерофеева Н.А., 2013; Москаленко В.Д., 2008; Усцева М.Н., 2011; Личко А.Е., 1991; Горьковая И.А.,1994; Березин С.В., Лисецкий К.С, 1997; Менделевич В.Д., 2002; Милушива Г.А., Найденова Н.Г.,1992; Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г., 2002).
Исследования, посвященные изучению особенностей коммуникации в наркозависимых семьях практически отсутствуют (Городнова М.Ю., 2004; Ваисов С.Б., 2003; Москаленко В.Д., 2015), а ведь именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование и развитие наркотической зависимости. В связи с этим, исследование особенностей внутрисемейных коммуникаций в семьях с деструктивным поведением является актуальным.
Цель исследования: изучение особенностей внутрисемейной коммуникации в родительских семьях лиц с наркотической зависимостью
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме взаимосвязи наркотической зависимости и детско-родительских отношений
2. Изучение личностных особенностей и семейного функционирования лиц с деструктивным поведением.
3. Изучение личностных особенностей и семейного функционирования матерей наркозависимых.
4. Выделение на основе полученных эмпирических данных стилей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов: клинико-психологические и экспериментально-психологические.
Клинико-психологические: беседа и психодиагностическое интервью (согласно автобиографической анкете).
Экспериментально-психологические:
1. Методика «Шкала семейного окружения – ШСО» (Family environmental scale) адаптирована С.Ю. Куприяновым (1985).
2. Проективная методика «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллера и О.В. Черемисина (2003).
3. Методика «Семейные эмоциональные коммуникации - СЭК» разработана А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой (2004).
4. Опросник «Социальной сети» в адаптации О.Ю. Казьминой (1997).
5. «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана (2002).
6. Опросник «Эмоциональный интеллект -ЭмИн» Д.В. Люсина (2006)
7. Тест «Мини - Мульт - СМОЛ» (сокращенный вариант MMPI) в адаптации В. П. Зайцева и В.Н. Козюли (1981).
8. Опросник «Социальной поддержки F- SOZU-22» в адаптации А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петровой (2007).
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности внутрисемейной коммуникации между матерью и ребенком.
Гипотеза: внутрисемейные коммуникации в родительских семьях наркозависимых дисфункциональны.
Описание выборки:
Всего в исследовании приняло участие 108 человек: 30 человек здоровых испытуемых и 30 их матерей, 30 человек с зависимостью от наркотических веществ и 18 их матерей.
Первую группу составили лица с деструктивным поведением – наркозависимые, в настоящее время находящиеся в условиях исключающих употребление ПАВ.
Вторую, контрольную группу представили здоровые испытуемые без имеющихся в анамнезе зависимостей от психоактивных веществ. В данную группу вошли практически здоровые люди, не имеющие выраженных нарушений социальной адаптации.
Третью группу респондентов составили матери лиц, страдающих наркотической зависимостью.
Четвертую группу испытуемых составила группа нормативного контроля для матерей, то есть матери здоровых испытуемых.
База проведения исследования: Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения «Городская наркологическая больница» (СПб ГБУЗ «ГНБ») (Васильевский остров).
Научная новизна исследования: В данной работе проводится комплексное исследование особенностей внутрисемейной коммуникации матерей и их наркозависимых детей относительно трех сторон функционирования (когнитивного, поведенческого, эмоционального). Также новым является выделение и описание стилей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты могут быть использованы специалистами в психологической и психотерапевтической работе с наркозависимыми и их семьями. Также полученные данные способствуют более глубокому пониманию роли семьи в возникновении и течении наркотической зависимости.
Также с наркоманией тесно связано распространение ВИЧ инфекции, увеличение суицидальных попыток, рост криминогенной активности среди зависимых лиц.
Согласно материалам «Всемирного доклада о наркотиках за 2015 год», употребление опиатов (героина и опиума) остается стабильным на глобальном уровне, употребление кокаина в целом снизилось, а употребление каннабиса и потребление опиоидов в немедицинских целях продолжает расти.
Важным является тот факт, что зависимость одного члена семьи оказывает влияние на жизнедеятельность всей семьи, что приводит к значительным страданиям, психологическим и неврологическим нарушения, социальным трудностям, нарушению личностного и семейного функционирования членов семьи. Поэтому проблему наркомании необходимо рассматривать как целостную проблему личности и семьи.
При изучении алкоголизма и наркомании большое внимание уделяется изучению медицинских последствий употребления этих веществ и их воздействию на потребителя. Существует значительное количество исследований, посвященных изучению зависимой личности, и факторов, способствующих формированию аддикции (Грузкова С.Ю., 2011; Личко А.Е., 1985, 1991; Москаленко В.Д., 2002; Ерофеева М.Г., 2006; Березин С.В., Лисецкий К.С., 1998, 2005; Пятницкая И.Н., 1994, 2002; Курек Н.С., 1992, 1997; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. 2008; Валентик Ю.В.,2004; Demto R. А., 1993; Beauvais Р., 1992; Myers M.G., Brown S.A., 1996).
Исследований, посвященных изучению родственников зависимых значительно меньше (Шишкова А.М., 2009; Егорченко С.П., 2013; Хайрутдинова А.Ф., 2006; Москаленко В.Д., 2006, 2008, 2015; Ваисов С.Б., 2008; Христофорова М.И., 2004; Рыбакова Т.Г., 2006; Холмогорова А.Б., Воликова С.В., 2007; Курек Н.С., 1996; Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г., 2002; Stanton M.D., Todd Т.С, 1982; Parker G. 1988, 1992, 1993; Beattie M., 2001). В основном они сосредоточены на изучении психологических особенностей матерей, их личностном и семейном функционировании (Бочаров В.В., Шишкова А.М., 2014; Ерофеева Н.А., 2013; Егорченко С.П., 2013; Рыбакова Т.Г., 2006), поскольку матери играют значительную роль в жизни наркозависимого и семьи, в целом. Однако, подобных исследований также недостаточно.
Многими исследователями семья рассматривается как фактор, способствующий формированию зависимости (Шабанов П.Д., 2003; Хайрутдинова А.Ф., 2006; Курек Н.С., 1996; Вайсов С.Б., 2003; Гузиков Б.М., 1989; Назаров Н.А., 2000). Обычно, авторы рассматривают различные формы нарушения семейного функционирования и патологизирующих типов воспитания, которые могут являться факторами риска формирования зависимости (Шабанов П.Д., 2001; Ерофеева Н.А., 2013; Москаленко В.Д., 2008; Усцева М.Н., 2011; Личко А.Е., 1991; Горьковая И.А.,1994; Березин С.В., Лисецкий К.С, 1997; Менделевич В.Д., 2002; Милушива Г.А., Найденова Н.Г.,1992; Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г., 2002).
Исследования, посвященные изучению особенностей коммуникации в наркозависимых семьях практически отсутствуют (Городнова М.Ю., 2004; Ваисов С.Б., 2003; Москаленко В.Д., 2015), а ведь именно семья оказывает наибольшее влияние на формирование и развитие наркотической зависимости. В связи с этим, исследование особенностей внутрисемейных коммуникаций в семьях с деструктивным поведением является актуальным.
Цель исследования: изучение особенностей внутрисемейной коммуникации в родительских семьях лиц с наркотической зависимостью
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме взаимосвязи наркотической зависимости и детско-родительских отношений
2. Изучение личностных особенностей и семейного функционирования лиц с деструктивным поведением.
3. Изучение личностных особенностей и семейного функционирования матерей наркозависимых.
4. Выделение на основе полученных эмпирических данных стилей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Для решения поставленных задач использовались две группы методов: клинико-психологические и экспериментально-психологические.
Клинико-психологические: беседа и психодиагностическое интервью (согласно автобиографической анкете).
Экспериментально-психологические:
1. Методика «Шкала семейного окружения – ШСО» (Family environmental scale) адаптирована С.Ю. Куприяновым (1985).
2. Проективная методика «Семейная социограмма» Э.Г.Эйдемиллера и О.В. Черемисина (2003).
3. Методика «Семейные эмоциональные коммуникации - СЭК» разработана А.Б. Холмогоровой, С.В. Воликовой (2004).
4. Опросник «Социальной сети» в адаптации О.Ю. Казьминой (1997).
5. «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана (2002).
6. Опросник «Эмоциональный интеллект -ЭмИн» Д.В. Люсина (2006)
7. Тест «Мини - Мульт - СМОЛ» (сокращенный вариант MMPI) в адаптации В. П. Зайцева и В.Н. Козюли (1981).
8. Опросник «Социальной поддержки F- SOZU-22» в адаптации А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петровой (2007).
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности внутрисемейной коммуникации между матерью и ребенком.
Гипотеза: внутрисемейные коммуникации в родительских семьях наркозависимых дисфункциональны.
Описание выборки:
Всего в исследовании приняло участие 108 человек: 30 человек здоровых испытуемых и 30 их матерей, 30 человек с зависимостью от наркотических веществ и 18 их матерей.
Первую группу составили лица с деструктивным поведением – наркозависимые, в настоящее время находящиеся в условиях исключающих употребление ПАВ.
Вторую, контрольную группу представили здоровые испытуемые без имеющихся в анамнезе зависимостей от психоактивных веществ. В данную группу вошли практически здоровые люди, не имеющие выраженных нарушений социальной адаптации.
Третью группу респондентов составили матери лиц, страдающих наркотической зависимостью.
Четвертую группу испытуемых составила группа нормативного контроля для матерей, то есть матери здоровых испытуемых.
База проведения исследования: Санкт-Петербургское Государственное Бюджетное Учреждение Здравоохранения «Городская наркологическая больница» (СПб ГБУЗ «ГНБ») (Васильевский остров).
Научная новизна исследования: В данной работе проводится комплексное исследование особенностей внутрисемейной коммуникации матерей и их наркозависимых детей относительно трех сторон функционирования (когнитивного, поведенческого, эмоционального). Также новым является выделение и описание стилей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты могут быть использованы специалистами в психологической и психотерапевтической работе с наркозависимыми и их семьями. Также полученные данные способствуют более глубокому пониманию роли семьи в возникновении и течении наркотической зависимости.
В настоящее время, проблема внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых остается недостаточно изученной. Роль семьи в возникновении, течении и лечении наркотической зависимости, безусловно, играет важное значение.
В процессе работы были решены поставленные задачи, а именно: был проведен достаточный теоретический анализ по проблеме взаимосвязи наркотической зависимости и детско-родительских отношений, изучены личностные особенности и семейное функционирование лиц с деструктивным поведением и их матерей, на основе полученных эмпирических данных были выделены стили внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых и здоровых респондентов. Полученные результаты позволяют нам говорить о существовании определенных особенностей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Результаты научно-исследовательской работы могут иметь как теоретическое, так и практическое значение. Они могут быть использованы специалистами в психологической и психотерапевтической работе с наркозависимыми и их семьями. Также полученные данные способствуют более глубокому пониманию роли семьи в возникновении и течении наркотической зависимости и ее влиянии на членов семьи.
В процессе работы были решены поставленные задачи, а именно: был проведен достаточный теоретический анализ по проблеме взаимосвязи наркотической зависимости и детско-родительских отношений, изучены личностные особенности и семейное функционирование лиц с деструктивным поведением и их матерей, на основе полученных эмпирических данных были выделены стили внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых и здоровых респондентов. Полученные результаты позволяют нам говорить о существовании определенных особенностей внутрисемейной коммуникации в семьях наркозависимых.
Результаты научно-исследовательской работы могут иметь как теоретическое, так и практическое значение. Они могут быть использованы специалистами в психологической и психотерапевтической работе с наркозависимыми и их семьями. Также полученные данные способствуют более глубокому пониманию роли семьи в возникновении и течении наркотической зависимости и ее влиянии на членов семьи.
Подобные работы
- Психологическое сопровождение лиц, склонных к аддиктивному поведению (Санкт-Петербургский Государственный Институт Психологии и Социальной Работы)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ В СЕМЕЙНОМ КОНФЛИКТЕ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Самоотношение матери воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ НАЛИЧИЯ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА В СЕМЬЕ НА ХАРАКТЕР БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2019 - Семейная конференция как инновационная технология социальной работы с семьями в ситуации развода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Выездной интенсив как инновационная технология социальной работы с семьями «группы риска» в городе Барнауле
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2018 - ПРЕВЕНТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА НАРКОЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: КЛАССИЧЕСКИЕ И НОВЫЕ АЛГОРИТМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020



