Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические особенности подростков с разным уровнем мотивации достижения

Работа №125235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМАТИКЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Понятие «мотивация». Теоретические подходы к пониманию мотивации. 9
1.1.1. Теоретические подходы и исследования мотивации в зарубежной психологии. 9
1.1.2. Теоретические подходы и исследования мотивации в отечественной психологии 14
1.2. Мотивация достижения. Теоретические подходы к пониманию 16
1.3. Социально-психологические особенности современных подростков 20
1.3.1. Влияние семейной ситуации на становление подростка 21
1.3.2. Особенности самооценки подростков 23
1.3.3. Особенности коммуникативной сферы подростков 24
1.4. Особенности мотивации достижения современных подростков 26
1.5. Выводы по обзору литературы 29
ГЛАВА 2. ПРОГРМАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Постановка проблемы исследования 31
2.2. Цели исследования 32
2.3. Предмет и объект исследования 32
2.4. Общая характеристика выборки 32
2.5. Гипотезы исследования 32
2.6. Задачи исследования 33
2.7. Методы и методики исследования 33
2.8. Процедура исследования 37
2.9. Методы обработки и анализа данных исследования 37
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ 39
3.1 Описательные статистики 39
3.1.1. Распределение респондентов по уровню мотивации достижения 39
3.1.2. Распределение мальчиков и девочек по уровню мотивации достижения 40
3.1.3. Распределение мальчиков и девочек по типу межличностного отношения 41
3.1.4. Распределение мальчиков и девочек по самооценке и уровню притязаний 43
3.1.5. Сравнение результатов социометрии для мальчиков и девочек 48
3.2. Анализ результатов корреляционного анализа 50
3.3. Анализ результатов множественного регрессионного анализа 57
3.3.1. Множественный регрессионный анализ данных по всей выборке 57
3.3.2. Множественный регрессионный анализ по группе юношей 59
3.3.3. Множественный регрессионный анализ по группе девочек 61
3.3.4. Сравнение результатов множественного регрессионного анализа мальчиков и девочек 63
3.4. Выводы по результатам эмпирического исследования 64
4. ВЫВОДЫ 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73


Мотивация – это одна из актуальных проблем, которая волнуют современное общество. Всё больше психологов, руководителей, учителей задаются вопросом, как мотивировать человека к какой-либо деятельности, что побуждает нас поступать так, а не иначе.
Мотивация – это явление, которое позволяет нам понять, что движет нами, какие мотивы и потребности приводят нас к той или иной деятельности. Это очень обширное понятие, которое исследовали известные психологи как зарубежные (З. Фрейд, А.Адлер, А. Маслоу, К. Левин, Л. Фестингер, Д. Мак-Келланд, Дж. Аткинсон, Х. Хекхаузен и др), так и отечественные (А. Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, И.А. Васильев, В.К. Вилюнас, Т.О. Гордеева, Е.П. Ильин, М.Ш. Магомед-Эминов). Понимание природы мотивации, её сущности и структуры вызывает большие споры и учёные ещё не смогли прийти к единому пониманию мотивации. Х. Хекхаузен в своих работах писал, «едва ли найдётся другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации» (А.Г. Асмолов, 1984).
Особое место в мотивационной сфере человека занимают мотивы достижение успеха. Это мотивы, которые побуждают человека лучше выполнять какую-либо деятельность, которые определяют стремление совершенствоваться и развиваться, ставить перед собой цели и достигать их. Осуществление этой деятельности может присутствовать во многих сферах жизни человека: учебной, профессиональной, трудовой, спортивной, социальной и т.д.
Активное формирование мотивации достижения происходит в подростковом возрасте, в достаточно трудный и противоречивый период в развитии личности. Существует несколько проблем, с которыми можно столкнуться при исследовании мотивации достижения подростков. Во-первых, недостаточно хорошо изучена эта область мотивации у подростков. В основном все работы, касающиеся мотивационной сферы школьников, посвящены проблемам учебной мотивации. Мало, кто обращает внимание, на достижения подростков. Во-вторых, на данный момент нет чётких и полноценных описаний правильных и действенных мотивационных моделей, которые помогли бы подростку развивать свою личность.
Важный фактор, который влияет на мотивацию достижения подростка – это значимая и интересная для него деятельность. Работая в команде со своими сверстниками, ребёнок может получать новый опыт удовлетворять свои потребности в общении и признании. Если это командная работа приведёт подростка к положительному результату, то у него начнёт формироваться стратегия достижения успеха. Ребёнок будет мотивирован на результат и постепенно полученный опыт сможет перенести в самостоятельную жизнь.
На наш взгляд, мотивация достижения требует особого внимания. Следует лучше изучить это явление, потому что люди хотят быть успешными в своей жизни, достигать желаемых вершин. Т.О. Гордиева говорит о том, что в современном обществе успех в карьере и реализация себя приобретают у человека статус ведущих ценностей (Т.О. Гордиева, 2002).
Цель исследования: изучить особенности связи мотивации достижения и социально-психологических характеристик современного подростка.
Предметом исследования является мотивация достижения и социально-психологические особенности подростка (социометрический статус, самооценка, уровень притязаний, семейная ситуация).
Объектом исследования выступают подростки, в возрасте от 12 до 15 лет, учащиеся 6-8 классов.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза: существует взаимосвязь между социально-психологическими особенностями подростка и выраженностью у него мотивации достижения.
Частные гипотезы:
Гипотеза №1: существует взаимосвязь мотивации достижения и социометрического статуса подростка.
Гипотеза 2: самооценка и уровень притязаний подростка взаимосвязаны с уровнем его мотивации достижения.
Гипотеза №3:существуют гендерные отличия во влиянии социально-психологических особенностей подростков на их мотивацию достижения.
Гипотеза №4: мотивация достижения подростка взаимосвязана с особенностями его семейной ситуации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изменения в обществе приводят к тому, что одни ценности теряют свою важность, а другие, наоборот, приобретают статус ведущих. Сейчас желание достигнуть успеха в карьере, получить признание окружающих и реализовать себя направляют поведение человека. Поэтому закономерно, что с каждым годом растёт научный интерес к проблеме мотивации достижения.
Исследование мотивации достижения подростков требует особого внимания. Девять – тринадцать лет – это возраст, когда начинает формироваться мотивация достижения. Понимая особенности её становления, зная факторы, влияющие на неё, можно корректировать поведение подростка, помогать ему в выборе стратегии, которая приведёт его к успеху.
Подростковый возраст – противоречивый и сложный период в развитии личности ребёнка. Общение со сверстниками, самооценка, притязания, типы межличностных отношений – всё это влияет на мотивацию достижения подростков. Воспитание у подростков сильных черт личности, повышение у него самооценки, поможет им чувствовать себя более успешными.
Исходя из полученных в результате исследования данных, представляется актуальным продолжение изучения мотивации достижения подростков и установления взаимосвязи с различными социально-психологическими показателями. Можно исследовать субъективные представления подростков об успешном взрослом и успешном сверстники, изучить субъективную оценку подростком своей мотивации. Полезно исследовать влияние типа семейного воспитания на мотивацию достижения подростка. Ещё много областей жизни подростка и его мотивационной сферы, которые требуют своего внимания.



1. Асеев, В.Г. Мотивы поведения и формирование личности / В.Г.Асеев.- М.: Политиздат, 1976. -157 с.
2. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 104 с.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И.Божович. – М., 1972.
4. Булатова, Е.А. Проблемы развития мотивации достижения успеха у детей-сирот / Е.А. Булатова // Молодой России – здоровый образ жизни: сб. ст. и материалов регион. науч.-практ. конф. / Нижегор. гос. ун-т. – Н. Новгород, 2005. – с.57 – 61.
5. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 288с.
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
7. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Современная психология мотивации. – Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
8. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс. – СПб.: Знание, 1902.
9. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете / И.А. Джидарьян. – СПб.: Алетейя, 2001. – 242 с.
10. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Современная психология мотивации. – Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – 343 с.
11. Иващенко Г.А., Камчаткина В.М. Развитие профессиональной мотивации у будущих инженеров (на примере строительных специальностей) // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2010. № 2. С. 102-109
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
13. Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. — СПб.: Питер, 2004. —480с.
14. Кон И.С. Социологическая психология / по ред. Д.И. Фельдштейна, - М.: Московский пихолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
15. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова; Нижний Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155с
16. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. – 1971.
17. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002.
18. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. М., 1992. Т. 13. № 2.
19. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. / М.Ш. Магомед-Эминов – Дисс. канд. псих.наук. – М., 1987.
20. Магомед-Эминов, М.Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения / М.Ш. Магомед-Эминов - Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. - 1984, №1. – С. 57-59.
21. Маркова А.К. Мотивация и учебная деятельность. М., 1978.
22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение,1990. – 192 с.
23. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. 3-е издание. СПб.: Питер, 2008.
24. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь., 1971.
25. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод в науке об обществе / пер. с анг. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958
26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М: Академия, 1999.
27. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ дан¬ных. — СПб.: Питер, 2013. — 416 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. – 720с.
29. Рубцов, С.В. Целевое управление корпорациями: управление изменениями / С.В. Рубцов. – М.: Бератор-пресс, 2003. – 288 с.
30. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005, 137 с.
31. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.
32. Тарасенко Е.П. Социализирующее воздействие семьи на выработку адаптационных механизмов у современных подростков / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007 / https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializiruyuschee-vozdeystvie-semi-na-vyrabotku-adaptatsionnyh-mehanizmov-u-sovremennyh-podrostkov
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. / Диагностика мотивации достижения (А.Мехрабиан) / М. 2002. C.98-102.
34. Фрейд З. Я и Оно. Л., 1924.
35. Фридман Л.М, Кулагина И.Ю / Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина – СПб.: Питер, 2006. – 412 с.
36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. /Х. Хекхаузен. М. Педагогика, 1986. Т.1 – 480 с.; Т.2 – 398 с.
37. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у совремнных подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. – 2008.
38. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. / Исследование самооценки по Дембо-Рубинштейн с элементами клинической беседы / СПб., 2004.
39. Cannon, W.B. The wisdom of the body. / W.B. Cannon. – London: Kegan Paul, 1932.
40. Eibl-Eibesfeldt, I. Human Ethology (Foundations of Human Behavior) / I. Eibl-Eibesfeldt. - Cambridge, 1979.
41. Horner, M.S. Perfomance of men in noncompetitive and interpersonal competitive achievement - oriented situations / M.S. Horner // Motivation and achievement. - Washington: Winston. - 1961. – Р. 237-254.
42. Hull C.L. Principles of Behavior. NewYork-London, 1943.
43. Lewin K. A dynamic theory of personality. NewYork, 1935.
44. Rotter, J.B. Social Learning and Clinical Psychology. / J.B. Rotter. - NewYork, 1954.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ