ИНТЕГРАЦИЯ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (НА ПРИМЕРЕ ТОРОНТО И САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ 8
1.1 Вариативность подходов к процессу миграции населения 8
1.2 Миграция населения: типы и факторы 14
1.3 Городское пространство: концепция и способы интеграции 20
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 29
2.1 Опыт Торонто в интеграции мигрантов 29
2.2 Мигранты в Санкт-Петербурге 37
2.3 Интеграция мигрантов в Санкт-Петербурге 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ 8
1.1 Вариативность подходов к процессу миграции населения 8
1.2 Миграция населения: типы и факторы 14
1.3 Городское пространство: концепция и способы интеграции 20
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 29
2.1 Опыт Торонто в интеграции мигрантов 29
2.2 Мигранты в Санкт-Петербурге 37
2.3 Интеграция мигрантов в Санкт-Петербурге 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования. Современное состояние общества характеризуется высокими темпами перемещения населения. Разные причины обуславливают миграцию людей в рамках тех или иных территорий или за их пределы. При этом масштабы, интенсивность и направленность миграционных потоков только актуализируют изучение влияния миграционных процессов на социальную структуру принимающего пространства, его экономическую и демографическую сторону.
Миграция была всегда. Было это заселение новых территорий, или добровольный уход с уже обжитых мест отдельных групп людей или целых народов, межэтнические войны – всё это отдельные проявления миграционного процесса.
Динамика миграции в условиях современной России диктует необходимость пересмотра миграционной политики. Актуальные ещё десятилетие назад направления социальной адаптации и ассимиляции мигрантов показывают свою незавершенность в вопросе приживаемости мигрантов. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, утверждённой в 2012 году и рассчитанной до 2025 года, определены условия формирования и её реализации на территории страны.
Сегодня продолжает восполняться пробел в исследовании интеграции мигрантов в городское пространство, однако многие области исследуемого явления остаются малоизученными. Проблемное поле изучаемого процесса широко и разнообразно. Мало изучено понятие «интеграция» относительно миграции населения, неясны структурные компоненты и продолжительность процесса интеграции, не разработан сам механизм, а также взаимосвязь и взаимозависимость мигрантов и местного сообщества в процессе интеграции, требует уточнения роль и влияние социальных институтов в данном процессе.
Научная неразработанность изучаемого явления, особенно в условиях высоких темпов миграции населения, предопределила рассмотрение интеграции мигрантов в местное сообщество в науке и практике современной действительности. Миграция населения нередко в своей основе несет немалое количество проблем как для мигранта, так и принимающего сообщества.
Проблемы тех мигрантов, которые решили остаться в России, решаются очень медленно. Не уделяется должного внимания решению задач расселения мигрантов, перехода от оказания им первичной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятности и соблюдению прав человека.
Ожидается, что принятие Концепции миграционной политики и её последующая имплементация позволят решить имеющиеся проблемы интеграции мигрантов в городское сообщество и сделать мигрантов полноправными членами российской общественной системы.
Степень изученности темы. Тема миграции актуальна для многих научных направлений. Её рассмотрение предпринимается исследователями в рамках социологии, демографии, экономики, политологии, географии и психологии. Изучение теории и истории миграции находит отражение в научных работах Ж.А. Зайончковской, А.Е, Крухмалева, В.С. Малахова, В.А. Моденова, В.И. Мукомеля, Т.М, Регент, Л.Л. Рыбаковского, С.С. Савоскул, Б.С. Хорева и других.
Вопросы адаптации мигрантов и взаимосвязей миграционных процессов рассматриваются в трудах В.С. Айрапетова, Г.С. Витковской, В.В. Грищенко, Н.М. Лебедевой, Е.А. Назаровой, В.Н. Петрова, Н.Н. Подпориновой и других.
Особенности защиты прав мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, толерантности к ним изложены в трудах В.А. Ачкасова, Г.В. Безюлевой, Е.В, Галуза, С.А, Ганнушкиной, И.М. Карлинской, И.Н. Русановой, Г.М. Шеламовой, А.Б. Щербаковой и других.
В зарубежной науке подходы к пониманию миграции основаны на взглядах Ш. Айзенштадта, Д. Берри, Р. Боурхиса и многих других. А актуальная сегодня концепция «транснационализма» и современные подходы к интеграции мигрантов исследуются в работах П. Кивистро, У. Робинсона, К. Сиккинк, С. Вертовец, С.В. Акопова, С.Н. Абашина, Г.И. Глущенко, М.А. Шебановой и другими.
Однако, при всем многообразии исследования различных аспектов миграции населения, проблема их интеграции в местное сообщество только начинает изучаться. Во многом это обусловлено спецификой российской действительности. В мировом сообществе процесс изучения интеграции мигрантов ведется в большинстве своем на основе их перемещения из одной страны в другую. Российские реалии диктуют противоположность мировым исследованиям в виду того, что большая часть мигрантов, переселяющихся в Россию, некогда жила в рамках СССР, в общих для всей страны социально-экономических, политических и культурных условиях.
Анализ теории и практики показал, что, несмотря на большой спектр рассматриваемых вопросов, касаемых миграции населения, существует ряд противоречий между законодательно определенной стратегией интеграции мигрантов и реальными возможностями; между концептуальной необходимостью интеграции мигрантов и существующим алгоритмом работы с данной категорией населения; между потребностью мигрантов в интеграции и отсутствием научно обоснованного и практикоориентированного механизма интеграции мигрантов в условиях нового региона.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики политики интеграции мигрантов в Торонто и Санкт-Петербурге. Данная цель обусловила следующие задачи исследования:
Определить основные подходы к интеграции мигрантов, изучить виды и способы проведения политики такого рода;
Рассмотреть пример Торонто в отношении адаптации прибывшего населения в местное сообщество;
Проанализировать состав мигрантов Санкт-Петербурга;
Определить, какой именно опыт могут перенять власти Санкт-Петербурга у руководителей Торонто для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе.
Объектом исследования является политика интеграции мигрантов в городское пространство, которая будет рассмотрена на примере Торонто и Санкт-Петербурга. Предметом исследования являются характерные черты проведения такой политики в отношении прибывшего населения.
В работе использован аналитический метод для выявления специфических черт в политике торонтских и петербургских властей и институтов. Институциональный метод применен для изучения правовых документов, посвященных политике в отношении мигрантов. Также в работе использованы элементы индуктивного метода, описание и другие. Само же исследование базируется на материалах американской, европейской и российской школ исследования этнополитологии и мультикультурализма
Миграция была всегда. Было это заселение новых территорий, или добровольный уход с уже обжитых мест отдельных групп людей или целых народов, межэтнические войны – всё это отдельные проявления миграционного процесса.
Динамика миграции в условиях современной России диктует необходимость пересмотра миграционной политики. Актуальные ещё десятилетие назад направления социальной адаптации и ассимиляции мигрантов показывают свою незавершенность в вопросе приживаемости мигрантов. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, утверждённой в 2012 году и рассчитанной до 2025 года, определены условия формирования и её реализации на территории страны.
Сегодня продолжает восполняться пробел в исследовании интеграции мигрантов в городское пространство, однако многие области исследуемого явления остаются малоизученными. Проблемное поле изучаемого процесса широко и разнообразно. Мало изучено понятие «интеграция» относительно миграции населения, неясны структурные компоненты и продолжительность процесса интеграции, не разработан сам механизм, а также взаимосвязь и взаимозависимость мигрантов и местного сообщества в процессе интеграции, требует уточнения роль и влияние социальных институтов в данном процессе.
Научная неразработанность изучаемого явления, особенно в условиях высоких темпов миграции населения, предопределила рассмотрение интеграции мигрантов в местное сообщество в науке и практике современной действительности. Миграция населения нередко в своей основе несет немалое количество проблем как для мигранта, так и принимающего сообщества.
Проблемы тех мигрантов, которые решили остаться в России, решаются очень медленно. Не уделяется должного внимания решению задач расселения мигрантов, перехода от оказания им первичной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятности и соблюдению прав человека.
Ожидается, что принятие Концепции миграционной политики и её последующая имплементация позволят решить имеющиеся проблемы интеграции мигрантов в городское сообщество и сделать мигрантов полноправными членами российской общественной системы.
Степень изученности темы. Тема миграции актуальна для многих научных направлений. Её рассмотрение предпринимается исследователями в рамках социологии, демографии, экономики, политологии, географии и психологии. Изучение теории и истории миграции находит отражение в научных работах Ж.А. Зайончковской, А.Е, Крухмалева, В.С. Малахова, В.А. Моденова, В.И. Мукомеля, Т.М, Регент, Л.Л. Рыбаковского, С.С. Савоскул, Б.С. Хорева и других.
Вопросы адаптации мигрантов и взаимосвязей миграционных процессов рассматриваются в трудах В.С. Айрапетова, Г.С. Витковской, В.В. Грищенко, Н.М. Лебедевой, Е.А. Назаровой, В.Н. Петрова, Н.Н. Подпориновой и других.
Особенности защиты прав мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, толерантности к ним изложены в трудах В.А. Ачкасова, Г.В. Безюлевой, Е.В, Галуза, С.А, Ганнушкиной, И.М. Карлинской, И.Н. Русановой, Г.М. Шеламовой, А.Б. Щербаковой и других.
В зарубежной науке подходы к пониманию миграции основаны на взглядах Ш. Айзенштадта, Д. Берри, Р. Боурхиса и многих других. А актуальная сегодня концепция «транснационализма» и современные подходы к интеграции мигрантов исследуются в работах П. Кивистро, У. Робинсона, К. Сиккинк, С. Вертовец, С.В. Акопова, С.Н. Абашина, Г.И. Глущенко, М.А. Шебановой и другими.
Однако, при всем многообразии исследования различных аспектов миграции населения, проблема их интеграции в местное сообщество только начинает изучаться. Во многом это обусловлено спецификой российской действительности. В мировом сообществе процесс изучения интеграции мигрантов ведется в большинстве своем на основе их перемещения из одной страны в другую. Российские реалии диктуют противоположность мировым исследованиям в виду того, что большая часть мигрантов, переселяющихся в Россию, некогда жила в рамках СССР, в общих для всей страны социально-экономических, политических и культурных условиях.
Анализ теории и практики показал, что, несмотря на большой спектр рассматриваемых вопросов, касаемых миграции населения, существует ряд противоречий между законодательно определенной стратегией интеграции мигрантов и реальными возможностями; между концептуальной необходимостью интеграции мигрантов и существующим алгоритмом работы с данной категорией населения; между потребностью мигрантов в интеграции и отсутствием научно обоснованного и практикоориентированного механизма интеграции мигрантов в условиях нового региона.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики политики интеграции мигрантов в Торонто и Санкт-Петербурге. Данная цель обусловила следующие задачи исследования:
Определить основные подходы к интеграции мигрантов, изучить виды и способы проведения политики такого рода;
Рассмотреть пример Торонто в отношении адаптации прибывшего населения в местное сообщество;
Проанализировать состав мигрантов Санкт-Петербурга;
Определить, какой именно опыт могут перенять власти Санкт-Петербурга у руководителей Торонто для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе.
Объектом исследования является политика интеграции мигрантов в городское пространство, которая будет рассмотрена на примере Торонто и Санкт-Петербурга. Предметом исследования являются характерные черты проведения такой политики в отношении прибывшего населения.
В работе использован аналитический метод для выявления специфических черт в политике торонтских и петербургских властей и институтов. Институциональный метод применен для изучения правовых документов, посвященных политике в отношении мигрантов. Также в работе использованы элементы индуктивного метода, описание и другие. Само же исследование базируется на материалах американской, европейской и российской школ исследования этнополитологии и мультикультурализма
Определив основные подходы к интеграции мигрантов, изучив виды и способы проведения интеграционной политики, были выявлено отсутствие единого подхода к пониманию этого процесса. На наш взгляд, проблематику интеграции мигрантов нельзя вырывать из контекста социальных отношений, а возникающие вокруг этого процесса вопросы не следует рассматривать изолированно. Необходимо обсуждать не абстрактную «проблему интеграции», а комплекс общественных отношений, где непременно возникает и разрешается множество проблем.
Являясь одной из стратегий приживаемости переселенцев, интеграция содержит в своей основе процесс перехода с позиции мигрантов в состав местного населения, что иногда именуется «адаптацией». Изучив позиции отечественных и иностранных исследователей, был сделан следующий вывод. Интеграция – это сложный процесс вхождения переселенца в состав местного населения, который состоит из определенных этапов – адаптации, интеграции, ассимиляции и т.д. Адаптируясь к новым условиям жизни, мигрант начинает искать в принимающем сообществе те аспекты и нюансы, которые могут позволить ему приспособиться к проживанию на принимающей территории. Ввиду этого, адаптация и интеграция продолжают выступать смежными процессами приживаемости мигрантов в условиях нового региона, без которых приживаемость невозможна.
Был рассмотрен пример Торонто как города с огромным и успешным опытом в проведения политики интеграции мигрантов в городское пространство. Специфической особенностью осуществления деятельности властей Торонто оказалась всесторонняя работа с прибывшим населением, а также привлечение частного финансирования программ интеграции. Отмечены усилия властей Торонто в решении проблем прибывающих мигрантов в сфере трудоустройства, поиска жилья, изучении языка, обеспечении безопасности, борьбы с дискриминацией и расизмом. Замечено, что власти города начинают работу, прежде всего, с детьми мигрантов и с местным населением, так как воспитание толерантного и уважительного отношения с детских лет принесёт пользу в будущем и улучшит отношения уже следующего поколения с вновь прибывающим населением.
Проанализировав состав мигрантов Санкт-Петербурга, было установлено, что значительная часть переселенцев занята в строительной сфере либо на низкооплачиваемых работах, что обуславливает специфику их деятельности и проживания в Санкт-Петербурге. А имеющиеся у граждан Санкт-Петербурга стереотипы относительно прибывающих мигрантов из Средней Азии не способствуют успешной интеграции приезжих в принимающее городское сообщество.
Также анализируя деятельность торонтских властей, на наш взгляд, кажется целесообразным воспользоваться их опытом для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе. Как показывает опыт Торонто, осуществляемые на муниципальном уровне действия, нацеленные на борьбу с ксенофобией и нетерпимости, дают больший эффект тогда, когда они осуществляются вместе с проводимой общегосударственной политикой. Тем не менее, ввиду специфики политики интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге, заключающейся в жесткой законодательной базе и необходимостью работы с представителями огромного числа национальностей, проживающих в городе, необходимо продолжать деятельность по отношению к прибывающему населению. Например, расширение контекста реализации программы «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге» может улучшить итоговый результат. Участие в сетевых и двусторонних программах международного сотрудничества в области толерантности, а также содействие в деятельности «гражданских сетей» для предотвращения и борьбы с насилием на почве нетерпимости видится, на наш взгляд, важным аспектом проведения интеграционной политики.
Возможно, стоило бы рассмотреть возможность создания должности Уполномоченного по вопросам интеграции и миграции в Санкт-Петербурге. В круг его полномочий могли бы входить следующие вопросы: инициирование расследования случаев дискриминации и содействие в его проведении; взаимодействие с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросам профилактики и расследования преступлений, совершенных на конфессиональной и национальной почве; профилактическая работа, нацеленная на предотвращение дискриминации.
Привлечение внимания горожан через публикации в СМИ к положительным аспектам совместного существования различных культур, проведение кампании социальной рекламы по формированию позитивного отношения к представителям разных рас, вероисповеданий и этносов позволят сформировать информационный фон для проведения дальнейшей работы по интеграции прибывшего населения.
Создание единого городского веб-портала с информацией, касающейся трудоустройства мигрантов и их социальных прав (здравоохранение, образований детей, юридическая защита) позволила бы расширить состав интеграционных инструментов.
Необходимо осуществлять работу с молодёжью, в том числе и через их родителей, привлекая их к организации и участию в этнокультурных мероприятиях, а также распространяя среди них информационные буклеты с информацией, позволяющей защитить ребенка от пропаганды ксенофобии. Проведение воспитательной работы по вопросам толерантности с учащимися школ, ВУЗов, организация круглых столов и конференций будет способствовать улучшению взаимодействия с представителями этнических сообществ и органами власти. Нужно способствовать приобщению молодёжи к культуре толерантности при помощи создания и продвижения страниц о мероприятия по проблемам толерантности в социальных медиа (Twitter, Facebook, ВКонтакте и др.). Также стоит наладить работу профессиональных конфликтологов и психологов на форумах в сети Интернет по вопросам межэтнических отношений в городе.
Несомненно, стоит продолжать работу по обучению мигрантов русскому языку и основам российской культуры, а также особенностей проживания в Санкт-Петербурге. Этому может помочь привлечение ведущих деятелей религиозных конфессий в их проводимой деятельности по адаптации мигрантов. Возможно, стоит провести грамотную информационную поддержку Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга (с целью просвещения населения и объяснения мирных основ традиционного ислама, в противовес радикализму и деструктивности групп и течений, нетрадиционных для мусульманской культуры региона), чтобы петербургские мечети стали центрами общественной и культурной жизни как для горожан, исповедующих ислам, так и для иного населения.
Проанализировав опыт канадского города и то, какую политику по отношению к мигрантам проводят власти Санкт-Петербурга, были выявлены направления, по которым следует усилить деятельность Комитета по межнациональным отношениям и негосударственных организаций. К тому же, у Петербурга существуют свои преимущества и специфические особенности, которые создают более благоприятные условия для интеграции мигрантов и противодействия ксенофобии к этнокультурным меньшинствам. Отсутствие сформировавшихся районов компактного проживания мигрантов, а также и минимальное владение русским языком большинством прибывающих в город мигрантов, являющихся, как правило, выходцами из республик бывшего Советского Союза, способствуют дальнейшему осуществлению интеграции и инкультурации мигрантов в мегаполисе.
Являясь одной из стратегий приживаемости переселенцев, интеграция содержит в своей основе процесс перехода с позиции мигрантов в состав местного населения, что иногда именуется «адаптацией». Изучив позиции отечественных и иностранных исследователей, был сделан следующий вывод. Интеграция – это сложный процесс вхождения переселенца в состав местного населения, который состоит из определенных этапов – адаптации, интеграции, ассимиляции и т.д. Адаптируясь к новым условиям жизни, мигрант начинает искать в принимающем сообществе те аспекты и нюансы, которые могут позволить ему приспособиться к проживанию на принимающей территории. Ввиду этого, адаптация и интеграция продолжают выступать смежными процессами приживаемости мигрантов в условиях нового региона, без которых приживаемость невозможна.
Был рассмотрен пример Торонто как города с огромным и успешным опытом в проведения политики интеграции мигрантов в городское пространство. Специфической особенностью осуществления деятельности властей Торонто оказалась всесторонняя работа с прибывшим населением, а также привлечение частного финансирования программ интеграции. Отмечены усилия властей Торонто в решении проблем прибывающих мигрантов в сфере трудоустройства, поиска жилья, изучении языка, обеспечении безопасности, борьбы с дискриминацией и расизмом. Замечено, что власти города начинают работу, прежде всего, с детьми мигрантов и с местным населением, так как воспитание толерантного и уважительного отношения с детских лет принесёт пользу в будущем и улучшит отношения уже следующего поколения с вновь прибывающим населением.
Проанализировав состав мигрантов Санкт-Петербурга, было установлено, что значительная часть переселенцев занята в строительной сфере либо на низкооплачиваемых работах, что обуславливает специфику их деятельности и проживания в Санкт-Петербурге. А имеющиеся у граждан Санкт-Петербурга стереотипы относительно прибывающих мигрантов из Средней Азии не способствуют успешной интеграции приезжих в принимающее городское сообщество.
Также анализируя деятельность торонтских властей, на наш взгляд, кажется целесообразным воспользоваться их опытом для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе. Как показывает опыт Торонто, осуществляемые на муниципальном уровне действия, нацеленные на борьбу с ксенофобией и нетерпимости, дают больший эффект тогда, когда они осуществляются вместе с проводимой общегосударственной политикой. Тем не менее, ввиду специфики политики интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге, заключающейся в жесткой законодательной базе и необходимостью работы с представителями огромного числа национальностей, проживающих в городе, необходимо продолжать деятельность по отношению к прибывающему населению. Например, расширение контекста реализации программы «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге» может улучшить итоговый результат. Участие в сетевых и двусторонних программах международного сотрудничества в области толерантности, а также содействие в деятельности «гражданских сетей» для предотвращения и борьбы с насилием на почве нетерпимости видится, на наш взгляд, важным аспектом проведения интеграционной политики.
Возможно, стоило бы рассмотреть возможность создания должности Уполномоченного по вопросам интеграции и миграции в Санкт-Петербурге. В круг его полномочий могли бы входить следующие вопросы: инициирование расследования случаев дискриминации и содействие в его проведении; взаимодействие с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросам профилактики и расследования преступлений, совершенных на конфессиональной и национальной почве; профилактическая работа, нацеленная на предотвращение дискриминации.
Привлечение внимания горожан через публикации в СМИ к положительным аспектам совместного существования различных культур, проведение кампании социальной рекламы по формированию позитивного отношения к представителям разных рас, вероисповеданий и этносов позволят сформировать информационный фон для проведения дальнейшей работы по интеграции прибывшего населения.
Создание единого городского веб-портала с информацией, касающейся трудоустройства мигрантов и их социальных прав (здравоохранение, образований детей, юридическая защита) позволила бы расширить состав интеграционных инструментов.
Необходимо осуществлять работу с молодёжью, в том числе и через их родителей, привлекая их к организации и участию в этнокультурных мероприятиях, а также распространяя среди них информационные буклеты с информацией, позволяющей защитить ребенка от пропаганды ксенофобии. Проведение воспитательной работы по вопросам толерантности с учащимися школ, ВУЗов, организация круглых столов и конференций будет способствовать улучшению взаимодействия с представителями этнических сообществ и органами власти. Нужно способствовать приобщению молодёжи к культуре толерантности при помощи создания и продвижения страниц о мероприятия по проблемам толерантности в социальных медиа (Twitter, Facebook, ВКонтакте и др.). Также стоит наладить работу профессиональных конфликтологов и психологов на форумах в сети Интернет по вопросам межэтнических отношений в городе.
Несомненно, стоит продолжать работу по обучению мигрантов русскому языку и основам российской культуры, а также особенностей проживания в Санкт-Петербурге. Этому может помочь привлечение ведущих деятелей религиозных конфессий в их проводимой деятельности по адаптации мигрантов. Возможно, стоит провести грамотную информационную поддержку Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга (с целью просвещения населения и объяснения мирных основ традиционного ислама, в противовес радикализму и деструктивности групп и течений, нетрадиционных для мусульманской культуры региона), чтобы петербургские мечети стали центрами общественной и культурной жизни как для горожан, исповедующих ислам, так и для иного населения.
Проанализировав опыт канадского города и то, какую политику по отношению к мигрантам проводят власти Санкт-Петербурга, были выявлены направления, по которым следует усилить деятельность Комитета по межнациональным отношениям и негосударственных организаций. К тому же, у Петербурга существуют свои преимущества и специфические особенности, которые создают более благоприятные условия для интеграции мигрантов и противодействия ксенофобии к этнокультурным меньшинствам. Отсутствие сформировавшихся районов компактного проживания мигрантов, а также и минимальное владение русским языком большинством прибывающих в город мигрантов, являющихся, как правило, выходцами из республик бывшего Советского Союза, способствуют дальнейшему осуществлению интеграции и инкультурации мигрантов в мегаполисе.



