ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ 8
1.1 Вариативность подходов к процессу миграции населения 8
1.2 Миграция населения: типы и факторы 14
1.3 Городское пространство: концепция и способы интеграции 20
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО 29
2.1 Опыт Торонто в интеграции мигрантов 29
2.2 Мигранты в Санкт-Петербурге 37
2.3 Интеграция мигрантов в Санкт-Петербурге 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования. Современное состояние общества характеризуется высокими темпами перемещения населения. Разные причины обуславливают миграцию людей в рамках тех или иных территорий или за их пределы. При этом масштабы, интенсивность и направленность миграционных потоков только актуализируют изучение влияния миграционных процессов на социальную структуру принимающего пространства, его экономическую и демографическую сторону.
Миграция была всегда. Было это заселение новых территорий, или добровольный уход с уже обжитых мест отдельных групп людей или целых народов, межэтнические войны – всё это отдельные проявления миграционного процесса.
Динамика миграции в условиях современной России диктует необходимость пересмотра миграционной политики. Актуальные ещё десятилетие назад направления социальной адаптации и ассимиляции мигрантов показывают свою незавершенность в вопросе приживаемости мигрантов. В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, утверждённой в 2012 году и рассчитанной до 2025 года, определены условия формирования и её реализации на территории страны.
Сегодня продолжает восполняться пробел в исследовании интеграции мигрантов в городское пространство, однако многие области исследуемого явления остаются малоизученными. Проблемное поле изучаемого процесса широко и разнообразно. Мало изучено понятие «интеграция» относительно миграции населения, неясны структурные компоненты и продолжительность процесса интеграции, не разработан сам механизм, а также взаимосвязь и взаимозависимость мигрантов и местного сообщества в процессе интеграции, требует уточнения роль и влияние социальных институтов в данном процессе.
Научная неразработанность изучаемого явления, особенно в условиях высоких темпов миграции населения, предопределила рассмотрение интеграции мигрантов в местное сообщество в науке и практике современной действительности. Миграция населения нередко в своей основе несет немалое количество проблем как для мигранта, так и принимающего сообщества.
Проблемы тех мигрантов, которые решили остаться в России, решаются очень медленно. Не уделяется должного внимания решению задач расселения мигрантов, перехода от оказания им первичной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятности и соблюдению прав человека.
Ожидается, что принятие Концепции миграционной политики и её последующая имплементация позволят решить имеющиеся проблемы интеграции мигрантов в городское сообщество и сделать мигрантов полноправными членами российской общественной системы.
Степень изученности темы. Тема миграции актуальна для многих научных направлений. Её рассмотрение предпринимается исследователями в рамках социологии, демографии, экономики, политологии, географии и психологии. Изучение теории и истории миграции находит отражение в научных работах Ж.А. Зайончковской, А.Е, Крухмалева, В.С. Малахова, В.А. Моденова, В.И. Мукомеля, Т.М, Регент, Л.Л. Рыбаковского, С.С. Савоскул, Б.С. Хорева и других.
Вопросы адаптации мигрантов и взаимосвязей миграционных процессов рассматриваются в трудах В.С. Айрапетова, Г.С. Витковской, В.В. Грищенко, Н.М. Лебедевой, Е.А. Назаровой, В.Н. Петрова, Н.Н. Подпориновой и других.
Особенности защиты прав мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев, толерантности к ним изложены в трудах В.А. Ачкасова, Г.В. Безюлевой, Е.В, Галуза, С.А, Ганнушкиной, И.М. Карлинской, И.Н. Русановой, Г.М. Шеламовой, А.Б. Щербаковой и других.
В зарубежной науке подходы к пониманию миграции основаны на взглядах Ш. Айзенштадта, Д. Берри, Р. Боурхиса и многих других. А актуальная сегодня концепция «транснационализма» и современные подходы к интеграции мигрантов исследуются в работах П. Кивистро, У. Робинсона, К. Сиккинк, С. Вертовец, С.В. Акопова, С.Н. Абашина, Г.И. Глущенко, М.А. Шебановой и другими.
Однако, при всем многообразии исследования различных аспектов миграции населения, проблема их интеграции в местное сообщество только начинает изучаться. Во многом это обусловлено спецификой российской действительности. В мировом сообществе процесс изучения интеграции мигрантов ведется в большинстве своем на основе их перемещения из одной страны в другую. Российские реалии диктуют противоположность мировым исследованиям в виду того, что большая часть мигрантов, переселяющихся в Россию, некогда жила в рамках СССР, в общих для всей страны социально-экономических, политических и культурных условиях.
Анализ теории и практики показал, что, несмотря на большой спектр рассматриваемых вопросов, касаемых миграции населения, существует ряд противоречий между законодательно определенной стратегией интеграции мигрантов и реальными возможностями; между концептуальной необходимостью интеграции мигрантов и существующим алгоритмом работы с данной категорией населения; между потребностью мигрантов в интеграции и отсутствием научно обоснованного и практикоориентированного механизма интеграции мигрантов в условиях нового региона.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление специфики политики интеграции мигрантов в Торонто и Санкт-Петербурге. Данная цель обусловила следующие задачи исследования:
Определить основные подходы к интеграции мигрантов, изучить виды и способы проведения политики такого рода;
Рассмотреть пример Торонто в отношении адаптации прибывшего населения в местное сообщество;
Проанализировать состав мигрантов Санкт-Петербурга;
Определить, какой именно опыт могут перенять власти Санкт-Петербурга у руководителей Торонто для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе.
Объектом исследования является политика интеграции мигрантов в городское пространство, которая будет рассмотрена на примере Торонто и Санкт-Петербурга. Предметом исследования являются характерные черты проведения такой политики в отношении прибывшего населения.
В работе использован аналитический метод для выявления специфических черт в политике торонтских и петербургских властей и институтов. Институциональный метод применен для изучения правовых документов, посвященных политике в отношении мигрантов. Также в работе использованы элементы индуктивного метода, описание и другие. Само же исследование базируется на материалах американской, европейской и российской школ исследования этнополитологии и мультикультурализма
Определив основные подходы к интеграции мигрантов, изучив виды и способы проведения интеграционной политики, были выявлено отсутствие единого подхода к пониманию этого процесса. На наш взгляд, проблематику интеграции мигрантов нельзя вырывать из контекста социальных отношений, а возникающие вокруг этого процесса вопросы не следует рассматривать изолированно. Необходимо обсуждать не абстрактную «проблему интеграции», а комплекс общественных отношений, где непременно возникает и разрешается множество проблем.
Являясь одной из стратегий приживаемости переселенцев, интеграция содержит в своей основе процесс перехода с позиции мигрантов в состав местного населения, что иногда именуется «адаптацией». Изучив позиции отечественных и иностранных исследователей, был сделан следующий вывод. Интеграция – это сложный процесс вхождения переселенца в состав местного населения, который состоит из определенных этапов – адаптации, интеграции, ассимиляции и т.д. Адаптируясь к новым условиям жизни, мигрант начинает искать в принимающем сообществе те аспекты и нюансы, которые могут позволить ему приспособиться к проживанию на принимающей территории. Ввиду этого, адаптация и интеграция продолжают выступать смежными процессами приживаемости мигрантов в условиях нового региона, без которых приживаемость невозможна.
Был рассмотрен пример Торонто как города с огромным и успешным опытом в проведения политики интеграции мигрантов в городское пространство. Специфической особенностью осуществления деятельности властей Торонто оказалась всесторонняя работа с прибывшим населением, а также привлечение частного финансирования программ интеграции. Отмечены усилия властей Торонто в решении проблем прибывающих мигрантов в сфере трудоустройства, поиска жилья, изучении языка, обеспечении безопасности, борьбы с дискриминацией и расизмом. Замечено, что власти города начинают работу, прежде всего, с детьми мигрантов и с местным населением, так как воспитание толерантного и уважительного отношения с детских лет принесёт пользу в будущем и улучшит отношения уже следующего поколения с вновь прибывающим населением.
Проанализировав состав мигрантов Санкт-Петербурга, было установлено, что значительная часть переселенцев занята в строительной сфере либо на низкооплачиваемых работах, что обуславливает специфику их деятельности и проживания в Санкт-Петербурге. А имеющиеся у граждан Санкт-Петербурга стереотипы относительно прибывающих мигрантов из Средней Азии не способствуют успешной интеграции приезжих в принимающее городское сообщество.
Также анализируя деятельность торонтских властей, на наш взгляд, кажется целесообразным воспользоваться их опытом для проведения успешной адаптации мигрантов к жизни в городе. Как показывает опыт Торонто, осуществляемые на муниципальном уровне действия, нацеленные на борьбу с ксенофобией и нетерпимости, дают больший эффект тогда, когда они осуществляются вместе с проводимой общегосударственной политикой. Тем не менее, ввиду специфики политики интеграции мигрантов в Санкт-Петербурге, заключающейся в жесткой законодательной базе и необходимостью работы с представителями огромного числа национальностей, проживающих в городе, необходимо продолжать деятельность по отношению к прибывающему населению. Например, расширение контекста реализации программы «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге» может улучшить итоговый результат. Участие в сетевых и двусторонних программах международного сотрудничества в области толерантности, а также содействие в деятельности «гражданских сетей» для предотвращения и борьбы с насилием на почве нетерпимости видится, на наш взгляд, важным аспектом проведения интеграционной политики.
Возможно, стоило бы рассмотреть возможность создания должности Уполномоченного по вопросам интеграции и миграции в Санкт-Петербурге. В круг его полномочий могли бы входить следующие вопросы: инициирование расследования случаев дискриминации и содействие в его проведении; взаимодействие с ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по вопросам профилактики и расследования преступлений, совершенных на конфессиональной и национальной почве; профилактическая работа, нацеленная на предотвращение дискриминации.
Привлечение внимания горожан через публикации в СМИ к положительным аспектам совместного существования различных культур, проведение кампании социальной рекламы по формированию позитивного отношения к представителям разных рас, вероисповеданий и этносов позволят сформировать информационный фон для проведения дальнейшей работы по интеграции прибывшего населения.
Создание единого городского веб-портала с информацией, касающейся трудоустройства мигрантов и их социальных прав (здравоохранение, образований детей, юридическая защита) позволила бы расширить состав интеграционных инструментов.
Необходимо осуществлять работу с молодёжью, в том числе и через их родителей, привлекая их к организации и участию в этнокультурных мероприятиях, а также распространяя среди них информационные буклеты с информацией, позволяющей защитить ребенка от пропаганды ксенофобии. Проведение воспитательной работы по вопросам толерантности с учащимися школ, ВУЗов, организация круглых столов и конференций будет способствовать улучшению взаимодействия с представителями этнических сообществ и органами власти. Нужно способствовать приобщению молодёжи к культуре толерантности при помощи создания и продвижения страниц о мероприятия по проблемам толерантности в социальных медиа (Twitter, Facebook, ВКонтакте и др.). Также стоит наладить работу профессиональных конфликтологов и психологов на форумах в сети Интернет по вопросам межэтнических отношений в городе.
Несомненно, стоит продолжать работу по обучению мигрантов русскому языку и основам российской культуры, а также особенностей проживания в Санкт-Петербурге. Этому может помочь привлечение ведущих деятелей религиозных конфессий в их проводимой деятельности по адаптации мигрантов. Возможно, стоит провести грамотную информационную поддержку Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга (с целью просвещения населения и объяснения мирных основ традиционного ислама, в противовес радикализму и деструктивности групп и течений, нетрадиционных для мусульманской культуры региона), чтобы петербургские мечети стали центрами общественной и культурной жизни как для горожан, исповедующих ислам, так и для иного населения.
Проанализировав опыт канадского города и то, какую политику по отношению к мигрантам проводят власти Санкт-Петербурга, были выявлены направления, по которым следует усилить деятельность Комитета по межнациональным отношениям и негосударственных организаций. К тому же, у Петербурга существуют свои преимущества и специфические особенности, которые создают более благоприятные условия для интеграции мигрантов и противодействия ксенофобии к этнокультурным меньшинствам. Отсутствие сформировавшихся районов компактного проживания мигрантов, а также и минимальное владение русским языком большинством прибывающих в город мигрантов, являющихся, как правило, выходцами из республик бывшего Советского Союза, способствуют дальнейшему осуществлению интеграции и инкультурации мигрантов в мегаполисе.
1. Абашин С.Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм. // Этнографическое обозрение. – М., 2012. – № 4.
2. Айрапетов В.С. Социальные проблемы вынужденной миграции: состояние и пути решения (на материале современной России). – М., 1994. – 121 с.
3. Акопов С.В. О роли транснациональных интеллектуалов в эпоху кризиса мультикультурализма. // Власть. – М., 2011. – № 12.
4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 164 с.
5. Витковская Г., Панарин С. Миграция и безопасность в России. – М., 2000. – 341 с.
6. Воробьёва О.В. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2003. – №9 (202).
7. Галуза Е.В., Денисова Г.С., Кашуба Ю.А., Контарев А.А., Перекрестов В.И. Миграционные процессы в современной России (учебное пособие). – Ростов, 2004. – 299 с.
8. Ганнушкина С.А. Актуальные проблемы миграции. Международные механизмы защиты прав беженцев. – М.: Звенья, 1999. – 206 с.
9. Глущенко Г.И. Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития. // Мировая экономика и международные отношения, 2005. – № 12.
10. Головкина О.В. Канадский мультикультурализм как основа национальной идентичности Канады. // Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – Волгоград, 2004. – №9.
11. Грищенко В.В. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего зарубежья в России: Монография. – М.: ИЭА РАН, 1999. – 189 с.
12. Джекобс Дж. Смерть и жизнь больших американских городов = The Death and Life of Great American Cities / пер. Леонид Мотылев. – М.: Новое издательство, 2011. – 39 с.
13. Джон Берри Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы (Перевод с англ. Ивана Шолохова). / Развитие личности, 2001. – №3-4.
14. Дмитриев В.А., Кузнецов В.А., Оленников С.М., Никифорова Л.В. Петербургский полицейский. Основы толерантного поведения: Учебное пособие. – СПб., 2011. – 140 с.
15. Дунаева Е. В. Стремиться к комфорту: интервью // Русский штандарт. – 2012. – № 7.
16. Заончковская Ж.А. Миграция и информация. – М., 2000. – 247 с.
17. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе. // Социологические исследования, 1978. – №1.
18. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования. Монография / Зинченко Н.Н. – М.: Внешторгиздат, 2003. – 264 c.
19. Идентичность и толерантность: Сб. статей. / Отв. Ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002. – 416 с.
20. Ионцев В. А. Классификация основных теоретических подходов в изучении миграции населения // Миграция в России. 2000-2012. Хрестоматия в трех томах. ч.3. Российский совет по международным делам. Т. 1. – Спецкнига Москва, 2013. – 193 с.
21. Караханова Т.М. Некоторые вопросы миграции населения в Узбекистанской ССР: автореф. дисс.на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. – М., 1971. – 59 с.
22. Карлинская И.М., Русанова И.Н., Шлягина Е.И., Щербакова А.Б. Исследование толерантности отношения коренного населения различных городов России к вынужденным переселенцам. – М., 2002. – 206 с.
23. Кокорев Е.М. Социальное развитие северного региона. – Магадан, 1981. – 180 с.
24. Кочеткова Л.Ю.Транснациональная миграция: понятие, условия развития и последствия. // Географический вестник. – Пермь, 2013. – №2(25).
25. Крухмалев А.Е. Миграционные проблемы в современной России. // Социс. – 2002. – №9.
26. Малахов В.С. Интеграция мигрантов: концепции и практики. – М.: Мысль, 2015. – 261 с.
27. Масталерж Н.А. Формирование концепции общественного пространства как структурного элемента городской среды. // Архитектон: Известия вузов. – Самара, 2013. – №43.
28. Моденов В.А., Носов А.Г. Россия и миграция. История, реальность, перспективы. – М.: Прометей, 2002. – 328 с.
29. Мукомель В.И. Грани интолерантности (мигрантофобии, этнофобии). // Социс. – 2005. – №2.
30. Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты. / Институт социологии РАН. – М.: Диполь-Т, 2005. – 351 с.
31. Назарова Е.А. Особенности миграции. // Социс, 2000. – №7.
32. Паламарчук К.О. Основные направления социальной поддержки мигрантов в Санкт-Петербурге // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2015. – Т. 6. № 2 (19).
33. Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России. – М., 2003. – 62 с.
34. Петров В.Н. Миграция населения и этнические мигранты в современной России: Монография. / Под ред. В.И. Добренькова. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2004. – 245 с.
35. Подпоринова Н.Н. Социальная адаптация мигрантов к социокультурной среде региона: автореф. на соиск. учен. степ. канд. соц. наук. – Белгород, 2005. – 159 с.
36. Регент Т.М. Миграция в России: проблемы государственного управления. – М., 1999. – 162 с.
37. Родоман Б.Б. Введение в социальную географию. – М., 1998. – 103 с.
38. Романов И.А. Миграционные процессы в современной России: вопросы теории и практики регулирования. – М., 2005. – 180 с.
39. Рыбаковский Л.Л. Исследования миграция населения в России / Л.Л. Рыбаковский, РАН. Ин-т соц.-полит. исслед. – М.: ИСПИ РАН, 2000. – 340 с.
40. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории). – М., 2003. – 230 с.
41. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения // Практическая демография / Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. М., 2005.
42. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. – М., 2004.
43. Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. – Ставрополь: Кн. Изд-во, 2001. – 139 с.
44. Савоскул С.С. Миграционная ситуация, переселение и адаптация в России (Сб. ст.). – М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, Центр по изучению межнациональных отношений, 2000. – 358 с.
45. Старостин А. Политика ДУМ России по социокультурной адаптации мигрантов // Ислам в Содружестве Независимых Государств. – ИД Медина, 2012. – № 2 (7).
46. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА_М, 2001. – 366 с.
47. Технология социальной работы.: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 340 с.
48. Трудовая миграция и политика интеграции мигрантов в Германии и России: Коллективная монография / Редактор и составитель М. С. Розанова. Перевод с английского языка М. С. Розановой и А. Б. Лесохина. — СПб.: Центр гражданских, социальных, научных и культурных инициатив «СТРАТЕГИЯ»; Скифия-принт, 2016. — 192 с
49. Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ // Муниципальная власть. 2004. – №11-12.
50. Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. – М., 1978. – 213 с.
51. Шебанова М.А. Агенты транснационализма.// Теория и практика общественного развития, 2010. – № 4.
52. Этническое многообразие и толерантность: сравнение проблем и решений в городах мира / Отв. Ред. В.А. Ачкасов. – СПб, 2008. – 54 с.
53. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 272 с.
54. Basch L., Glick Schiller N., Blanc-Szanton C. Nations Unbound: Transnational Projects, Postcolonial Predicaments, and Deterritoralized Nation-States. London: Gordon and Breach, 1994. P.6.
55. Berry J.W. Immigration, acculturation, and adaptation / Applied Psychology, 1997. – №46 (1).
56. Berry, J.W., Kalin, R. and Taylor, D.M. Multiculturalism and Ethnic Attitudes in Canada // Ministry of Supply and Services. – Ottawa, 1977.
57. Berry, John. Acculturation and Adaptation in a New Society / International Migration, 1992. – Vol. 30.
58. Bourhis Richard Y., Lena C. Moise, Stephane Pereault, Sasha Senegal. Towards an Interactive Acculturation Model: A Social Psychology Approach / International Journal of International, 1997. – Vol. 32 (6).
59. Castles S., Haas H., Miller M.J. The Age of Migration. International Popular Movements In The Modern World, 2014.
60. Eisenstadt, Shmuel N. The Absorbation of Immigrants: A Comparative Study Based Mainly on the Jewish Community in Palestine and The State of Israel. – London: Routledge&Kegan Paul, 1954.
61. Fleury D, Human A study of poverty and working poverty among recent immigrants to Canada: Final report. / Resources and Social Development Canada, 2007.
62. Hawkins, F. Canadian Immigration: Public Policy and Public Concern / Montreal: McGrill-Queens Univ. Press, 1972.
63. Herzog, L.A. Return to the center. Austin: University of Texas Press, 2006.
64. Kazemipur A, Halli S. The invisible barrier: Neighbourhood poverty and integration of immigrants in Canada. / Journal International Migrants Integration, 2000. – №1(1).
65. Kivisto Peter. Theorizing Transnational Migration: A Critical Review of Current Efforts / Ethnic and Racial Studies, 2001.
66. Lofland, L. The Public realm. New York: Aldine de Gruyter, 1998.
67. Robinson William I. A Theory of Global Capitalism: Production, Class, and State in a Transnational World / Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 2014.
68. Sikkink, Kathryn. Transnational Politics, International Relations Theory, and Human Rights / PS: Political Science and Politics, 1998. – № 31(3).
69. Vertovec, Steven. Transnationalism and Identity / Journal of Ethnic and Migration Studies, 2001. – № 27 (4).
70. Zukin Sh. Naked City: The Death and Life of Authentic Urban Places. Oxford University Press, 2010.
Источники на электронных носителях
71. Безработица населения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: официальный сайт. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/40bf77004df4a2519391f30d534aab22/02brab_g.pdf (дата обращения: 1.05.2017)
72. В петербургском Пулково появилась специальная миграционная зона. [Электронный ресурс] // Мир24. URL: http://mir24.tv/news/society/10955550 (дата обращения: 3.05.2017)
73. В Санкт-Петербурге мигрантов зазывают в «доходные дома» [Электронный ресурс] // Regnum. Информационное агентство. URL: http://www.regnum.ru /news/1535855.html#ixzz2wyyosMZj (дата обращения: 13.05.2017)
74. Губернатор открыла дом для гастарбайтеров. [Электронный ресурс] // Фонтанка.ру. URL: http://www.fontanka.ru/2009/12/18/152/ (дата обращения: 4.05.2017)
75. Депутаты просят вывести на улицы Санкт-Петербурга народные дружины против мигрантов-нелегалов [Электронный ресурс] // ИА REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1627419.html#ixzz2h1NsQ3LZ. (дата обращения: 2.05.2017)
76. Заседание Совета по межнациональным отношениям [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/19475/work (дата обращения: 26.05.2017)
77. Иммиграция ускорила роста населения Канады на 1,7 миллиона человека за пять лет [Электронный ресурс] // Ванкуверок. URL: http://vancouverok.com/ immigratsiya-uskorila-rost-naseleniya-kanady-na-1-7-milliona-chelovek-za-pyat-let/ (дата обращения: 22.05.2017)
78. Красное Село. Как устроен центр временного содержания иностранных граждан [Электронный ресурс] // Медиазона. URL: https://zona.media/article/2017/29/03/suvsig (дата обращения: 4.05.2017)
79. Кто управляет мусульманами в Петербурге [Электронный ресурс] // Online812. URL: http://www.online812.ru/2013/02/20/001 (дата обращения: 13.04.2017)
80. Литвишков С.В. Аккультурация как освоение чужой культуры: понятие и основные стратегии [Электронный ресурс]. / «Студенческий научный форум», 2012. URL: https://www.rae.ru/forum2012/273/1607 (дата обращения: 22.05.2017)
81. Мигранты в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Smart Way. URL: http://smway.ru/migrantyi-v-sankt-peterburge (дата обращения: 30.04.2017)
82. Миграция населения Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: официальный сайт. URL: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/resources/d0dd4d004e39a3ff9da1bdba5f1db840/02migr_g.pdf (дата обращения: 1.05.2017)
83. Население Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: официальный сайт. URL: http://petrostat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/population/ (дата обращения: 1.05.2017)
84. Чолхан Т. Лики невежества [Электронный ресурс] // Аналитический Портал «Modus Agendi». URL: http://modus-agendi.org/articles/1565 (дата обращения: 12.05.2017)
85. Новое исследование: канадцы не толерантны к иммигрантам? [Электронный ресурс] // Ванкуверок. URL: http://vancouverok.com/novoe-issledovanie-kanadtsy-ne-tolerantny-k-immigrantam/ (дата обращения: 22.05.2017)
86. Около половины мигрантов в России работают в Москве и Петербурге [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/409966 (дата обращения: 2.05.2017)
87. Отчет о реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Санкт-Петербурге за 2016 год. [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2017/01/13/концепция%20отчет%202016%20.pdf (дата обращения: 1.05.2017)
88. Официальные статистические данные ГУ УВМ МВД РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/2161. (дата обращения: 2.05.2017)
89. Оформление патента на работу в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс] // Миграционный форум Санкт-Петербурга. URL: http://ufms.spb.ru/oformlenie-patenta-na-rabotu-v-sankt-peterburge/ (дата обращения: 25.05.2017)
90. CERIS - The Ontario Metropolis Centre [Электронный ресурс] – URL: http://ceris.ca/our-activities/ (дата обращения: 29.04.2017)
91. Citizenship and Immigration Canada, Facts and Figures» [Электронный ресурс] / Citizenship and Immigration Canada. 2016. URL: http://www.cic.gc.ca/english/resources/publications/annual-report-2016/index.asp (дата обращения: 15.02.2017)
92. Get Information About TRIEC [Электронный ресурс] // TRIEC. URL: http://triec.ca/immigrants/get-information/ (дата обращения: 22.05.2017)
93. Immigration Portal [Электронный ресурс] // City Of Toronto. URL: http://www1.toronto.ca/wps/portal/contentonly?vgnextoid=6fa6ba2ae8b1e310VgnVCM10000071d60f89RCRD&WT.rd_id=immigration (дата обращения: 22.05.2017)
94. Immigration Portal: Overview [Электронный ресурс] // Official Site Of Toronto. URL: http://www1.toronto.ca/wps/portal/contentonly?vgnextoid=6fa6ba2ae 8b1e310VgnVCM10000071d60f89RCRD (дата обращения: 18.03.2017)
95. Levitt P. Transnational Migrants: When "Home" Means More Than One Country. [Электронный ресурс] / Migration Policy Institute, 2004. URL: http://www.migrationinformation.org/feature/display.cfm?ID=261 (дата обращения 22.05.2017)
96. Nearly 100000 migrants in Canada jailed without charge [Электронный ресурс] / Legislating Discrimination in Canadian Immigration. URL: http://www.neverhome.ca/detention/ (дата обращения: 22.05.2017)
97. NHS Focus on Geography Series [Электронный ресурс] // Statistics Canada. URL: http://www12.statcan.gc.ca/nhsenm/2011/assa/fogsspg/Pages/FOG.cfm?Geo Code=535&lang=E&level=3 (дата обращения: 13.03.2017)
98. Programs and Services [Электронный ресурс] // COSTI: Immigrant Services. URL: http://www.costi.org/programs/program_services.php (дата обращения: 22.04.2017)
99. Projections of the Diversity of the Canadian Population [Электронный ресурс] / Statistics Canada. URL: https://goo.gl/N48w5y (дата обращения 17.02.2017)
100. Study Finds Canadians Aren't As Tolerant Of Immigrants As We Like To Think [Электронный ресурс] // The Huffington Post Canada. URL: http://www.huffingtonpost.ca/2017/02/07/canada-immigrants_n_14635892.html (дата обращения: 22.05.2017)
101. The Centre for Equality Rights in Accommodation [Электронный ресурс] – URL: http://www.equalityrights.org/cera/ (дата обращения: 30.04.2017)
102. The YMCA of Greater Toronto: About Us [Электронный ресурс] // The YMCA of Greater Toronto. URL: https://ymcagta.org/ (дата обращения: 23.04.2017)
Подзаконные и нормативно-правовые акты
103. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131046/# (дата обращения: 3.05.2017)
104. О Программе «Миграция. Комплексные меры по реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге на 2012–2015 годы (с изменениями на 28 апреля 2014 года) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. URL: http://docs.cntd.ru/document/822401633. (дата обращения: 2.05.2017)
105. О Стратегии государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&link_id=0&nd= 102161949 (дата обращения: 3.05.2017)
106. Постановление Правительства Санкт-Петербурга О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы от 4 июня 2014 г. №452. [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/gosudarstvennaya-programma-sankt-peterburga-sozdanie-uslovij-dlya-obes/ (дата обрщения: 30.04.2017)
107. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 4.06.2014 №452 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы» (с изменениями на 31 января 2017 года). [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://docs.cntd.ru/document/822403529 (дата обращения: 13.02.2017)
108. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2016 года №52-рп Об утверждении «Плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Санкт-Петербурге». [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://docs.cntd.ru/document/456013265 (дата обращения: 15.04.2017)
109. Реализация перечня мероприятий подпрограммы 3 «Укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных отношений в Санкт-Петербурге» программы «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы». [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/ uploads/2017/01/13/Подпрограмма%203%20 (2016).pdf (дата обращения: 14.04.2017)
110. Социальный кодекс Санкт-Петербурга (с изменениями на 26 декабря 2014 года) [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/law?d&nd=891859785&prevDoc=822402872% 02.02.2014 (дата обращения: 9.05.2017)
111. Утверждена программа «Миграция» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства СПб. URL: http://gov.spb.ru/press/government_meeting/26433. (дата обращения: 2.05.2017)
112. Федеральный закон от 20 апреля 2014 года № 74-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская Газета. № 6364. URL: http://www.rg.ru/2014/04/23/inostrantsy-dok.html (дата обращения: 12.04.2017)