Введение 3
Глава 1. Мифологическое сознание как форма освоения мира. 5
§1 Определение мифа и мифологического сознания 5
§2 Мифологическое сознание сквозь века 11
§3 Ономастика как средство познания мифологической картины мира. 14
§4 Определение испанской мифологии 17
§5 Изучение испанской мифологии в России 19
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Галисийская мифология как объект лингво-культурологического исследования. 22
§1 Галисия 22
§2 Особенности культуры Галисии 27
§3 Особенности наименования персонажей низшей мифологии и топонимов Галисии 29
§4 Легенда о Санта - Компанье 42
§5 Легенды о Пути Святого Иакова 47
§6 Легенда о священнике – колдуне 51
§7 Легенды о святом апостоле Андрее из Тейшидо. 52
Выводы по 2 главе 53
Заключение 55
Библиография 57
Приложение 1 60
Приложение 2 62
Темой данной работы являются лингвокультурные характеристики галисийских мифологических текстов. Актуальность темы исследования обусловлена не только той значимостью, которой обладает мифология в формировании картины мира любого народа, но и тем, что до настоящего времени подробных исследований галисийской мифологии в отечественной романистике не проводилось.
Цель данного исследования состоит в выявлении наиболее релевантных культурологических и лингвистических особенностей галисийского фольклора. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение мифологическому сознанию и мифу.
2. Определить его значимость в истории и культуре народа.
3. Дать описание мифологического сознания как формы освоения мира, представить уникальность мифа в противопоставлении его науке, аллегории и схеме.
4. Рассмотреть роль ономастики в мифологии.
5. Изучить влияние мифа на человека разных эпох.
6. Произвести этимологический анализ имен сказочных персонажей на примере мифологии Галисии.
7. Рассмотреть ряд мифологем галисийского языка, а также разобрать связанные с ними фразеологизмы.
8. Проанализировать уникальные мифы Галисии, повлиявшие на формирование коллективного менталитета данного региона и изучить их актуальную значимость для галисийцев двадцать первого века.
Объектом исследования являются галисийские мифологические тексты, а также этимология имен мифических персонажей.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые в отечественной науке обращается особое внимание на роль мифологии в жизни галисийского народа и делается попытка вскрыть особенности коллективного самоощущения галисийцев, исходя из регионального своеобразия и особенностей легенд и поверий.
Работа состоит из теоретической и практической частей. В первой главе мы рассматриваем определение мифа, его роль в становлении человека, а также влияние мифологии на исторический процесс. В первой главе мы изучаем проблему номинации и ее роль в формировании мифологической картины мира. Затем мы переходим к определению испанской мифологии и анализируем термины «низшая» и «высшая» мифология. В заключение рассматриваем работы отечественных специалистов, занимающихся изучением испанской мифологии в России.
Во второй главе мы изучаем важность мифологии в формировании культуры разных народов на примере Галисии. Для того, чтобы понять менталитет народа, необходимо обратиться к истокам, а именно к мифологии, обрядам и традициям. Мы разбираем этимологию мифических существ, термины, отражающие характер галисийского народа и фразеологизмы, связанные с ними. В заключение мы рассматриваем четыре самые знаменитые галисийские легенды, отражающие традиции и верования галисийского народа.
В представленном выпускном сочинении на основании анализа корпуса легенд Галисии были рассмотрены как теоретические аспекты мифологии, так и конкретные способы ее реализации на почве самобытной галисийской культуры.
Исследование понятий «миф» и «мифологическое сознание» и, проведенное в первой главе работы, позволило прийти к выводу, что миф существовал и существует всегда и везде, с самых первобытных времен и по наши дни. Мы доказали, что благодаря изучению мифологии можно узнать прошлое страны, ее культуру и язык. Дали определение мифу и рассмотрели этапы развития мифологического сознания каждой эпохи.
Затем мы перешли к проблемам номинации в мифологии. Было установлено, что ономастика (раздел языкознания, изучающий имена собственные) занимает важное место в мифологии любой страны, так как благодаря процессу номинации люди познавали окружающий мир. Первобытные люди боялись всего неизведанного, и поэтому всего, что не имело имени, они опасались. Именно поэтому в первой главе мы посчитали нужным проанализировать вопросы ономастики и более подробно остановиться на двух ее направлениях: теонимике и топонимике.
Во второй главе мы перешли непосредственно к рассмотрению мифологии Галисии – одного из самых сказочных регионов Испании. Нам удалось выяснить, что Галисия – это регион с большим кельтским влиянием на культуру и менталитет местного населения. Чтобы доказать это, мы рассмотрели этимологию нескольких мифологем, таких как trasgo, moura и некоторых других. Также, чтобы лучше понять культуру этого региона, мы разобрали фразеологизмы, связанные с фантастическими персонажами галисийской мифологии.
Нам удалось выяснить, что этот регион богат различными легендами и сказаниями, которые сделали его знаменитым не только в Испании, но и во всем мире.
Так, например, мы разобрали одну из самых известных легенд в галисийской мифологии – легенду о Санта – Компанье, процессии мертвых. Мы не только проанализировали само поверье, но и доказали, что подобные легенды живы и в 21 веке, находя отражение в кино, музыке, литературе и дизайне и тем самым доказывая, что галисийцы остаются верны своей культуре и традициям.
Подводя итоги, следует отметить, что ввиду недостаточной изученности галисийской мифологии в отечественной испанистике, данная тема обладает значительным потенциалом для дальнейшего исследования.
1) Афанасьев. А.Н. Боги - суть предки наши. М.: Рипол Классик, 2009. 320 с.
2) Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 606с.
3) Воронина Н.Н. Символ как форма интуитивного постижения в мифологическом мышлении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. С. 114-118.
4) Воронушкина О.В. Аллегория и символ как средства актуализации скрытых смыслов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 4. С. 51-58.
5) Губман Б.Л. Миф и религия // Культурология XX век. Энциклопедия. Т.1. СПБ.: Алетейя, 1998. С. 53.
6) Доржиева Г.С. Лингвокультурологический аспект апеллятивированных онимов (на материале французского языка) // Сборник научных трудов международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2017. С. 10-19.
7) Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 559 с.
8) Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. М.: Издательство иностранной литературы, 1960. 436с.
9) Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: «Восточная литература» РАН, 2000. 406с.
10) Монусова Е. История крестовых походов. М.: АСТ, 2010. 506с.
11) Муравьева Т.В. 100 Великих мифов и легенд. М.: Вече, 2013. 432 с.
12) Оболенская Ю.Л. Mitos y leyendas de España. Легенды и предания Испании: С обширными лингвокультурологическими, историческими, грамматическими комментариями. М.: ЛЕНАНД, 2019. 216с.
13) Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. 200с.
14) Снеткова М.С. Отражение в галисийской фразеологии некоторых элементов культуры Галисии // Вопросы иберо-романисктики. 2013. № 12. С. 2015-214.
15) Снеткова М.С. Отражение в современных галисийских текстах некоторых элементов традиционной культуры Галисии // Риторика – Лингвистика. 2015. № 11. С. 191-199.
16) Снеткова М.С. О некоторых мотивах традиционных галисийских легенд // Stephanos. 2015. № 3 (11). С. 90-102.
17) Стеблин - Каменский М. И.. Миф. Л.: Наука, 1976. 104 с.
18) Степанов Г.В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. М.: Наука, 1976. 223 с.
19) Топорова Т.В. К вопросу об именах собственных как средстве идентификации мифологических персонажей // Вопросы ономастики. 2005. № 2. С. 45-52.
20) Топоров В.Н. Имена // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т.2. 1980. С. 508-510.
21) Щербак А.С. Ономастические категории: соотношение языковых и когнитивных структур // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 4 (33). С. 78-83.
22) Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010. 251 с.
23) Canales C., Callejo J. Duendes. Guía de los seres mágicos de España. Madrid: EDAF, 2005. 212 p.
24) Callejo J. Hadas. Madrid: EDAF, 1995. 295p.
25) Cousillas Rodríguez M. Los duendes en la literatura española. Garoza. 2010. № 10. P. 61-69.
26) Quintáns Suárez M., Rodríguez Pogina A. O pindo na memoria. Lulu.com. 2012. 176p.
27) Risco V. Obra Completa de v. Risco. 1. Teoria Nacionalista. Akal, 1981. 296p.
28) Rosalía de Castro. Obra galega completa. Madrid: Akal, 1989. 346p.
Электронные ресурсы
1) Dicionario da Real Academia Galega. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.gal/dicionario (дата обращения: 08.05.2021).
2) Reizentolo. [Электронный ресурс]. URL: https://reizentolo.es (дата обращения: 08.05.2021).
3) Tomás de Iriarte. El elefante y otros animals. Fábulas Literarias. [Электронный ресурс]. Biblioteca Virtual Universal, 2003. URL: https://biblioteca.org.ar/libros/71031.pdf (дата обращения: 08.05.2021).