Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (на примере произведения Роальда Даля)

Работа №125153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Введение 3
Глава 1 5
1.1 Понятия "нарратив" и "нарративная стратегия" 5
1.2 Структурный функционализм 11
1.3 Роль читателя 14
1.4 Детская литература 17
1.5 Проблема жанра и нарративные стратегии 19
Выводы 24
Глава 2 25
2.1 “Джеймс и чудо-персик” в творчестве Роальда Даля 25
2.2 Персонажи 27
2.3 Художественные приемы, перспектива и пространство в произведениях Р. Даля 34
2.4 Дидактический посыл в произведениях Р. Даля 38
Выводы 42
Заключение 44
Список литературы


Данное исследование посвящено изучению повествовательных (нарративных) стратегий и их применение в произведении одного из самых известных писателей Великобритании, поэта и сценариста Роальда Даля «JamesandtheGiantPeach» («Джеймс и Чудо-персик», пер. Е. Суриц). Эта повесть отобрана как наиболее репрезентативное произведение из детской литературы под авторством Роальда Даля. «Джеймс и Чудо-персик» - первая из детских книг Р. Даля - обрела широкую популярность и принесла создателю славу как детского писателя. Одной из главных причин выбора этой книги и ее репрезентативность обусловлена, в первую очередь, ее популярностью.
Актуальность работы заключается в востребованности изучения такой относительно новой области изучения языка, как нарратив и нарративные стратегии. Кроме этого, актуальность исследования обусловлена еще и значительной ролью данного произведения в творчестве Роальда Даля, чьи произведения и рассматриваемая нами повесть, в частности, выделяются своей неоднозначностью в рамках традиций и норм, принятых в рамках детской литературы своего времени.
Объектом исследования является произведение «Джеймс и чудо-персик», созданное Роальдом Далем. В целях более точного представления и выявления характерных особенностей творчества изучаемого автора в процессе работы рассмотрены и другие его известные произведения для детей.
Предметом исследования являются повествовательные или нарративные стратегии, то есть средства и приемы на разных организационных уровнях текста, которые применяет автор в своем произведении с целью вызвать определенные эмоции, чувства у читателя.
Целью исследования является выявление нарративных стратегий, используемых Роальдом Далем в своем произведении. В процессе исследования выявленные нарративные стратегии также будут рассмотрены в свете других произведений данного автора. Для достижения цели исследования предполагается выполнение следующих задач:
1. Изучить существующие теории и взгляды на понятия «нарратив» и «нарративная стратегия».
2. Определить приемы воздействия автора на читателя.
3. Рассмотреть произведение Р. Даля в контексте его остального творчества.
4. Рассмотреть творчество Р. Даля в контексте остальной детской литературы того времени.
Методологической основой данной работы послужили труды Й. Брокмейер и Р. Харре, В. Я. Пропп, В. И. Тюпа и других отечественных и зарубежных исследователей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате анализа повести “JamesandtheGiantPeach”, написанной Роальдом Далеммы отметили, что данное произведение является примером перехода детской литературы от модернизма к постмодернизму. Если классическая детская литература представляла из себя «произведение» в том смысле, в каком предполагает Р. Барт, современная детская литература - это «текст». Если в рамках детской литературы раньше доминировала одна стратегия нарративного дискурса, то в XX-м веке анекдотический дискурс, если выражаясь терминами В. И. Тюпы, сменил основной курс, который заключался, в первую очередь, в стремлении приобщить детей к определенному своду правил, к стремлению их развлечь.
Но регулятивная компетенция читателя, заданная современными взглядами на воспитание, не позволяет полностью исключить элементы той нарративной стратегии, которая свойственна «притчам», в понимании В. И. Тюпы, то есть те элементы, которые можно назвать воспитательными, призванными привить определенные мысли, идеи или свод правил для детей. В этом плане, данная книга в частности, и детская литература в целом, представляют из себя достаточно любопытное сочетание двух полюсов. С одной стороны, стремление развлечь читателя, а с другой, стремление приобщить к какому-то знанию. Успех Р. Даля во многом происходит из-за сочетания этих двух полюсов, если бы книга представляла из себя произведение без определенной морали и направленное только развлечь читателя, то многочисленные попытки запрета этой книги были бы успешны. В случае если книга бы представляла из себя полностью направленное на донесении до читателя свода правил в прямой форме детской аудитории она была бы неинтересна.
Повесть «Джеймс и Чудо-персик» можно назвать полностью соответствующей своему времени. Ее в полной мере можно назвать представителем постмодернизма, как и любое другое произведение, принадлежащее к массовой культуре того времени. Неотъемлемый признак постмодернизма – карнавальность - несомненно присутствует в книге и достигается автором через гротеск и абсурд. В тексте достаточно много отсылок к другим произведениям, что говорит об его интертекстуальности.
Дидактическое начало, свойственное для детской литературы в целом, проявляет себя в нескольких аспектах. Во-первых, в приведении наглядных примеров, что случается с детьми, которые не следуют определенным правилам, за что они получают наказание. Во-вторых, в произведениях Р. Даля есть еще и другой урок, являясь не таким прямолинейным как в ранних представителях детской литературы, он раскрывается по ходу сюжета. Скандальная «слава» данной книги и множественные попытки ее запретить, связаны, с нашей точки зрения, не с тем, что она может научить детей «плохому», а скорее с неоднозначными сценами и с тем, что взрослые в книгах Р. Даля, всегда играют второстепенную роль, за исключением «таинственных» персонажей вроде Вилли Вонки в «Чарли и шоколадная фабрика» или таинственного незнакомца, передавшего Джеймсу волшебные существа в рассматриваемой нами книге. В творчестве Р. Даля отсутствует позитивная взрослая авторитарная фигура, взрослые не имеют власти над детьми.
Особый интерес вызывает фокализация, точнее ее смена в самом конце рассказа. Как считают Ф. Кермоуд и Р. Ингарден, в постмодернизме основную роль играет конец истории, так как именно в этот момент выявляется разница между героем и нарратором. В данной книге, как и в некоторых других произведениях Р. Даля, выясняется, что нарратор и главный герой являются одним и тем же человеком, что, в свою очередь, ломает «четвертую стену» и делает события в книге ближе к читателю. «Реализм» произведения также поддерживается отсылками к актуальным на момент написания образам из массовой культуры, в частности из кино, которое к моменту выхода книги уже имело звук и цвет. Этот «реализм» является достаточно характерным для произведений данного автора и выделяет его среди других современных ему детских писателей.



Корман Б. О. (1977). О целостности художественного произведения. Серия литературы и языка, 36 (6).
Тамарченко Н. Д. (2008). Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Москва: Intrada.
Тюпа, В. (2001). Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Получено 29 11 2015 r., из Мой Чехов: http://my-chekhov.ru/kritika/tupe/content.shtml
Гальперин И. Р. (1973). О понятиях "стиль" и "стилистика". Вопросы языкознания (3), 14-25.
Виноградов В. В. (1955). Итоги обсуждения вопросов стилистики. Вопросы языкознания (1), 14-22.
American Library Association. (2015). The 100 Most Frequently Challenged Books of 1990–2000. Получено 5 Декабрь 2015 r., из American Library Association: https://www.ala.org/Template.cfm?Section=bbwlinks&Template=/ContentManagement/ContentDisplay.cfm&ContentID=85714
Carrol, L. (2010). Alice in Wonderland. Sivinco.
Dahl, R. (1988). James and the Giant Peach. New York: PUFFIN BOOKS .
Dahl, R. (2001). James and the Giant Peach. London: Puffin Books.
Evans, Denise; Onorato, Mary. (2014). Nineteenth-Century Literary Criticism. Gale.
Даль Р. (2001). Джеймс и Персик-великан. Москва: Бумажная галерея.
Даль Р. (2015). Джеймс и чудо-персик. Москва: Самокат.
International Library of Children's Literature. (2013). Early Children's Literature: From moralistic stories to narratives of everyday life. Получено 18 12 2015 r., из Children's Books in the Victorian Era from the Winnington-Ingram Collection: http://www.kodomo.go.jp/ingram/e/section1/index.html
Nikolajeva, M. (2011). Fantastic Mr. Dahl. Получено 15 11 2015 r., из University of Cambridge: https://www.cam.ac.uk/research/discussion/fantastic-mr-dahl
Rosenthal, K. (2014). Banned Books: Publications by Roald Dahl. Получено 15 04 2016 r., из The University of Tulsa: http://orgs.utulsa.edu/spcol/?p=3246
Берг М. (2000). Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. Москва: Новое литературное обозрение.
Поспелов Г. Н. (1948). К вопросу о поэтических жанрах. Доклады и сообщения филологического факультета МГУ, V, стр. 59.
Прозоров В. В. (2006). Читатель и литературный процесс (изд. 4-е). (А. Э. П.А. Николаева, Ред.) Москва: Высшая школа.
Брокмайер И., Х. Р. (2000). Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. Вопросы философии (3).
Пропп В. Я. (1998). Морфология волшебной сказки. Москва: Лабиринт.
Скафтымов А. П. (1972). Тематическая композиция романа "Идиот. В Е. И. Покусаева, Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. Москва: Художественная литература.
Шарипина Т. А. (2007). Восприятие античности в литературном сознании Германии XX века (троянский цикл мифов). Москва: Дис. ... д-ра филол. наук:.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ