Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Письма из архива шандабакку города Ниппура (Вавилония, VIII в. до н.э.): перевод и комментарий

Работа №125149

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 1
Введение 2
Цели и задачи работы 2
Структура работы 2
Источники 3
Историография 4
Глава I. Город Ниппур в III-перв. пол. I тыс. до н.э. и его шандабакку 5
Город Ниппур в III-перв. пол. I тыс. до н.э. 5
Шандабакку города Ниппура 15
Глава II. Письма из архива шандабакку г. Ниппура: перевод, комментарий, интерпретация, выводы 20
Письма от шандабакку 20
Письма к Набу-нациру (№№1, 17, 73) 20
Письма вождям халдейских племён (№№18, 28) 35
Письма другим “братьям” (№№33, 82) 42
Письма “сыновьям” (№№71, 79) 50
Письма к шандабакку (№№23, 76) 55
Заключение 62
Приложение 66
Индекс 66
Карты 68
Список использованной литературы 70


Цель данной работы состоит в том, чтобы описать сферу деятельности управителя города Ниппура, или шандабакку (акк. šandabakku), в сер. VIII в. до н.э., основываясь на содержании писем, относящихся к этому времени, в которых упоминается шандабакку Ниппура по имени Кудурру.
Задача работы – выбрать из документов архива шандабакку Ниппура сер. VIII в. до н.э. группу писем, в которых упоминается имя шандабакку Кудурру, сделать авторскую транслитерацию и перевод клинописного оригинала (автографии) этих писем, проанализировать их содержание и на основе этого попытаться реконструировать характер служебной и частной деятельности шандабакку Ниппура в сер. VIII в. до н.э.
Структура работы
Работа состоит из двух глав, заключения и приложения. В первой главе (“Город Ниппур в III-перв. пол. I тыс. до н.э. и его шандабакку”) приведены краткие сведения по истории Ниппура в III-перв. пол. I тыс. до н.э. и имеющиеся сведения о должности шандабакку. Наибольшее внимание в этой главе уделено описанию исторической ситуации, сложившейся в Ниппуре и в Южной Месопотамии в сер. VIII в. до н.э., поскольку целью этой работы является выяснить характер деятельности шандабакку именно в этот период. Во второй главе (“Письма из архива шандабакку г. Ниппура: перевод, комментарий, интерпретация, выводы”) представлены в транслитерации и переводе с филологическим и историческим комментарием, а также с интерпретацией содержания тексты писем, в которых упоминается человек по имени Кудурру, занимавший должность шандабакку города Ниппура в сер.VIII в. до н.э. Всего в архиве таких писем 11. Анализ содержания каждого письма даёт возможность извлечь из текста некоторые сведения исторического характера, прежде всего те, что касаются деятельности шандабакку. В заключении на основе этих сведений описана сфера деятельности шандабакку Ниппура в сер. VIII в. до н.э. В приложении приведены индексы собственных имен, имён богов и топонимов, встречающихся в рассматриваемой группе писем, а также карты Вавилонии и Южной Месопотамии в период между 755 и 727 гг. до н.э.
Источники
Источником, на основе которого предлагается реконструкция сферы деятельности шандабакку Ниппура в сер. VIII в. до н.э., являются письма из принадлежавшего шандабакку административного архива в Ниппуре.
Этот архив был обнаружен в 1973 году экспедицией Чикагского университета под руководством М. Гиббса в ходе археологических раскопок в Ниппуре. Экспедиция обнаружила 128 клинописных табличек, лежавших поверх развалин дворца касситского времени в углублении, где находился большой глиняный сосуд, служивший в качестве гроба для ребёнка: в сосуде были найдены кости, принадлежавшие человеку в возрасте 8-10 лет, а также сердоликовые бусы и медное кольцо [OIC 1992 72-73]. Из 128 найденных табличек 113 оказались письмами. По содержанию и палеографии эти письма исследователи относят к сер. VIII в. до н.э. и считают частью архива шандабакку Ниппура. Найденные тексты представляют собой переписку шандабакку и должностных лиц Ниппура с другими правителями и должностными лицами. Основные темы этой переписки – политическая (выяснение отношений между политическими лидерами, заключение и расторжение военных и дипломатических союзов, просьбы о помощи, запросы о новостях по поводу политической обстановки), хозяйственная (торговля, хозяйственные работы, перемещения рабочей силы) и судебная. При этом в переписке участвуют правители и должностные лица не только Вавилонии, но и других территорий, например, северной Месопотамии и северной Аравии, с которыми города Вавилонии, по-видимому, поддерживали активные контакты [Cole 1996a 1].
В этой работе в качестве источников используются только те письма архива, в которых упоминается имя Кудурру – человека, который занимал пост шандабакку Ниппура в сер. VIII в. до н.э. Это 11 писем: 9 из них были написаны управителем Ниппура (№№1, 17, 18, 28, 33, 71, 73, 79, 82), а 2 – адресованы ему (№№23, 76). Нумерация писем архива в данной работе приводится по изданию С. Коула [Cole 1996a].
Историография
Истории Вавилонии и Ниппура в VIII в. до н.э. наибольшее внимание уделено в работе С. Коула, посвящённой Ниппуру в VIII-VII вв. до н.э. [Cole 1996b]. В этой работе С. Коул основывается в том числе на информации, содержащейся в письмах из архива шандабакку Ниппура сер.VIII в до н.э. Эти письма он собрал в другой работе, посвящённой этому архиву, приведя их клинопись, транслитерацию и перевод, а также составив краткий филологический комментарий к ним [Cole 1996a]. Историю Вавилонии и Ниппура в VIII в до.э. рассматривает также Дж. Бринкман в истории посткасситской Вавилонии [Brinkman 1968]. Взаимодействию арамейских и халдейских племён с местным населением и ассирийцами в VIII в. до н.э. посвящена работа Ф. Фэйлса [Fales 2011]. Экономическую ситуацию в Вавилонии VIII в. до н.э. исследует в своей работе М. Юрса [Jursa 2010].
Деятельности шандабакку города Ниппура в сер. VIII в. до н.э. наибольшее внимание уделяет С. Коул в работе о Ниппуре в VIII-VII вв. до н.э. [Cole 1996b]. О деятельности шандабакку в этот период рассказывает и Дж. Бринкман в истории посткасситской Вавилонии [Brinkman 1968]. М. Штрек упоминает функции шандабакку в разные периоды в обзорной статье по истории Ниппура [RlA 9]. О функциях шандабакку в разные периоды говорится и в статье М. Гибсона, посвящённой археологическим раскопкам в Ниппуре [Gibson 1993]. Отдельные сведения о деятельности шандабакку в касситский период содержатся в статье М.А. Рединой-Томас [Редина-Томас 2015].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ приведённых писем позволяет следующим образом описать сферу деятельности шандабакку города Ниппура в сер. VIII в до н.э.:
Представление интересов жителей Ниппура
Шандабакку занимался расследованием краж в своём городе – по крайней мере тех, которые совершались чужаками (людьми из Бит-Якина). Используя свои обширные связи с другими правителями (царём Вавилона Набу-нациром, вождём халдейского племени Бит-Амукану Мукин-зери, вождём халдейского племени Бит-Даккури Балассу, вождями арамейских племён), шандабакку пытался выяснить, куда делось краденое и кто совершил кражу людей и скота. При этом, по его собственным словам, он выступал от имени “братьев” украденных людей, т.е. представлял интересы либо всех жителей Ниппура, либо тех из них, которые в профессиональном или социальном плане были связаны с украденными [письмо №18].
Кроме того, в случае угрозы нападения на Ниппур шандабакку был готов защитить местных жителей, организовав оборону города [письмо №18].
Поручения правителям и чиновникам, исполнение их поручений
Политическая обстановка в Южной Месопотамии в сер. VIII в. до н.э. была, судя по всему, нестабильной. Ниппур грабили халдеи из племени Бит-Якин, а также, по-видимому, арамеи [письмо №18]. Торговые пути были небезопасны [письмо №76]. Дружественные отношения между племенами могли сменяться враждебными, как, например, отношения между халдейскими племенами Бит-Якин и Бит-Амукану [письмо №18]. На юге Вавилонии (а возможно, и не только там), по-видимому, в это время постоянно происходили какие-то военные конфликты, в которых участвовал и Ниппур [письмо №33]. Возможно, именно военные конфликты привели к перемещениям по Вавилонии больших групп населения, стремившихся найти безопасное место, где они могли бы поселиться [письмо №1].
В условиях нестабильной политической обстановки для шандабакку было важно поддерживать связи с другими правителями городов и вождями племён. В переписке шандабакку называл их либо “братьями”, либо “сыновьями”. “Братья” были, по-видимому, примерно равными шандабакку по статусу, а статус “сыновей” был ниже. По-видимому, “братьями” и “сыновьями” могли называть как правителей и вождей племён [письма №№ 1, 17, 18, 28, 73], так и чиновников [письма №№ 33, 82]. Даже царь Вавилона в какой-то момент был “братом” шандабакку, что свидетельствует о большом политическом весе правителя Ниппура [письма №№1, 17, 73]. Среди правителей – “сыновей” шандабакку были, по-видимому, и такие, которые приносили ему клятву верности (акк. adû) [письмо №23].
Шандабакку давал поручения другим правителям и чиновникам и в свою очередь исполнял некоторые поручения последних. Эти поручения могли быть разными: они могли касаться хозяйственных [письма №№ 1, 33, 17], судебных [письмо №23] и торговых [письмо №76] вопросов. Шандабакку обращался с поручениями даже к царю Вавилона [письма №№1, 17, 73].
Шандабакку поддерживал дружественные отношения с такими могущественными правителями, как царь Вавилона Набу-нацир [письма №№1, 17, 73], вождь халдейского племени Бит-Амукану, а в будущем царь Вавилона Мукин-зери [письма №№17, 18], вождь халдейского племени Бит-Даккури Балассу [письмо №28]. Шандабакку заключил союз с вождём халдейского племени Бит-Шилану Мушезибом, который выполнял для правителя Ниппура силами своих слуг какие-то работы [письмо №17]. Шандабакку контактировал с арамеями, имел связи с Уруком [письмо №18]. С помощью Мукин-зери он пытался повлиять на другое могущественное халдейское племя, союзника Бит-Амукану – Бит-Якин, с которым у шандабакку, очевидно, не было дружественных отношений [письмо №18].
Однако даже дружественные отношения шандабакку с вождём халдейского племени не могли обезопасить город от грабежа со стороны этого племени [письмо №28].
Ведение торговли
Шандабакку, по-видимому, активно занимался торговлей рабами [письмо №76]. У шандабакку был собственные рабы, которых он, по-видимому, с какой-то целью продавал и мог впоследствии выкупить [письмо №79].
При этом торговые пути были небезопасны, и шандабакку вместе со своими торговыми партнёрами вынужден был охранять их [письмо №76].
Шандабакку также занимался организацией торговли дорогими сортами шерсти и тканей, центром изготовления которых Ниппур, по-видимому, являлся [письмо №1].
Ведение судебных дел
Шандабакку активно участвовал в проведении судебных разбирательств, которые, по-видимому, имели отношение к его подданным [письма №№23, 76]. Он не только переписывался со своими чиновниками, ответственными за проведение разбирательств, но и мог лично присутствовать на судебном разбирательстве, в частности, по-видимому, в тех случаях, если суд проводился за пределами контролируемой шандабакку территории [письмо №76].
Ведение хозяйственных дел
Одной из главных сторон деятельности шандабакку было, по-видимому, управление хозяйством храма Энлиля в Ниппуре: он обращался к другим правителям с просьбами привезти в храм скот для жертвоприношения – эта просьба может говорить, с одной стороны, о высоком статусе Ниппура как культового центра, а с другой стороны, о том, что в то время в Ниппур поступало мало жертв [письмо №17]. Шандабакку занимался и вопросами, связанными с производством дорогих тканей, центром изготовления которых Ниппур, по-видимому, являлся [письмо №1].
Организация строительной деятельности
Под руководством шандабакку проводились значительные строительные работы, по крайней мере в г. Дер (постройка зиккурата и, возможно, восстановление всего города) [письмо №33]. Это может свидетельствовать о том, что территория, контролируемая шандабакку, не ограничивалась Ниппуром.
Следует отметить, что приведённое описание сферы деятельности шандабакку сделано на основе выводов только из 11 писем архива. Между тем, архив шандабакку насчитывает 113 писем, что открывает возможность для дальнейшего изучения деятельности шандабакку в сер. VIII в. до н.э. В этих 102 письмах архива шандабакку Кудурру не упоминается по имени, однако рассматриваемые в них вопросы могли иметь к нему прямое отношение. Очевидно, что исследование и анализ содержания этих писем могли бы помочь лучше понять содержание писем, избранных для этой работы, прежде всего в том, что касается деятельности шандабакку



Каплан 2006 Каплан Г.Х. Очерк грамматики аккадского языка. Санкт-Петербург, 2006.
Редина-Томас 2015 Редина-Томас М.А. Кто правил священным городом Энлиля? Šandabakku Ниппура в письменных источниках касситского периода // Вестник Древней Истории. 2015. №4. С. 87-103.
AHw von Soden W. Akkadisches Handwörterbuch. Wiesbaden, 1965 ff.
Brinkman 1968 Brinkman J.A. A political history of Post-Kassite Babylonia. Rome, 1968.
CAD The Assyrian dictionary of the Oriental institute of the University of Chiсago. Chicago, 1956 ff.
CAH The Cambridge Ancient History. Vol. III, Part 2. Cambridge, 1991.
Clay 1912 Clay A.T. Babylonian Business Transactions of the First Millenium B.C. // Babylonian Records in the Library of J. Pierpont Morgan. Part 1. New York, 1912.
Cole 1996a Cole S.W. Nippur IV. The early Neo-Babylonian Governor’s Archive from Nippur. Chicago, 1996.
Cole 1996b Cole S.W. Nippur in Late Assyrian Times (c. 755-612 BC). Helsinki, 1996.
Ebeling 1953 Ebeling E. Glossar zu den Neubabylonischen Briefen. München, 1953.
Fales 2011 Fales F.M. Moving around Babylon: on the Aramean and Chaldean Presence in Southern Mesopotamia // Babylon: Wissenskultur in Orient und Okzident. Berlin, 2011. P. 91-111.
Frame 2007 Frame G. Babylonia 689-627 B.C.: a Political History. Istanbul, 2007.
GAG von Soden W. Grundriss der akkadischen Grammatik. Rome, 1985.
Gelb 1972 Gelb I.J. The Arua Institution // Révue d'Assyriologie. 1972. №66. P. 1-32.
Gibson 1993 Gibson M. Nippur – Sacred city of Enlil, Supreme God of Sumer and Akkad // Al-Rafidan. 1993. №14. P. 1-18.
Huehnergard 2000 Huehnergard J. A Grammar of Akkadian. Winona Lake, 2000.
Kouwenberg 2012 Kouwenberg N.J.C. Spatial Deixis in Akkadian: Demonstrative Pronouns, Presentative Particles and Locational Adverbs // Zeitschrift für Assyriologie. 2012. Bd. 102. S. 17-75.
Maekawa 1987 Maekawa K. Collective Labor Service in Girsu-Lagash // Labor in the Ancient Near East. New Haven, 1987. P. 49-71.
Mieroop 2007 van de Mieroop M. A history of the Ancient Near East (ca. 3000-323 BC). Cornwall, 2007.
Nashef 1982 Nashef K. Répertoire Géographique des Textes Cunéiformes, Band 5: die Orts- und Gewässernamen der mittelbabylonischen und mittelassyrischen Zeit. Wiesbaden, 1982.
OIC Gibson M., Franke J.A., Civil M., Bates M.L., Boessneck J., Butzer K.W., Rathbun T.A., Mallin E.F. Oriental Institute Communications. №23. Chicago, 1992.
RlA Reallexikon der Assyriologie. Berlin, 1925ff.
Stamm 1968 Stamm J.J. Die Akkadische Namengebung. Darmstadt, 1968.
Streck 2001 Streck M. P. Keilschrift und Alphabet // Hieroglyphen, Alphabete, Schriftreformen: Studien zu Multiliteralismus, Schriftwechsel und Orthographieneuregelungen. Göttingen, 2001. S. 77-97.
Tadmor, Yamada 2011 Tadmor H., Yamada S. The Royal Inscriptions of Tiglath-Pileser III (744-727 BC) and Shalmaneser V (726-722 BC), Kings of Assyria. Winona Lake, 2011.
Jursa 2010 Jursa M. Aspects of the Economic History of Babylonia in the First Millennium BC: Economic Geography, Economic Mentalities, Agriculture, the Use of Money and the Problem of Economic Growth. Münster, 2010.
Woodington 1982 Woodington N.R. A Grammar of the Neo-Babylonian letters of the Kuyunjik Collection. A Dissertation, Presented to the Faculty of the Graduate School of Yale University in Candidacy for the Degree of Doctor of Philosophy. Yale, 1983.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ