Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые аспекты трансплантологии в РФ

Работа №125140

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы62
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Правовое регулирование трансплантации органов человека.
§ 1. Основания возникновения, состав и содержание правоотношений при трансплантации органов человека.
§ 2. Отраслевая принадлежность правоотношений при трансплантации органов человека.
Глава 2. Сравнительный анализ правового регулирования органного донорства за рубежом и в России.
§ 1. Виды органного донорства.
§ 2. Правовое регулирование органного донорства в зарубежных странах.
§ 3. Правовое регулирование органного донорства в России.
Глава 3. Пути совершенствования законодательства России по трансплантации органов человека.
§ 1. Оценка степени необходимости и перспектив совершенствования законодательства России по трансплантации органов человека.
Заключение
Список литературы


На сегодняшний день возможности современной медицины стремительно растут. Правительство РФ ставит новые стратегические задачи для повышения уровня доступности медицинской помощи, в особенности создания условий для повышения уровня высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе трансплантации органов и тканей. Новые технологии, технологические решения и достижения науки благотворно способствуют развитию высокотехнологичным методам медицинской помощи, в том числе и трансплантации органов, однако терминальные стадии заболеваний, не поддающихся консервативному или иному лечению, кроме как трансплантация органа продолжают диагностироваться специалистами и ежегодно листы ожидания пополняются новыми пациентами, ожидающими трансплантации иногда достаточно длительный период. Например, хроническая почечная недостаточность, случаи когда почки теряют возможность функционировать нормально, пациенты приходят на диализные технологии, либо встают в лист ожидания на трансплантацию органа. При этом, жизнь человека на диализе представляет собой достаточно сложный образ жизни, постоянную необходимость быть в близкой доступности с диализными центрами, регулярная процедура прохождения диализа остается для них единственным способом выжить. Трансплантация в такой ситуации является радикальным методом лечения.Cуществуют два вида трансплантации: родственная и трупная. Оба вида трансплантации требуют безукоризненного соблюдения всех юридических аспектов, сопровождающих данную операцию. Достаточно слабая осведомленность общества о трансплантации, а также о юридических правах пациентов и реципиентов, говорит о том, что на сегодняшний день необходимо совершенно иное информационное освещение данной сферы, для избежания ситуаций, выходящих за рамки правового поля. Известны достаточно громкие процессы, когда родственники пациентов пытались привлечь врачей-трансплантологов к ответственности за изъятие органов. Особую значимость имеет тот факт, что основной закон, регламентирующий трансплантационную медицинскую деятельность в РФ был принят в 1992 году и с тех пор практически не был изменен, в то время как медицина переживает стремительное развитие. Все это говорит о том, что правовое регулирование трансплантации имеет большую социальную значимость и необходимость детального правового анализа существующей правовой документации с целью выявления максимально оптимальной регуляции данной медицинской деятельности.
Область трансплантологии по словам академика Готье является очень таинственной по причине крайне низкой осведомленности нашего населения, а также даже среди медиков и врачей. Некоторые специалисты выступают даже против развития трансплантологии в РФ. К сожалению, по данным статистики о количестве выполняемых трансплантаций в год наша страна не является лидером, а также не соответствует самому высокому уровню оказания медицинской помощи данного вида в сравнении в другими государствами.
Сегодня в РФ действует закон о трансплантации органов и тканей человека, который был принят в конце 20 века, безусловно, за данный период возможности медицины существенным образом изменились, в то время как законодательство осталось прежним. И сегодня врачи-трансплантологи работают, основываясь именно на данном законе. Стоит отметить, что российских трансплантологов признает мировое сообщество, как профессионалов, идущих в ногу со временем, однако для полноценной деятельности необходимо существенное повышение количество специалистов, владеющих данными операциями, а также изменение организации процесса обеспечения органами медицинские учреждения, которые работают с данной категорией пациентов.
Жизнь человека является высшей ценностью. Всемирная организация трансплантологов в своей эмблеме использует охраняемую рукой свечу, как символ жизни, охраняемой рукой.
Очень важно понимать, что трансплантология и трансплантация – сферы, в которых очень большое количество специалистов находятся в неразрывной связи во имя сохранения каждой новой жизни. Особое значение имеет морально-нравственный аспект. Констатация смерти в одной больнице, дает надежду и шанс выжить в другой. Своего рода «перемещение органа» позволяет сохранить жизнь, при этом важно отметить значимость процесса лечения, уровня поддержания жизнедеятельности пациента даже в ситуациях, которые практически или вовсе не совместимы с жизнью. Сочетание проффесионализма большого количества специалистов дает необходимый эффект – в кратчайшие сроки орган попадет именно в то место, где он необходим, где могут его использовать, знают как восстановить пациента после операции.
Многие общества трансплантологов избирают в качестве символов трансплантации – пазлы, которые должны совпасть, символично описывая весь тот сложный процесс, который охватывает трансплантация органов и тканей человека.
Объект исследования: правоотношения, возникающих при трансплантации органов человека, закрепленные в конституционном, гражданском, уголовном и медицинском законодательстве.
Предмет исследования: медицинскую деятельность, направленная на реализацию конституционных прав граждан, обратившихся за медицинской помощью для трансплантации органов.
Цель и основные задачи исследования. Целью данного исследования является разработка конкретных рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование законодательства по трансплантологии в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить и структурировать правоотношения, возникающие при трансплантации органов человека, путем проведения аналитического сравнения зарубежного и отечественного опыта правового регулирования трансплантации органов человека.
2. определить пробелы в российском законодательстве, регулирующюю данную сферу;
3. определить в действительности путь совершенствования законодательной базы трансплантологии в РФ?
4. произвести неофициальное толкование законов РФ "О трансплантации органов и(или) тканей" и "О погребении и похоронном деле" в части, регулирующей посмертное органное донорство, для установления наличия или отсутствия в них коллизионных норм.
5. изучить судебную практику, связанную с нарушением права граждан на волеизъявление по достойному отношению к телу после смерти.
Методологическую основу настоящей работы составили современные методы научного познания: частнонаучные методы исследования: исторический; системно-правовой; формально-логический-и другие методы, позволившие объективно и всесторонне изучить исследуемые явления.
Теоретическую основу данного исследования составили труды ученых-теоретиков в области гражданского права, теории государства и права, уголовного права, медицины и медицинского права, социологии и психологии: С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, СВ. Калашникова, А.И. Коваленко, В.К. Леушина, Н.С. Малеина,. М.Н. Малеиной, B.C. Нерсесянца, В.Д.Перевалова, О.Н. Садикова, В.П. Сальникова, А.П. Сергеева, Ю.Д. Сергеева, С.Г. Стеценко, Ю.К. Тихомирова, А.В. Тихомирова, Ю.К. Толстого, P.O. Халфиной. и др.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты в области трансплантологии, гражданский кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие трансплантацию органов человека.
Особое внимание в работе было уделено: Федеральные законы РФ "О трансплантации органов и (или) тканей человека" и "О погребении и похоронном деле".
Для проведения сравнительной оценки отечественного и зарубежного законодательства, регулирующего деятельность врачей - трансплантологов, широко использовались нормативно-правовые акты ряда стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из ключевых проблем остается проблема выбора: стоит или нет реанимировать человека, оказавшегося в состоянии клинической смерти, если стоит то для чего? И, если принимается решение о прекращение, о том, что дальнейшая поддерживающая терапия не имеет смысла, то как и кто должен это сделать. Именно с реаниматологами связаны все основные этические проблемы трансплантологии. Сегодня в области трансплантологии отмечаются большие перемены, происходит увеличение организаций, оказывающих этот вид высокотехнологичной помощи, пересадка органов и тканей становится «вторым щансом» на жизнь для многих. Однако, говоря объективно, трансплантологи сталкиваются с большим деффицитом органов и тканей для пересадки, что не позволяет сократить листы ожидания. Технически и технологически наши специалисты готовы полностью к этому, но отсутствие органов останавливает этот процесс. Наиболее благоприятные трансплантации протекают при живых донорах, но развитие родственного донорства также происходит недостаточно быстро. Даже самые близкие родственники неохотно идут на трансплантацию. В РФ сегодня действует презумция согласия, согласно которой, каждый человек дает свое согласие на изъятие у него органов после смерти, если при жизни он не выразил иного мнения. Очень важно, что для трансплантации необходимо, чтобы самым точным образом была зафиксирована смерть мозга, все остальные органы должны функционировать. В нашей стране пересадка органов регулируется двумя нормативно-правовыми актами: закон об охране здоровья граждан, а также закон о трансплантации органов и тканей человека. Законом об охране здоровья граждан запрещено изъятие или пересадка органов у несовершеннолетних или недееспособных лиц. Органы для трансплантации изымаются только после констатации смерти мозга, которая выполняется комиссионно консилиумом врачей. Если волеизъявление отсутствует, то право заявить о несогласии на изъятие органов имеет супруг, при отсутствии супруга один из близких родственников. Закон о трансплантации четко р Как следует из Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека", трансплантация органов и (или) тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья граждан и может осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в соответствии с гуманными принципами, провозглашенными международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки (преамбула). Исходя из этого статья 1 названного Закона предусматривает, что трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа применяется только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранение жизни больного (реципиента) либо восстановление его здоровья; изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред и может иметь место исключительно с согласия живого донора; органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи; купля-продажа таких органов и (или) тканей, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. регламентирует все этапы, необходимые для выполнения данной процедуры. Определяя условия и порядок трансплантации, в частности изъятия органов и (или) тканей у трупа с целью пересадки нуждающемуся в этом реципиенту, федеральный законодатель установил в статье 8 Закона Российской Федерации "О трансплантации органов и (или) тканей человека" недвусмысленно выраженный запрет на такое изъятие в случае, когда учреждение здравоохранения на момент изъятия было поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на него.
Таким образом, законодатель в данном случае избрал модель презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей человека после его смерти ("неиспрошенное согласие" или "предполагаемое согласие"), трактующую невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия, - притом что никто после смерти не может быть подвергнут данной процедуре, если известно об отрицательном отношении к этому самого лица, его близких родственников, законных представителей.
Новый законопроект, который до сих пор находится в стадии утверждения закрепляет создание специального реестра волеизъявления, планируется информировать родственников о смерти пациента и узнавать у них волеизъявление умершего или их волеизъявление, при этом врачи не смогут изымать органы, если согласия от родственников не будет получено. Планируется запретить изымать органы у детей до 1 года.
Согласно новой версии законопроекта пациент может сообщить свое мнение относительно изъятия органов в присутствии не менее чем 2 свидетелей. Такое мнение заносится в медицинскую документацию. Данные изменения позволят существенным образом изменить ситуацию относительно органного донорства в РФ.



1. Поспелова С.И. Правовые основы донорства с целью трансплантации органов и тканей человека в Российской Федерации/ Вестник Российского государственного университета. – М. 2006. - No6 (53)
2. Закон РФ от 09.06.1993г. No5142-1 «О донорстве крови и её компонентов» / Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ, 1993, No28,ст.1064
3. Закон РФ от 22.12.1992г. No4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ, 1993, No2,ст.62
4. Ахаладзе Д.Г. Трансплантация левого латерального сектора печени детям. Тверь: Триада, 2017; Трансплантация почек от доноров с расширенными критериями реципиентам стар- шей возрастной группы: Учеб.-метод. пособие / Ред. И.И. Джанелидзе. СПб., 2017).
5. Сергеев Ю.Д., Поспелова С.И. Современное состояние и проблемы правового регулирования донорства и трансплантации органов и тканей человека // Медицинское право. 2013. No 1. С. 3–9.
6. Сальников В.П., Стеценко С.Г. Общие принципы правового регулирования трансплантации органов и тканей чело- века // Юрист. 2000. No 6.
7. Серебрякова А.А., Варюшин М.С. Государственно-правовое регулирование использования органов и тканей человека как особых объектов гражданского права в целях трансплантации (компаративистское исследование) // Медицинское право. 2012. No 2. С. 36–39.
8. Коноплева Е.Л., Остапенко В.М. К вопросу о проекте Федерального закона «О донорстве органов, частей органов чело- века и их трансплантации (пересадке)» // Медицинское право. 2015. No 3. С. 14–19.
9. Батюк В.И., Галузо В.Н., Полянко Н.И. О соотношении терминов «труп», «тело», «тело умершего» в законодательстве Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2016. No 10. С. 143–148; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Трансплантация в Российской Федерации: proetcontra // Право и государство: теория и практика. 2017. No 3. С. 89–93; Полянко Н.И., Галузо В.Н., Батюк В.И. Криминализация похоронного дела в Российской Федерации: возможно ли противодействие? // Право и государство: теория и практика. 2017. No 4. С. 137–140; Полянко Н.И., Галузо В.Н. Учет смертности в медицинских учреждениях и в иных государственных органах субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2017. No 5. С. 118–122.
10. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. No 5. С. 119–123).
11. О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. No 8. С. 28–30; Он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. No 4. С. 27–30.
12. СЗ РФ. 2014. No 31. Ст. 4398. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. No 11. С. 98–102.
13. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. No 2. Ст. 62; ...; СЗРФ. 2016. No 22. Ст. 3097.
14. Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
15. Федеральный закон No91 «О внесении дополнений в Закон РФ «О трансплантации органов и тканей человека».
16. Приказ МЗ РФ No189 от 10.08.1993 «О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению РФ».
17. Приказ МЗМП РФ No58 от 13.03.1995 «О дополнении к приказу No189».
18. Приказ МЗ и РАМН No460 от 17.02.2002, вводящий в действие «Инструкцию по констатации смерти мозга человека на основании смерти мозга».
19. «Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения жизни человека, прекращения реанимационных мероприятий», введённая приказом МЗ No73 от 04.03.2003, зарегистрированным в Минюсте РФ 04.04.2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ