Введение 2
Глава 1. Пробелы в праве 5
1.1. Классификация пробелов в праве 5
1.2. Способы преодоления пробелов в праве 14
Глава 2. Пробелы правового регулирования отношений в цифровой среде 19
2.1. Особенность регулирования отношений в цифровой среде 19
2.2. Анализ типовых пробелов в праве в цифровой среде 41
Глава 3. Индустрия компьютерных игр в рамках интеллектуальной собственности и сопутствующих ей пробелов 55
Заключение 65
Библиография 68
Технологический процесс, благодаря интеллектуальной деятельности и развитию производственных мощностей, позволил современному обществу создать среду, которая формирует новые отношения, пространства для детальности м способы взаимодействия между людьми. Упрощение доступа к получению информации, появление новых субъектов правовых отношений, создание уникальных концепций, которые раньше не применялись в экономике, правовой и других сферах детальности социума, сопутствующие проблемы юридического сопровождения таких отношений, – все это является важными аспектами нового пространства – цифровой среды. Электронные вычислительные машины (ЭВМ), стали неотъемлемой частью любой сферы деятельности общества, без которой невозможно представить современную цивилизацию. Сеть Интернет позволила оптимизировать эффективность функционирования различных организаций, институтов государства, а в некоторых аспектах и вывести их на новый уровень. По последним научным исследованиям, цифровая среда, в которую входит не только Интернет, но и те элементы, которые возникли, благодаря нему, например платформы образования, банковские системы, различные программы моделирования и программирования, видеохостинги, индустрия компьютерных игр и многие другое, занимает первое место по возможностям реализации идей, получения прибыли, охвату аудитории, ее вовлеченности и доступности среди других видов интеллектуальной деятельности. Такой вывод был основан на аналитическом докладе Абдрахманова Г.И., Бондаренко Н.В., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др., по поводу тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики.
Именно с того момента, когда цифровое пространство стало играть ключевую роль в жизнедеятельности общества, возникла потребность в правовом регулировании данной сферы. В первую очередь, это связано с тем, что виртуальная форма результатов интеллектуальной деятельности, а также характерное для нее скорость представления информации, анонимность пользователя и трансграничность области действия, создают условия, при которых неизбежно возникают новые мотивы и способы нарушения законодательства, в частности, гражданского права, создавая новые проблемы в обществе и риски нарушить довольно нестабильный баланс конкурирующих интересов, созданный в материальном мире.
Изменение отношений в условиях бурного научно-технологического прогресса, ставят несколько проблем, среди которых можно важнейшими является вопрос «о праве будущего», его форме и содержании, определении объекта и субъекта этих правоотношений. Быстрые темы роста цифровизации большинства сфер деятельности человеческого общества не позволили в полной мере оценить влияние на правоотношения, риски для уже упорядоченных взаимоотношений, что сделало нынешнюю систему права не подготовленной для новых обстоятельств и условий. Некоторыми юристами обосновано отмечается, что правовое регулирование цифровизации и юридической техники значительно отстает от развития технологий, что заключается в решении ситуативных случаев, путем применения точечных нормативно - правовых актов, которые будут неоднократно уточняться, изменяться или приспосабливаться к реальности.
Решение данной ситуации и проблем, которые возникают в цифровой среде, учитывая специфику взаимодействия права и современных технологий, является основной задачей правовой системы государства. Это связано с тем, что способы и выбор направления преодоления этих проблем повлияет на дальнейшее развитие информационного сектора, характер цифрового пространства, а также перспективы будущего состояния цифровой среды.
Среди тенденций развития отраслей права, которые регулируют цифровую сферу, учитывая общую канву и контекст влияния на существующие правовые взаимоотношения, можно выделить несколько: учреждение новых правовых терминов, понятий, концепций, которые не только улучшают существующие правовые институты, а также создают базу для создания новых; формируются новые отрасли и подотрасли права, вносятся изменения в образ и форму нынешнего правового поля; расширение перечня конституционных прав человека - «цифровых прав»; повеление новых видов технического регулирования, такие как алгоритмы и операционные системы.
Таким образом, цель данной работы – оценить эффективность и полноту российского законодательства, регулирующую цифровую сферу и сопутствующие отрасли, отталкиваясь от этого сформулировать теоретические обобщения, отражающие выводы относительно пробелов в правовом регулировании цифровой среды, выявить возможные способы преодоления пробелов, а также рассмотреть сущность пробелов в праве на основе всего изученного материала. В свете поставленной цели были выработаны следующие задачи:
• изучить вопрос пробелов в праве;
• проанализировать отечественную правовую базу, доктрину и отдельные ситуации в сфере регулирования цифровой среды;
• исследовать возможные сценарии возникновения пробелов в праве через призму видеоигровой индустрии.
В современной мире цифровая среда является одной из самых развитых и «молодых» сфер в обществе. Включение цифровых технологий в деятельность государственных институтов позволило повысить их эффективность, уменьшить количество ошибок, причиной которых был человечки фактор, ускорить и упростить процессы взаимоотношений человека и государственного аппарата. Развитие технических средств коммуникации, увеличение количества вовлечённых людей в цифровое пространства, быстрые темпы технологического прогресса, и сопутствующее ему появление новых типов отношений, приводит к отставанию правового регулирования таких областей. Недостаточное регулирование, или наоборот, чрезмерно сильное вмешательство государственного контроля приводит к осложнению осуществления деятельности в цифровой среде. В свою очередь, цифровая среда, помимо большого количества положительных черт, подразумевает, что появляются новые способы нарушения закона, недобросовестное использование пробелы в цифровой праве для собственной выгоды, зачасти, в ущерб интересам других субъектов правоотношений. Поэтому работа над преодолением пробелов в праве является одной ключевых положений юридической политики институтов власти.
Пробелы в праве являются одной из ключевых проблем в юридической науке. Под правовым пробелом подразумевается полное или частичное отсутствие нормативных установлений, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел, основными принципами, политикой, смыслом и содержанием действующего законодательства .Можно сказать, что возникают такие прецеденты, которые нельзя решить с помощью имеющихся нормативных правовых актов и их частей. Чаще всего, после такого события, законодательный орган власти обращает внимание на сферу, которая недостаточно урегулирована. Поэтому постоянное развитие юридической техники и совершенствования контроля за всеми отраслями права является ключевой целью деятельности правового регулятора.
Для преодоления пробелов в праве была создана глобальная классификация, которая позволила не только увеличить эффективность, но и скорость поиска актуальных методов решения таких ситуаций. Обобщая эту классификацию, самым важным критерием, который нужно учитывать законодателю, является необходимость вмешательства в анализируемые правовые отношения, то есть выяснить, является ли этот пробел мнимым или действительным (реальным). Мнимый пробел подразумевает фактическое отсутствие правового пробела, но из-за перечисленных в этой работе причин, участники отношений полагают, что их деятельность не регулируется в должной мере, или нормы права противоречат друг другу. Пробел в праве считается действительным, если существует реальное отсутствие необходимого нормативно-правового акта или нормы, которые регулируют спорную ситуацию, или требуют совершенствования. К способам преодоления пробела в праве, которые может применять правоприменитель, является аналогия права и аналогия закона, в том время как устранить пробел может только законодатель.
Приведенные выше примеры позволил установить, что в регулирование цифровой среды, в большой мере, является казуистичным. Это означает, что законодатель не принимает прямого участия в таких правоотношениях до момента возникновения прецедента, который не может быть разрешён существующим на текущий момент законодательством. То есть, до момента государственного вмешательства в «новый» тип правоотношений, участники последних самостоятельно регулируют свою деятельность.
Обобщая суть всей работы, можно утверждать, что законодательство Российской Федерации, регулирующее цифровую среду, во всем ее разнообразии, является в определённой мере несовершенным. Основной причиной такой ситуации является техническая неподготовленность существующих институтов юридического регулирования, в том числе из-за того, что большинство технических достижений, и самые быстрые темы развития цифровой среды, существуют в западных странах, в частности, США, где очень высок уровень юридической инициативы по этому вопросу. Это приводит к ситуации, в которой Российская Федерация является, в основном, потребителем технологий, а не разработчиком, что в свою очередь, делает эту область «невидимой» для государственного регулятора.
1. Резолюция Совета Организации Объединенных Наций по правам человека «Поощрение, защита и осуществление прав человека в интернете». A/ HRC/20/L.13 /[Электронный ресурс] / Организация Объединенных Наций официальный сайт – Режим доступа: http://daccess-ods.un.org/ TMP/5262201.42841339.html (дата обращения: 30.04.2023)
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 /[Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ /[Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
5. Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 № 259-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
6. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
7. Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 № 231-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
9. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
10. Проект Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации / [Электронный ресурс] / Правовая база данных – Режим доступа: http://www.cοnsultant.ru/. (дата обращения: 30.04.2023)
11. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979).
12. Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979).
13. Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.
14. Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву.
15. Закон об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act).
16. Бурханова, Ю. И. Цифровые права как объекты гражданских прав / Ю. И. Бурханова, Н. А. Новокшонова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. – 2022. – Т. 7, № 3.
17. Бухтоярова, Я. А. Цифровые права как новый объект гражданского права / Я. А. Бухтоярова // Наукосфера. – 2021. – № 5-1.
18. Ващекин, А. Н. Проблемы правового регулирования отношений в цифровом пространстве / А. Н. Ващекин, А. В. Дзедзинский // Правосудие. – 2020. – Т. 2, № 2.
19. Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франка Ла Рю. A/ HRC/17/27 // Организация Объединенных Наций [офиц. сайт]. — Режим доступа:https://www2.ohchr.org/English/bodies/hrcouncil/docs/17session/A.HRC.17.27_en.PDF (дата обращения: 30.04.2023)
20. Евтушенко, И. И. О соотношении «цифрового права» и «цифровых прав» в финансовом, гражданском и уголовном законодательстве РФ / И. И. Евтушенко // Актуальные проблемы юриспруденции в условиях цифровизации общества : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, Симферополь, 11 ноября 2021 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021.
21. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета, Столичный выпуск №7578 (115). 2018.
22. Моисеева, С. В. Цифровые права как новый объект гражданских прав / С. В. Моисеева // Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД. – 2022. – № 2.
23. Молчанов, А. А. Законодательное признание цифровых прав как одного из объектов гражданского права / А. А. Молчанов // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. – 2020. – № 3.
24. Нестеров, А. В. О цифровых правах и объектах цифровых прав / А. В. Нестеров // Право и цифровая экономика. – 2020. – № 1(07). – С. 11-16.
25. Паламарчук, С. А. Трансформация конституционных прав человека в цифровые права / С. А. Паламарчук // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т. 22, № 1.
26. Петрова, Т. Д. Понятие цифровых прав. вопросы разграничения цифровых прав и прав, осуществляемых в цифровой среде / Т. Д. Петрова, И. А. Кирий // Марафон знаний : Сборник научных трудов по итогам комплекса научных мероприятий, Новокузнецк, 04–08 апреля 2022 года / Отв. редактор Н.Н. Ивашко. – Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022.
27. Саидов, А. Х. Цифровые права как неотъемлемые права человека / А. Х. Саидов // Труды по интеллектуальной собственности. – 2023. – Т. 44, № 1.
28. Сонич, А. А. Цифровые права / А. А. Сонич // Теория права и межгосударственных отношений. – 2022. – Т. 1, № 5(25).
29. Треушников, И. А. Цифровое право: проблемы формирования категориального аппарата / И. А. Треушников, Е. В. Грязнова // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2021. – № 2(54).
30. Хабеас дата. Большой юридический словарь / В.А. Белов и др.; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских: 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
31. Костер Р. Разработка игр и теория развлечений. Москва: ДМК Пресс, 2018.
32. Duranske B.T. Virtual Law. Navigating the Legal Landscape of Virtual Worlds. Chicago, Illinois: ABA Publishing, American Bar Association. – 2008.
33. Lastowka G. Virtual Justice. The New Laws of Online Worlds. New Haven and London: Yale University Press. 2010.
34. Crump, E. (2014). Turn That Game Back On: Video Games, Violence and the Myth of Injury to the Public Good. Te Mata Koi: Auckland University Law Review, 20.
35. Cunningham, A.S., Engelstatter, B., Ward, M.R. (2011). Understanding the Effects of Violent Video Games on Violent Crime. Discussion Paper No. 11- 042. Center for European Economic Research. Dean, D. S. (2016). Hitting Reset: Devising a New Video Game CopyrightRegime. University Of Pennsylvania Law Review, 164(5).
36. DeLisi, M., Vaughn, M.G., Gentile, D.A., Anderson, C.A., Shook, J.J. (2012). Violent Video Games, Delinquency, and Youth Violence: New Evidence. Youth Violence and Juvenile Justice 11(2).
37. Downing, S., & Levan, K. (2016). Pains of imprisonment in a “lock em’ up” video game: implications for a peacemaking discourse through new media experiences. Contemporary Justice Review, 19(1).
38. Dunkelberger, J. (2011). The New Resident Evil? State Regulation of Violent Video
39. Архипов В.В. Виртуальное право: основные проблемы нового направления юридических исследований // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – СПб., 2013. – № 2 (307).
40. Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. 2-е изд. – М.: Статут, 2016.
41. Костенко, М. А. Пробел законодательства в свете теории и практики правотворческих ошибок / М. А. Костенко // Правотворческие ошибки: понятие, виды, практика и техника устранения в постсоветских государствах : материалы Междунар. науч.-практ. круглого стола (29–30 мая 2008 г.) / под ред. В. М. Баранова, И. М. Мацкевича. – М. : Проспект, 2009.
42. Лазарев, В. В. Пробелы в праве и пути их устранения / В. В. Лазарев. – М. : Юрид. лит., 1974.
43. Лейст, О. Э. Реализация права / О. Э. Лейст // Теория государства и права : курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. – М. : Зерцало : ТЕИС, 1996.
44. Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974.
45. Морозова Л.А. Теория государство и права. М.: Юристъ, 2002.
46. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1995.
47. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ
48. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» от 19 декабря 2005 г. №160-ФЗ.
49. Федеральный закон от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений в статью 1062 частивторой ГК РФ»
50. Гринь Е.С. Объекты авторских прав. // Право интеллектуальной собственности. Т. 2.
51. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения: Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой.
52. Бубнова К.М. Компьютерные игры. Проблемы авторско-правовой защиты // Авторское право. XXI век: Сборникнаучныхстатей. М., 2010.
53. Чурилов А.Ю. Правовое регулирование интеллектуальной собственности и новых технологий: вызовы XXI века: монография. М.: Юстицинформ, 2020.
54. Котенко Е.С. Авторские права на мультимедийный продукт: монография.
55. Архипов, Владислав В., Антон А. Васильев, Николай Ю. Андреев, Юлия В. Печатнова. 2023. «Компьютерные игры в юридических исследованиях: к вопросу о предпосылках модели регулирования». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 1: 5–21.https://doi.org/10.21638/spbu14.2023.101
56. Абдрахманова Г.И., Бондаренко Н.В., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. (2018) Тенденции развития интернета в условиях формирования цифровой экономики : аналитический доклад М : НИУ ВШЭ https://issek hse.ru/data/2019/01/30/1202720361/Tendencii_razvitiya_interneta_v_usloviyah_formirovaniya_cifrovoj_ehkonomiki pdf.
57. Samuel D. Warren; Louis D. Brandeis. The Right to Privacy. http://links.jstor.org/sici?sici=0017-811X%2818901215%294%3A5%3C193%3ATRTP%3E2.0.CO%3B2-C.