Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методология реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена Санкт-Петербурга (на примере развития Правобережной линии)

Работа №125112

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы168
Год сдачи2017
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Метрополитен в городской среде
1.1. Метрополитен как феномен подземной урбанистики: инфраструктура, технологии, тенденции 12
1.2. Метрополитен как интегральный средовой объект: актуальные аспекты и проблемы 16
1.3. Метрополитен как объект культурного наследия 24
1.4. Метрополитен как объект современного творчества 30
1.5. Перспективы развития метрополитена и задачи архитектурно-художественного формирования среды 40
Выводы 48
Глава 2. Анализ факторов архитектурно-художественной организации среды метрополитена
2.1. Градостроительные условия: место, контекст, архитектурная форма 49
2.2. Пространственная типология станций 56
2.3. Морфология, компоненты и средства архитектурно-художественной организации среды 60
2.4. Потенциал и проблемы синтеза искусств 72
Выводы 74
Глава 3. Методология формирования эстетического образа
3.1. Методы формирования эстетического образа 75
3.2. Процесс моделирования архитектурно-художественной организации среды метрополитена 89
3.3. Концепция формирования эстетического образа метрополитена (на примере развития Правобережной линии Санкт-Петербургского метрополитена) 91
Выводы 105
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Иллюстрации 124
Приложения 161

Развитие метрополитена является одним из глобальных направлений урбанизационного процесса, сопровождающее и во многом определяющее архитектурный образ и качество жизни мегаполиса XXI века.
Метрополитен как уникальный объект подземной урбанистики возник более столетия назад и сегодня является наиболее ярким воплощением образа современного мегаполиса.
Метрополитен - это уникальная и сложнейшая система, созданная человеком, памятник истории и культуры, интегральный объект, в основе формирования и развития которого лежат инновационные идеи и технологии. Вместе c тем, это объект массового использования, соединяющее в себе функции транспортной коммуникации и общественного пространства.
Основными предпосылками возникновения подземных транспортных сооружений в конце 19 в. стали процессы ускоренной урбанизации и как следствие - обострившиеся транспортные проблемы. Со временем метрополитен стал неотъемлемой частью не только инфраструктуры, образа жизни горожан, но и архитектурного образа, особым образом интегрированного в визуальное и эмоциональное восприятие города.
Метрополитен - это глобальное явление, которое занимает особую страницу в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
Вместе с тем, в каждом городе - Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Токио и во многих и многих других городах, где сеть подземных линий и станций исторически сложилась и интенсивно развивается, метрополитен имеет свои особенности и место в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
Морфология подземного пространства и его функциональное наполнение значительно отличаются в разных градостроительных условиях, в зависимости от исторических, экономических и социальных факторов развития. Это проявляется как в общих структурных особенностях системы метрополитена, так и в специфике архитектурно-пространственного формообразования станций, выборе принципиальных конструктивных систем, традициях и современных приёмах оформления интерьеров, отвечающих роли и значимости этого уникального средового объекта в жизни города.
Целью строительства метрополитена является не только усовершенствование современной транспортной инфраструктуры, но и формирование особого пространственного и художественного образа, дополняющего архитектурный облик города, преодоление психологического дискомфорта из-за нахождения пассажиров под землей за счет создания благоприятных климатических, световых и цветовых условий, реализация эстетического потенциала архитектурной среды, способного не только благоприятно воздействовать на эмоциональное состояние, но и обогащать внутренний мир человека, давать новые краски, новые чувства в восприятии современного города.
Метрополитен - это комплексный архитектурно-пространственный объект, обладающий уникальными традициями и потенциалом эстетического воздействия, формирования и реализации принципов синтеза искусств в актуальном пространстве городской среды.
В связи с этим, сегодня, в контексте интенсивных процессов развития сети метрополитена, наряду с необходимостью решения инженерно-технических вопросов, проблем реализации градостроительных и социально-экономических задач возникает не менее важный комплекс проблем, лежащих в эстетической сфере и касающихся вопросов архитектурно-художественного формирования среды.
Эти проблемы связаны как строительством и реконструкцией метрополитена в исторических районах городов, так и с созданием его новых звеньев в районах современной застройки, где метрополитен является важнейшим драйвером устойчивого развития территорий.
Особую актуальность и характерные особенности проблема развития метрополитена имеет в Санкт-Петербурге. Динамично развивающийся крупнейший российский и европейский мегаполис - уникальный памятник градостроительного искусства, включенный в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО - таков контекст, определяющий условия современного развития метрополитена в Санкт-Петербурге.
Ленинградский-петербургский метрополитен - особый градостроительный и культурный феномен, имеющий более чем полувековую историю. Его развитие - продолжение мирового и отечественного опыта и, вместе с тем - неповторимое культурное явление, неразрывно связанное как с градостроительной эволюцией, архитектурными традициями северной столицы, так и с художественной школой - академической школой монументального искусства, для которой метрополитен стал важнейшей сферой реализации творческого потенциала.
Сегодня петербургский метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий всё более отчётливо обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно- эстетическому облику станций.
Новые архитектурно-пространственные комплексы, намеченные к созданию как в районах современной застройки, так и в исторических районах Санкт-Петербурга, должны не только воплощать достижения градостроительного планирования и социально-экономических стратегий, но и стать эстетическими доминантами — общественными пространствами, продолжающими лучшие петербургские традиции наряду с восприятием новых процессов и инноваций в сфере подземной урбанистики.
Вместе с тем, практика последних десятилетий обнаруживает дефицит целостного системного подхода к формированию архитектурно- градостроительного облика станций метрополитена, как и общей концепции развития и преобразования системы петербургского метрополитена, адекватной перспективам, реалиям и традициям его формирования.
Эта ситуация, прямые и косвенные проявления которой сегодня можно наблюдать в реальном городском контексте, заостряет внимание на проблемах, методах и ресурсах реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена как интегральной коммуникационной системы, уникального типа городского пространства, объекта реализации общественного назначения художественного творчества.
Актуальность исследования определяется:
• перспективами развития и значением метрополитена в современном городе;
• уникальными социальными и культурными функциями среды метрополитена;
• задачей формирования целостного архитектурно-художественной образа метрополитена как городского общественного пространства и интегральной коммуникационной системы;
• проблемами реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена;
• необходимостью сохранения традиций и развития новых направлений дизайна среды в формировании среды метрополитена как современного городского пространства.
Объект исследования:
архитектурно-пространственная среда новых (планируемых) станций Санкт-Петербургского метрополитена как сфера реализации художественного творчества и синтеза искусств.
Предмет исследования:
методы реализации потенциала синтеза искусств в архитектурно-художественной организации среды метрополитена.
Границы исследования:
Комплекс проектируемых станций Санкт-Петербургского метрополитена в аспектах формирования эстетического образа среды.
Задачи исследования:
• проанализировать феномен метрополитена как интегрального средового объекта, объекта культурного наследия и современного творчества;
• определить современные тенденции и перспективы развития, изучить отечественный и зарубежный опыт архитектурно-художественной организации среды метрополитена;
• выявить своеобразие и проблемы формирования среды Санкт-Петербургского метрополитена;
• изучить особенности и факторы архитектурно-пространственной организации среды (морфологические, типологические, градостроительные, историко-культурные);
• выявить методы, разработать методологию формирования эстетического образа станции метрополитена;
• апробировать результаты исследования на примере концептуальных предложений по формированию эстетического образа проектируемых станций Санкт-Петербургского метрополитена.
Цель исследования:
разработать комплексный подход к формированию архитектурно- художественного образа новых станций Санкт-Петербургского метрополитена.
Гипотеза исследования.
Важнейшим фактором реализации культурно-эстетического потенциала среды метрополитена является комплексный подход к его проектированию в аспектах архитектурно-художественной организации. Градостроительные особенности и перспективы развития Санкт-Петербургского метрополитена обосновывают необходимость разработки методологии формирования целостного эстетического образа на основе принципов синтеза искусств в условиях комплексного средового объекта - станции метрополитена.
Методика исследования основана на комплексном системном подходе, включающем взаимосвязанные направления анализа:
• исторический (историко-эволюционный) анализ (исследование истории возникновения, развития объекта, своеобразия и эволюции исторических форм, закономерностей и факторов развития);
• архитектурно-пространственный анализ (исследование особенностей и закономерностей архитектурно-пространственной организации объекта, выразительных средств, выявление роли синтеза искусств в формировании образа метрополитена);
• изучение аналогов и прототипов, экспертный анализ существующего практического и проектного опыта:
• типологический анализ (систематизация объектов с общими типологическими признаками, выявление общих принципов, тенденций, проблем архитектурно-художественной организации);
• морфологический анализ (исследование архитектурно-пространственной структуры, выявление компонентов, формообразующих факторов и свойств, особенностей их взаимодействия);
• композиционный анализ (исследование объекта по критериям целостности, согласованности, соподчиненности, художественных средств и сценария формирования художественного образа);
• градостроительный анализ (исследование градостроительных условий места объекта в общей системе факторов градостроительного развития);
Степень научной разработанности проблемы:
Диссертация является первым систематическим исследованием заглавной темы. Для ее разработки использовались материалы публикаций по вопросам освоения подземных пространств в России и за рубежом.
Теоретическую основу работы составляют материалы по истории освоения, роли и проектированию подземных пространств Г.Е. Голубева, И.И. Гомоляка, Я. Келемена, В.Г. Лернера,И. Измайлова, М.В. Климова, Г.В. Болоненкова, Е.Н. Боровика, Н. Душкиной,Д.С. Конюхова, Г.В. Чарнецкого, Т. Зиновьевой, Д.А. Бойцова, Е. Ельчаниновой, Л. Г. Петухова.
Своеобразие городской среды как эстетически и культурно важного объекта, аспекты градостроительной композиции раскрыты в трудах Е. Беляева, А.Иконникова, А.Г.Раппапорта, Н. Анциферова, А.Н. Тетиора, В. Т. Шимко, A. Э. Бринкмана,Кр. Дэя, К.Зитте.
Принципы синтеза искусств в архитектурной среде раскрыты в трудах Н.Т. Ашимбаевой, Ю.Л. Косенкова, Ю.И. Курбатова, А. В. Степанова, Т. А. Славиной, А.В. Ефимова, Н.В. Ситниковой, В. Тютюнника, В.А. Филина, B. В. Иванова, Г. Фрилинга, К. Ауэра, Гибсона.
Практическое значение результатов исследования:
возможность использования методологии моделирования в проектной практике архитектурно-художественной организации среды метрополитена, в образовательных программах по направлениям «Архитектура», «Дизайн», «Монументальное искусство».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате научно-исследовательской и проектной работы была выявлена методология формирования архитектурно-художественного образа станций метрополитена в контексте развития подземной урбанистики и современных мегаполисов с учетом применения методов и средств организации качественно новой среды пространств метрополитена для развития культурно-эстетического потенциала.
Относительно поставленных в исследовании задач был изучен мировой опыт формирования архитектурно-художественного образа станций метрополитена.
Цель исследования реализована в разработке проектных предложений по развитию Правобережной линии Санкт-Петербургского метрополитена, на примере проектируемых станций «Театральная», «Горный институт», «Шкиперская» и «Морской фасад».
Общие выводы по диссертации:
1. Метрополитен был и остается знаковым явлением в жизни современного мегаполиса. При этом в различных городах и странах метрополитен имеет свои особенности и место в градостроительной системе, культурной традиции, архитектурном и социальном пространстве, эстетике городской среды.
2. Метрополитен является интегральным средовым объектом, который обладает уникальными структурными свойствами и закономерностями формообразования, занимает особое место в истории градостроительства, архитектуры, искусства.
3. Привлечение известных архитекторов и дизайнеров к проектированию метрополитена является общемировой тенденцией, способствующей реализации творческого потенциала и технических инноваций в создании социально значимых объектов массового притяжения.
4. Остро стоит вопрос об охране выдающихся станций метрополитена как объектов культурного наследия, уникальных и целостных архитектурно- художественных ансамблей.
5. Разработка комплексных подходов к архитектурно-художественному проектированию станций метрополитена актуальна для всех крупных городов и отражает особенности и тенденции развития метрополитена как важнейшей составляющей градостроительной системы и городской среды.
6. В Санкт-Петербурге метрополитен находится на интенсивном этапе развития. Опыт последних десятилетий обозначает проблему формирования и реализации комплексного подхода к архитектурно-эстетическому облику станций.
7. Взаимодействие функции и образа, утилитарного и эстетического в истории метрополитена сложилось в устойчивую традицию, которая в своеобразных чертах и свойствах проявляется в различных градостроительных контекстах.
8. Целью развития системы метрополитена является не только усовершенствование современной транспортной инфраструктуры, но и реализация идеи создания полноценного и привлекательного общественного пространства, преодоления психологического дискомфорта, коммуникативности среды за счет комплексного решения проблем создания благоприятных условий и реализации эстетического потенциала синтеза архитектуры, искусства, дизайна.
9. Типологические особенности имеют существенное значение для формирования архитектурно-художественных качеств среды станций метрополитена и в каждом отдельном случае должны оцениваться как важный средообразующий фактор. Вместе с тем, необходимо понимать, что для реализации эстетического потенциала пространственной среды метрополитена данная типология имеет весьма условный характер. Основную роль играет целенаправленный выбор методов, средств, формирование художественного языка, объединенных идеей создания целостного эстетического образа.
10. Понимание взаимосвязи между морфологией пространства, компонентами и средствами ее композиционной организации, процессом восприятия имеет основополагающее значение для творческого метода формирования эстетического образа.
11. Компоненты и средства формирования архитектурно-художественного образа среды метрополитена развиваются и видоизменяются вместе с развитием архитектуры и технологий, применением новых конструктивных систем и современных материалов, эволюцией культуры и общества.
12. При формировании архитектурно-художественной организации среды метрополитена неизменным остается то, что эстетический потенциал синтеза многообразных средств и компонентов должен быть направлен на создание целостного архитектурно-художественного образа, яркого и позитивного по своему воздействию.
13. Изучение отечественного и зарубежного опыта проектирования среды метрополитена позволило выявить различные методы формирования эстетического образа станций.
14. Несмотря на ограниченную типологию станций метрополитена и приоритет задач эффективной и безопасной организации движения, благодаря современному дизайну и целенаправленному применению различных методов формирования архитектурно-художественного образа каждая станция может стать уникальным эстетически ценным пространством.


1. А годы летят...: четвертое десятилетие «Ленметрогипротранса» /сост.: Н.И. Кулагин, Е.Н. Епифанова, Н.В. Яковлева. - СПб., 2013.
2. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. В. Забельшанский, Г. В. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. — М.: Стройиздат, 1985. — 208 с.
3. Архитектура новых станций Ленинградского метро. Строительство и архитектура Ленинграда. № 10. 1963
4. Аурели П. В. Возможность абсолютной архитектуры. М., Strelkapress, 2014
5. Ашастин, П.А. Архитектурный облик новых станций метро / П.А. Ашастин // Строительство и архитектура Ленинграда. - 1961. - № 7. - С. 9-12.
6. Ашимбаева Н. Т. Взаимодействие и синтез искусств. Ленинград. Наука. 1978. -269с.
7. Анциферов Н. Душа Петербурга. Москва, БММ, 2014, -527 с.
8. Бархин М.Г. Архитектура и человек Проблемы градостроительства будущего / М.Г. Бархин.— М.: Наука, 1979. 238 с.
9. Беляева E. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / E. Беляева. М.: Стройиздат, 1977. - 126 с.
10. Беннет, Д. Метро: история подземных железных дорог пер. с англ. / Д. Беннет. - М. 2005. - 176 с.
11. Бойцов Д. Архитектура петербургского метро. Современные проекты и их воплощение / Д. Бойцов // Капитель. - 2011. - № 1 (19). - С. 52-59.
12. Бойцов Д. Входные зоны метрополитена в исторической застройке архитектурно-градостроительные аспекты. 2004
13. Болоненков Г.В. Перспективы применения и развития метрополитена в больших городах / Г.В. Болоненков // Сер. Обзоры по проблемам больших городов. М.: ГОСИНТИ, 1975. - № 9.- 49 с.
14. Боровик E.H. Использование подземного пространства больших городов под зданиями различного функционального значения / E.H. Боровик // Сер. Обзоры по проблемам больших городов. — М.: ГОСИНТИ, 1978. № 29.
15. Большаков, Д.И. Новый участок ленинградского метрополитена / Д.И. Большаков // Строительство и архитектура Ленинграда - 1961. - № 5. - С. 24-26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ