Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровое доверие экономическим институтам в современном обществе (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

Работа №125100

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы67
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Современное общество как цифровая среда: предпосылки, характеристика, институциональный анализ 5
Предпосылки становления цифрового общества 5
Линии социальных изменений 7
Трансформация экономических институтов 9
Последствия цифровизации 11
ГЛАВА 2: Цифровое доверие как конституирующий феномен социально-экономических взаимодействий в современном обществе: 14
Понятие доверия в социологической перспективе 14
Категоризация доверия в социально-экономическом контексте 17
Цифровизация доверия 20
Цифровое доверие как фактор, определяющий институциональные процессы экономики 26
ГЛАВА 3. Цифровое доверие: эмпирическое исследование 29
Постановка проблемы: цифровая среда Санкт-Петербурга и электронная торговая система как экономический институт 29
Исследование показателей цифрового доверия среди жителей Санкт-Петербурга: результаты анкетирования 31
Исследование факторов цифрового доверия: контент-анализ отзывов покупателей в интернет-магазине 37
Заключение 41
Список источников и литературы 42
Примечания 44
Примечание 1. Анкета исследования 44
Примечание 2. Аналитическая сводка 51


Современный этап развития общества связан с повсеместным распространением цифровых технологий и активным внедрением их на всех уровнях социальной организации, коренным образом преобразуя отнюдь не только специфические элементы, но и структуры повседневности. Изменениям подвергаются паттерны поведения и привычки мышления индивидов, коммуникационные модели, механизмы и принципы социальной включенности, институты, подсистемы общества. С конца XXвека процесс цифровизации необратимо ускоряется и находит все большее отражение в социальной структуре.
Сетевое общество подразумевает всеобщую интеграцию в пространстве глобальных информационных потоков, однако стремительность трансформаций, а также пока еще недостаточный уровень точности в их прогнозировании повышает уровень неопределенности. Так, Ульрихом Беком подобная ситуация была отражена в его концепциях «общества риска» и «рефлексивной модернизации», когда технологическая детерминанта становится неконтролируемой и катализирует негативные последствия. В частности, одной из социальных проблем, обусловленных цифровизацией и активно исследуемых социологами в течение последних 15 лет, стало цифровое неравенство. Подобные тенденции не могут не побуждать исследователей к поиску тех аспектов социокультурной среды, которые способны воспроизводить солидарность и моральную общность, т.е. нормально интегрировать общество, и категория доверия в таком контексте приобретает фундаментальный характер. Примерно с конца 70-х годов XXвека интерес к доверию в социальных науках не угасал, и на сегодняшний день различными учеными представлено большое количество научных работ, исследующих концепт доверия.
Однако актуальность таких работ применительно к сегодняшней ситуации не является абсолютной в связи с тем, что исследователи в XXвеке по объективных причинам не могли анализировать доверие в контексте цифрового общества, и разработка концепции доверия в соответствии с релевантными современному обществу тенденциями(главным образом цифровизацией)представляется важной задачей для современных исследователей. К активному выполнению этой задачи ученые приступили сравнительно недавно, но количество исследований в последние годы существенно выросло, возможность разработки концепта доверия в современном обществе тесно связана со степенью исследованности именно той среды, в которой доверие реализуется. Вместе с изменениями в социальной структуре меняются форма и тенденции в доверии, оно полностью соотносится со всеми трансформациями, вызванными распространением цифровых технологий, превращаясь в «цифровое доверие», полностью сохраняя и даже увеличивая свою роль.
Сейчас цифровое доверие определяет такие элементы цифровой среды, как межличностная коммуникация в социальных сетях(Facebook, Instagram, Вконтакте), информационные потоки, интернет вещей, экономика совместного потребления, однако цифровое доверие выходит и за пределы исключительно виртуальной среды(например, влияя на паттерны использования людьми гаджетов). Существенным представляется роль цифрового доверия как фактора экономического развития с учетом перехода экономики в цифровую среду (по оценкам экспертов в ближайшее десятилетие доля цифровой экономики в мировом ВВП составит не менее 50%).
Проблемой данной работы является трансформация доверия в цифровом обществе. По каким принципам строится современное общество и чем обусловлены произошедшие изменения; какие новые специфические особенности приобретает феномен доверия в цифровой среде; как проявляется его роль в экономической сфере; какие аспекты цифрового доверия существуют; как следует учитывать доверие в процессе разработки цифровых продуктов.
Объект исследования: цифровое доверие
Предмет исследования: реализация феномена цифрового доверия в экономической сфере
Задачи работы:
- поиск и систематизация теоретической информации, способствующей раскрытию понятий цифрового общества, цифрового доверия и цифровых экономических институтов
- анализ последствий цифровизации
- исследование цифрового доверия как фактора развития цифровой экономики
- анализ цифровых практик жителей Санкт-Петербурга как фактора формирования цифрового доверия
- измерение уровня цифрового доверия среди жителей Санкт-Петербурга
- выявление факторов, влияющих на уровень цифрового доверия
- формулировка рекомендаций для повышения уровня цифрового доверия на высоком уровне
Методы работы: Деск-стади, анализ документов, анализ, синтез, анкетирование, контент-анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современное общество преобразовано внедрением цифровых технологий на всех уровнях, сетевое пространство растет по экспоненте, но базовые установки современности продуцированы структурной трансформацией конца 20 века, и технологическая база является структурным дополнением, их утверждающим. Однако социальные практики пронизаны цифровыми процессами, и значимость таких изменений все более возрастает вместе с их углублением, что является неизбежной предпосылкой для базовой трансформации в будущем, эпидемиологическая конъюнктура последних лет стала неожиданным драйвером фундаментальных изменений.
В этой ситуации феномен доверия, функциональность которого значительно возросла незадолго до начальных процессов цифровизации, сохраняя свою изначальную сущность, проявляется во всех трех видах-институциональном, сетевом, личностном, при этом доминирующая роль первого сохраняется. Тем не менее, виртуальная технологическая среда рождает новую форму доверия-цифровое доверие, специфически выражающееся как уверенность пользователей в способности цифровых институтов, предприятий, организаций, технологий и процессов создать безопасный цифровой мир. Такое доверие относится исключительно к цифровым технологиям, и на первый взгляд меняются лишь характеристики доверия( радиус, новые объекты доверия, новые практики, выражающие доверие и т.д.), однако противоречивость природы цифрового доверия, проявляющегося в различных аспектах социально- экономического взаимодействия в цифровом пространстве, а также увеличивающаяся роль доверия в современном обществе(в настоящий момент цифровое доверие является объективным обязательным условием развития цифровой экономики) подсказывают, что некоторая трансформация самой сущности доверия функционально необходима. В то же время попытки разработать комплекс технологических и социально-экономических методов по формированию и обеспечению роста цифрового доверия активно предпринимаются в настоящее время, в том числе в рамках различных научных дисциплин.



1. Кастельс М. Информационная
эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУВШЭ, 2000
2. Lupton D.
Digital sociology. L.: Routledge, 2015. 229 p.
3. Веселов Ю. В.
Доверие и справедливость: Моральные основания современного
экономического общества. Москва: Аспект-Пресс, 2011.
4. Веселов Ю. В. Институциональное и сетевое доверие
// Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Под
ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсияновой. М.: Изд.дом ГУ-ВШЭ, 2013. сс.
263-290.
5. Yuri.V. Veselov. Transformation of trust in a digital society and economy. St. Petersburg State University. 12 p.

6. Гудков Л. «Доверие» в России: смысл, функции, структура
// Вестник общественного мнения, 2012, №2, с. 8-48
7. Буданов В. Г., Асеева И.А., Звонова Е.Е. Индустрия 4.0.: социально-экономические сопряжения // Экономический часопис-XXI, 2017, № 11-12, с. 33-37
8. Ноакк. Н. В., Ларин С. Н., Знаменская А. Н. Моделирование проявлений феномена доверия к продуктам цифровой экономики // Международный научно-исследовательский журнал, 2018, №3, с. 160-163
9. Шилина М. Г., Вартанов С. А.- Доверие как категория теории коммуникации в парадигме цифровой экономики (к постановке научной проблемы) // Медиаальманах, 2019, №1, с.20-38
10. Шиповалова Л. В. Проблема доверия в цифровой культуре // StudiaCulturae, 2019, № 41, с. 250-261
11. Губанова С. Е. Доверие в цифровых технологиях // Научно-практические исследования, 2017, №9, с. 41-42
12. Мазикова Е. В., Зацепина Д. Г. Некоторые аспекты доверия к цифровым технологиям // Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста (Финансы - 2019) / Материалы всероссийской научно-практической конференции, 2019
13. Чиков М.В. Механизмы доверия как фактор институциональной устойчивости цифровых платформ //Институциональная трансформация экономики: ресурсы и институты (ИТЭРИ – 2019) = Institutionaltransformationoftheeconomy: resourcesandinstitutions (ITERI – 2019): материалы VI Международной научной конференции, Красноярск, 9-12 октября 2019 г.
14. Нурмухаметов Р.К., Торин С.С. Цифровое доверие (digitaltrust): сущность и меры по его повышению // Известия Тульского Государственного Университета. Экономические и юридические науки, 2020, №1, с. 32-39
15. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2021: краткий статистический сборник // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»., М.: НИУ ВШЭ, 2021,224 с.
16. Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akit.ru/. (Дата обращения: 15.02.2022).
17. Воронцов А. Аудитория интернета. Россия и Санкт-Петербург // Mediascope / СПИК, 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/4e3/Mediascope_%D0%A1%D0%9F%D0%98%D0%9A_30.05.2019.pdf. (Дата обращения: 13.03.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ