Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностей миллениалов 9
1.1. Определение трудовых ценностей 9
1.2. Основные поколенческие подходы и классификации 14
1.3. Основные характеристики и особенности поколения миллениалов 20
Выводы 23
Глава 2. Эмпирическое исследование трудовых ценностей миллениалов 24
2.1. Обзор исследований трудовых ценностей миллениалов 24
2.2. Разработка программы эмпирического исследования трудовых ценностей миллениалов в Санкт-Петербурге 28
2.3. Результаты эмпирического исследования трудовых ценностей миллениалов в Санкт-Петербурге 37
Заключение 50
Список литературы 53
Приложения 57
Данное академическое социологическое исследование нацелено на развитие научного знания об изучаемой проблеме, а также на углубление понимания социальной реальности. Исследование заключается в поиске социальных факторов и причин процесса, описании определенных социальных закономерностей, а также характеристике степени изученности исследовательской проблемы.
В настоящем академическом исследовании рассматриваются ключевые характеристики и особенности поколения миллениалов, а также их трудовые ценности в системе жизненных ориентаций. Следует начать с того, что трудовые ценности занимают ключевое место в системе социальных ориентаций и установок личности, так как труд – это неотъемлемая часть каждого представителя человеческого вида. Труд и продукты труда представляют значимость как для конкретного индивида, так и для общества в целом. Существует неразрывная связь между всеми процессами труда и трудовыми ценностями, так как именно система трудовых ценностей человека определяет потребности, цели и содержание трудового поведения индивида. Таким образом, именно ценности и ценностные установки имеют значимое влияние на экономическое и социальное поведение. Ценностное измерение, как культурная составляющая, имеет ключевое значение в формировании потенциала и прогресса страны, в том числе экономического роста. По мнению Л. Харрисона, «всеобщие ценности прогресса» в рамках экономического поведения определяют рост благосостояния в странах с различными климатическими, географическими и институциональными условиями[1].
Актуальность данной работы заключается в том, что в условиях постоянно изменяющихся рыночных трендах, важно оперативно отслеживать изменения в ценностной структуре работников, что поможет также спрогнозировать тенденцию возможных будущих изменений. Система ценностей, в том числе трудовых, не изменяется сиюминутно, однако важно понимать, что изменения в социально-экономических условиях жизни человека напрямую влияют на переоценку и реструктуризацию ценностных установок. Именно поэтому очень важно изучать систему ценностей, в том числе трудовых, в разной социально-экономической среде, что предоставляет возможность выявить ключевые культурные факторы, которые напрямую влияют на социальное и экономическое развитие страны. Большая часть экономически развитых стран находится в сильной конкуренции за первое место на международной арене. В условиях формирования глобального рынка и технологической революции стране необходимо постоянно повышать уровень производительности и качества труда.
Данное исследование предполагает изучение и анализ трудовых ценностей миллениалов. В первую очередь это связано с тем, что на данный момент выбранное поколение представляет основной трудовой ресурс среди населения. Поколение «некст» в наше время насчитывает примерно 22% от всего населения Земли. Эксперты считают, что к 2026 году, миллениалы составят 75% трудовых ресурсов мира[2].
Крайне необходимо понимать ценностно-мотивационные ориентации сотрудников, а также уметь анализировать их изменения отношения к труду и ценностям профессиональной деятельности. Требуется четкое понимание, под какими социально-экономическими факторами происходит трансформация трудовых ценностей сотрудников. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы руководящие инстанции могли грамотно выстраивать свою политику по управлению персоналом. Во-вторых, предполагается, что, имея представления о трудовых ценностях молодых сотрудников, а также о том, как они могут измениться во временной перспективе, можно избежать не менее актуальной следственной проблемы текучести кадров. В-третьих, как уже отмечалось ранее, практическая полезность такого понимания трудовых ценностей миллениалов также очень значима для экономического роста страны в целом, так как именно от молодых сотрудников зависит благополучие страны и ее социально-классовая структура в будущем.
Цель данного данной работы заключается в том, чтобы получить новое знание о ценностно-мотивационных ориентациях миллениалов, о характеристиках и факторах, которые обуславливают те или иные изменения изучаемого социального явления, а также в формировании более структурированного и полного описания социальной ситуации. Следует также обратить особое внимание на то, каким образом такие критические инциденты как пандемия COVID-19 и социально-политическая ситуация 2022 года, повлияли на трансформацию трудовых ценностей поколения миллениалов.
Объектом исследования являются, во-первых, само поколение миллениалов, структура их экономической и социальной жизни, во-вторых, существующая научная литература, описывающая теоретические подходы к анализу трудовых ценностей поколений и поколенческие подходы в целом, в-третьих, актуальная исследовательская литература, рассматривающая вопрос о трудовых ценностях молодых людей.
Предмет данного исследования – это система трудовых ценностей и норм поколения миллениалов, а также факторы, определяющие траекторию формирования этих ценностей.
Задачи исследования заключаются в том, чтобы:
Во-первых, определить теоретические подходы к анализу трудовых ценностей разных поколений, а именно: раскрыть понятие трудовых ценностей, описать подходы к труду как ценности у классиков и современных авторов.
Во-вторых, выделить ключевые подходы к определению поколений.
В-третьих, рассмотреть научную литературу, характеризующую исследование трудовых ценностей молодых работников в разное время.
В-четвертых, проследить динамику трудовых ценностей и мотиваций современного работника.
В-пятых, составить обобщенную, но при этом ясную социальную картину касательно изучаемого явления для создания возможности проведения дальнейшего прикладного количественного социологического исследования.
В-шестых, провести эмпирическое социологическое исследование, которое поможет сравнить текущую систему трудовых ценностей миллениалов в условиях дестабилизации с теми особенностями, которые описаны в современных научных трудах.
Теоретико-методологическая база данного социологического исследования представляет собой набор основных теорий и подходов, необходимых для формирования четкого представления об изученности выбранной проблемы, степени разработанности ключевых методов изучения трудовых ценностей, а также для корректного определения стратегии дальнейшего эмпирического исследования и сопоставления получившихся результатов с тенденциями, выделенными в теоретической части работы.
Для определения понятия трудовых ценностей мы обратились к представителю классической немецкой социологии – Максу Веберу, значимая классификация трудовых ценностей была также предложена израильским ученым Довом Элизуром в ходе проведения кросс-культурного сравнения трудовых ценностей. Среди представителей отечественной науки можно выделить ряд ученых, которые внесли серьезный вклад в изучение трудовых ценностей, наиболее яркие из них – это В.А. Ядов, который провел ряд исследований по изучению трудовой мотивации и ценностных ориентаций, а также В. Магун и его лонгитюдное исследование, связанное с определением динамики трудовых ценностей (1991–2007 гг.).
Ключевые подходы к определению и выделению конкретных поколений были предложены В.Т. Лисовским, Ю.Р. Вишневским, Ю.А. Левадой и В. Радаевым, который при определении свой классификационной модели опирался на труды Х. Беккера, Н. Хоува и В. Штрауса, PewResearchCenter и других. Стоит также отдельно отметить вклад В. Радаева в изучение особенностей и характеристик поколения миллениалов.
Также для определения концептуальной модели эмпирического исследования становятся важными концепции габитуса П. Бурдье и карьерных якорей Э.Х. Шейна.
В работе будут использованы литературный обзор и количественный метод, а именно: анкетный онлайн опрос.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа и обобщения существующей информации об изучаемой проблеме, были предложены наиболее эффективные подходы к анализу трудовых ценностей и инструменты, позволяющие оценить систему трудовых ценностей определенного поколения, также исследование дает возможность дальнейших перспектив использования полученных результатов для дальнейших исследований.
Практическая полезность заключается в разработке выводов и рекомендаций, которые могут быть интересны любым коммерческим организациям, заинтересованным в выстраивании грамотной и эффективной политики по управлению и мотивации персонала.
Структура работы обусловлена её целью и задачами, а также логикой проведения социологического исследования.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, литературного списка, включающего 32 наименования, 17 приложений.
Подводя итог работе, необходимо выяснить, насколько были решены цель и задачи исследования, а также определить, какие результаты были достигнуты.
В первой главе работы были выявлены ключевые теоретические подходы к анализу трудовых ценностей различных поколений, также были сопоставлены подходы к труду как ценности у ключевых фигур, которые работали и продолжают работать над научным знанием в этой области. Труд является неотъемлемой частью социально-экономической жизни человечества. Изучение трудовых ценностей представляет собой фундаментально важную предметную область социологии. Оценка динамики изменения и формирования трудовых ценностей поколений позволит также оценить и спрогнозировать тенденции основных экономических и социальных изменений в стране. Трудовые ценности представляют собой набор характеристик, которые значимы для оценки профессиональной деятельности, в соответствии с которыми можно определять степень удовлетворенности потребности (или потребностей) сотрудника в конкретной трудовой ситуации. Такая совокупность этих включает в себя не только личностную значимость (условия труда, заработную плату, содержание труда и т.д.), но и общественную значимость (возможность быть полезным обществу и т.д.).
Затем были проанализированы ключевые подходы к выделению и анализу поколений. Нами был выбран поколенческий подход, предложенный В. Радаевым, составление которого основывается на работах Х. Беккера, Н. Хоува и В. Штрауса, PewResearchCenter и других.
Мы также изучили результаты исследований трудовых ценностей молодых работников в разное время, на основании чего было выделено ценностное ядро, которое является неизменным у молодых работников. Описали основные характеристики поколения миллениалов, их жизненные стратегии поведения, образ жизни, а также ключевой набор трудовых ценностей и особенности трудового поведения. Миллениалы активны, открыты ко всему новому, при этом они откладывают этап вступления во взрослую жизнь (брак, выход на работу и т.д.). Для них важно получать новые знания, они желают существовать и трудиться в комфортных психологических условиях, иметь под рукой новые информационные технологии, они стремятся к постоянному профессиональному развитию.
Во второй главе также было проведено социологическое эмпирическое исследование, нацеленное на выявление структуры трудовых ценностей миллениалов, определение основных карьерных траекторий поколения, а также оценке влияния фактора дестабилизации на систему трудовых ценностей миллениалов. На основании проведенного статистического анализа и сопоставления эмпирических результатов с особенностями трудовых ценностей миллениалов, которые были выделены на основании проанализированной литературы, мы смогли составить ключевые выводы, которые определяют структуру трудовых ценностей миллениалов.
Выяснилось, что миллениалы обладают высокой мобильностью, и в критических и нестабильных условиях миллениалы быстро приспосабливаются к новым экономическим и социальным реалиям, однако ряд ключевых ценностей при этом уходит на второй план. Даже при всем своем стремлении и любви к долгосрочному планированию и определению дальнейшего плана личностного развития, в большинстве своем они оказываются вынуждены отказаться от такой особенности, так как планирование для них становится невозможным в контексте переменчивых условий.
Проведенное эмпирическое исследование позволило нам подтвердить гипотезу исследования. Первичная социализация является исходным этапом формирования системы трудовых ценностей, однако структура ценностей продолжает изменяться и формироваться в процессе всей трудовой жизни. Мы также выделили ключевые факторы, которые влияют на трансформацию трудовых ценностей миллениалов. В переломные моменты как, например, нестабильная экономически-социальная обстановка, происходит толчок, который заставляет индивидов пересматривать структуру своих ценностей. Однако система ценностей является достаточно стабильной и коренной составляющей человеческой жизни, на нее невозможно оказать влияние, которое заставило бы систему ценностей поменять в одно мгновение. Именно поэтому наблюдаемые изменения в структуре трудовых ценностей миллениалов не носят кардинальных изменений, их система ценностей лишь претерпевает некоторые тенденции к изменению.
Таким образом, представляется необходимым дальнейшее изучение структуры трудовых ценностей поколения молодых работников во временном контексте изменения и трансформации окружающих условий.
1. Харрисон Л. Культурный код и прогресс // Экспертный портал Высшей школы экономики [веб-сайт], 2010. URL: http://www.opec.ru/1295413.html(дата обращения: 10.12.2021).
2. Почему миллениалы не любят ждать, и что HR может с этим сделать? // HaysJournal [Электронный Ресурс]. URL:https://hays.ru/millenials-dont-wait/(дата обращения: 10.12.2021).
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. М: РОССПЭН, 2006. 656 с.
4. Super D.E. Manual: Work Values Inventory // Boston: Houghton Mifflin, 1970.422 р.
5. Zutowski D.G. Psychological Influences on Vocational Development // New-York: Houghton Mifflin, 1970. 178 р.
6. Elizur D., Borg I., Hunt R., Beck I.M. The Structure of Work Values A Cross Cultural Comparison // Journal of Organizational Behaviour, 1991. №7. P.21–38.
7. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда // Киев: Виша школа, 1990. 312 с.
8. Черников Б.В.Дифференциация трудовых ценностей среди поколений современных работников // Вестник Томского государственного университета, 2014. № 385. С. 153–158.
9. Магун В.С. Трудовые ценности российского населения // Вопросы экономики, 1996. № 1.
10. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рожин В.П. Человек и его работа // Под ред. А.Г. Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова. М: Мысль, 1967. 392 с.
11. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после: Учебное пособие для вузов // 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с.
12. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие // СПб.: СПбГУП, 2000.
13. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи // Н. Тагил, 1995.
14. Семенова В.В. Современные концептуальные и эмпирические подходы к понятию «поколение» / Россия реформирующаяся: Ежегодник-2003 //Под ред. Л.М. Дробижевой. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 213-237.
15. Ибрагимова Д.Х.Когортный анализ потребительских ожиданий населения России (1996-2010): теоретико-методологические основы исследования // Экономическая социология, 2014. Т. 15. № 2. С. 99-118.
16. Науэн М.С. Метод когортного анализа в социологии // Журнал социологии и социальной антропологии, 2006. Т. 9. № 3. С. 137-144.
17. Левада Ю.А. Поколения ХХ века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2001. № 5. 55 с.
18. Радаев В.В.Миллениалы: Как меняется российское общество // В.В. Радаев. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 224 с.
19. Насонова Е.И.Миллениалы как трудовой ресурс организации // Современные тенденции развития науки в молодежной среде: Межвузовский конкурс научно-исследовательских работ.М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А.Бунина, 2017. С. 811-818.
20. Поколение Y // Генеральный директор [Электронный Ресурс]. URL:http://www.gd.ru/articles/8040-pokolenie-y(дата обращения: 15.12.2021).
21. Троицкая О.А.Ценностно-мотивационные ориентации современных молодых работников // Известия вузов. Северо-кавказский регион. Общественные науки, 2014. № 2. С. 30-33.
22. Минина В.Н.,Иванов С.А.,Снопова С.Н.,Юдина Д.И. Трудовые ценности населения Санкт-Петербурга в контексте модернизации производства // Социально-трудовые исследования, 2019. С. 6-19.
23. Бессокирная Г.П. Изменились ли мотивы труда рабочих в постсоветской России? //Социс, 2017. С. 94-105.
24. Мастикова Н.С. Ценности россиян и жителей европейских стран-лидеров (по данным европейского социального исследования) //Мониторинг общественного мнения 5 (117) сентябрь-октябрь, 2013. С. 144-152.
25. Чернышева Е.В.Анализ поведенческих и трудовых особенностей поколений х, y, z // Трансформация социального мира в современную эпоху. Иркутск: ИГУ, 2019. С. 140-143.
26. Пушкина Л. Люди Игрек // Санкт- Петербургские ведомости, 2012.Вып. 43. URL: http://spbvedomosti.ru/article.htm?id=10286278@SV_Articles (дата обращения: 10.12.2021).
27. Dawn A. Gen Z & Millennials Would Rather Be Unemployed Than Unhappy at Work // GOBankingRates [веб-сайт], 2022. URL: https://www.gobankingrates.com/money/jobs/gen-z-millennials-rather-be-unemployed-than-unhappy-work/ (дата обращения: 07.04.2022).
28. Бурдье П. Практический смысл // Пер. с фр.: А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкина, Н.А. Шматко; Отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
29. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство // Э. Х. Шейн. СПб.: Питер,2002. 336 с.
30. Абдулкадырова А.Б. Факторы, влияющие на формирование и развитие ценностной картины мира человека //Язык и культура. Новосибирск, 2014. № 12.
31. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту// РОССТАТ [Электронный Ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13284 (дата обращения: 07.04.2022).
32. Малинина Т.Б.Демография и социальная статистика: учебник и практикум для академического бакалавриата // М.: Издательство Юрайт, 2017.Серия: Бакалавр. Академический курс. С. 115.