Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты понятия юрисдикционных органов 4
§1. Природа и понятие юрисдикционного органа 4
§2. Понятие и проблемы рассмотрения спортивного спора 12
Глава 2. Системы юрисдикционных органов в российской и зарубежных футбольных лигах 15
§1. Система юрисдикционных органов при разрешении спортивного спора в России 17
§2. Система юрисдикционных органов в зарубежных лигах 32
Глава 3. Международный уровень регулирования юрисдикционных органов в футболе 40
§1. Юрисдикционные органы на международном уровне 40
§2 Особенности проведения процессов в юрисдикционных органах в практике Спортивного Арбитражного суда 42
Заключение 47
Cписок использованной литературы 49
Современные тенденции развития спортивной индустрии вскрывают огромный пласт вопросов, требующих всестороннего и тщательного регулирования. Вместе с капитализацией спорта вырастает и потребность в контроле за таким массивным социальным институтом. Субъекты спорта стали нуждаться в органах, которые будут осуществлять защиту общих интересов и вводить санкции против тех, кто нарушает принимаемые этими же субъектами правила. Государственные суды, несмотря на позицию, что «суд компетентен в любом вопросе», зачастую не могут дать правильное решение ввиду специфики спортивных отношений и банального незнания предмета. С этой целью созданы спортивные юрисдикционные органы, регулирование деятельности которых стало самостоятельным институтом спортивного права.
Что же это за институт? Ключевым вопросом в проблематике определения сущности института юрисдикционных органов, является неопределенность с точки зрения юридической науки их природы, а, соответственно, их влияние на спортивную индустрию в целом, границы их компетенции и соотношение их полномочий в отношениях друг с другом.
При этом вопрос о природе их компетенции, то есть фактически властных полномочий в отношении участников спортивно-правовых отношений, является наиболее дискуссионным. С одной стороны, само собой разумеется, что они созданы для удобства досудебного или же внесудебного разбирательства, их существование соответствует потребностям общества и его конкретной сферы, а с другой стороны, непонятно, каким образом юрисдикционные органы могут обеспечивать принудительное исполнение принятых ими решений.
Часть исследователей приравнивают такие юрисдикционные органы РФС, как Контрольно-дисциплинарный комитет, к третейским судам, другие же считают, что данный орган представляет собой «квазисудебное образование». При этом проблема определения природы компетенции юрисдикционных органов усугубляется отсутствием единства мнений в отношении понятия «спортивный спор», которое не закреплено ни в одном законе, хотя на это давно указывали такие правоведы, как Погосян Е.В. и Рогачев Д.И.
Целью настоящего исследования является поэтапное, от абстрактно-теоретического до нормативно-закрепленного и развитого в правоприменительной практике изложение сущности института юрисдикционных органов параллельно с выявлением проблем и раскрытием возможных подходов к их решению.
Задачи исследования сводятся к следующему:
1) определение правовой природы юрисдикционных органов как участников спортивно-правовых отношений; 2) анализ правовой природы юрисдикционных органов с целью определения их отличительных черт и формулировки понятия; 3) анализ и определение понятия спортивного спора; 4) комплексный и сравнительный анализ систем юрисдикционных органов в России и зарубежных странах; 5) нормативный анализ системы юрисдикционных органов на международном уровне на примере Международной федерации футбола; 6) исследование практики Спортивного арбитражного суда с учетом ранее установленных выводов.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные юридические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-сравнительный методы, а также методы толкования правовых норм.
Развитие правоотношений в сфере спорта генерирует не только возникновение новых возможностей для клубов, игроков, целых федераций, наделяя их правами, предоставляя их интересам законную основу, но и генерирует возникновение широкого спектра конфликтных ситуаций.
В настоящий период всеобщей глобализации, роста технологий, информатизации, а также обострения политических, идеологических и религиозных противоречий на фоне той же пандемии количество таких конфликтных ситуаций, их содержательная часть, имплицитность субъективных и объективных проблем побуждают руководящие в сфере спорта органы развивать механизмы разрешения споров.
Такое развитие предполагает не только расширение структуры механизмов разрешения споров, не только детальную регламентацию средств обращения за защитой, средств доказывания позиции, средств обжалования принимаемых по спору решений, но и закрепление принципиальных позиций в этой области хотя бы на уровне правоприменительной практики.
Основным достижением руководящих организаций в сфере спорта является создание и развитие системы юрисдикционных органов.
Юрисдикционный орган в национальной спортивной федерации – это один из важнейших инструментов по разрешению спортивных споров, созданный для удобства всех участников спортивных отношений. Российский вариант существования юрисдикционных органов является, по мнению автора, весьма успешным, так как благодаря многоуровневому регулированию путем дифференциации категорий спортивных споров происходит глубокое и тщательное разбирательство по делу, оканчиваемое мотивированным решением, которое, кроме того, стороны спора вправе обжаловать.
В то же время система юрисдикционных органов представляет собой фактически частноправовой механизм разрешения споров между лицами, добровольно согласившимися как на соблюдение правил частноправовой структуры, так и на «подсудность» споров юрисдикционным органам. То есть этим добровольным согласием на вступление в спортивные отношения, «подведомственные» спортивной федерации, лицо приобретает не только гарантированные регламентами права, но и установленные регламентами обязанности, в том числе процессуальные.
В силу отсутствия у юрисдикционных органов публичной власти решения юрисдикционных органов не обладают свойствами обязательности, неопровержимости, исключительности, исполнимости и преюдициальности в понимании, следуемом из принципа resjudicata. В то же время, автор отмечает, что эти свойства в определенной мере воплощаются и поддерживаются волей самих участников частноправовой структуры (спортивной федерации).
Юрисдикционные органы не подменяют собой судебные органы. Ряд исследователей называют их «внесудебными», однако автор настоящей работы полагает, что вернее использовать в их отношении термин «досудебные». Юридически все споры между членами рассмотренных в работе спортивных правоотношений в области футбола подсудны Спортивному арбитражному суду, оговорка о чем содержится в соответствующих уставах и регламентах футбольных федераций. Однако ввиду того, что Спортивный арбитражный суд попросту не сможет рассмотреть и разрешить все возникающие спорные ситуации, до обращения к нему стороны обязаны пройти «досудебный фильтр» в виде процедуры разрешения спора в юрисдикционных органах.
Автору представляется, что создание такой структуры с учетом четкой регламентации требований, предъявляемых к участникам футбольных спортивных правоотношений, с учетом развития, а также что немаловажно публикации правоприменительной практики юрисдикционных органов, безусловно положительно влияет как на преодоление конфликтных ситуаций, так и на обеспечение стабильности и динамики развития футбольных спортивных правоотношений в целом.
Вместе с тем, существует ряд проблем, которые сказываются на понимании и функционировании данных органов, что негативно влияет на разрешение спортивных споров.
Во-первых, как на уровне законодательства, так и на уровне внутренних документов федераций футбола отсутствуют определения юрисдикционного органа и спортивного спора, тем самым, неясна природа данного органа, его фактическая юрисдикция относительно разрешения споров. Как показано выше, природа юрисдикционного органа каждый раз исследуется правоприменительной практикой: и государственными судами, и Спортивным арбитражным судом, объясняющим, что юрисдикционный орган не равен государственному суду (дело 2019/A/6483) От этого возникает ряд вопросов о том, возможно ли отказаться от разбирательства в юрисдикционных органах и отправиться в суд, какова природа вынесенного решения, как его обеспечивать.
Во-вторых, выявлена проблема потенциального субъективизма и однобокости в решениях юрисдикционных органов, которые из-за своего несовершенства являются зависимыми от управляющих спортивной организации. В связи с этим автор полагает необходимым закрепление и развитие с учетом досудебного, но все же «судебного, характера процедуры разрешения споров в юрисдикционных органах принципа разделения властей в рамках федерации футбола.
В-третьих, сомнительным является тезис о конфиденциальности разрешения споров, который препятствует прозрачности и чистоте вынесенных решений. Как отмечено выше своей волей участники спортивных правоотношений могут придать решению юрисдикционного органа обязательный характер, свойство исполнимости (путем добровольного согласия на применение санкций в случае неисполнения решения, вплоть до исключения из сферы спортивных правоотношений, путем согласия на запрет передачи споров в государственные суды). Однако автор полагает, что необходимо и аналогичное приведение в жизнь таких свойств, как неопровержимость, возможно даже преюдициальность путем раскрытия позиций юрисдикционных органов по конкретным ситуациям пусть даже с изъятием персональных данных. Однако наибольшее значение разрешение этой проблемы будет иметь для установления единства практики юрисдикционных органов, что в полной мере соответствует принципу правовой определенности.
Также стоит отметить, что отсутствие кодифицированной нормативной базы, на которую опираются юрисдикционные органы регионов при принятии решений, а также излишняя автономия нормотворчества регионов порождает массу противоправных решений.
Таким образом, несмотря на довольно глубокое регулирование со стороны РФС и ФИФА, данная система требует более тщательного регулирования и некоторых изменений для того, чтобы обеспечивать интересы всех участников правоотношений.
Относительно национальных систем зарубежных стран вызывает глубочайшее уважение позиция французского государства относительно спортивной индустрии. Именно их регулирование предрасполагает к прозрачному и серьезному оцениванию всех материалов дела и принятию законных решений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». - Российская газета. - № 29. - 11.02.2011.
3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». - Российская газета. - № 93. - 16.05.1995.
4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». - Российская газета. - № 3. - 06.01.1997.
5. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.07.2002. - № 30. - ст. 3012.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3 (с последующими изменениями и дополнениями).
8. Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.07.2002 г. - № 30. - ст. 3019.
9. Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 4.01.2016. - № 1 (часть I). - ст. 2.
10. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. —10.12.2007. — № 50. — ст. 6242.
Правоприменительная практика
11. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.08.2014 по делу N А43-24316/2013 [Электронный ресурс] : документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2022).
12. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2016 N 11АП-8343/2016 по делу N А55-30065/2015 [Электронный ресурс] : В данном виде док. опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2022).
13. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 ноября 2010 года по делу № А32-6759/2010 [Электронный ресурс] : В данном виде док. опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2022).
14. Определение Московского городского суда от 26 марта 2014 года по делу № 4г/8-2621 [Электронный ресурс] : документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2022).
Внутренние документы организаций
15. Дисциплинарный регламент Региональной общественной организации «Московская федерация футбола» [Электронный ресурс] // В данном виде док. опубликован не был. URL: https://hb.bizmrg.com/st.mosmff.ru/documents/season/4/A4-01.02.2021.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
16. Дисциплинарный регламент РФС : утв. постановлением Исполкома Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» № 65/2 от «23» декабря 2010 года с последующими изменениями и дополнениями [Электронный ресурс] // В данном виде док. опубликован не был. URL: https://static.rfs.ru/documents/1/5d97451d197af.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
17. Устав Общественной организации «Региональная спортивная федерация футбола Санкт-Петербурга» : утв. Очередной Конференцией Федерации футбола Санкт-Петербурга «01» февраля 2022 года [Электронный ресурс] // В данном виде док. опубликован не был. URL: https://footballista.ru/api/filesB0_33.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
Научные статьи
18. Бриллиантова, А.М. Спортивный арбитраж как способ рассмотрения споров в области спорта (сравнительно-правовой аспект) / А.М. Бриллиантова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 6. – С. 21 – 25.
19. Ищенко С.А. Правовая характеристика и система спортивных арбитражных судов (САС) в международном спортивном движении // Государство и право. 2002. N 12. С. 78 - 80.
20. Севастьянов Г.В.Правовая природа третейского разбирательства как института альтернативного разрешения споров (частного процессуального права). - СПб.: Редакция журнала «Третейский суд». - 2015. - М.: Статут. - 2015. - Вып. 7. - 449 с.
21. Якимова К.С. К вопросу о разрешении органами спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг индивидуальных трудовых споров со спортсменами / К.С. Якимова // Трудовое право в России и за рубежом. – 2021. – N 3. – С. 53-55.
Монографии и иные книги
22. Алексеев, С.В. Спортивное право: договорные отношения в спорте : учебное пособие для вузов / С. В. Алексеев, М. О. Буянова, А. В. Чеботарев ; под редакцией С. В. Алексеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 107 с.
23. Зайцев, Ю.В., Рогачев, Д.И. Трудовые будни в мире спорта: Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров / Ю.В Зайцев, Д.И. Рогачев. — М.,Статут. 2012. Предисловие В.В.Блажеева.
24. Незнамов А.В. Особенности компетенции по рассмотрению Интернет-споров / А.В. Незнамов ; науч. ред. В.В.Ярков ;Уральская государственная юридическая академия, Кафедра гражданского процесса. - Москва :ИнфотропикМедиа, 2011. – 254c.
25. Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров: монография. М.: ВолтерсКлувер. 2011. – 210 с.
Диссертационные исследования и авторефераты диссертаций
26. Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных споров : сравнительно-правовой аспект : автореф.дис.канд.юрид.наук: 12.00.15 Погосян Екатерина Владимировна. Екатеринбург., - 2009.– 27 с.
27. Юрлов С.А. Разрешение спортивных споров: вопросы теории и практики :дисс. … канд. юрид. наук: 12.00.15 / Юрлов Сергей Алексеевич. М., 2017.– 208 с.
Иные электронные ресурсы
28. Кодекс CAS //URL: http://www.tascas.org/fileadmin/user_upload/Code_2016_final__en_.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
29. Официальный сайт Независимой организации по разрешению спортивных споров // URL: https://www.sportresolutions.co.uk (дата обращения: 01.05.2022).
30. Официальный сайт Российского футбольного союза // URL: https://rfs.ru/subject/1/committees/view?type_id=2 (дата обращения: 01.05.2022).
Источники на иностранных языках
Внутренние документы организаций
31. Fédération Internationale de Football Association STATUES adopted by the Congress in Mauritius on 31 May 2013 and come into force on 31 July 2013 [Электронный ресурс] // В данном виде док. опубликован не был. URL: https://digitalhub.fifa.com/m/7997491946d85267/original/qcpshqziazmnmikh6tk5-pdf.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
32. Fédération Internationale de Football Association DISCIPLINARY CODE adopted by the FIFA Council at its meeting in Paris on 3 June 2019 and comes into force on 15 July 2019 [Электронный ресурс] // В данном виде док. опубликован не был. URL: https://digitalhub.fifa.com/m/1b1c85f7bbc8b3e6/original/i8zsik8xws0pyl8uay9i-pdf.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
Научные статьи
33. Christopher Newmark. Is Mediation Effective for Resolving Sports Disputes // INT.L SPORTS L.J. - (May 2001).
Правоприменительная практика
34. Arbitration CAS 2018/A/5888 Centro Atlético Fénix, Club Atlético Boston River, Club Atlético Cerro, Club Atlético Progreso, Club Atlético River Plate, Danubio Fútbol Club, Defensor Sporting Club, Liverpool Fútbol Club, Cerro Largo FC, Central Español Fútbol Club, Club Atlético Villa Teresa, Racing Club de Montevideo, Club Sportivo Miramar Misiones, Montevideo Wanderers F.C., Club Atlético Juventud v. Fédération Internationale de Football Association (FIFA) &Confederación Sudamericana de Fútbol (CONMEBOL) &AsociaciónUruguaya de Fútbol (AUF), award of 25 June 2019 [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/Forms/AllItems.aspx?View={3837CF44-2EC6-4D28-BE5D-893421E967FA} (дата обращения: 01.05.2022).
35. Arbitration CAS 2019/A/6483 Wydad Athletic Club v. ConfédérationAfricaine de Football (CAF) &EspéranceSportive de Tunis, award of 18 September 2020 // Case Law Documents – All (detailed). [Электронный ресурс].URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/6483.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
36. Arbitration CAS 2019/A/6517 Wilfred Kwaku Osei v. Ghana Football Association (GFA), award of 1 September 2020 [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/6517.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
37. Arbitration CAS 2020/A/6920 Al Hilal Club v. ConfédérationAfricaine de Football (CAF), award of 15 December 202 [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/6920.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
38. Arbitrations CAS 2020/A/7008 Sport Lisboa e Benfica SAD v. Fédération Internationale de Football Association (FIFA) (180009) & CAS 2020/A/7009 Sport Lisboa e Benfica SAD v. FIFA (180010), award of 10 May 2021 [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/7008,%207009.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
39. Arbitration CAS 2020/A/7019 Olympiacos Football Club (Olympiacos) v. Hellenic Football Federation (HFF) & Club PanthessalonkeiosAthlitikosOmilosKonstantinoupoliton PAOK (PAOK) & “Xanthi” Athletic Group Football Club (Xanthi FC) & CAS 2020/A/7035 PAOK v. HFF, award of 14 August 2020 (operative part of 10 July 2020) [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/7019,%207035.pdf (дата обращения: 01.05.2022).
40. Arbitration CAS 2020/A/7090 Club Universidad de Guadalajara, Venados FC Yucatán & CF Correcaminos v. Federación Mexicana de Fútbol (FMF) & Mexican Liga MX/Liga Ascenso MX, award of 19 November 2020 [Электронный ресурс] // Case Law Documents – All (detailed). URL: https://jurisprudence.tas-cas.org/Shared%20Documents/7090.pdf (дата обращения: 01.05.2022).