Введение 3
Глава I. Мусульманское присутствие в Европе с начала ХХ века. 8
Положение мусульман в Европе 8
1.2. Ислам в Великобритании 10
1.3. Ислам во Франции 15
1.4. Ислам в Германии 21
1.5. Ислам в Швеции 28
Глава 2. Взгляды мусульманских мыслителей и богословов на проблемы евроислама 33
2.1. Абдолкарим Соруш (р. 1945) «Исламская демократия» 33
2.2. Фикх меньшинств. Таха Джабир ал-Алвани и Йусуф Абдуллах ал-Кардави 40
2.2.1. Понятие «фикх меньшинств» (фикх ал-акаллиййат): концептуальные основы 40
2.2.2 Таха Джабир ал-Алвани (1935-2016) 43
2.2.3. Йусуф Абдуллах ал-Кардави (р.1926) 51
2.3. Мухаммад Аркун (1928-2010) 59
Заключение 66
Источники 72
Литература 74
Данная работа посвящена концепциям евроислама их соотношению и развитию, а в более широком смысле всему набору практик, которые разрабатываются мусульманскими учёными и богословами с целью иногда реформировать отдельные аспекты ислама, а иногда и «срастить» ислам с некоторыми европейскими культурными и экономическими практиками. Объектом данного исследования является евроислам как совокупность богословских и социально-политических концепций, в рамках которых на современном этапе обосновывается пребывание мусульман в странах Запада, а также предлагаются пути для дальнейшего взаимодействия между мусульманскими меньшинствами и западноевропейским принимающим большинством. Актуальность данной работы заключается в том, что проблемы мусульманских общин в Европе становятся всё более и более острыми, в ряде случаев перерастая в открытые конфликты. В условиях продолжающегося миграционного кризиса мусульманам также необходима некая точка опоры, позволяющая им чётко понять своё место в европейском обществе – таковой поддержкой для них могут быть концепции евроислама, позволяющие с одной стороны поддержать их собственную идентичность, а с другой интегрироваться в общество переосмысляя те или иные нормы ислама.
В связи с тем что работа связана с анализом авторов, фамилии которых имеют арабское, персидское, английское и французское происхождение, представляется необходимым дать во введении транслитерацию, которая будет в данной работе для самых часто встречающихся авторов :Абдулкарим Соруш, Мухаммад Аркун, Йусуф Абдуллах ал-Кардави, Таха Джабир ал-Альвани.
Цель данного исследования – сравнение и анализ «Выявление специфических особенностей концепций евроислама, разработанных современными мусульманскими богословами и учеными»
Из данной цели вытекают следующие задачи:
1) Проанализировать концепции евроислама, предлагаемые различными мусульманскими богословами и деятелями
2) Сравнить данные концепции
3) Проследить становление мусульманских общин в Европе
4) Выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются мусульмане проживающие в Европе
5) Проанализировать насколько данные концепции применимы к данным проблемам
Обзор источников
Предмет исследования – это концепции евроислама предлагаемые учёными и богословами, а именно концепции Абдулкарима Соруша, связанные с исламской демократией, концепции «фикха меньшинств» Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави и Таха Джабира ал-Алвани, теоретические концепции Мухаммада Аркуна. В данной работе будут использованы следующие труды исламских богословов и учёных. Собрание эссе Абдолькарима Соруша “TheReason, FreedomandDemocracyinIslamEssentialWritingsofAbdolkarimSoroush” и видеолекция на портале “Youtube” под названием “IslamandModernPoliticswithDr. AbdolkarimSoroush” дают нам достаточный материал для понимания тех концепций, которые продвигает Абдулкарим Соруш. В его сборнике эссе мы находим его точку зрения по вопросам исламской идентичности и проблемным вопросам на стыке ислама, демократии, рациональности и свободы. Широко освещён вопрос о «двух исламах»: исламе истины и исламе идентичности, а также об их соотношении в мусульманском сообществе. Йусуф Абдуллах ал-Кардави раскрывает свои концепции в работе «Фикх мусульманских меньшинств в свете Корана и Сунны» в переводе на русский язык. Книга составлена как своеобразный справочник, содержащий вопросы рядовых мусульман и ответы Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави на данные вопросы. Мусульмане в Европе спрашивают богослова можно ли им поздравлять друзей-немусульман с их праздниками, ходить на свадьбы и дни рождения, им также необходим ряд советов по тому, как соблюдать каноны ислама и при этом приспособиться и улучшить свои жизненные условия. Также в ходе повествования будут использованы две фетвы Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави. Работы Мухаммада Аркуна, а именно “RethinkingIslam: CommonQuestions, UncommonAnswers” и его видеоинтервью в формате «вопрос-ответ» дают нам ценную информацию по вопросам соотношения ислама с демократией, рациональным подходом и светскостью. Также Аркун даёт ценные указания о том, почему исламу сегодня необходимо осмыслить или же осмыслить заново ключевые понятия, такие как «традиция», «религия», «история» и др., что позволит мусульманам, по мысли Аркуна, лучше приспособиться к условиям жизни в Европе. Таха Джабир ал-Альвани также представляет большой интерес для данной работы. Его работы, такие как مدخل إلی فقه الأقلیة (рус. введение в фикх меньшинств) и «Достижение фикха для меньшинств» позволяют нам рассмотреть ряд практических вопросов, как например, трактовку понятия «Дар ал-ислам», а также указания на что обратить внимание факихам в Европе и то, как правильно давать ответы на те или иные вопросы современности, с которыми сталкиваются мусульмане в Европе.
В первой главе работы также используются ряд статистических данных о количестве мигрантов. В данной работе в первой главе используются данные Pew Research Center по теме “Europe’sGrowing Muslim Population” в целях определения численности мусульман в Европе. В ходе первой главы будут задействованы следующие труды и статьи. По Великобритании – статья Стивена Вертовека, материалы Мусульманского совета Британии. По Франции – работа И. Понкина, отчёт Высшего совета по интеграции, статья Жоселин Сезари. По Германии – статья Погорельской С.В. и Евы Колински и Давида Хоррокса, статья Барбары Фрейер . По Швеции – работа Анни Софи Ролд .Также по ходу повествования будет использоваться литература об исламских меньшинствах. Проблемам фикха меньшинств посвящены работа Р.В. Курбанова , концепции ал-Кардави посвящена работа Д.В. Мухетдинова. Среди работ по Аркуну можно выделить работу У. Гюнтера .
Также будут использованы различные нормативно-правовые акты , посвящённые проблемам миграции.
В первой части работы мы проследили историю возникновения мусульманских общин в Европе, их проблемы, рост численности, этнический состав и ведущие организации в ведущих странах Европы: в Великобритании, Франции, Германии и Швеции. Впоследствии с помощью списка проблем в европейских странах были проанализированы работы исламских богословов и мусульманских реформаторов.
В ходе данной работы было проведен анализ четырёх авторов, которые анализируют и предлагают решения, касающиеся проблем мусульманских общин в Европе. Здесь будет сделана попытка сформировать набор критериев, который можно будет использовать для сравнения данных концепций и будет проведён анализ данных работ с целью понять, какая концепция представляет собой наиболее полный ответ на проблемы ислама в Европе, а какая на данном этапе является лишь пролегоменой к будущим решениям проблем мусульманских меньшинств в Европе. Исходя из того, что вышеуказанные концепции должны, во-первых, относиться к всем мусульманам, проживающим в Европе, а также покрывать большее количество или все проблемы, выдвинутые проживанием в странах Западной Европы выдвигаются следующие критерии:
1. Всеохватность – концепция евроислама предлагает такие решения, которые затрагивают так или иначе все мусульманские общины в Европе, испытывающие, в большинстве своём, схожие социальные, экономические и политические проблемы, вкупе с необходимостью интегрироваться в европейское сообщество.
2. Практичность – концепция евроислама предлагает такие решения, которые могут быть применимы на практике каждой общиной или в индивидуальном порядке рядовым мусульманином в стране проживания. Исламский учёный или богослов должен либо привести конкретные примеры или издавать специальные фетвы, посвящённые подобным проблемам.
Впоследствии, после того, как будет проведена оценка по вышеуказанным критериям, будет проведено сравнение решений, предлагаемых различными богословами и учёными по следующим вопросам:
Концепции Абдолкарима Соруша, Таха Джабира ал-Алвани, Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави и Мухаммада Аркуна являются в достаточной мере всеохватными, поскольку Абдолкарим Соруш и Мухаммад Аркун предлагают широкое переосмысление ислама, а Таха Джабир ал-Алвани и Йусуф Абдуллах ал-Кардави, в рамках разработанного ими фикха мусульманских меньшинств предлагают решение для всех мусульманских общин в европейских странах.Мусульмане, в какой бы точке планеты Земля они бы не жили, в мусульманском или немусульманском государстве, обязаны следовать в своей жизни исламскому закону по мере своих возможностей, что в нем же самом и утверждено, и абсолютно неприемлемо, чтобы мусульманин по собственной воле принимал решение жить вне рамок шариата, заявляя, что, ввиду сложившихся обстоятельств, он освобожден от следования нормам исламского закона и выполнения религиозных обязанностей. Такое решение может быть принято только в рамках шариата, согласно его основным принципам, нормам, правилам и аргументам. Например, ал-Кардави в начале «Фикха мусульманских меньшинств» указывает в первую очередь на то, что исламский закон «с изменением потребностей человека, навязываемых ему определенными обстоятельствами, происходит изменение богословско-правовых заключений (фетв) по тем или иным вопросам. Это облегчит людям соблюдение религиозных обязанностей, чтобы это не было им в тягость.» То есть цель его работ – помощь всем мусульманам, которые находятся в трудном положении, как например, в другой стране. В качестве примера можно привести рекомендацию отказаться от жертвоприношения в Европе. В действительности, «ислам предписывает жертвоприношение (богатым) в Ид ал-Адха, чтобы дать мусульманам возможность проявить щедрость по отношению друг к другу, к своим бедным родственникам и соседям. Однако доказано, что жертвенные животные, страдающие от эпидемических заболеваний, могут принести вред тем, кто употребляет их мясо или заразить человека инфекционной болезнью в настоящее время или в будущем. Поэтому, в отношении их действует такое постановление: «В исламе не должен наноситься вред и не должен распространяться вред». Это означает, что человек не должен причинять вред себе и другим людям. Это всеобъемлющее правило, поскольку оно выводится из Достославного Корана и достоверной сунны». Таха Джабир ал-Алвани также говорит о всех западноевропейских и американских мусульманах. Согласно ал-Алвани, мусульмане должны участвовать в общественной и политической жизни страны, в которой они находятся, помогать единоверцам. Ал-Алвани подчёркивает, что это именно обязанность, не право и не разрешение. ал-Алвани даёт ряд теоретических рекомендаций мусульманским меньшинствам, проживающим в Европе. В первую очередь, это возможность выработки новых историко-юридических терминов, не упомянутых в откровении. Во-вторых, согласно ал-Алвани, мусульмане должны участвовать в общественной и политической жизни страны, в которой они находятся, помогать единоверцам. Ал-Альвани подчёркивает, что это именно обязанность, не право и не разрешение. Для выполнения этих целей согласно ал-Альвани нужно делать всё, что возможно, в рамках закона. В качестве примера ал-Альвани приводит пример поддержки, в ряде случаев финансовой, кандидатов немусульман в ходе выборов, в случае если эти кандидаты способны оказать какое-либо содействие мусульманам и улучшить положение мусульманской общины. В этом же вопросе Мухаммад Аркун не может прийти к подобному решению: согласно его взглядам, мусульмане также должны жить единой уммой, однако умму «скрепляет» национальный миф, который в последствие не позволяет мусульманам избежать критической оценки религиозных источников.
Абдолкарим Соруш принадлежит к относительно новому направлению в исламе и разительно отличается от ал-Алвани и ал-Кардави. Взгляды Соруша основаны на модернизации и секуляризации, на западной истории и богословии и находящиеся под влиянием революционных и реформаторских движений в исламском мире революционны в мусульманском богословии и массовой религиозности. Абдолкарим Сорушговорит о трёх различных реакциях на модернистскую эпоху. Во-первых, будут крестовые походы за «преодоление современности» во имя сохранения традиционной идентичности и истины. Модернизация и секуляризация, таким образом, очерняются и даже демонизируются как неестественные, конспиративные и чуждые вторжения в местные верования. Антимодернистские движения склонны выступать за авторитарное общество и культуру во имя сохранения вечной и священной традиции. Они часто превращались в нативистские, пуристские и воинственно-романтические движения с религиозным или традиционалистским подтекстом. Вторую реакцию на модернизм и секуляризм можно охарактеризовать как рефлексивное возрождение, направленное не столько на преодоление модерна, сколько на приспособление к нему. Рефлексивное возрождение признает силу и размах модернизации и секуляризации и демонстрирует готовность рассматривать их как желаемую и предопределенную Богом судьбу. Таким образом, Соруш пытается отделить универсальные, неизбежные и полезные аспекты модернизации и секуляризации от их культурно-специфических, империалистических и «дегенеративных» свойств. Третья реакция — радикальный светский модернизм, ратующий за полную отдачу родной культуры и ценностей современности.
Приведенные в этои анализе ученые представляют теоретическую (Мухаммад Аркун, Абдолкарим Соруш) и практическую (Таха Джабир ал-Альвани и Йусуф Абдуллах ал-Кардави) стороны вопроса. Во всем мире представители различных меньшинств с целью сохранить свою идентичность перед лицом большинства, стремятся к объединению и сплоченности между собой. Но к сожалению, некоторые мусульманские меньшинства в Европе, даже несмотря на то, что исламское вероучение побуждает их к взаимной интеграции и единению, призывает их помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, уберегать друг друга от греховных дел, разжигания междоусобиц и вражды испытывают определённые трудности связанные с проживанием в европейских странах. Ислам призывает всех мусульман быть подобно единому организму, т.к. все они братья по вере. Однако большая часть проблем мусульман непосредственно касается вопросов применения норм исламского права. Эти проблемы возникают из-за стремления проживающих в неисламских странах мусульман придерживаться своей религиозной идентичности, исламской веры; стремления осуществлять обряды поклонения и следовать нормам шариата по вопросам женитьбы, развода, семьи, а также вопросам дозволенного и недозволенного в продуктах питания, одежде и других вещах. Их интересует позиция исламского права относительно взаимоотношений между людьми. Они задаются вопросами «Изолироваться ли им от неисламского общества, либо, наоборот, интегрироваться в него? И до какой степени разрешена эта интеграция?». Некоторые мусульмане, из-за отсутствия помощи и практических знаний в Европе начинают отказываться от исламских традиций и переходить в лоно европейской культуры и соблюдать нормы европейского права, однако другие мусульмане, наоборот, радикализируются и бросаются в «ислам идентичности» по Сорушу или уделяют внимание лишь «сигналам» по Аркуну.
Абдолкарим Соруш и Мухаммад Аркунне уделяют должного внимания практическим проблемам евроислама и занимаются теоретической разработкой вопроса, однако они и не декларируют того, что уделяют особое внимание проблемам именно ислама, а скорее всей философией ислама, которую мы можем применить к проблемам мусульманских меньшинств, даже без той осведомленности о их жизни, которые есть у несомненных «практиков» (Йусуф Абдуллах ал-Кардави, Таха Джабир ал-Алвани) и об обстоятельствах, в которых живут мусульманские меньшинства и о сложностях, с которыми они сталкиваются, находясь в немусульманском обществе. Разумеется, необходимо принять во внимание и то, что «практики», которые разрабатывали фикх мусульманских меньшинств, также имеют теоретическую базу, однако заостряют своё внимание именно на проблемах мусульманских меньшинств.
Поэтому мусульманские общины Европы нуждаются в такомфикхе, который идет в ногу с реальностью, принимает в расчёт современные тенденции, фикхе, который берет истоки из священных исламских текстов, норм и целей шариата, но при этом учитывает изменения времени, места и обстоятельств, в которых живет человек.
1. Abdolkarim Soroush(2000)«Reason, Freedom and Democracy in Islam» Oxford University Press,
2. ЛекциянавидеохостингеYoutube // Islam and Modern Politics with Dr. Abdolkarim Soroush // The Bush School of Government & Public Service https://www.youtube.com/watch?v=7sPmjX6IWsA&t=3014s&ab_channel=TheBushSchoolofGovernment%26PublicServiceДатаобращения 20.05.2022
3. Абдолкарим Соруш «Надеяться вернуться в времена предшествующие модерну – значит надеяться на невозможное» // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. Вып. 2 = Islamic Thought: Tradition and Modernity. Religio-philosophical Yearbook. № 2. // [редкол.: Д. В. Мухетдинов (гл. ред.), С. Ю. Бородай (отв. ред.) и др.]. — Москва: ООО «Издательский дом „Медина“», 2017. — стр 652-674
4. ТахаДжабир ал-Альвани (2008) Достижение фикха для меньшинств «Идрак» Баку
5. Таха Джабир ал-Альвани (1999)مدخل إلی فقه الأقلیاتmadxal ‘ilafiqhul-‘aqaliyyāt // журнал الفکر الإسلامي معاصرal-fikrul-‘islāmimu’āṢir том 5, номер 19 – с. 9-29
6. Йусуф Абдуллах ал-Кардави (пер. на русский 2016) ФИКХ МУСУЛЬМАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ В СВЕТЕ КОРАНА И СУННЫ AnsarFoundation
7. Фетва Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави о банках грудного молока عبدالله القرضاوي - "بنوك الحلِيب" – «bunūkul-ħalīb» от 24.05.1983
8. Фетва Йусуфа Абдуллаха ал-Кардави о банках грудного молока عبدالله القرضاوي - " زراعة الأعضاء " – «zirā’atul-a’ḍā`in» от 24.05.1983
9. Au nom de l'Islam, Mohammed Arkoun 4/02/2005 Partie 1 // URL: https://www.youtube.com/watch?v=x_ib0WNtfn0 (Датаобращения: 18.04.2022)
10. Mohammed ArkounRethinking Islam. Common Questions Uncommon Answers Westview Press (1994)
11. MухаммадАркун«Переосмысляя ислам сегодня» (пер. на русский В.И.Вовченко) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. — Москва: ООО «Издательский дом „Медина“», 2017. — 688 с. с.244-272
12. Коран в пер. И.Ю. Крачковского – М. 1963
13. Pew Research Center “Europe’s Growing Muslim Population” URL :https://www.pewforum.org/2017/11/29/europes-growing-muslim-population/
14. Office for National Statistics URL :https://www.ons.gov.uk/aboutus/transparencyandgovernance/freedomofinformationfoi/muslimpopulationintheuk/
15. Muslim Council of Britain URL :https://mcb.org.uk/Датаобращения (30.04.2022)
16. Musulmans de France. Nos objectifs URL : https://www.musulmansdefrance.fr/nos-objectifs/Датаобращения (20.05.2022)
17. Перепись 2011 года URL :https://www.zensus2011.de/DE/Home/home_node.html (Дата обращения 20.05.2022)
18. Данные forschungsgruppeweltanschauungenindeutschland на 2020 год URL :https://fowid.de/meldung/religionszugehoerigkeiten-2020 (Дата обращения 20.05.2022)
19. Оф. сайт организации DİTİBURL : https://www.ditib.de/default1.php?id=5&sid=10&lang=de (Дата обращения 21.05.2022)
20. ГосдепартаментСША International Religious Freedom Report 10.2009URL :https://2009-2017.state.gov/j/drl/rls/irf/2009/127339.htmДатаобращения (21.05.2022)
21. https://mcb.org.uk/project/women-in-mosques-development-programme/ (Дата обращения : 20.05.2022)
Литература
1. British Nationality Act 1948 – 56 с.
2. The Commonwealth Immigrants Act 1962
3. Steven VertovecIslamophobia and Muslim Recognition in Britain // Muslims in the West: from Sojourners to Citizens / ed by. Yvonne Yazbeck Haddad Oxford University Press. 2002. c. 19-36
4. Haut Conseil de l’integrationL’islam dans la République (2000) – 86 c.
5. Ordonnance n° 45-2658 du 2 novembre 1945 relative aux conditions d'entrée et de séjour des étrangers en France URL : https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000000699737/Датаобращения (20.05.2022)
6. ДжоселинСезариIslam in France: The Shaping of a Religious Minority // Muslims in the West: from Sojourners to Citizens / ed. by Yvonne Yazbeck Haddad Oxford University Press. 2002. c. 36-52
7. Понкин И.В. Ислам во Франции М. Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. – 196 с.
8. Loi n° 81-909 du 9 octobre 1981 modifiant la loi du 1er juillet 1901 relative au contrat d'association en ce qui concerne les associations dirigées en droit et en fait par des étrangers. URL : https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000000684780/ Дата обращения (20.05.2022)
9. Hornung Erik Immigration and the Diffusion of Technology: The Huguenot Diaspora in Prussia – 51 c.
10. Barbara FreyerStowasserThe Turks in Germany: From Sojourners to Citizens // Muslims in the West: from Sojourners to Citizens / ed. by Yvonne Yazbeck Haddad Oxford University Press. 2002. c. 52-72
11. David Horrocks, Eva Kolinsky Turkish Culture in German Society. Berghahn Books. 1996 – 160 c.
12. Погорельская С.В. Мусульмане в Германии: специфика интеграции. // Актуальные проблемы Европы 2008 с. 146-176
13. «Welt» URL :https://www.welt.de/politik/article2606235/Wie-viel-Moschee-vertraegt-das-Land.html Дата обращения (21.05.2022)
14. «Zeit» URL : https://www.zeit.de/zustimmung?url=https%3A%2F%2Fwww.zeit.de%2F2016%2F30%2Fmuslime-in-deutschland-moschee-glauben-staat%2Fseite-2Дата обращения (21.05.2022)
15. Annie Sofie Roald«From “People’s Home” to “Multiculturalism”: Muslims in Sweden» // Muslims in the West: from Sojourners to Citizens / ed. by Yvonne Yazbeck Haddad Oxford University Press. 2002. c. 101-121
16. Курбанов Р .В . Фикх мусульманских меньшинств Мусуль манское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки): М . — Н .Новгород : ИД «Медина» , 2011. — 106 с .
17. Дамир Мухетдинов «Вклад Йусуфа ал-Кардави в современный исламский дискурс» // Ислам в современном мире, том 14 №3, Москва: ООО «Издательский дом „Медина“», 2008 – с. 57-72
18. GüntherU. «MohammadArkoun: TowardsaRadicalRethinkingofIslamicThought» (пер. на русский В.И.Вовченко) // Исламская мысль: традиция и современность. Религиозно-философский ежегодник. — Москва: ООО «Издательский дом „Медина“», 2017. — 688 с. с. 98-139