Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия КНР в современных международных отношениях 7
1.1. Что такое «публичная дипломатия» 7
1.2. Инструменты публичной дипломатии КНР 11
1.3. Роль СМИ в КНР: история, современность. 17
Глава 2. Зарубежные СМИ как инструмент публичной дипломатии КНР 27
2.1. Положение зарубежных средств массовой информации в КНР 27
2.2. Роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР 31
2.3 Перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ 41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы. 47
Роль информации в современном мире чрезвычайно важна: глобализация, интернационализация международных отношений, более тесные экономические связи, взаимодействие культур – все это делает способность управлять информацией одной из наиболее важных характеристик развития государства и общества.
Средства массовой информации, безусловно, имеют возможность влиять на различные, в том числе и политические процессы, происходящие в глобальном информационном пространстве. Неспроста именно СМИ сейчас нередко называют «четвертой властью».
Одним из наиболее интересных и комплексных примеров взаимодействия государственной политики и СМИ является Китайская Народная Республика. На данный момент Китай – это, безусловно, важный актор на международной арене, но существует лишь несколько научных работ, посвящённых вопросам того, как эта страна представлена в международных средствах массовой информации, как, исходя из этого, строится публичная дипломатия КНР. Это особенно важно сейчас, ведь в современном мире СМИ могут влиять на восприятие обществом того или иного государства, что опосредованно влияет как на политические, так и на культурные, и на экономические отношения между государствами. Важно понимать, что существующая цензура в Китае прежде всего влияет на свободу слова и прессы, что является неотъемлемыми составляющими современного общества, на которых особо заостряют внимание мировые СМИ.
Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием в современном мире к влиянию «мягкой силы», а также средств массовой информации на все сферы жизни общества, в том числе и на политику.
Целью исследования является определение того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные понятия публичной дипломатии.
2. Изучить историю и основные тенденции развития публичной дипломатии КНР.
3. Изучить роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР.
4. Проследить развитие зарубежных СМИ в современном Китае.
5. Рассмотреть перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
Объектом изучения является публичная дипломатия КНР. Предметом изучения в данной работе выступает роль зарубежных средств массовой информации в публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Степень изученности темы «мягкой силы» и публичной дипломатии на данный момент достаточно высока, как среди китайских, так и среди зарубежных учёных. В целом, следует отметить, что понятием «публичная дипломатия» в первую очередь заинтересовались американские исследователи. Особую привлекательность идея влияния на мировую общественность получила в годы Холодной войны, однако в то время она была в основном связана с одиозной пропагандой. Впервые термин «публичная дипломатия» был сформулирован Эдмундом Галлионом в 1965 году. Исходя из его толкования публичная дипломатия – это программа, которая финансируется правительством, и которая направлена на оказание воздействия на общественное мнение в других странах и на их дальнейшее информирование.
В целом, можно сказать, что наиболее интенсивно данной проблематикой занимаются западные исследователи. Изучение феномена публичной дипломатии привлекло внимание многих учёных и исследователей: Н. Калла, Дж. Найя, Э. Гилбоа и других. Также ощутимый вклад в исследование данной тематики внёс американский политолог Джозеф С. Най, однако он делал акцент на термине «мягкая сила», соответственно для него публичная дипломатия – это метод наращивания потенциала «мягкой силы». В последнее время появилось большое количество работ, посвященных реализации концепции «мягкой силы» в условиях современного информационного общества. Например, такие авторы, как Э. Гилбоа, Э. Мелиссен публиковали работы о возможности влияния на аудиторию посредством использования интернета. Также существенный вклад в изучение данной темы вносят такие организации, как PenAmerica, FreedomHouse, DuiHua. Материалы западных исследователей особенно точно раскрывают перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
В качестве основных источников литературы были использованы официальные заявления правительства КНР, исследования китайских учёных, а также данные китайских средств массовой информации. Именно эти ресурсы были необходимы для ознакомления с историей и с этапами развития публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
В связи с тем, что широкая дискуссия вокруг концепции «мягкой силы» в Китае развернулась лишь в 2000-е гг., существует не очень большое количество работ, посвящённых этой теме. В китайских академических кругах большое значение уделяется внешнеполитическим задачам государства, соответственно «мягкой силе» с китайской спецификой. Одним из основоположников раскрытия темы «мягкой силы» можно назвать Вана Хунина, который уже в 1990-е гг. выделил шесть составляющих национальной мощи Китайской Народной Республики. Он обосновывает ведущую роль культуры в сфере развития публичной дипломатии КНР. Также этот аспект затрагивается в исследованиях Яня Сюэтуна, Юй Кэпина. При этом, Янь Сюэтун настаивал на том, что посредством повышения привлекательности одной лишь китайской культуры невозможно обеспечить положительный имидж КНР в мире, однако упомянутые исследователи сходятся во мнении, что «мягкая сила» является составляющей «совокупной мощи государства». На современном этапе китайские исследователи такие, как Чжан С., Янь, Ян Чженъи, Джань Чи, Юньтюань Луо уделяют большое внимание роли интернета и социальных сетей в публичной дипломатии КНР, также затрагиваются такие специфические формы публичной дипломатии как «дипломатия панд».
Среди отечественных исследователей работ, посвящённых публичной дипломатии Китайской Народной Республики, наблюдается резкое повышение интереса к данному вопросу с 2010-х гг. В ходе работы были использованы материалы таких авторов, как Шугаев А. В., Соловьёва Е.В., Кривохиж С.В., Зонова Т.В. Эти работы предоставляют теоретическую базу: в них раскрываются основные понятия публичной дипломатии, а также роль зарубежных СМИ в публичной дипломатии КНР.
Несмотря на перечисленные усилия исследователей по анализу публичной дипломатии КНР и роли средств массовой информации в этом процессе, можно сказать, что данная тематика является достаточно новой, особенно это касается вопроса роли средств массовой информации в качестве инструмента публичной дипломатии Китая.
Китайское правительство на современном этапе уделяет должное внимание развитию публичной дипломатии. История публичной дипломатии Китая показывает, что для этого государства имидж является очень важной составляющей политической деятельности. Средства массовой информации, в свою очередь, являются одним из наиболее эффективных методов влияния в мире, поэтому положение как китайских, так и мировых СМИ важно для китайского правительства. Однако очевидными являются проблемы, касающиеся прав и свобод человека, журналистов и прессы в целом. Например, такие организации, как DuiHua, обращают внимание мировой общественности на многочисленные нарушения международного права китайскими властями.
В ходе проведённого исследования была достигнута поставленная цель по определению того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики. Конечно, в современном мире СМИ играют большую роль. Безусловным является факт воздействия иностранных средств массовой информации на образ Китайской Народной Республики: например, по данным PewResearchCenter, более половины американцев в настоящее время считают, что Китай – это главная угроза, кроме Ирана, определяющее влияние на их мнение оказывают именно средства массовой информации. Для Китая, при этом, важны все действия со стороны мирового сообщества ввиду большого влияния американских и европейских СМИ на мировое общественное мнение. Официальная позиция китайского руководства состоит в том, что низкий уровень доверия к Китаю связан с необъективной информацией, публикующейся по всему миру. Соответственно, Поднебесная делает упор на разъяснительную и культурную работу. Несмотря на то, что наблюдается определённая корреляция между деятельностью зарубежных СМИ и публичной дипломатией КНР, действий Китая в этом отношении недостаточно для коренного изменения международного имиджа страны.
Была изучена история публичной дипломатии Китая, а также были определены тенденции ее развития в будущем. Публичная дипломатия КНР, действительно, претерпевает существенные изменения ввиду появления новых факторов. Однако все ещё существует ряд проблем, которые либо игнорируются, либо не разрешаются китайским правительством, что, в свою очередь, вызывает ответную негативную реакцию со стороны зарубежных средств массовой информации.
Зарубежные средства массовой информации сталкиваются с рядом проблем в ходе осуществления деятельности на территории Китайской Народной Республики, так как китайское правительство все ещё осуществляет контроль над действиями иностранных журналистов, тем самым усугубляя негативное впечатление о свободе слова в Китае.
Несмотря на относительную закрытость КНР, а также на большие различия в культуре и менталитете Азиатских и Западных государств, сейчас невозможно развитие и экономических, и культурных, и политических отношений без взаимовлияния стран и без определённой открытости. Исходя из этого, можно предположить, что без коренных изменений в политике Китайской Народной Республики вероятность перемен во взаимодействии Китая с зарубежными СМИ достаточно мала.
1. CCTV America: official site URL:http://www.cctvamerica.com/2014/07/29/cctv-america-internships (дата обращения: 25.03.2020)
2. Congressional-Executive Commission on China Political Prisoner Database. China: List of Political Prisoners Detained or Imprisoned as of October 10, 2019. URL:https://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/documents/CECC%20Pris%20List%2020191010.pdf (дата обращения: 20.12.2019)
3. Dui Hua. 2018 Annual Report. URL:https://duihua.org/wp-content/uploads/2019/08/AR_2018_Final_Eng.pdf(датаобращения: 13.12.2019)
4. Dui Hua. 2018 Annual Report. URL:https://duihua.org/wp-content/uploads/2019/08/AR_2018_Final_Eng.pdf(датаобращения: 13.12.2019)
5. DuiHua. OurFocus. URL:https://duihua.org/our-focus/ (дата обращения: 13.12.2019)
6. EPRS. China's foreign influence operations in Western liberal democracies: An emerging debate. May 2018. http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2018/621875/EPRS_ATA(2018)621875_EN.pdf (дата обращения: 02.02.2020)
7. Freedom House. Global Reach: Selected cases of Chinese Media Influence Abroad. URL: https://freedomhouse.org/sites/default/files/06032019_China_Map_FATM_FINAL_HighRez.pdf (дата обращения: 19.12.2019).
8. Hearing before the Congressional-Executive Commission on China. The long arm of China: exporting authoritarianism with Chinese characteristics.URL:https://www.cecc.gov/sites/chinacommission.house.gov/files/documents/GPO%20Transcript.pdf (дата обращения: 02.12.2019)
9. Insikt Group. Beyond Hybrid War: How China Exploits Social Media to Sway American Opinion. Cyber Threat Analysis. RecordedFuture. 2019.
10. Jason Fan. Mothership. China sends 41-page letter to tell foreign media to stop biased reporting.2019. URL:https://mothership.sg/2019/08/china-foreign-media-biased-reporting/ (дата обращения: 28.11.2019)
11. Pen America. Forbidden Feeds. Government Controls on Social Media in China. March 2018. https://pen.org/wp-content/uploads/2018/06/PEN-America_Forbidden-Feeds-report-6.6.18.pdf (дата обращения: 26.11.2019)
12. Pew Research Center, 2019, “U.S. Views of China Turn Sharply Negative Amid Trade Tensions”.
13. Quartz staff. China’s propaganda machine is spending over $1 million to buy influence on foreign social media. 2019. URL:https://qz.com/1691785/chinas-paying-to-build-its-influence-on-foreign-social-media/ (дата обращения: 13.02.2020)
14. Reporters without borders. 2019 World Press Freedom Index. URL:https://rsf.org/en/ranking (дата обращения: 10.12.2019)
15. The growth of media in China – and its impact on political and economic development in China. Conference report. 28 November 2008. Copenhagen.
16. The World Bank. Individuals using the Internet (% - of population) – China. URL:https://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.ZS?locations=CN&name_desc=false (дата обращения: 01.03.2020)
17. Yuyu Chen, David Y. Yang. Job Market Paper.The Impact of Media Censorship: Evidence from a Field Experiment in China.2018 URL:https://stanford.edu/~dyang1/pdfs/1984bravenewworld_draft.pdf (дата обращения: 12.02.2020)
18. Выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на саммите ООН. URL: http://russian.china.org.cn/russian/195668.htm (дата обращения: 29.02.2020)
19. Правила освещения новостей иностранными СМИ и журналистами, декрет Госсовета КНР №573.URL:http://www.gov.cn/flfg/2008-10/17/content_1125449.htm (дата обращения: 23.02.2020)
20. Совместное формирование новых партнерских отношений сотрудничества и взаимного выигрыша, создание сообщества единой судьбы. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН. URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-11/02/content_36956721_2.htm (дата обращения: 13.02.2020)
Литература.
1. Amy Gunia. Time. China`s Media Interference is going global Report Says. March 25, 2019. URL:https://time.com/5557951/china-interference-global-media/ (дата обращения: 3.01.2020)
2. Ann Scott Tyson. The Christian Science Monitor. China is ramping up its media abroad – and not just in Chinese. URL: https://www.csmonitor.com/World/Asia-Pacific/2019/0703/China-is-ramping-up-its-media-abroad-and-not-just-in-Chinese (дата обращения: 25.12.2019)
3. Aoyama R. China’s Public Diplomacy. Waseda University, 2007. P. 6
4. BBCNews. Русская служба. Ветераны компартии Китая требуют свободы и реформ. 13 октября 2010. URL: https://www.bbc.com/russian/international/2010/10/101013_china_communist_letter.shtml (дата обращения: 3.12.2019).
5. Daniel Griffiths. Reuters Institute Fellowship Paper. University of Oxford. The international media coverage of China: Too narrow an agenda? 2013. URL:https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/research/files/The%2520international%2520media%2520coverage%2520of%2520China%2520-%2520Too%2520narrow%2520an%2520agenda.pdf (дата обращения: 28.11.2019)
6. Daniel Wagner. China Is Waging a Silent Media War for Global Influence. URL: https://nationalinterest.org/feature/china-waging-silent-media-war-global-influence-81906 (дата обращения: 08.12.2019).
7. Gao, Charlotte. “Foreign Journalists in China Say Life Increasingly Harder in 2017.” Diplomat. 2018. URL: https://thediplomat.com/2018/02/foreign-journalists-in-china-say-life-increasingly-harder-in-2017. (дата обращения: 10.12.2019)
8. GilboaE. Public Diplomacy in the Information Age. January 2009. URL: http://icp-fonim.gr/wp/wp-content/uploads/2008/12/gilboa-lecture-athens-jan-2009.pdf (дата обращения:20.12.2019)
9. Ingrid d'Hooghe, “Public Diplomacy in People’s Republic of China”; the New Public Diplomacy: Soft Power in International Relations.
10. Iris Hsu. Committee to protect journalists. How many journalists are jailed in China? Censorship means we don't know.2019. URL: https://cpj.org/blog/2019/03/journalists-jailed-china-censored.php (дата обращения: 17.02.2020)
11. Kevin Townsend. Security week. How China Exploits Social Media to Influence American Public. 2019. URL:https://www.securityweek.com/how-china-exploits-social-media-influence-american-public (дата обращения: 15.12.2019)
12. Kurlantzick J. Charm Offesive. Yale University Press. How China’s Soft Power is Transforming the World. 2008. P. 40
13. Marco Respinti. The Fate of Bitter Winter’s 45 Arrested Reporters. 02/07/2019. URL: https://bitterwinter.org/the-fate-of-bitter-winters-45-arrested-reporters/ (дата обращения: 08.12.2019)
14. Melissen Jan. The New Public Diplomacy: Between Theory and Practice. // The New Public Diplomacy: Soft Power in the Information Age / New York: Palgrave Macmillan.2005.
15. Nectar Gan. South China Morning Post. Trial by fire: three years on from the crackdown that put China’s nascent human rights law movement to the test. 8 July 2018. URL:https://www.scmp.com/news/china/policies-politics/article/2154278/trial-fire-three-years-crackdown-put-chinas-nascent (дата обращения: 29.11.2019)
16. Qidong Zhang. China Daily USA. C-100 strengthens US-China relations. 2014. URL: http://usa.chinadaily.com.cn/2014-04/25/content_17467034.htm (дата обращения: 29.11.2019)
17. Qiuqing Tai. China's Media Censorship: A Dynamic and Diversified Regime. Journal of East Asian Studies. 2014.URL:https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/S1598240800008900 (дата обращения: 29.11.2019).
18. Report of the Working Group on Chinese Influence Activities in the United States. Chinese Influence& American Interests. Promoting constructive vigilance. URL:https://www.hoover.org/sites/default/files/research/docs/chineseinfluence_americaninterests_fullreport_web.pdf (дата обращения: 13.12.2019).
19. Robyn Dixon. Los Angeles Times. The ‘Great Firewall’: China censors videos, social media posts of Hong Kong protests. 2019.
URL: https://www.latimes.com/world/la-fg-china-hong-kong-censorship-20190618-story.html (дата обращения: 30.01.2020)
20. Silver, Laura Ruth, "China in the Media: Effects on American Opinion" (2016). Publicly Accessible Penn Dissertations. 2017. URL:http://repository.upenn.edu/edissertations/2017 (дата обращения: 19.12.2019)
21. SintiaRadu. U.S. News. China Expands Media Influence Abrad. June 6 2019. URL:https://www.usnews.com/news/best-countries/articles/2019-06-06/china-expanding-influence-over-media-abroad-report-warns (дата обращения: 20.12.2019)
22. Smith, Craig S. “The New York Times vs. the ‘Great Firewall’ of China.” New York Times. 2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/31/insider/the-new-york-times-vs-the-great-firewall-of-china.html. (дата обращения: 20.12.2019)
23. U.S. Global Leadership Coalition. China`s growing influence: is America getting left behind?2019. URL:https://www.usglc.org/media/2018/04/USGLC-Fact-Sheet-Chinas-Growing-Influence.pdf (дата обращения: 10.11.2019)
24. Wang Yiwei. Public Diplomacy and the Rise of Chinese Soft Power // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2008. Vol. 616. № 1. - Р. 257–273.
25. Yamada Ken’ichi. China’s Focus on External Publicity: The Impact of Changing Media Policy at Home and Abroad. NHKBroadcastingStudies. 2011.
26. Yunjuan Luo. The internet and Agenda Setting in China: The influence of online Public Opinion on Media Coverage and Government Policy. Texas Tech University, USA. International Journal of Communication. 2014. 1289-1312.
27. Zhang, Chi. “WeChatting American Politics: Misinformation, Polarization, and Immigrant Chinese Media.” Tow Center for Digital Journalism. April 19, 2018. URL:https://www.cjr.org/tow_center_reports /wechatting-american-politics-misinformation-polarization-and-immigrant-chinese-media.php (дата обращения: 10.01.2020)
28. БахриевБ. Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник ТГУПБП. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnaya-diplomatiya-v-sovremennom-issledovatelskom-diskurse (дата обращения: 16.02.2020).
29. Вилков А.А. «Мягкая сила» как элемент имиджевых технологий во внутренней и внешней политике. Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2
30. Глебов М. С. Элементы и механизмы новой публичной дипломатии во внешней политике государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-i-mehanizmy-novoy-publichnoy-diplomatii-vo-vneshney-politike-gosudarstva (дата обращения: 16.02.2020).
31. Гущин А. Мимикрия китайского дракона. — Россия в глобальной политике, 12 ноября 2013 г. URL:http://globalaffairs.ru/global-processes/Mimikriya-kitaiskogo-drakona-16198 (дата обращения: 10.02.2020)
32. Гэ Гунчжэнь. История китайских газет. Изд-во китайской журналистики. 2007. С. 69.
33. Денисов И. Эволюция внешней политики Китая при Си Цзиньпине // Международная жизнь. 2015. № 5. C. 40-54.
34. Емельянова Н. Н. Перспективы «Гибкой власти» в Азии (на примере Китая и Индии) // Власть. 2015. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-gibkoy-vlasti-v-azii-na-primere-kitaya-i-indii (дата обращения: 19.02.2020).
35. Журавель Н. А. Реализация «мягкой силы» КНР в XXI веке (на примере предоставления гуманитарной помощи) // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск – Хэйхэ, Чанчунь, Шэньян, 21–28 мая 2018 г.) / отв. ред. Д. В. Буяров, Д. В. Кузнецов. Благовещенск: Изд-воБГПУ, 2018. С. 814–819
36. Зонова Т.В. Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития. М.: РОССПЭН, 2003. 336 с.
37. Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая // Вестник СПбГУ. 2012. Сер. 13, вып. 3. С. 103
38. Кухаренко Н. В. Институты Конфуция как гуманитарная составляющая проекта «Один пояс – один путь» // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск: Изд-воБГПУ, 2016. С. 595–599.
39. Подоляк Д. В. СМИ как инструмент «мягкой силы» во внешней политике КНР. // Общество: политика, экономика, право. 2018. №11 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-kak-instrument-myagkoy-sily-vo-vneshney-politike-knr (дата обращения: 21.02.2020).
40. Публичная дипломатия: Теория и практика: Научное издание / Под ред. М. М. Лебедевой. — М.: Издательство ≪Аспект Пресс≫, 2017. — 272 с.
41. Соловьёва Е.В. «Мягкая сила» - инструмент интеграции Китая в мировые процессы // Россия и АТР. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-instrument-integratsii-kitaya-v-mirovye-protsessy (дата обращения: 21.02.2020).
42. Федореева А. Ю. Публичная дипломатия Китая // Наука сегодня: задачи и пути их решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. Вологда: Маркер, 2017. С. 188–190
43. Хубриков Б.О. 2 школы китайской мягкой силы: культурная и политическая. «Мягкая сила» КНР в эпоху Си Цзиньпина. // Дискурс-Пи. 2019. №1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-knr-v-epohu-si-tszinpina (дата обращения: 21.02.2020).
44. Чжан С., Янь Ж. Публичная дипломатия «Один пояс, один путь»: цели, вызовы и решения // LeadingJournalofIdeological&TheoreticalEducation. 2016. № 6. С. 79–83.
45. ШамугияИ. Ш. Понятие «Публичная дипломатия» в теории международных отношений // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-publichnaya-diplomatiya-v-teorii-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 01.03.2020).
46. Шугаев А. В. Национальные особенности системы внешней пропаганды КНР (на примере телевизионных программ) // Вестник ЗабГУ. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-osobennosti-sistemy-vneshney-propagandy-knr-na-primere-televizionnyh-programm (дата обращения: 21.02.2020).
47. Ян Чженъи. Документ о «дипломатии панд» // Новое поколение. 2012. № 1.