Зарубежные СМИ как инструмент современной публичной дипломатии КНР
|
Введение 3
Глава 1. Публичная дипломатия КНР в современных международных отношениях 7
1.1. Что такое «публичная дипломатия» 7
1.2. Инструменты публичной дипломатии КНР 11
1.3. Роль СМИ в КНР: история, современность. 17
Глава 2. Зарубежные СМИ как инструмент публичной дипломатии КНР 27
2.1. Положение зарубежных средств массовой информации в КНР 27
2.2. Роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР 31
2.3 Перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ 41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы. 47
Глава 1. Публичная дипломатия КНР в современных международных отношениях 7
1.1. Что такое «публичная дипломатия» 7
1.2. Инструменты публичной дипломатии КНР 11
1.3. Роль СМИ в КНР: история, современность. 17
Глава 2. Зарубежные СМИ как инструмент публичной дипломатии КНР 27
2.1. Положение зарубежных средств массовой информации в КНР 27
2.2. Роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР 31
2.3 Перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ 41
Заключение 45
Список использованных источников и литературы. 47
Роль информации в современном мире чрезвычайно важна: глобализация, интернационализация международных отношений, более тесные экономические связи, взаимодействие культур – все это делает способность управлять информацией одной из наиболее важных характеристик развития государства и общества.
Средства массовой информации, безусловно, имеют возможность влиять на различные, в том числе и политические процессы, происходящие в глобальном информационном пространстве. Неспроста именно СМИ сейчас нередко называют «четвертой властью».
Одним из наиболее интересных и комплексных примеров взаимодействия государственной политики и СМИ является Китайская Народная Республика. На данный момент Китай – это, безусловно, важный актор на международной арене, но существует лишь несколько научных работ, посвящённых вопросам того, как эта страна представлена в международных средствах массовой информации, как, исходя из этого, строится публичная дипломатия КНР. Это особенно важно сейчас, ведь в современном мире СМИ могут влиять на восприятие обществом того или иного государства, что опосредованно влияет как на политические, так и на культурные, и на экономические отношения между государствами. Важно понимать, что существующая цензура в Китае прежде всего влияет на свободу слова и прессы, что является неотъемлемыми составляющими современного общества, на которых особо заостряют внимание мировые СМИ.
Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием в современном мире к влиянию «мягкой силы», а также средств массовой информации на все сферы жизни общества, в том числе и на политику.
Целью исследования является определение того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные понятия публичной дипломатии.
2. Изучить историю и основные тенденции развития публичной дипломатии КНР.
3. Изучить роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР.
4. Проследить развитие зарубежных СМИ в современном Китае.
5. Рассмотреть перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
Объектом изучения является публичная дипломатия КНР. Предметом изучения в данной работе выступает роль зарубежных средств массовой информации в публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Степень изученности темы «мягкой силы» и публичной дипломатии на данный момент достаточно высока, как среди китайских, так и среди зарубежных учёных. В целом, следует отметить, что понятием «публичная дипломатия» в первую очередь заинтересовались американские исследователи. Особую привлекательность идея влияния на мировую общественность получила в годы Холодной войны, однако в то время она была в основном связана с одиозной пропагандой. Впервые термин «публичная дипломатия» был сформулирован Эдмундом Галлионом в 1965 году. Исходя из его толкования публичная дипломатия – это программа, которая финансируется правительством, и которая направлена на оказание воздействия на общественное мнение в других странах и на их дальнейшее информирование.
В целом, можно сказать, что наиболее интенсивно данной проблематикой занимаются западные исследователи. Изучение феномена публичной дипломатии привлекло внимание многих учёных и исследователей: Н. Калла, Дж. Найя, Э. Гилбоа и других. Также ощутимый вклад в исследование данной тематики внёс американский политолог Джозеф С. Най, однако он делал акцент на термине «мягкая сила», соответственно для него публичная дипломатия – это метод наращивания потенциала «мягкой силы». В последнее время появилось большое количество работ, посвященных реализации концепции «мягкой силы» в условиях современного информационного общества. Например, такие авторы, как Э. Гилбоа, Э. Мелиссен публиковали работы о возможности влияния на аудиторию посредством использования интернета. Также существенный вклад в изучение данной темы вносят такие организации, как PenAmerica, FreedomHouse, DuiHua. Материалы западных исследователей особенно точно раскрывают перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
В качестве основных источников литературы были использованы официальные заявления правительства КНР, исследования китайских учёных, а также данные китайских средств массовой информации. Именно эти ресурсы были необходимы для ознакомления с историей и с этапами развития публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
В связи с тем, что широкая дискуссия вокруг концепции «мягкой силы» в Китае развернулась лишь в 2000-е гг., существует не очень большое количество работ, посвящённых этой теме. В китайских академических кругах большое значение уделяется внешнеполитическим задачам государства, соответственно «мягкой силе» с китайской спецификой. Одним из основоположников раскрытия темы «мягкой силы» можно назвать Вана Хунина, который уже в 1990-е гг. выделил шесть составляющих национальной мощи Китайской Народной Республики. Он обосновывает ведущую роль культуры в сфере развития публичной дипломатии КНР. Также этот аспект затрагивается в исследованиях Яня Сюэтуна, Юй Кэпина. При этом, Янь Сюэтун настаивал на том, что посредством повышения привлекательности одной лишь китайской культуры невозможно обеспечить положительный имидж КНР в мире, однако упомянутые исследователи сходятся во мнении, что «мягкая сила» является составляющей «совокупной мощи государства». На современном этапе китайские исследователи такие, как Чжан С., Янь, Ян Чженъи, Джань Чи, Юньтюань Луо уделяют большое внимание роли интернета и социальных сетей в публичной дипломатии КНР, также затрагиваются такие специфические формы публичной дипломатии как «дипломатия панд».
Среди отечественных исследователей работ, посвящённых публичной дипломатии Китайской Народной Республики, наблюдается резкое повышение интереса к данному вопросу с 2010-х гг. В ходе работы были использованы материалы таких авторов, как Шугаев А. В., Соловьёва Е.В., Кривохиж С.В., Зонова Т.В. Эти работы предоставляют теоретическую базу: в них раскрываются основные понятия публичной дипломатии, а также роль зарубежных СМИ в публичной дипломатии КНР.
Несмотря на перечисленные усилия исследователей по анализу публичной дипломатии КНР и роли средств массовой информации в этом процессе, можно сказать, что данная тематика является достаточно новой, особенно это касается вопроса роли средств массовой информации в качестве инструмента публичной дипломатии Китая.
Средства массовой информации, безусловно, имеют возможность влиять на различные, в том числе и политические процессы, происходящие в глобальном информационном пространстве. Неспроста именно СМИ сейчас нередко называют «четвертой властью».
Одним из наиболее интересных и комплексных примеров взаимодействия государственной политики и СМИ является Китайская Народная Республика. На данный момент Китай – это, безусловно, важный актор на международной арене, но существует лишь несколько научных работ, посвящённых вопросам того, как эта страна представлена в международных средствах массовой информации, как, исходя из этого, строится публичная дипломатия КНР. Это особенно важно сейчас, ведь в современном мире СМИ могут влиять на восприятие обществом того или иного государства, что опосредованно влияет как на политические, так и на культурные, и на экономические отношения между государствами. Важно понимать, что существующая цензура в Китае прежде всего влияет на свободу слова и прессы, что является неотъемлемыми составляющими современного общества, на которых особо заостряют внимание мировые СМИ.
Актуальность темы обусловлена повышенным вниманием в современном мире к влиянию «мягкой силы», а также средств массовой информации на все сферы жизни общества, в том числе и на политику.
Целью исследования является определение того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные понятия публичной дипломатии.
2. Изучить историю и основные тенденции развития публичной дипломатии КНР.
3. Изучить роль зарубежных СМИ в современной публичной дипломатии КНР.
4. Проследить развитие зарубежных СМИ в современном Китае.
5. Рассмотреть перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
Объектом изучения является публичная дипломатия КНР. Предметом изучения в данной работе выступает роль зарубежных средств массовой информации в публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
Степень изученности темы «мягкой силы» и публичной дипломатии на данный момент достаточно высока, как среди китайских, так и среди зарубежных учёных. В целом, следует отметить, что понятием «публичная дипломатия» в первую очередь заинтересовались американские исследователи. Особую привлекательность идея влияния на мировую общественность получила в годы Холодной войны, однако в то время она была в основном связана с одиозной пропагандой. Впервые термин «публичная дипломатия» был сформулирован Эдмундом Галлионом в 1965 году. Исходя из его толкования публичная дипломатия – это программа, которая финансируется правительством, и которая направлена на оказание воздействия на общественное мнение в других странах и на их дальнейшее информирование.
В целом, можно сказать, что наиболее интенсивно данной проблематикой занимаются западные исследователи. Изучение феномена публичной дипломатии привлекло внимание многих учёных и исследователей: Н. Калла, Дж. Найя, Э. Гилбоа и других. Также ощутимый вклад в исследование данной тематики внёс американский политолог Джозеф С. Най, однако он делал акцент на термине «мягкая сила», соответственно для него публичная дипломатия – это метод наращивания потенциала «мягкой силы». В последнее время появилось большое количество работ, посвященных реализации концепции «мягкой силы» в условиях современного информационного общества. Например, такие авторы, как Э. Гилбоа, Э. Мелиссен публиковали работы о возможности влияния на аудиторию посредством использования интернета. Также существенный вклад в изучение данной темы вносят такие организации, как PenAmerica, FreedomHouse, DuiHua. Материалы западных исследователей особенно точно раскрывают перспективы развития публичной дипломатии КНР во взаимодействии с мировыми СМИ.
В качестве основных источников литературы были использованы официальные заявления правительства КНР, исследования китайских учёных, а также данные китайских средств массовой информации. Именно эти ресурсы были необходимы для ознакомления с историей и с этапами развития публичной дипломатии Китайской Народной Республики.
В связи с тем, что широкая дискуссия вокруг концепции «мягкой силы» в Китае развернулась лишь в 2000-е гг., существует не очень большое количество работ, посвящённых этой теме. В китайских академических кругах большое значение уделяется внешнеполитическим задачам государства, соответственно «мягкой силе» с китайской спецификой. Одним из основоположников раскрытия темы «мягкой силы» можно назвать Вана Хунина, который уже в 1990-е гг. выделил шесть составляющих национальной мощи Китайской Народной Республики. Он обосновывает ведущую роль культуры в сфере развития публичной дипломатии КНР. Также этот аспект затрагивается в исследованиях Яня Сюэтуна, Юй Кэпина. При этом, Янь Сюэтун настаивал на том, что посредством повышения привлекательности одной лишь китайской культуры невозможно обеспечить положительный имидж КНР в мире, однако упомянутые исследователи сходятся во мнении, что «мягкая сила» является составляющей «совокупной мощи государства». На современном этапе китайские исследователи такие, как Чжан С., Янь, Ян Чженъи, Джань Чи, Юньтюань Луо уделяют большое внимание роли интернета и социальных сетей в публичной дипломатии КНР, также затрагиваются такие специфические формы публичной дипломатии как «дипломатия панд».
Среди отечественных исследователей работ, посвящённых публичной дипломатии Китайской Народной Республики, наблюдается резкое повышение интереса к данному вопросу с 2010-х гг. В ходе работы были использованы материалы таких авторов, как Шугаев А. В., Соловьёва Е.В., Кривохиж С.В., Зонова Т.В. Эти работы предоставляют теоретическую базу: в них раскрываются основные понятия публичной дипломатии, а также роль зарубежных СМИ в публичной дипломатии КНР.
Несмотря на перечисленные усилия исследователей по анализу публичной дипломатии КНР и роли средств массовой информации в этом процессе, можно сказать, что данная тематика является достаточно новой, особенно это касается вопроса роли средств массовой информации в качестве инструмента публичной дипломатии Китая.
Китайское правительство на современном этапе уделяет должное внимание развитию публичной дипломатии. История публичной дипломатии Китая показывает, что для этого государства имидж является очень важной составляющей политической деятельности. Средства массовой информации, в свою очередь, являются одним из наиболее эффективных методов влияния в мире, поэтому положение как китайских, так и мировых СМИ важно для китайского правительства. Однако очевидными являются проблемы, касающиеся прав и свобод человека, журналистов и прессы в целом. Например, такие организации, как DuiHua, обращают внимание мировой общественности на многочисленные нарушения международного права китайскими властями.
В ходе проведённого исследования была достигнута поставленная цель по определению того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики. Конечно, в современном мире СМИ играют большую роль. Безусловным является факт воздействия иностранных средств массовой информации на образ Китайской Народной Республики: например, по данным PewResearchCenter, более половины американцев в настоящее время считают, что Китай – это главная угроза, кроме Ирана, определяющее влияние на их мнение оказывают именно средства массовой информации. Для Китая, при этом, важны все действия со стороны мирового сообщества ввиду большого влияния американских и европейских СМИ на мировое общественное мнение. Официальная позиция китайского руководства состоит в том, что низкий уровень доверия к Китаю связан с необъективной информацией, публикующейся по всему миру. Соответственно, Поднебесная делает упор на разъяснительную и культурную работу. Несмотря на то, что наблюдается определённая корреляция между деятельностью зарубежных СМИ и публичной дипломатией КНР, действий Китая в этом отношении недостаточно для коренного изменения международного имиджа страны.
Была изучена история публичной дипломатии Китая, а также были определены тенденции ее развития в будущем. Публичная дипломатия КНР, действительно, претерпевает существенные изменения ввиду появления новых факторов. Однако все ещё существует ряд проблем, которые либо игнорируются, либо не разрешаются китайским правительством, что, в свою очередь, вызывает ответную негативную реакцию со стороны зарубежных средств массовой информации.
Зарубежные средства массовой информации сталкиваются с рядом проблем в ходе осуществления деятельности на территории Китайской Народной Республики, так как китайское правительство все ещё осуществляет контроль над действиями иностранных журналистов, тем самым усугубляя негативное впечатление о свободе слова в Китае.
Несмотря на относительную закрытость КНР, а также на большие различия в культуре и менталитете Азиатских и Западных государств, сейчас невозможно развитие и экономических, и культурных, и политических отношений без взаимовлияния стран и без определённой открытости. Исходя из этого, можно предположить, что без коренных изменений в политике Китайской Народной Республики вероятность перемен во взаимодействии Китая с зарубежными СМИ достаточно мала.
В ходе проведённого исследования была достигнута поставленная цель по определению того, какую роль играют зарубежные средства массовой информации в современной публичной дипломатии Китайской Народной Республики. Конечно, в современном мире СМИ играют большую роль. Безусловным является факт воздействия иностранных средств массовой информации на образ Китайской Народной Республики: например, по данным PewResearchCenter, более половины американцев в настоящее время считают, что Китай – это главная угроза, кроме Ирана, определяющее влияние на их мнение оказывают именно средства массовой информации. Для Китая, при этом, важны все действия со стороны мирового сообщества ввиду большого влияния американских и европейских СМИ на мировое общественное мнение. Официальная позиция китайского руководства состоит в том, что низкий уровень доверия к Китаю связан с необъективной информацией, публикующейся по всему миру. Соответственно, Поднебесная делает упор на разъяснительную и культурную работу. Несмотря на то, что наблюдается определённая корреляция между деятельностью зарубежных СМИ и публичной дипломатией КНР, действий Китая в этом отношении недостаточно для коренного изменения международного имиджа страны.
Была изучена история публичной дипломатии Китая, а также были определены тенденции ее развития в будущем. Публичная дипломатия КНР, действительно, претерпевает существенные изменения ввиду появления новых факторов. Однако все ещё существует ряд проблем, которые либо игнорируются, либо не разрешаются китайским правительством, что, в свою очередь, вызывает ответную негативную реакцию со стороны зарубежных средств массовой информации.
Зарубежные средства массовой информации сталкиваются с рядом проблем в ходе осуществления деятельности на территории Китайской Народной Республики, так как китайское правительство все ещё осуществляет контроль над действиями иностранных журналистов, тем самым усугубляя негативное впечатление о свободе слова в Китае.
Несмотря на относительную закрытость КНР, а также на большие различия в культуре и менталитете Азиатских и Западных государств, сейчас невозможно развитие и экономических, и культурных, и политических отношений без взаимовлияния стран и без определённой открытости. Исходя из этого, можно предположить, что без коренных изменений в политике Китайской Народной Республики вероятность перемен во взаимодействии Китая с зарубежными СМИ достаточно мала.
Подобные работы
- ЭВОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ КНР 1949-2012 гг.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Общественная дипломатия как инструмент российско-китайских отношений
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Публичная дипломатия и связи с общественностью в контексте интернационализации: на примере российско-китайских отношений
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Спортивная дипломатия США
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2022 - МЯГКАЯ СИЛА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Проект "Один пояс-один путь" в системе публичной дипломатии РФ и КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Социальные медиа в системе инструментов современной имиджевой политики Китая
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2024 - Роль Пекинских олимпиад в дипломатии КНР (Российский университет дружбы народов)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Ресурсы «мягкой силы» во внешней политике КНР
(на примере стран Центральной Азии)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2019



