Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женщины в политической культуре Китайской Республики (Тайвань)

Работа №125033

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы82
Год сдачи2016
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор основных литературных источников, использованных в работе 10
Глава 2. Самоидентификация населения как результат истории, политики и этнополитики Тайваня XVII-XX вв 17
2.1 Формирование островной психологии в противостоянии с метрополией 17
2.2 Результаты «японизации» в колониальный период (1895-1945 гг.) 21
2.3 Факторы, повлиявшие на «тайванизацию» жителей острова в период правления Гоминьдана (1945-2000 гг.) 28
Глава 3. Усиление роли женщины в политике Тайваня как закономерность исторического процесса 37
3.1 Образование - стартовая площадка для продвижения в политику 37
3.2 Гендерный аспект трудовой занятости 42
3.3 Семейные ценности - основа управления государством 44
3.4 Женское движение на Тайване - специфика и этапы становления «до гайсюньского» периода 54
3.5 В политику - на волне женского движения 65
3.6 Будущие избиратели «за» женщин в политике, но против гендерного квотирования 71
Заключение 75
Список литературы 78

Актуальность темы дипломной работы связана в значительной мере с тремя обстоятельствами.
Во-первых, динамично меняющаяся с начала XXI столетия геополитическая обстановка в мире в целом и конкретно в азиатском регионе требует более взвешенного чем когда-либо выстраивания отношений России с каждой из стран Азии. Такой подход должен учитывать нюансы и многофакторность внутренней социально-политической жизни всех государств региона. Кроме того, необходимо принимать во внимание факторы, которые в прежнее время, возможно, и не играли существенной роли для прогнозирования и оценки предпринимаемых шагов в сферах внешней политики и экономики. И в свете сказанного становится очевидным, насколько актуально сегодня стало мониторить процессы адаптации азиатских стран (в том числе и Тайваня) к ускоряющемуся процессу социально-экономического развития, который, в частности, проявляется в требовании большей открытости внешнему миру традиционного, замкнутого на себя, общества. В этом отношении меняющаяся роли женщин в социуме - ее самооценка и отношение общества к ней - служит своеобразным индикатором ценностных ориентаций социума.
Во-вторых, народонаселение Китайской республики (КР) Тайвань по причине исторически сложившихся условий своего развития имеет особенности национальной самоидентификации. Это в свою очередь сказывается на усилении внутреннего скрытого противостояния с КНР при внешней умиротворенности и взаимном благорасположении двух... И вот уже возникает вопрос, как правильно обозначить: «двух стран» или «двух частей одной страны»? Это обстоятельство, безусловно, надо принимать во внимание в ходе двусторонних контактов РФ-КНР и РФ-КР. А значит, необходимо иметь представление о политическом и социальном дискурсе каждой стороны.
И здесь проявляется третий аспект, подтверждающий актуальность выбранной для дипломного проекта темы: недостаточность всесторонней научной проработки рассматриваемого явления. А тем временем, для специалистов-практиков, контактирующих со странами в азиатском регионе, в том числе непосредственно с КНР и КР, могли бы оказаться реальным подспорьем рекомендации исследователей-синологов. (При этом данная работа, выполненная на уровне бакалавриата, ни в коем случае не претендует на то, чтобы закрыть имеющиеся лакуны в заявленной теме.)
Так же нельзя забывать о том, что данная тема приобретает особую значимость ввиду избрания 16 января этого года женщины на пост президента Китайской Республики - Цай Инвэнь, официальная инаугурация которой пройдет 20 мая 2016 года.
Объект исследования - роль женщин в общественно-политической жизни современного Тайваня.
Предметом исследования являются различные аспекты развития социума на острове, включая гендерную политику, с одной стороны, и, с другой стороны, - влияние гендерного движения на изменение самооценки женщин и признание их роли со стороны общества.
Цель исследования - проследить с момента отмены военного положения на Тайване усиление роли женщин в различных сферах управления, включая политику, оценить, насколько это явление имеет характер устойчивой тенденции и выявить его основные причины.
Для достижения указанной цели, поставлены следующие задачи:
• оценить специфику формирования тайваньского социума в плане социально-политических и экономических преобразований на острове за последние сорок лет, в том числе создания законодательной базы в сфере образования, производственных отношений, гендерного равноправия, послуживших мощным стимулом включения женщин в процессы управления как в сфере экономики, так и политики;
• проанализировать становление менталитета жителей островного «квазигосударства» с позиций исторического развития (начиная с XVII века и в особенности на протяжении XX столетия), и выявить его особенности, которые в значительной мере способствует сегодня ускоренному включению женщин в социально-политические процессы на Тайване, изменению их статуса в обществе, а также их самооценке;
• оценить отношения Тайваня с КНР и США под углом формирования специфического менталитета населения и его самоидентификации;
• рассмотреть распространенное среди европейцев представление об исключительной закрытости «патриархальной семьи» в Китае и приниженной роли женщины в семье, проанализировать гипотезу о том, что жители острова измеряют свой островной мир теми же критериями, что и мир семьи, в результате чего происходит трансформация семейной идентификации в государственную, а это впрямую способствует выдвижению женщин в политику, где ее присутствие воспринимается так же естественно, как присутствие (участие) в жизни семьи.
В качестве гипотезы настоящей работы выдвинуто предположение о том, что закрытость внешнему миру отнюдь не является препятствием для эмансипации женщин в современном азиатском мире. Более того, конфуцианство с его четырехъединством «мораль-язык-политика-культура», практикуемое в странах Азии, вместо традиционных религий «западного мира», упрощает доступ женщине в политику. Изучив источники по данной теме, автор работы пришёл к выводу, что женщина в политике, как и в семейной жизни, олицетворяет женское начало - заботу о членах семьи, и, голосуя за женщину, избиратель на подсознательном уровне голосует за возрождение семьи, но только уже на другом, государственном, уровне. Особенно ярко это проявляется именно на Тайване, где ощущение «большой семьи» сформировалось, во-первых, в силу островного положения. Во- вторых, по причине изначального одномоментного заселения острова мигрантами (а по сути дела - беглецами) из «Большого Китая», которых объединяло общее мировоззрение. И, в-третьих, постоянное, начиная с 1945 года, маневрирование между своими «заклятыми друзьями» (США - с одной стороны и КНР - с другой) способствовало выработке особого менталитета, в основе которого специфическая, с точки зрения современной геополитики, самоидентификация. Все это позволяет сделать предположение о том, что в случае с Тайванем мы имеем пример развития общества по классическим законам гегелевской диалектики категорий: от патриархальной семьи через её разрушение - к формированию социума, построенного во многом на принципах семьи, но уже в других масштабах и на другом уровне.
В ходе исследования по теме дипломной работы проведен обзор литературы и нормативно-правовой документации. Методы наблюдения, а также интервьюирования использовались в процессе прохождения стажировки в Государственном Тайваньском Университете (г. Тайбэй, сентябрь 2015 - январь 2016 гг.). В этот же период проведен мини соцопрос среди студентов университета. Широко применялся исторический метод, поскольку корни сегодняшней ситуации на Тайване уходят по меньшей мере в конец позапрошлого столетия. А если рассматривать вопрос глубже - то в середину XVII столетия. При обработке информации, полученной в ходе анализа литературных источников, наблюдений, опросов, мониторинга периодики использовались методы индукции и дедукции.
Рассматриваемая тема находится на стыке разных отраслей знаний: истории, демографии, социологии, психологии, политики. Поэтому в процессе исследования приходилось отклоняться от строго заданного направления.
Научная новизна работы состоит в предложении взглянуть на расширяющееся участие женщин Тайваня в общественно-политической жизни страны под углом диалектического развития общества по спирали - стремления преобразовать отношения в социуме по принципу большой семьи.
Практическое значение заключается в фактах, наблюдениях и выводах, которые, возможно, внесут дополнительный штрих в описание современного тайваньского общества, и таким образом помогут российским гражданам, далеким от синологии - бизнесменам, общественным деятелям - выстраивать правильные отношения с деловыми партнерами с острова. А наши отношения в последние годы развиваются и весьма устойчиво. В 1992 года в Москве, а чуть позже в Тайбэе начала работать Московско-Тайбэйская Координационная Комиссия по экономическому и культурному сотрудничеству (МТКК). В том же 1992 году в Москве открыл свое представительство Тайваньский совет по развитию внешней торговли (TAITRA), а с 2012 года его филиал действует в Санкт-Петербурге, причем охватывает не только Северо-Запад РФ, но и Урал, и сибирские регионы.1 Сегодня Россия на 21 месте среди импортеров из Тайваня, причем наш экспорт на остров превалирует над импортом оттуда. Объем торговли между РФ и Тайванем растет ежегодно. В 2014 году - в год оголтелого введения Западом так называемых санкций против России - наш объем торговли с островом увеличился на 20 процентов.2 В том же году в РФ прибыли первые волонтеры - аспиранты тайваньских вузов, чтобы организовать для российского молодежи летний лагерь «Познакомьтесь с Тайванем». Эта акция положила начало развитию «гражданской дипломатии».
Необходимо также брать в расчет следующее обстоятельство: неурегулированный политический статус не помешал экономике острова войти в число двадцати крупнейших экономик мира. Тайвань - наряду с Сингапуром, Южной Кореей и Гонконгом - входит в число знаменитых «азиатских драконов», по стандартам экономической и социально-политической жизни уже вплотную приблизившихся к развитым странам.
Из сказанного ясно, что Тайвань для нашей страны весьма перспективный партнер, и знания о различных сторонах жизни тайваньского общества становятся сегодня особенно актуальными. В качестве примера, показывающего, насколько важно учитывать особенности менталитета партнеров из других стран, можно привести такой. До сих пор у нас бытует выражение «братские отношения» применительно к контактам между странами. В свое время применялось это клише и в общении с Китаем. Но слово «братство» в китайском языке обозначается двумя иероглифами: «младший брат» и «старший брат».3 И потому для китайца понятие «братские отношения» звучит по меньшей мере сомнительно, если не оскорбительно: кто старший, кто младший, и кто кому должен подчиняться? Так же аккуратно надо использовать понятийный аппарат в общении с тайваньцами: если сказать про молодого тайваньца - «китаец», то он просто не поймет. А может и обидеться. Он идентифицирует себя как представителя особой нации - тайваньцев.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения (выводов) и списка использованной литературы. В первой главе дается краткий обзор используемой литературы. Во второй - приведен исторический обзор становления тайваньского «квазигосударства». Акцент в обзоре делается на узловые моменты, повлиявшие на формирования социально- психологических особенностей жителей острова, на их самоидентификацию. Третья глава представляет анализ преобразований социально-политической жизни в последние полвека, а также теоретическое рассмотрение проблемы и результаты проведенного социологического мини опроса, которые показывают, что процесс усиления роли женщин в политике современного Тайваня является вполне закономерным итогом всего предшествующего периода развития социума в масштабах острова. В заключении изложены основные выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе проделанного в рамках настоящей дипломной работы исследования можно сформулировать ряд промежуточных выводов:
1. В силу особенностей исторического развития Тайваня на протяжении XVII - первой половины XX столетий у жителей острова формируется специфическая - островная - психология, ядром которой является осознание себя некоей особой общностью (не следует отождествлять понятие «островная психология» с понятиями «самоизоляция», «отчуждение от внешнего мира»).
2. На протяжении XX - начала XXI столетия «островная психология» трансформируется в своеобразную форму самоидентификации островитян: фактически они определяют себя как новую нацию - тайванцы.
3. Даже очень беглый обзор типов традиционной китайской семьи показывает:
• женщина в семье играла определенную и немаловажную роль (представления о ее забитости и униженности сильно преувеличены),
• китайцы, включая жителей острова, традиционно склонны строить свои отношения с государством на принципах отношений внутри большой семьи, из чего следует, что появление женщины на политическом горизонте не должно восприниматься как нечто абсолютно неприемлемое.
4. В течение второй половины прошлого века посредством официальной идеологии правящего режима в сознание островитян уже целенаправленно внедряется представление о государстве на острове, как о большой дружной семье. Это накладывается на обстоятельства, указанные в выводе № 3, и облегчает отождествление в сознании большинства жителей понятий «семья» и «государство». Что делает естественным в глазах жителей острова участие женщины в управлении государством по аналогии с ее участием в организации жизни семьи.
5. Государство на Тайване, начиная со второй половины XX века и до недавнего времени, проводило патерналистскую социально-экономическую политику. Так, в период правления Чан Кайши существенно сократился разрыв в уровне доходов населения. Это обстоятельство также способствует восприятию государства как семьи - сообщества, где человек чувствует себя защищенным.
6. На рубеже прошлого и нынешнего столетий Тайвань переживает общую для так называемых развитых стран проблему кризиса семьи (стремление женщин строить карьеру в ущерб семье, пропаганда гомосексуализма, появление однополых браков). И трансформация семейных ценностей в ценности государственные выполняет определённую компенсаторную функцию: на подсознательном уровне жители Тайваня воспринимают мир через систему семейных ценностей, и потому с разрушением последних переносят восприятие семьи на восприятие государства. Аналогичным образом трансформируют и роль женщины: как в государстве, так и в семье она выполняет оградительные, защитные функции. По крайней мере, именно этого и ожидают от женщины-политика избиратели.
7. Вся политика (даже в период жесткого централизма Чан Кайши) со второй половины прошлого века по настоящее время направлена на расширение прав женщин, на вовлечение их в общественно-политическую жизнь. Одновременно, начиная с последней трети прошлого века, стало набирать силу инициативное, идущее снизу, женское движение, которое в силу исторических обстоятельств изначально оказалось вовлеченным в политическое движение. В результате государственной гендерной политики и женского движения снизу возник синергетический эффект, который на рубеже тысячелетий выразился в следующем:
• женщины по своему образовательному цензу, управленческому и бизнес опыту оказались вполне подготовлены к тому, чтобы заниматься политической деятельностью на самых высоких уровнях;
• общественное сознание полностью подготовлено к голосованию за кандидатуру женщины на выборах на все уровни власти.
Из отмеченных промежуточных выводов автор делает главный вывод дипломной работы: участие женщин в политической жизни Тайваня является вполне естественным следствием исторического развития острова и говорит о том, что, отдавая голоса за женщину-руководителя, избиратели острова подсознательно голосуют за возрождение семьи, но только уже на другом, государственном, уровне.
Данный вывод подтверждает и мини социологический опрос студентов Национального университета Тайваня, проведенный в январе 2016 года (в рамках работы над дипломом) накануне выборов президента острова.


1. Батчае, Э. О. Правовое регулирование деятельности политических партий на Тайване: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. 137 с.
2. Воронина О. А. Социально-философский анализ теории, методологии и практики гендерного равенства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Москва, 2004. 309 с.
3. Головачев В. Ц. Этническая история и политика Тайваня в трудах тайваньских ученых (эволюция исторических подходов в 1980-2010 гг.). // Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть 2 / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Учреждение Российской академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 385 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 292-299
4. Дорофеев Н. Прекрасная половина российской политики.// Российская Федерация Сегодня. - 2013. № 4 Режим доступа: http://www.russia-today.ru/article.php?i=115 (Дата обращения: 11.04.2016)
5. Заяц Д. В. Тайвань (Китайская Республика) // География. - 2005. №17
6. Ишутина Ю. А, Поповичева Ю. Н.: Эволюция официального национализма на Тайване // Россия и АТР. - 2007. №3 Режим доступа: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=248802 (Дата обращения: 05.02.2016)
7. Кашин В. Второй мир: Тайвань уплывает от Китая, Ведомости, 2016. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/01/21/624836- taivan-ot-kitaya (Дата обращения: 30.04.2016)
8. Коростиков М. Гоминьдан готовится отступать. 2016 Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2894704 (Дата обращения: 15.02.2016)
9. Кий Е. А. Тайвань, его культура и общество. Исследования Тайваня как особая область синологии // Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium», выпуск 30. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2003. С. 120-125.
10. Ларин А. Г. «Принцип одного Китая» во взаимоотношениях берегов Тайваньского пролива // Синьхайская революция и республиканский Китай: век революций, эволюции и модернизации. Сборник статей. - М.: Институт востоковедения РАН. - 312 с. С. 223-240.
11. Литвинова Ю. Г. Образование на Тайване. Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция // Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. - М.: Вост. лит., 2004. - 304 с. С. 294-300.
12. Мельников Д. Два китайских пути. КНР и Тайвань: кто развивался успешнее? Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы интернет-газета «Столетие». 2010. Режим доступа: http://www.stoletie.ru/geopolitika/dva kitajskih puti 2010-11-25.htm (Дата обращения: 25.04.2016)
13. Мыльникова Ю. С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (Династии Тан - Сун). : диссертация на соискание степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург, 2012. 232 с.
14. Пань Бин Хун Демократический процесс на Тайване: опыт, проблемы, перспективы. Диссертационная работа на соискание звания кандидата политических наук. Владивосток, 2002. - 278 с.
15. Перминова В. А. Японское и китайское управление на Тайване - когда закончилось колониальное управление островом? / Общество и государство в Китае. Т XLIV, ч. 1 М.: ИВ РАН, 2014. С. 210-218.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ