ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. КУЛЬТУРА И ИДЕОЛОГИЯ СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х 9
1.1. Внутренняя политика СССР после завершения ВОВ 9
1.2. Сталинизм в идеологической сфере: краткая характеристика 13
1.3. Кинематограф и культура СССР послевоенного времени 16
ГЛАВА II. ПОСЛЕВОЕНННАЯ КИНОПУБЛИЦИСТИКА 29
2.1. Вся «правда» о кино в газете «Правда» 29
2.2 Продолжение линии «Правды» в газете «Культура и жизнь» 38
2.3 Разнообразие жанров кинопублицистики в «Комсомольской правде» 49
2.3 Концепция «правды» в «Литературной газете» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Изобретение кино и появление первых кинотеатров не остались незамеченными в СМИ. Уже в 1907 году американский еженедельник «Variety» («Варьете») опубликовал первую в истории кинорецензию на французский фильм «Émouvant voyage de noce» («Захватывающий медовый месяц»). С тех пор кино начало оказывать мощное воздействие на умы и сердца людей. В кинематографе, по мнению Зигфрида Кракауэра, отражаются «глубокие пласты коллективной души». Произведения киноискусства оказываются тесно связанными с широким социокультурным контекстом, который его порождает. Неудивительно, что со времен первой кинорецензии популярность материалов, посвященных кино, неуклонно росла, т. к. зрителю нужна была информация о новых фильмах, которая помогла бы ему с выбором. Так появилась кинокритика.
Кинокритика – один из видов литературно-художественной критики, имеющий свою историю развития, информационно-эстетические особенности, функциональную предназначенность и размещающийся в основном в печатных средствах массовой информации. Будучи важной частью журналистики, она послужила основой для формирования такой сферы научных исследований как киноведение. Система критических жанров выстраивается на «трех китах»: рецензии, критической статьи и творческом портрете. Рецензия предполагает анализ конкретного произведения. Основные функции кинорецензии заключаются в том, чтобы информировать зрителя о новом фильме, дать оценочную информацию, сформировать у аудитории первичное впечатление о фильме и о его художественной ценности. Жанр статьи предполагает исследование определенной проблемы – социально-экономический, общественной, этической или политической. На основании обобщения данных критическая статья актуализирует вопросы культурного развития. Творческий портрет представляет собой характеристику творчества рассматриваемой персоны: актера, режиссера, сценариста или оператора. Также к жанрам кинокритики можно отнести проблемное интервью, обозрение, аннотация, анонс, эссе, комментарий.
Но материалы, посвященные кино, не ограничиваются лишь жанрами, относящимися к кинокритике. О новом фильме может быть сообщено в жанре «сухой заметки», на страницах газет и журналов встречаются репортажи с киностудии или со съемок, а также публикации, где кино рассматривается с точки зрения науки, а не искусства. Поэтому имеет смысл ввести понятие «кинопублицистика». Под кинопублицистикой в данной работе понимается род произведений, посвященных актуальным вопросам современного авторам этих произведений общества, в которых главным объектом становится кино и связанные с ним процессы.
Газетная кинопублицистика СССР первых трех послевоенных лет являются объектом нашего исследования. Предметом исследования стали особенности и закономерности представления фильмов в критических материалах, продиктованные идеологическим контекстом эпохи.
Цель данного исследования – определить основные идеологические требования, предъявляемые к советскому кинематографу партийно-государственным аппаратом и транслируемые посредством критических публикаций в СМИ в период 1945-1947 гг.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Кратко охарактеризовать основные направления идеологии советского общества при И. В. Сталине;
- Описать основные процессы, происходившие в послевоенной культуре.
- Выявить ключевые характеристики газетной кинопублицистики рассматриваемого периода;
- Определить, что становилось предметом положительной, а что — отрицательной оценки критика;
- Выявить транслируемые в материалах идеологические и общекультурные смыслы.
Временной период выбран неслучайно. Первые послевоенные годы – особый период в истории СССР. Это было время, когда страна напряженными трудовыми усилиями восстанавливалась после тяжелейшего испытания, но также это было и время надежды, веры в лучшее. Поэтому 1945-1947 годы считаются периодом так называемого «демократического импульса», во время которого ослаблялось давление власти на общество.
Все это, несомненно, отражалось и на культурной жизни общества, где все более важную роль играли литература, музыка, кино. В своих произведениях авторы обращались как к современным им темам, так и к историческим сюжетам – в том числе, чтобы найти истоки и объяснения победы в Великой Отечественной войне.
Особенно сложно творческий процесс складывался для деятелей кино. Почти полностью пришлось восстанавливать техническую базу производства фильмов, частично разрушенную, а частично устаревшую и износившуюся за годы войны. При этом киностудиям ставили четкие, но трудновыполнимые планы по количеству фильмов, которые должно были выйти за год. Пристальному вниманию подвергалось и сюжетное содержание фильма, его тема и идея – они должны были соответствовать новейшим веяниям советской идеологии. В этих условиях кинокритика выполняла схожую с цензурой роль и отчасти имела функцию контроля. Говорить об объективности и правдивости рецензий в данном случае не имеет смысла – все они были, в первую очередь, идеологическим инструментом для решения определенных задач. Однако именно в это время было создано множество фильмов, которые оказали существенное влияние на развитие киноискусства, работали и трудились такие режиссеры, как Эйзенштейн, Рысс, Кошеверова, Хейфиц, Герасимов и многие другие.
Для анализа нами были выбраны четыре центральные газеты, которые имели всесоюзное значение и распространение: «Правда», «Культура и жизнь», «Литературная газета», «Комсомольская правда». Газета «Правда» являлась главным печатным изданием страны, опубликованные в ней материалы зачастую по значимости были сопоставимы с постановлениями правительства или судебным приговором. Особое место в советской прессе указанного периода занимала созданная после войны «Культура и жизнь». Основной задачей газеты являлась критика недостатков на различных участках идеологического фронта. «Литературная газета» еще не успела стать общественно-политическим изданием, а была только литературным. Следовательно, ее целевой аудиторией были люди читающие, относящиеся к интеллигенции. Газета «Комсомольская правда» являлась всесоюзной молодежной газетой, кроме того, ее можно считать одним из ведущих и наиболее влиятельных общественно-политических изданий страны. Так, нами были выбраны издания, с одной стороны, разные по тематике и стоявшим перед ними задачам, из чего следует, что и представленная в них кинопублицистика будет отличаться в зависимости от специфики издания. С другой стороны, их одинаково характеризовало пристальное внимание к сфере культуры и, в том числе, к кинематографу.
До недавнего времени современная отечественная киноиндустрия не подвергалась жесткому идеологическому контролю, ее содержание определяли, прежде всего, рыночные законы. Рецензии в СМИ в таких условиях выполняли скорее ознакомительную функцию, помогая зрителю решить, стоит ли его внимания новый фильм или нет. Однако сейчас наметилась тенденция освещать с положительной точки зрения фильмы, которые идеологически прямо или косвенно поддерживают внешнюю и внутреннюю политику государства (например, «Варяг», «Крым» и др.) Так федеральные государственные СМИ снова становятся инструментом, поясняющим, что и как следует отображать в искусстве – в том числе в кино. И кто знает, возможно, рецензии, близкие по духу «карательным» публикациям второй половины 1940-х уже не за горами. Эти обстоятельства определяют актуальность исследования.
Идеология СССР и ее влияние на киноискусство рассматривались во множестве работ, тем не менее, все они имеют скорее общий характер, и в описании влияния идеологии на различные стороны кинопроцесса в столь интересный и во многом переломный период как 1945-1947 гг. можно встретить пробелы. Этим определяется новизна данной работы.
Материал и результаты нашей работы могут быть использованы при разработке лекционных курсов, посвященных истории отечественного кинематографа, на различных спецкурсах и семинарах – этим определяется практическая значимость данного исследования.
В работе применялись следующие методы: типологизации, содержательного анализа, описательный, биографический, методы анализа и синтеза, а также элементы метода контент-анализа.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первые послевоенные годы оказались сложными для всех сфер жизни общества. Страна восстанавливалась после тяжелейшего испытания, выпавшего на ее долю, но в то же время это было время веры в светлое будущее. Это не могло не сказываться на деятелях кино, которым приходилось работать в сложнейших условиях. Необходимо было практически полностью восстанавливать техническую базу производства фильма, которой, разумеется уделяли мало внимания в годы войны. На режиссеров и сценаристов оказывалось давление со стороны партийного руководства. Пристальному вниманию подвергалось не только техническое исполнение фильма, но и его сюжетное содержание, тема и идея – они должны были соответствовать новейшим веяниям советской идеологии. В рассматриваемый нами период уже прочно сформировался культ личности Сталина, и режим, который принято называть сталинизмом. Он представлял собой крайне централизованную систему управления, опиравшуюся, прежде всего, на мощные партийно-государственные структуры и формирование прагматичных стратегий. Анализируя архивные материалы, можно прийти к выводу, что Сталин был не просто символом режима, а его лидером, автором всех принципиальных решений и инициатором всех сколько-нибудь значимых государственных мер. Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организаций (пионерская организация, комсомол, профсоюзы и др.), через которые осуществлялось партийно-государственное руководство. Огромную роль для установления сталинской идеологии играла журналистика. Газеты должны были поддерживать и укреплять культ личности Сталина. Сталина активно цитировали, публиковались целые материалы, посвященные одному вождю, зачастую весь текст материала представлял собой одну большую цитату. Смысл существования человека, согласно сталинской идеологии, состоит в борьбе за переустройство общества по предначертаниям партии. Искусство должно было следовать этой идеологии и укреплять ее.
Вскоре после окончания войны, несмотря на все общественные надежды и ожидания, в области культуры в СССР начала реализовываться политика жесткого идеологического контроля. Выходили постановления «О журналах «Звезда и Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"». Тематические планы киностудий составлялись сначала Комитетом по делам кинематографии, существовавшим сначала при СНК СССР, позднее – при Совмине СССР. Каждый фильм обсуждали на художественном совете, где решалось, выйдет он на экраны или нет. Худсовет представлял собой группу назначенных лиц, состоящих из деятелей культуры и искусства, а также представителей партийных и государственных органов. Произведения кино с одной стороны, должны были быть качественно сняты, с другой стороны – соответствовать идеологическим требованиям. Фильмы должны отражать жизнь только с определенной точки зрения. Мало того – режиссерам недостаточно было «протащить» свой фильм через «сито» худсоветов, надо было, чтобы к нему еще благосклонно отнеслись кинокритики главных советских изданий.
Кинопублицистика «Правды» представлена достаточно скудным количеством жанров, что обусловлено особенностями самой газеты. В газете множество декларативных формулировок, фактически каждый материал выносит оценку тому или иному фильму. Она выносилась с позиции соответствия действительности, но действительности особой. В кинорецензиях и программных статьях данной газеты формируется категория «правдивой реальности». Эта категория включает в себя не то, что есть, а то, что должно быть, по мнению партии. В «правдивой реальности» советские люди — сильные, свободные, настоящие патриоты, которые всегда готовы совершить подвиг. Если героем фильма становился обычный человек, то он должен был быть собирательным образом какой-либо общественной группы. Если фильм посвящен исторической личности, то ее надо было изобразить как человека, которому практически не свойственны внутренние конфликты и переживания, а вся его жизнь — служение родине. Отрицательных рецензий в газете «Правда» практически нет. Видимо, это вызвано тем, что в газете пытались показать больше примеров кино, снятого правильно с точки зрения партии, и даже укрепить мысль, что по-другому снимать и невозможно в советском обществе.
«Культура и жизнь» продолжала тенденцию по созданию феномена «правдивой реальности» в кинопублицистике. Положительно оценивалось изображение масштабных событий, играющих важную роль в жизни страны, сильных исторических личностей. Материалы, посвященные кино, достаточно схожи с опубликованными в «Правде», но есть и отличия. Например, намного больше внимания уделяется непосредственно кинопроцессу. В рецензиях фильмы рассматриваются не только с точки зрения изображения реальности, но и с художественной точки зрения. Это обусловлено тематической направленностью газеты. Тем не менее, в материалах «Культуры и жизни» кино не рассматривалось как нечто, отдельное от политической или от общественной сфер. В отличие от «Правды», «Культура и жизнь» не игнорировала существование зарубежных фильмов и даже писала на них рецензии. Видимо, это связано с тем, что иностранное кино не могло не оказывать влияния на режиссеров и сценаристов в СССР, поэтому было необходимо объяснить им, что в этих фильмах не соответствует нормам советского кино.
В отличие от «Правды» и «Культуры и жизни», в газете «Комсомольская правда» фильмы рассматриваются не только с идеологический, но и с общечеловеческой и культурной точек зрения. Кино воспринимается авторами «Комсомолки» не только как средство отражения советской реальности, но и как интересный процесс, которой можно описать через человеческую историю, передачу особенностей организации съемок или через призму науки и даже как средство досуга. Героями материалов становятся обычные люди, рецензии публикуются не только на масштабные фильмы, но и даже на сказки. Правда, в последнем случае, как бы оправдывая фильм и объясняя его пользу для народа, кинокритики прежде всего находят в нем отражение современного советского общества. В отличие от «Правды» и «Культуры и жизни», здесь нет программных или обзорных материалов, так как они не отвечают задачам газеты. Тем не менее, есть то, что объединяет материалы «Комсомольской правды» и газет, рассмотренных в предыдущих параграфах. В фильмах рецензенты пытаются увидеть воплощение типичных положительных качеств советского гражданина, если речь идет об исторических фильмах, то обязательно подчеркивается масштабность изображаемых событий, их значимость. Остается сравнение изображенного в фильме с категорией «правдивой реальности».
Кинопублицистика «Литературной газеты» представлена в основном рецензиями. Практически в каждой применительно к фильмам повторяются слова «правда» и «реальность». Обитатели этой реальности — сильные, мужественные, самоотверженные и честные люди. Они настоящие граждане своего государства, которое может на них положиться. А они могут довериться своему руководству.
Таким образом, проанализировав четыре газеты за первые три послевоенных года, можно сделать вывод об основных идеологических требованиях, предъявляемых к кинематографу и транслируемых в СМИ. Они выражались как с помощью конкретных указаний, так и посредством критики и похвалы отдельных моментов в фильмах. Основное требование — соответствие событий, изображаемых в фильмах, «идеальной реальности», образ которой транслировался в СМИ. Исходя из этого требования определялся характер героев: это должны были быть смелые, самоотверженные и трудолюбивые люди, всегда готовые совершить подвиг ради своей страны. Установка отображать «идеальную реальность» влияла и на тематическое разнообразие кинокартин. Поощрялись фильмы, изображавшие масштабные события. В них было необходимо показать важнейшую роль руководства страны создать миф о приоритете государства во главе с мудрым Сталиным. Если фильм был посвящен исторической личности, то необходимо было сделать из нее героя-идеолога, история жизни которого должна быть напрямую связана с историей страны. Личные истории должны отходить на второй план в сюжете фильмов не только исторических. Внутренний конфликт или конфликт отношений не мог стоять выше конфликта социального, военного и т.п. К картинам, посвященным современности, предъявлялись такие же требования, но следили за их исполнением еще строже. Намного сложнее было изобразить яркого и интересного героя в таком фильме, т.к. на его фоне остальные персонажи казались незначительными. Но в «правдивой реальности» граждане СССР не могли изображаться людьми слабыми, ставящими свои интересы превыше интересов государства. Фактически получались неинтересные шаблонные персонажи и шаблонные сюжеты, воплощать в жизнь которые режиссерам и сценаристам было неинтересно. Из-за этого в 1945 – 1947 гг. практически полностью исчезла современная тематика в кино.
Этими строгими требованиями, а также плохой технической оснащенностью студий и бюрократическими сложностями в работе обусловлено дальнейшее уменьшение количества выпускаемых фильмов: с 23 в 1947 году до всего лишь 9 в 1950-ом. Этот период сейчас называют эпохой малокартинья, а политика, проводимая в то время, стала настоящей трагедией в истории кино.
В современной России мы постепенно возвращаемся к утверждению культа личности руководителя страны. Снова создаются масштабные картины, посвященные славному историческому прошлому и его традициями, продолжателями которых, разумеется, является современная Россия. На такие фильмы в зависимых от государства федеральных СМИ выходят только положительные рецензии. И кто знает, если контроль над сферой кинематографа продолжит усиливаться, то, возможно, мы станем свидетелями уже следующей эпохи малокартинья, на этот раз в XXI веке.
1. Артизов А. Н., Наумов О. В. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917-1953. / А. Н. Артизов, О. В. Наумов. - М.: Международный фонд "Демократия", 1999
2. Безбородов А. Б. История России в новейшее время. 1945-2000 / А. Б. Безбородов — М.: АСТ, 2001. - 667 с.
3. Большаков И.Г., Пятилетний план восстановления и развития советской кинематографии. / И. Г. Большаков. М.: Госкиноиздат, 1946. – 301 с.
4. Большаков И.Г., Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). / И. Г. Большаков М.: Госкиноиздат, 1948. - 334 с.
5. Большаков И.Г., Советское киноискусство в послевоенные годы. / И. Г. Большаков. М.: Госкиноиздат, 1952. – 234 с.
6. Гаранина Э. Ю. Оценочность в жанре кинорецензии / Э. Ю. Ганина // Вестник КеМГУ №2 (54) т. 2, 2013
7. Грабенко Л. «Разве могут такие быть героини?» — говорил Сталин о Янине ЖЕЙМО. Вождю нравились актрисы красивые, статные, поэтому из всех наградных списков Жеймо он всегда вычеркивал. / Л. Грабенко // «Бульвар Гордона», № 52 (400) 2012 г.
8. Данилов А. А., Пыжиков А. В. Рождение «сверхдержавы»: СССР в первые послевоенные годы / А. А. Данилов, А. В. Пыжиков. Минск: Российская политическая энциклопедия, 2001. – 304 с.
9. Дмитриенко В.П. История России. XX век. // В. П. Дмитриенко. М.: АСТ, 2001. – 608 с.
10. История страны. История кино / под ред. С. С. Секиринского. ‒ М. : Знак, 2004. – 496 с.
11. Ларс, К. «Падение Берлина» и культ Сталина в Восточной Германии / К. Ларс // История страны. История кино / под ред. С. С. Секиринского. ‒ М. : Знак, 2004. ‒ 194‒200 с.
12. Мусский И. А. 100 великих отечественных кинофильмов. / А. И. Мусский. М.: Вече, 2005. – 480 с.
13. Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 1999. – 528 с.
14. Культурное строительство РСФСР : стат. сб. М., 1956. – С. 8–9;. ГАРФ. Ф. А-374. Оп. 30. Д.1584. Л. 15; Д. 3310. Л. 14; РГАЛИ. Ф. 2473. Оп. 1. Д. 457. Л. 11, 41
15. Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. Theory of Film. The Redemption of Physical Reality / Сокращенный перевод с английского Д. Ф. Соколовой. – М.: Искусство, 1974. – 424 с.
16. Марголит Е.Я., Советское киноискусство. Основные этапы становления и развития. / Е. Я. Марголит. М.: Всесоюз. заоч. нар. ун-т искусств, Фак. кинофотоискусства. - М.: ВЗНУИ, 1988 (1989). – 98 С.
... Всего источников – 45.