ВВЕДЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА
СУВЕРЕНИТЕТ В ТЕОРИИ МАКИАВЕЛЛИ
ПЛАТОН И ФИГУРА ТИРАНА
«КОРОНАЦИЯ ПОППЕИ» СКВОЗЬ ПРИЗМУ СУВЕРЕНИТЕТА...................18
РУССО, ЛЮДОВИК XIV И ПОСЛЕДНИЕ ОТЗВУКИ СУВЕРЕННОСТИ......31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа посвящена анализу развития фигуры суверена в политической теории и воплощению характерных особенностей суверена в сюжете барочной оперы. Сюжет оперы берется не только как пересказ, но и как отсылка к поэтическому тексту.
Актуальность данной темы состоит в том, что политическое и художественное измерение очень редко сопоставляются в рамках исследования барочной эпохи. Эти сферы обычно разделены: политическая философия существует отдельно, история барочной оперы отдельно. Другие эпохи (например, 20 век) активно подвергаются обобщенному анализу одновременно и с точки зрения политики, и с точки зрения истории искусств. Поэтому нам захотелось попробовать применить подобный подход в небанальной исторической эпохе.
Объектом исследования одновременно являются блок политической теории 16-18 вв. и либретто оперы К. Монтеверди «Коронация Поппеи».
Предметом исследования является эволюция фигуры суверена в политической теории и ее отражение в либретто.
Методология обращена в большей степени к политической философии, конкретная формулировка метода — сравнение и выведения линий взаимосвязей и закономерностей.
Основная задача исследования — доказать и показать, что в барочном театре существует сильное политическое начало на уровне сюжета, идей, высказываемых героями, на уровне их чувственного измерения, на уровне «характеров» героев; попытаться объединить в один сюжет политическое и эстетическое измерения выбранной эпохи.
Мы рассмотрели эволюцию понятия суверенитета в рамках политической теории. Проделав этот длинный путь, мы обнаружили, что между политической теорией и репрезентацией героя-суверена существует множество разнообразных аспектов-взаимосвязей. Например, чувственное измерение, характерное для барочной оперы обусловлено не только художественным измерением эпохи, но и связано с политической теорией, в которой чувственное также играет не последнюю роль. Также мы увидели закономерность между характером актуального политического строя государства и ролью, отведенной суверену и суверенности в барочной опере. Нам удалось обнаружить, что линии развития единовластного государства в политической теории интересным образом пересекаются с характером оперного героя — то есть нам удалось обнаружить фигуру суверена как субъекта политической теории, который проявляет свои разнообразные характеристики (такие как, например, обуреваемость Эротом) в либретто барочной оперы. Через линию политической теории мы смогли увидеть некоторые архетипические черты логики развития фигуры суверена, а также проследили некоторые исторические закономерности статуса барочного представления в рамках актуального для него политического строя
1. Бузинелло Дж. Фр. Либретто оперы Коронация Поппеи. [Электронный ресурс]
URL: http://libretto-oper.ru/monteverdi/koronaciya-poppei
(дата обращения: 21.05.2017).
2. Всемирная История том V. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. 782 с.
3. Леопольд С. Оперы Генделя : пер. с нем. / Силке Леопольд . – М. : Аграф, 2014 . 463 с.
4. Люлли Ж.-Б Армида. Музыкальная трагедия в пяти актах с прологом. [Электронный ресурс] URL: http://music.genebee.msu.ru/Andrej/J.-B.Lully/Armide.htm
(дата обращения: 21.05.2017)
5. Магун А.В. Единство и одиночество: Курс политической философии Нового времени. М.: Новое Литературное Обозрение, 2011. 544 с.
6. Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма: Сб.: Пер. с итал. / Н. Макьявелли. М.: Издательство АСТ, 2004. 819 с.
7. Платон Государство. М.: Академический проект, 2015. 398 с.
8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: Канон-Пресс, 2000.
9. Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс, 2002. 336 с.
10. Ямпольский М. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана: Политическая теология, репрезентация власти и конец Старого режима. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 800 с.
11. Bianconi L., Walker T. Production, Consumption and Political Function of Seventeen-Century Opera // Early Music History, Vol 4. Cambrige University Press, 1984. С. 209-296.