Аннотация 2
Введение 6
Глава 1. Психическое развитие детей раннего возраста и особенности адаптации к ДОУ 8
1.1. Общая характеристика развития ребенка 1-3 лет 8
1.2. Когнитивное развитие в период раннего детства 11
1.3. Эмоционально-социальное развитие ребенка 17
1.4. Личностное развитие и социальный опыт 21
1.5. Адаптация к ДОУ: понятие, стили и фазы адаптационного процесса 25
1.6. Критерии и факторы адаптации к ДОУ 30
1.7. Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Организация и методы исследования 38
2.1. Организация исследования 38
2.2. Методы исследования 39
2.3. Описание выборки 44
Глава 3. Анализ экспериментальных данных 45
3.1. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 45
3.1.1. Анализ данных о динамике адаптационных характеристик на основе оценки родителей 45
3.1.2. Анализ данных о динамике адаптационных характеристик на основе оценки воспитателей 47
3.1.3. Анализ данных о динамике адаптационных характеристик на основе наблюдения психолога 50
3.2. Особенности когнитивного развития детей раннего возраста 55
3.3. Интеллектуальное развитие как фактор адаптации ребенка ДОУ 59
3.4. Средовые факторы адаптации к ДОУ 64
3.4.1. Структура и характеристики семьи и адаптация к ДОУ 64
3.4.2. Внимание со стороны родителей и адаптация к ДОУ 66
3.4.3. Особенности посещения ДОУ и адаптация к ДОУ 67
Выводы 70
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение 77
Аннотация
Наше исследование посвящено адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Цель исследования – изучить адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ в связи с особенностями их когнитивного развития и социального опыта.
В исследовании приняло участие 38 детей от года до 3х лет, их родители и 6 педагогов дошкольного учреждения.
Для достижения указанной цели в работе использовались следующие методы: наблюдение за процессом социально-психологической адаптации детей к ДОУ; анкеты-опросники для родителей и воспитателей; методика диагностики познавательного развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой.
Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования о том, что дети с более высоким уровнем когнитивного развития и более разнообразным социальным опытом легче адаптируются к условиям ДОУ. На успешность адаптации положительно влияют наличие сиблингов, посещение других ДОУ, образование родителей, их умеренное, достаточное внимание и забота по отношению к ребенку.
Результаты работы могут быть использованы родителями и педагогами ДОУ с целью формирования максимально благоприятной среды для ребенка в сложный период адаптации.
Период раннего детства – один из наиболее важных этапов развития человека на протяжении всего жизненного пути. Именно в этот момент начинают разворачиваться и активно развиваться все психические функции на основе богатого опыта, полученного ребенком в ходе пренатального периода, новорожденности и младенчества. Успешно преодолев следующий затем кризис первого года жизни, основными новообразованиями которого являются ходьба, автономная детская речь и проявления воли – гипобулические реакции, малыш готов перейти на новую ступень развития.
В некоторых случая этим шагом является поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение уже в столь раннем возрасте. Ясельная группа детского сада не только кардинально изменяет социальную ситуацию развития человека, но и становится местом, где ребенок проводит основную часть своей жизни в дошкольный период, приобретает новые роли и осваивает множество знаний, умений и навыков. Детский сад является крайне важной ступенью развития и социализации человека, ведь именно здесь ребенок значительно расширяет сферу своей деятельности и общения как со своими сверстниками, так и с более или менее значимыми взрослыми, осваивает новые социальные роли и приобретает жизненный опыт.
В связи с этими аспектами, важным вопросом для педагогики и психологии раннего детства является адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Потому что успешное преодоление стрессовой для малыша ситуации изменения социального контекста, адаптация его к яслям являются необходимой основой для гармоничного развития личности и усвоения жизненного и социального опыта, накапливаемого ребенком в детском саду. В свою очередь, неуспешное преодоление этой фазы, дезадаптация могут привести к проблемам с психическим и физическим здоровьем.
Поступление малыша в ясли вызывает серьезную тревогу у взрослых, поскольку это связано с кардинальной сменой режима, обстановки, окружения. Период адаптации сложен как для ребенка, так и для родителей. Поэтому актуальность данной работы не оставляет сомнений; для успешной адаптации детей важно разобраться в особенностях их психического, эмоционального, когнитивного развития в раннем возрасте и понять особенности адаптации к дошкольным образовательным учреждениям.
В связи с этим целью нашего исследования является изучение адаптации детей раннего возраста к дошкольным учреждениям в связи с различными факторами, такими как уровень когнитивного развития и особенности социального опыта.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
Исследовать адаптированность детей к условиям ДОУ
Исследовать уровень когнитивного развития детей раннего возраста
Изучить особенности их социального опыта
Выявить взаимосвязь когнитивного развития, социального опыта и адаптационных процессов.
Гипотеза: дети с более высоким уровнем когнитивного развития и более разнообразным социальным опытом легче адаптируются к условиям ДОУ.
Период раннего детства является наиболее значимым этапом процесса становления личности, основных психических функций. В этом возрасте закладываются основы многих видов деятельности, мотивационно-потребностная сфера, самосознание и т.д. И данный период жизни ребенка почти неизбежно связан с адаптацией к условиям детского сада. Процесс адаптации - сложное, комплексное явление, на которое оказывает влияние огромное количество различных факторов.
Однако, проблема адаптации ребенка к ДОУ не достаточно проработана и не обладает большим объемом исследований в этой области науки. Отсутствие достаточный научных знаний в данной сфере, изменение возрастных границ поступления в детский сад, загруженность родителей, повышение образовательной нагрузки в ДОУ и многие другие проблемы обуславливают значимость подобных исследований, направленных на изучение особенностей протекания адаптационных процессов и взаимосвязи их с различными факторами.
Наше исследование было направлено на изучение особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в связи с их когнитивным развитием и социальным опытом.
В целом, гипотеза исследования подтвердилась. Более высокий уровень когнитивного развития детей оказывает положительное влияние на скорость протекания адаптации и дети с хорошо развитыми когнитивными способностями быстрее адаптируются к новой среде детского сада. Дети из полных семей, в которых больше одного ребенка, ребята, посещающие другие ДОУ, также быстрее привыкают к новым условиям и начинают чувствовать себя в них комфортнее.
Результаты данного исследования могут использоваться на практике родителями и воспитателями дошкольных учреждений с целью обеспечения максимально комфортных условий для успешной адаптации детей к новым условиям жизни и дальнейшего гармоничного развития.
1. Авдеева Н.Н., Хохлачева И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ // Психологическая наука и образование, 2010. №3 С. 97-105.
2. Айсина Р., Дедкова В, Хачатурова Е, Социализация и адаптация детей раннего возраста.// Ребенок в детском саду, 2003, №5, с. 49-53, №6, с.46-51 (прод).
3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. Воронеж, 2006.
4. Барышникова Е.В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению// Концепт, 2015.
5. Берк Л.Е. Развитие ребенка. Москва, 2006.
6. Би Х. Развитие ребенка. СПб, 2004.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб, 2010.
8. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 1980.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т./ Т. 4 Детская психология/ под ред. Эльконина Д.Б. Москва, 1984.
10. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. Москва, 2004.
11. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня). Ростов-на-Дону, 2007.
12. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учр. и семьи: пособие для воспитателей. Москва, 2007.
13. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004.
14. Ильина В.Н., Развитие личности ребенка от года до трех. Екатеринбург, 2005.
15. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб, 2006.
16. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998. №4 С. 2-9.
... Всего источников – 32.