Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Роль, значение и принципы управления конкурентоспособностью 8
1.2. Стратегии управления конкурентоспособностью организации 13
1.3. Критерии конкурентоспособности и факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 18
Глава 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ «ЗА 15 МИНУТ» 24
2.1. Организационно - экономическая характеристика организации ООО Микрокредитная компания «За 15 минут» 24
2.2. Анализ специфики рынка микрозаймов в РФ и Ханты-Мансийском автономном округе. Стратегия позиционирования ООО Микрокредитная компания «За 15 минут» на рынке 30
2.3. Оценка конкурентоспособности ООО Микрокредитная компания «За 15 минут» 44
Глава 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ «ЗА 15 МИНУТ» 59
3.1. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО Микрокредитная компания «За 15 минут» 59
3.2. Оценка эффективности комплекса мер по повышению конкурентоспособности ООО Микрокредитная компания «За 15 минут» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ отсутствуют
На сегодняшний момент мировая экономика характеризуется высоким, весьма значительным уровнем риска возникновения кризисных явлений. Данный факт оказывает негативное влияние на условия развития и функционирования кредитного сектора. В частности, в условиях усиления конкуренции на рынках с одной стороны, и увеличения негативного влияния внешних и внутренних рисков с другой, проблема обеспечения эффективной системы управления маркетингом в микрофинансовой организации становится очень актуальной.
Механизм управления конкурентоспособностью в микрофинансовой организации имеет сложную структуру, состоящую из большого числа элементов. Процесс управления зависит от множества внешних и внутренних факторов, и правильности процесса управления взаимодействием элементов системы обеспечения конкурентоспособности.
В свою очередь, проблемы обеспечения конкурентоспособности микрофинансовой организации заключаются в том, что данный вопрос охватывает большой объем проблем. В научной литературе данная проблема рассматривается в узких ракурсах, например, разработка стратегии позиционирования, как части стратегии конкурентоспособности. Наибольшее число работ рассматривает данную проблематику применительно к банковскому сектору, не учитывая специфику функционирования микрофинансовых организаций. Методологических подходов, рассматривающих данную проблематику в комплексе очень мало, и все они не учитывают изменений требований к ней, обусловленных изменениями в экономических и политических сферах РФ.
В условиях снижения прибыльности банковского бизнеса и изменения потребностей клиентов на розничном рынке будет усиливаться конкуренция, как со стороны традиционных участников, так и со стороны новых игроков — «нишевых» банков и небанковских организаций, которые начинают выходить на финансовый рынок, применяя новые высокотехнологичные бизнес-модели.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в зависимости от управления конкурентоспособностью микрофинансовой организации, зависит эффективность деятельности и перспективы роста компании.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе конкурентоспособности организации и определения путей его повышения.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью организации;
• провести анализ конкурентоспособности организации ООО Микрокредитная компания «За 15 минут»;
• разработать и обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО Микрокредитная компания «За 15 минут»;
• оценить эффективность комплекса мер по повышению конкурентоспособности ООО Микрокредитная компания «За 15 минут».
Предмет исследования - механизм управления конкурентоспособностью организации.
Объект исследования - ООО Микрокредитная компания «За 15 минут».
Информационную основу исследования составляют нормативные документы, официальная статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики, результаты аналитических и специальных исследований, материалы научно-практических конференций, официальные документы, а также Интернет - ресурсы.
В работе использованы методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, системного подхода к рассмотрению объекта исследования. Применялись также методы экономического, финансового, статистического анализа.
Работа состоит из введения, трех глав, заключение, списка использованных источников и приложений.
При решении проблемы увеличения капитализации банковского сектора кредитные организации сегодня опираются в основном на использование традиционных инструментов. Эта проблема частично могла бы решаться за счет специальных законодательных инициатив — таких, как формирование льготного режима налогообложения прибыли финансовых институтов. Кроме того, для доведения капитала до уровня, обеспечивающего конкурентоспособность, необходимо привлечение сторонних портфельных и стратегических инвесторов, относящихся к числу наиболее широко распространенных в мировой практике способов привлечения дополнительного капитала.
Таким образом, процессы глобализации обуславливают необходимость разработки долгосрочной стратегии развития национальной банковской системы, которая основана на принципах защиты национальных интересов и повышения ее конкурентоспособности. Важным компонентом такой стратегии является повышение капитализации банковского сектора и решения проблемы нехватки капитала. Решение этих задач может быть достигнуто за счет повышения прозрачности банковского бизнеса соответственных последовательных действий регуляторов денежнокредитной политики.
В результате новых трендов в области банковского регулирования банки будут вынуждены осуществлять дополнительные затраты для соблюдения всех требований, что приведет к дополнительному давлению на капитал. Кроме того, будут усиливаться ограничения на использование персональной информации о клиентах, расти расходы на защиту персональных данных. Компании необходимо научиться действовать эффективно в этих условиях, заблаговременно спланировав работы по обеспечению соответствия требованиям регуляторов и минимизации негативного влияния возникающих ограничений.
Характерным признаком развития рынка является наличие конкуренции. Значительная степень развитости рыночных отношений и зрелость форм бизнеса свидетельствует о сильном конкурентном влиянии.
Конкуренция - это противостояние фирм, находящихся на одном рынке, которое оказывает воздействие на ценовую, товарную и сбытовую политику компании. Она выражается в соперничестве между экономическими агентами - участниками рыночного процесса, направленном на получение экономических выгод. Конкуренция предполагает наличие на рынке большого количества продавцов и покупателей, и их возможность свободно входить на рынок и покидать его.
Фирма, как система, связана с внешней средой посредством входа и выхода. Выход - это цели компаний, при их пересечении фирмы конфликтуют; вход нужен системе для достижения целей компании.
Входом системы являются ресурсы: финансовые, материальные, кадровые, информационные. Выход - продукция и услуги, предназначенные потребителям. Потребители являются главным атрибутом выхода системы, так как при их отсутствии результат деятельности фирмы будет оставаться внутри системы. Из этого следует, что объектом конкуренции являются ограниченные ресурсы, относящиеся к входу системы, и потребители, относящиеся к выходу.
В условиях конкуренции важным показателем фирмы является ее конкурентоспособность. Способность организации конкурировать на конкретном товарном рынке напрямую зависит от конкурентоспособности товара и комплекса экономических методов и инструментов деятельности организации.
Изменение требований к кредитоспособности заемщика банковским сектором, а также условий потребительского кредитования (снижение минимальной стоимости кредита) приведет к сокращению спроса. Внедрение банками инновационных технологий, упрощающих процесс кредитования, снизит спрос малыми и средними предприятиями на рынке микрозаймов.
Ответом на данные угрозы должно стать изменение стратегии сбыта, расширение структуры товарного портфеля, соблюдение разумного баланса между текущим уровнем доходности и уровнем кредитного риска. Реализация данных мероприятий приведет к сокращению снижения уровня доходов на 15 % от прогнозного значения сокращения спроса в 2018 году.
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): [федер. закон от от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ (ред. от 13 июля 2015)] — М.: Юридическая литература, 2017 -640 с.
2. Инструкция Банка России от 1.10.97 №1 «О порядке регулирования деятельности банков», утвержденная Приказом Банка России от 1.10.97 №02430 с изменениями и дополнениями от 31.12.97 №123-У, от 29.01.98 №153-У.
3. О кредитных историях [федер. закон от от 30.12.2004 № 218-ФЗ (ред. от 03.10.2016)]/Собрание законодательства- Юридическая литература, 2017 - 640 с.
4. О потребительском кредите (займе)»[фед.закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ] /Собрание законодательства РФ. - Юридическая литература, 2017 -640 с.
5. О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [фед.закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ] / [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство. Версия Проф. Режим доступа: http:// base.consultant.ru (дата обращения 30.03.2017)
6. О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях [фед.закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ ] / [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство. Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 30.03.2017)
7. Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов [Приказ Минфина от 30.03.2012 № 42н ] /[Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»: Законодательство. Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru (дата обращения 30.03.2017)
8. О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) [Указание ЦБ от 29.04.2014 № 3249-У]//Вестник ЦБ РФ , 2014
9. О микрофинансовых организациях предпринимательского финансирования [Указание ЦБ от 20.02.2016 № 3964-У ]//Вестник ЦБ РФ, 2016
10. О порядке формирования микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери по займам [Указание ЦБ от 28.06.2016 № 4054-У ]//Вестник ЦБ РФ , 2016
11. О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [от 13.07.2015 № 223-ФЗ] /Собрание законодательства РФ. - Юридическая литература, 2017 -640 с.
12. Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) [Указание ЦБ РФ от 8 декабря 2014 года № 3495-У ] //Официальный сайт ЦБ РФ. Режим доступа: https://www.cbr.ru (дата обращения 30.03.2017)
13. Об установлении периода, в течение которого не подлежит применению ограничение значения полной стоимости потребительского кредита (займа) [ Указание ЦБ РФ от 18.12.2014 № 3495] // Вестник Банка России -2014
14. О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) [Указание ЦБ РФ от 29.04.2014 № 3294 У]// Вестник Банка России - 2014
15. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности».
...