Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1. Сущность и содержание конфликтов, их классификация 8
1.2. Технологии управления конфликтами в организации 14
1.3. Методы и способы разрешения конфликтов в организации 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «АГАТ» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности организации ООО «Агат» 28
2.2. Оценка системы управления персоналом и социально-психологического климата в трудовом коллективе ООО «Агат» 33
2.3. Диагностика уровня конфликтности в трудовом коллективе в ООО «Агат» 45
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ООО «АГАТ» 53
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в ООО «Агат» 53
3.2. Экономическая целесообразность предлагаемых мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Способность управлять поведением людей в настоящее время становится решающим условием, создающим конкурентные преимущества у компаний, а также стабильность их развития. Кризисная ситуация в экономической системе территории может ускорять процессы поиска отдельными предприятиями новых методов управления внутриорганизационными конфликтами. Бесспорно, в жизни любого человека возникал момент, когда было желание избежать противостояния и разрешить конфликт. Но бывают ситуации, когда хочется достойно выйти из конфликтной ситуации, сохранив отношения. Некоторые люди предпочитают обострять конфликт, чтобы окончательно его разрешить. Перед каждым возникает вопрос, избегать или форсировать конфликт.
В современных условиях проблема эффективного разрешения конфликтов приобретает актуальность для успешного делового взаимодействия между людьми. При грамотном поведении можно избежать отрицательных последствий конфликта, повысить эффективность работы коллектива и получить импульс для развития организации. Для этого необходимо налаженный рабочий процесс, грамотно подобранный коллектив и отсутствие психологической напряженности и разногласий в коллективе. При грамотном использовании, конфликт можно использовать во благо, как инструмент управления. Каждому доводилось быть участником конфликтной ситуации. Конфликты играют значительную роль в жизни коллектива, общества, государства, семьи и человека в целом.
Актуален вопрос исследования, управления и разрешения конфликтов, с одной стороны, как негативного явления, являющегося причиной возникновения споров, с другой стороны, явления, обладающего позитивными качествами для развития организации. Страх конфликтов и исключительно отрицательное отношение к ним, привели к незнанию как работать с конфликтами. А переживаемый конфликт - важный источник становления человека, общества, государства. Суть конфликтов одна, хотя они разнообразны. В конфликте затрагиваются интересы значимые для участников, ведь никто не идет на конфликт из-за незначимых вещей. Если причина конфликта на первый взгляд незначительна, но конфликт, тем не менее, существует, значит, в его сути скрываются более серьезные противоречия. Проблематика конфликта носит исключительно прикладной характер. При столкновении интересов двух и более сторон, она пользуется спросом, но только для решения конкретных ситуаций.
Обладание знаниями как «созревают» такого рода конфликты поможет найти оптимальное решение. Столкновение точек зрения, суждений, позиций - в производственной и в общественной жизни частое явление. Важно знать, что такое конфликт и как люди приходят к согласию, чтобы выработать правильную линию поведения в конфликтной ситуации. Знание конфликтов делает жизнь человека спокойней, более устойчивой в психологическом отношении, а также повышает культуру общения. Многим руководителям не хватает знаний об организационных конфликтах, о мирных путях их решения, элементарной культуры общения. В возникающем конфликте многие руководители выбирают силовые методы, даже не догадываясь, о мирных и конструктивных методах выхода из конфликта, поэтому данная тема является актуальной. Следовательно, необходима некоторая конструкция, как идеальная схема, позволяющая профессионально провести диагностику конфликтных ситуаций, с целью их предотвращения, поддержки и укрепления сотрудничества, создания морально-психологического климата и атмосферы внутри организации. Выбор дискуссионных и малоисследованных вопросов определили цель, задачи и структуру работы.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Цель исследования достигается решением следующих задач:
• осветить теоретические основы управления конфликтами в организации;
• провести анализ системы управления конфликтами в организации;
• разработать рекомендации по совершенствованию управления конфликтами на предприятии.
Предмет исследования - отношения между сотрудниками организации, возникающие в процессе их трудовой деятельности в конфликтных ситуациях.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Агат» - (далее в работе ООО «Агат»).
Теоретической основой работы послужили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в сфере менеджмента, качества, конфликтологии, материалы научной и периодической печати, Интернет- ресурсы, а также документация, включающая программы обучения сотрудников, должностные инструкции, статистические данные.
В качестве инструментов исследования выступали общенаучные методы исследования: системный подход, комплексно-факторный анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный анализ, обобщение, классификация и группировка, исторический и логический методы, функциональный анализ, а также метод опроса. Совокупность использованных методов обеспечивает достоверность и обоснованность результатов исследования.
Практическая значимость исследования характеризуется тем, что основные положения и результаты, представленные в работе, могут быть использованы при решении вопросов, связанных с разработкой успешных стратегий организационного развития, в качестве инструмента эффективного управления конфликтами в ООО «Агат».
Подводя итог проведенному исследованию на тему: «Управление конфликтами на предприятии (на примере ООО «Агат»)», необходимо выделить следующее:
Актуальность выбранной темы заключается в том, что конфликты неизбежны в нашей жизни, и поэтому управление конфликтами в организации является одним из важнейших направлений в деятельности руководителя. От системы управления конфликтами зависит конечный результат деятельности организации. При эффективной системе управления цель организации достигается в кратчайшие сроки с высокими показателями, при отсутствии слаженной системы управления в работе коллектива наблюдается разлад и низкая производительность труда.
Под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия. Основными причинами конфликтов являются ограниченность ресурсов, взаимозависимость заданий, различия в целях и в ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, плохие коммуникации, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация.
ООО «Агат» - работает на рынке ИТ-решений для бизнеса с 2008 года.
Основные направления деятельности - информационные технологии, разработка программного обеспечения (в том числе на заказ), дизайн, создание сайтов, проектирование интерфейсов. В финансовом плане, ООО «Агат» работало нестабильно, выручка предприятия то росла, то падала, однако, предприятие изыскивало различные возможности получения прибыли. Не способствовали росту финансовых показателей компании снижение спроса на поставляемую продукцию и услуги в период финансовой нестабильности.
Проведенные исследования социально-психологического климата трудового коллектива ООО «Агат» по методике О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, а также О. Немова, показали благоприятные характеристики, климат положительный, находится на оптимальном и благоприятном уровне развития, характеризуется высоким уровнем организованности и сплоченности. Однако отмечена низким уровнем ответственности и открытости.
Диагностика уровня конфликтности в трудовом коллективе ООО «Агат» показала крайне низкий уровень конфликтности в трудовом коллективе, главная причина конфликтных ситуаций в коллективе - различия в ценностных установках, неэффективная организация труда персонала. В целом члены трудового коллектива ООО «Агат» позитивно, доброжелательно и положительно относятся друг к другу и могут дать конкретную и довольно полную характеристику деловых и личностных качеств своих коллег. Однако была выявлена проблема - социально-психологический климат в трудовом коллективе отмечен низким уровнем ответственности и открытости.
Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От них непосредственно зависит переживание конфликта, их влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта, является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения конфликта и выбор методов управления стрессами.
Проведенное исследование закономерностей функционирования коллектива ООО «Агат» позволило выделить комплекс организационных мер, способствующих формированию конструктивной организационной культуры, снижению текучести персонала, улучшению морально-психологического климата и снижению уровня конфликтности и стрессогенности организационной среды. Для эффективного управления конфликтами на предприятии ООО «Агат» и минимизации негативных факторов влияния конфликтов в трудовом коллективе на деятельность предприятия, были предложены следующие мероприятия.
1. В управлении организационными конфликтами важную роль играет исследование и прогнозирование потенциальных копинг-стратегий работников в стрессовых ситуациях. Современные приёмы стресс-менеджмента, в частности формирование стратегии копингового поведения, позволяют корректировать поведение работников и, следовательно, продуктивны с точки зрения возможности управленческого вмешательства в процесс преодоления негативных последствий профессиональных стрессов. В организации необходимо проводить мониторинг состояния работников не реже одного раза в год, чтобы отслеживать динамику процесса и вовремя принимать меры по нейтрализации стресс-факторов. На ранних стадиях профессиональное выгорание практически полностью поддаётся коррекции без помощи специалистов и специфических средств.
2. Для создания благоприятного морально-психологического климата необходимо реальное привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с модернизацией структуры или технологического процесса. С целью снижения возможности возникновения профессионального стресса, связанного с ролевой неопределенностью, необходимо определить должностные обязанности работников и сферу их функциональной ответственности.
3. Разработка эффективных методов обучения персонала на активную деятельность по развитию позитивных и нейтрализации негативных явлений в социально-психологической среде, в целях предотвращения конфликтов и стрессов в ООО «Агат». Обучить коллектив работать как одно целое - это значит избежать многих проблем, возникающих на почве различных конфликтов внутри группы людей. В результате прохождения тренингов снизится конфликтность в организации, персонал будет уметь управлять эмоциями в состоянии конфликта, в связи с этим он не будет скрытым и не будет возможности развития его в дальнейшем.
4. Создание в коллективе высокой организационной культуры, а также справедливой системы мотивации персонала (в целях решения личностных проблем). Очень важным элементом профилактики является доступность информации о жизни организации для всех ее сотрудников. Понимая, что индивидуальные особенности исследуются, чтобы предоставить человеку возможность наиболее полно реализоваться в интересах предприятия, люди выразят значительно большую готовность сотрудничать.
Для ООО «Агат» важно, чтобы вся система методов преодоления конфликтов работала слаженно, тогда в каждом конкретном случае в зависимости от ситуации можно будет избрать наиболее эффективные организационные и психологические меры воздействия.
Выручка от продаж за счет внедрения предложенных мероприятий в ООО «Агат» увеличится на 5034 тыс.руб., или на 18%, чистая прибыль предприятия вырастет на сумму - 220 тыс.руб., или на 52,3%, производительность труда увеличивается на 23,4%, в основном за счет сокращения численности персонала, а значит, и повысится заинтересованность работников в результатах своего труда, улучшается социально-психологический климат в коллективе.
В целом, обобщая исследование факторов, влияющих на разработку и реализацию стратегии развития ООО «Агат», можно сделать вывод о том, что современная концепция управления конфликтами, кардинально отличается от той, что была в организации. От эффективности управления конфликтом, зависит стабильность в деятельности организации, на которую влияют: масштаб дисфункциональных последствий, устранение причин противоречий, вероятность противоречивых столкновений.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 145.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 29.07.2017 № 255-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
4. Алейников А.В. Конфликты и социальная стабильность в современной России / А.В. Алейников, А.И. Стребков // Вопросы философии. - 2015. - №12. - C.32-38.
5. Агафонова М. С. Социальная роль конфликтов и пути их разрешения / М.С. Агафонова, Е.В. Баутина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 427-430.
6. Агишева А. В. Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг / А.В. Агишева // Вопросы экономики и управления. - 2017. - №1. - С. 79-82.
7. Аждер Т. Б. Профилактика личностных конфликтов на предприятии / Т. Б. Аждер // Научные исследования: от теории к практике. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2017. - № 1 (11). - С. 165-166.
8. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
9. Большаков А.Г. Конфликтология организаций / А.Г. Большаков, М.Ю. Несмелов. - М.: МЗ Пресс, 2015. - 223 с.
10. Брекина О.В. Особенности взаимосвязи тревожности, агрессивности и стилей поведения в конфликтных ситуациях у современных подростков / О.В. Брекина // Конфликтология. - 2015. - №4. - С.47-50.
11. Брызгалова Н. П. Управление конфликтами и стрессами в организации / Н. П. Брызгалова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2016. - № 4 (9). - С. 406-408.
12. Бубякина Г.И. Рациональное поведение в конфликтах в инновационной организации / Г.И. Бубякина // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 25. - С.14-20.
13. Воронов А. А. Оценка эффективности реализации стратегии управления организационными конфликтами / А. А. Воронов // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 14 (341). - С.10-16.
14. Гаибова К. Управление человеческими ресурсами в условиях инновационного конфликта / К. Гаибова, В.В. Бондалетов // Материалы Ивановских чтений. - 2017. - № 1-2 (11). - С. 78-83.
15. Гвоздева Е.В. Управленческие конфликты: переговоры как способ их разрешения // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - №2. - С.18-24.
...