Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие, содержание и структура конфликтов 7
1.2 Методы и виды управления конфликтами 15
1.3 Отечественный и зарубежный опыт управлениями конфликтами: виды, критерии, оценки 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ АО «НИИАС» 25
2.1 Общая характеристика предприятия 25
2.2 Анализ состояния персонала 32
2.3 Анализ управления организационными конфликтами 44
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ АО «НИИАС» 48
3.1. Мероприятия направленные на устранение организационных конфликтов 48
3.2 Эффективность от осуществления мероприятий 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
Приложение 63
Актуальность темы. Сегодня рынок предоставляет участникам если не равные, то, по крайней мере, сопоставимые возможности. Таким образом, эффективно выстроенная структура управления, в основе которой - хорошо отлаженные внутренние коммуникации, становится важнейшим конкурентным преимуществом. Развитию не должны мешать внутренние противоречия и конфликты на предприятии.
Конфликт - это столкновение двух и более сторон. Это определение отражает основную суть ситуации. Конфликты на предприятии - это конфликты специфические, происходящие в условиях трудовой деятельности.
Функцию управления конфликтами на предприятии, как правило, берет на себя менеджер. Именно в круг его обязанностей входит предупреждение столкновений, а в случае, если конфликтную ситуацию не удалось избежать, то он должен предпринять необходимые действия для максимально благоприятного ее разрешения.
Конфликты внутри компании всегда носят личностный характер. Причины кроются в человеческих качествах, которые сами по себе положительны (целеустремленность, стремление к самореализации и т. д.). Эти качества крайне полезны в бизнесе, людей, обладающих ими, желают видеть в своих компаниях большинство руководителей. Но эти же черты вызывают конфликты. Недостаточные полномочия, невозможность карьерного роста, неадекватная оценка собственных возможностей - вот основные проблемы.
Цель работы - изучить управление конфликтами на предприятии на примере АО «НИИАС».
Задачи работы:
• изучить теоретические основы управления конфликтами в организации;
• провести анализ управления конфликтами АО «НИИАС»;
• дать направления повышения эффективности управления конфликтами в АО «НИИАС».
Объект исследования - предприятие АО «НИИАС».
Предмет исследования - управления конфликтами организации.
Методологическую базу исследования составили методы системного анализа, сравнения, синтеза, интуиции.
Теоретической и информационной базой исследования являются источники специальной и справочной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В ходе работы изучено управление конфликтами на предприятии на примере АО «НИИАС».
АО «НИИАС» - активно действующий научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт, имеющий богатый опыт разработки и внедрения целого ряда высокоэффективных технологий.
За время своей более чем пятидесятилетней деятельности научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт выполнил большой объем работ по созданию новых устройств железнодорожной автоматики, телемеханики, а также разработок в области информационных технологий и совершенствованию существующей аппаратуры сигнализации, централизации и блокировки.
Как и на большинстве предприятий в АО «НИИАС» возникают конфликтные ситуации между сотрудниками. Основная цель управления конфликтами состоит в том, чтобы предотвращать деструктивные конфронтации и способствовать адекватному решению конструктивных. Не менее важно, чтобы объективно существующие среди коллег противоречия не перерастали в осознанное.
Рассмотрим подробнее конфликтную ситуацию в АО «НИИАС», для анализа организационного конфликта был взят Центр Кибербезопасности. В составе данного Центра числятся 12 человек. В связи с переводом на должность выше старого руководителя Центра, на его должность был назначен молодой ученый, известный своими разработками. Трудовую деятельность молодой ученый начал с внесения изменений в трудовую дисциплину. Человеком, молодой ученый, оказался деспотичным, знания своих подчиненных считал неудовлетворительными. С его приходом расширился спектр научных исследований и были заключены договора со сторонними организациями. Но в коллективе начали возникать конфликты, старых заказчиков перестало удовлетворять качество оказываемых услуг.
Тогда молодой руководитель решил вопрос кадровым образом: предложив выйти на пенсию нескольким сотрудникам, приняв на их место новых сотрудников.
Нужно отметить, что руководитель, придя в новый коллектив, отказался принимать устои и требования уже сложившегося годами коллектива, тем самым произошел конфликт между личностью и группой. Конфликт имеет два субъекта - первым является конкретная личность, а вторым - группа лиц, а образы конфликтной ситуации представлены, соответственно в индивидуальных и групповых взглядах и оценках.
Основными этапами управления такими конфликтами являются прогнозирование, предупреждение, урегуливание и разрешение.
Для решения данного конфликта были выбраны 2 способа: социологическое исследование, а именно анкетирование и социометрический опрос.
Организация при таком решении конфликта убытков не понесла, т.к. исследование и опрос вела руководитель Отдела по работе с персоналом, так же она сама и проводила расшифровку данных.
Исследования показали, что уровень отношения к труду у сотрудников в основном выше среднего, что является положительным показателем, но в тоже время в Центре есть один сотрудник с низким уровнем.
Нужно обратить внимание, что при проведении социометрического опроса выяснилось, что лидером данной группы является главный научный сотрудник, а действующего руководителя сотрудники отвергают.
Результаты данных исследований были вынесены на обозрение администрации, и было принято решении о переводе руководителя Центра в другое подразделение, а на его место как исполняющего обязанности назначить главного научного сотрудника.
Так же проведя беседу с сотрудником с низким уровнем отношения к труду, было принято решение о переводе сотрудника в другое подразделение со сменой его должностных обязанностей.
Проведение подобных исследований в организациях дает четкую и понятную картинку об отношениях в коллективе и необходимости предпринятая каких-либо действий. В данном случае назначение главного научного сотрудника на должность руководителя Центра дает свои плоды: в коллективе наладились отношения, заказчики перестали жаловаться на неудовлетворительную работу. Новый руководитель расширил научные исследования, тем самым повысил заработную плату своим подчиненным, подписав новые договора о сотрудничестве.
1. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (последняя редакция)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 13.10.2008 N 173- ФЗ (ред. от 21.07.2014), от 18.07.2009 N 181-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П, от 22.06.2017 N 16-П)
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
5. Артемьев А.А., Кохно П.А. Организация управления на предприятии. Вестник. - 2016. - № 3.- С. 159-166.
6. Абчук А.В. Менеджмент: учебник / А.в. Абчук. - СПб.: Союз, 2013. - 256 с.
7. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 256 с.
8. Андреев В.И. Конфликтология. - М., МГУ, 2014. - 312 с.
9. Барышев Н.В. Конфликтология. - М., Экономика. - 2015. - 426 с.
10. Борисова С.М. Управление конфликтами в организации. - М., ИНФРА-М. - 2014. - 198 с.
11. Бондарь Ф.М. Управление конфликтами в организации // Вестник. - 2016. - № 4. - С.25-32.
12. Белокобыльский С.В., Мамаев Л.А. Менеджмент. Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 3. - С. 238-244.
13. Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения деятельности персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом 2016.- № 3. - С. 48-49.
14. Блинов А. Кадровая политика: Цели и основные направления // Маркетинг.- 2016.- № 1. - С. 88-101.
15. Восколович Н.А. Использование современных информационно - коммуникационных технологий для управления кадрами// Credo new. - 2016. - № 3. - С. 37.
...