1. Введение
2. Основная часть
2.1. Глава 1. Историческая справка
2.2. Глава 2. Паспорт реставрации
3. Заключение
4. Список использованной литературы
5. Перечень иллюстраций
6. Приложения
6.1. Лабораторные исследования
6.2. Картограммы выполненных работ
6.3. Фотофиксационные материалы до реставрации, в процессе и после
окончания работ
На рубеже 60-70-х гг. XVIIIв. в России происходит переход от стиля барокко к классицизму, искусство ориентируется на произведения античного мира с его высокими художественными ценностями. В совершенных формах античности, ставших образцом изучения и подражания, творцы воплощают общественные идеалы своего времени. Наступает время расцвета всех видов и жанров изобразительного искусства, в особенности архитектуры и скульптуры.
Искусство мемориальной скульптуры также переживает свой блестящий взлет. Впервые за всю историю своего существования художественное надгробие в России обрело круглую пластическую форму и получило право на объемное реалистичное изображение людей, сначала лишь в символических рельефах и аллегорических фигурах, но затем и в скульптурном портрете. Основы этого лежали в изменившейся общественной оценке человеческой личности, что явилось результатом распространения в обществе прогрессивных взглядов. Задача искусства стала видеться в просвещении и выражении гуманистических идеалов. Этим устремлениям как нельзя лучше была созвучна эстетическая концепция античности.
Таким образом, новый мир художественных образов вошел в русское мемориальное искусство, получив глубокое эмоциональное выражение. Скульпторы вдохновлялись гробницами и стелами античного некрополя. Сдержанная символика антиков, их язык аллегорий стали излюбленной формой мастеров.
На сохранность каменных скульптур влияют очень многие факторы, самый неблагоприятный из которых – ее длительное нахождение на открытом воздухе. Как указывает А.С. Антонян, «Особенно пагубно на произведениях скульптуры сказывается воздействие воды, атмосферной или грунтовой.» .
Под воздействием неблагоприятных факторов среды начинается эрозия поверхности скульптур: утрачивается полировка, появляются микроскопические трещины, расслаивается и осыпается авторская поверхность. Впоследствии процесс проникает вовнутрь и структурные связи между кристаллами камня утрачиваются (происходит грануляция).
Цели и задачи работы:
Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение реставрации рельефа с изображением плакальщицы с надгробия А.А. Щербинина, взятого из собрания фонда музея городской скульптуры(1810-е гг., Некрополь XVIII века).
Главной задачей работы является воссоздание утраченной крышечки с погребальной урны. Необходимой является мастиковка сколов и трещин, а так же проведение комплекса работ по удалению всех видов загрязнений, удаление биодеструкторов и консервация поверхности памятника.
Памятники, экспонируемые на открытом воздухе, находятся в неблагоприятной и разрушительной для них среде. Особенно в Санкт-Петербурге, высокие перепады температуры и влажный климат которого пагубно влияет на состояние сохранности скульптуры. Большинство памятников Некрополя Александро-Невской лавры находятся в аварийном или неудовлетворительном состоянии и требуют постоянного контроля и проведения регулярных консервационных работ.
В рамках данной работы была проведена реставрация мраморного барельефа плакальщицы с надгробия Александра Андреевича Щербинина Взятого из собрания фонда государственного музея городской скульптуры.
В результате проведенных мероприятий поверхность камня расчищена от всех видов загрязнений. Выполнена мастиковка дефектов и склейка отколовшихся в процессе работ фрагментов. Воссоздана утраченная крышка с надгробной урны, готовая модель посажена на новый пирон из нержавеющей стали. На поверхность камня нанесено консервационное покрытие. Скульптура приобрела экспозиционный вид и была передана в фонд Государственного музея городской скульптуры.
1. Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня. Методические рекомендации. - М:. СканРус., 2006 г. - 100 с.
2. Булах А.Г., Васильева О.А., Власов Д.Ю., Дегтярев М.А., Егорова В.В., Ефремова Н.Н., Зеленская М.С. Скульптура XVIII-XIX в. на открытом воздухе: проблемы сохранения и экспозиции/ А.Г. Булах [и др.]; Ком. по культуре Правительства СПб., С.-Петерб. гос. учреждение "Гос. музей гор.скульптуры" - Спб, 2010. - 83 с.
3. Ермонская В.В., Нетухина Г.Д., Попова Т.В. Русская мемориальная скульптура. - М.; Искусство, 1978. - 312 с.
4. Забытые могилы / Барон Н.Н. Врангель. - Спб.: Тип. Сириус, 1907. - 17 с.
5. Кобак А.В. Пирютко Ю. М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. - М.: Центрполиграф, 2009. - 797 с.
6. Нетухина Г.Д., Удимова Н.И. Ленинградский Музей городской скульптуры. - Л.: Лениздат, 1972. - 184 с.
7. Франк-Каменецкая О.В., Власов Д.Ю. Мониторинг состояния памятников из камня: учеб.пособие. - СПб.: С.-Петерб. гос.ун-т, 2014 - 60 с.
8. Художественные надгробия в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог, т. 3. / Под общей ред. В.Н. Тимофеева. - Некрополь XVIIIвека. Спб: Изд. Гос. муз. гор. скул., 2005.- 603 с.
9. Нетунахина Г.Д. Памятники XVIII в. и первой половины XIX в. - [http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st017.shtml]. - Статья в интернете.
10.[https://kartaslov.ru/книги/Кобак_А_В_Пирютко_Ю_М_Исторические_кладбища_Санкт-Петербурга/7]. - Интернет ресурс.
11. [http://lavraspb.ru/nekropol/view/item/id/830/catid/3]. - Интернет ресурс.