Аннотация
Введение
1. Теоретические аспекты фазовости психических явлений
1.1. Инварианты в физике
1.1.1. Законы сохранения и инвариантность физических величин
1.1.2. Закон сохранения импульса
1.1.3. Закон сохранения момента импульса
1.1.4. Закон сохранения энергии
1.1.5. Закон сохранения электрического заряда
1.2. Порядок и хаос. Синергетика
1.2.1. Синергетика
1.2.2. Свойства пространства и времени в физике и психологии
1.2.3. Специальная и общая теории относительности А.Эйнштейна 15
1.2.4. Неравновесные системы
1.2.5. Второе начало термодинамики
1.2.6. Гармонические колебания (волны)
1.3. Общепсихологические корреляты фазовых процессов
1.3.1. Признаки психических явлений по Л.М. Веккеру 1.3.2. Измерительные шкалы С. Стивенса
1.3.3. Геометрические инварианты пространства
1.3.4. Геометрические инварианты и психологические шкалы
1.4. Проблема психогенеза
1.4.1. Группы законов психогенеза
1.4.2. Статика психического целого
1.4.3. Динамика психического целого
1.4.4. Законы становления психического целого
1.4.5. Законы сохранения психического целого
1.4.6. Законы разрушения психического целого
1.5. Общепсихологические законы, связанные с фазовостью
1.5.1. Закон Йеркса-Додсона
1.5.2. Закон гетерохронного развития психофизиологических функций в онтогенезе Б.Г. Ананьева
1.5.3. Закон трансформации Я.Пономарёва
1.5.4. Законы психического развития Л.С. Выготского
1.6. Примеры фазовых психических явлений
1.6.1. Становление образа восприятия по Л.М. Веккеру
1.6.2. Связь стадий формирования перцептивного образа с геометрическими инвариантами
1.6.3. Этапы отражения по механизму детекции признаков согласно В.Д. Балину
1.6.4. Последовательность процессов памяти
1.6.5. Этапы мыслительного процесса
1.6.6. Волевой акт
1.6.7. Классический физиологический аффект
1.6.8. Кумулятивный аффект
1.6.9. Стресс и адаптация к нему
1.6.10. Стадии переживания утраты
1.6.11. Ностальгия
1.6.12. Периодизация психического развития Выготского-Эльконина 37
1.6.13. Теория психического развития Б.Г. Ананьева
1.6.14. Психологический тип как инвариант
1.6.15. Этапы работы психотерапевтической группы
1.7. Предпосылки исследования
1.7.1. Исследование Л.Н. Грановской и Е.И. Степановой. Формула Грановской-Степановой
1.7.2. Исследование А.А. Артёменкова
1.8. Гипотезы исследования
2. Организация исследования
2.1. Методика исследования
2.2. Характеристики выборки
2.3. Методы исследования
2.4. Методы обработки данных
3. Экспериментальная часть исследования
3.1. Описание графиков изменения средних оценок
3.1.1. Графики «сырых» средних оценок
3.1.2. Графики шкальных средних оценок
3.2. Описание графиков автокорреляционных функций
3.2.1. Графики АКФ по «сырым» оценкам
3.2.2. Графики АКФ по шкальным оценкам
3.3. Описание графиков суммарных шкальных оценок
3.4. Обсуждение результатов
Заключение
Выводы
Литература
Приложение
Современные исследователи стремятся к тому, чтобы сделать психологию точной наукой. Однако на современном этапе для решения этой задачи необходимо преодолеть ряд существенных трудностей, связанных с относительной молодостью психологической науки. Одной из таких актуальных проблем современной теоретической психологии является отсутствие единой классификации психических явлений, позволяющей рассматривать их с единых позиций. В этих условиях возникает необходимость искать основание для классификации, которым должен стать какой-либо психологический закон, объединяющий все психические явления: когнитивные (от ощущения до мышления), эмоциональные, волевые и сквозные процессы, а также психические состояния и свойства личности. Необходимо найти такой закон, который был бы общепсихологическим и одновременно приближал бы психологию к естественным наукам, особенно к физике как науке о фундаментальных свойствах материального мира.
Конечно, рассмотрение психических явлений с единых позиций – не единственная проблема теоретической психологии. К самым актуальным проблемам относятся также интерпретация физиологических данных в психологических терминах, происхождение психического (психогенез), феномен сознания и т.д. Однако можно с уверенностью утверждать, что решение проблемы объяснения психических явлений с единых позиций позволит создать единую систему классификации психических явлений. Первые попытки в этом направлении уже были предприняты. Хорошим примером может служить классификация психических процессов Л.М. Веккера, который попытался применить к своей системе физико-математический элемент в виде иерархической системы геометрических инвариантов. Что-то подобное прослеживается и в теории поля К.Левина: автор концепции проводит параллель между электромагнитным полем и социальным окружением индивида.
Попытки найти взаимосвязи с физикой можно объяснить тем, что физика – это, во-первых, точная наука, а во-вторых, это наука о самых общих закономерностях устройства мира. В физике существует принцип симметрии пространства-времени, с которым связаны наиболее фундаментальные законы физики – законы сохранения, говорящие об инвариантности (неизменности, константности) определённых физических величин. Одной из задач современной психологии может быть поиск подобных инвариантов.
Актуальность дипломной работы. Важным условием для решения проблемы рассмотрения психических явлений с единых позиций является создание оснований для такого рассмотрения. Необходимо найти общую для всех психических явлений закономерность, которая бы объединяла их и давала основание для классификации.
Одной из таких закономерностей является явление фазовости, стадиальности многих психических процессов. Прежде всего, это касается когнитивных процессов, например решения мыслительной задачи или становления образа восприятия. Также стадиальным можно считать процесс осуществления волевого акта (точнее, процесс принятия волевого решения). Что касается памяти, процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации тоже можно считать стадиальностью. Что касается таких психических явлений, как эмоции и психические состояния, то их фазовость имеет отличную структуру от прочих – имеется фаза возникновения, высшая точка переживания и фаза спада. То есть график смены фаз не линеен, а имеет параболическую форму.
Возникает вопрос о том, является ли эта фазовость общепсихологическим законом. Если это так, то этот закон может послужить одним из оснований для рассмотрения всех психических явлений с единых позиций.
Предмет исследования: закономерности изменения активности различных психофизиологических и психологических явлений во времени.
Объект исследования: закон фазовости в разных психических явлениях.
Цель: проверить универсальность закона фазовости.
Задачи:
• изучить принцип стадиальности различных психических явлений;
• сравнить между собой стадиальность различных психических явлений;
• доказать универсальность закона фазовости.
Методы исследования: электроэнцефалография, измерение артериального давления и частоты пульса, пневмография, спирометрия, динамометрия, треморометрия. Для выявления временных изменений активности различных параметров применялся метод возрастных срезов.
Данное исследование показало, что психофизиологические функции изменяются периодически. Результаты имеют важное практическое значение. Возможны следующие перспективы данного исследования, а также дальнейшее практическое применение результатов исследования:
• Необходимо проверить результаты исследования на других выборках, прежде всего на выборках студентов с других факультетов или людей другого рода деятельности, чтобы подтвердить гипотезу об инвариантности психофизиологических показателей.
• Рекомендуется также проверить данную гипотезу с использованием других психофизиологических и даже психологических методик.
• Можно использовать выборку данного исследования для более детальной проверки гипотезы В.В. Белоуса об инвариантности (неизменности) темперамента, или психологического типа, сгруппировав испытуемых по 8 группам согласно психологическим типам, описанным в пособии В.Д. Балина (Балин В.Д., 2007).
• Результаты дальнейших исследований можно использовать для создания нового теста темперамента, который будет основан на психофизиологических данных, и потому, возможно, будет точнее.
• Можно проверить данные подобных исследований на других возрастных группах: группе детей, подростков, людей зрелого и пожилого возраста. Это позволит создать ещё более точный диагностический тест темперамента.
Исследование имеет ряд серьёзных ограничений:
• Возрастные группы различаются по количеству испытуемых, много малочисленных групп.
• Узкая выборка: испытуемыми были только студенты 2 курса факультета психологии, другие группы не представлены.
• В своей старшей части (старше 24 лет 2 месяца) выборка не сбалансирована и малочисленна, что не позволяет говорить о правдоподобности результатов, полученных у этой части выборки.
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.: Речь, 2004. 166 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 340 с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - 380 c.
4. Артёменков А.А. Психофизиологические закономерности развития дезадаптивных состояний у студентов. Докт. дисс., СПб, 2011.
5. Балин В. Д. Актуальные проблемы теоретической психологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2006. 72 с.
6. Балин В. Д. Введение в теоретическую психологию. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2012. 232 с.
7. Балин В. Д. Лабораторные и практические занятия к курсу психофизиологии. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 60 с.
8. Балин В.Д. Механизмы психического отражения. Докт. дисс., СПб, 2002.
9. Балин В.Д. Психическое отражение и соотношение свойств физических психологических пространства и времени. СПб. 2000.
10. Балин В. Д., Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001. 373 с.
11. Балин В. Д. Психофизиология для психологов. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 60 с.
12. Василюк Ф.Е. Переживание горя и утраты//Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности, под ред Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 480 с.
13. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 194 с.
14. Веккер Л. М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М.: Русский Мир, 2000. 512 с.
15. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
16. Волкан В. Д., Зинтл Э. Жизнь после утраты: психология горевания/пер. с англ. К. В. Куркина; ред. К. В. Ягнюк. - 2-е стереотип. изд. М.: Когито-Центр, 2014. 160 с.
17. Вудвортс, Р. Этапы творческого мышления Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 400 с.
18. Гельфер Я.М. Законы сохранения. М, 1967.
19. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М.: Юрайт, 2014.
20. Грановская, Л. Н., Степанова Е. И. Межфункциональные связи и возрастная изменчивость в различные периоды зрелости//Возрастная психология взрослых: Теоретическая и прикладная: Тезисы докладов к научной конференции 27-29 октября 1971 г. Выпуск 1: Возрастные особенности взрослых в различные периоды зрелости; Ред. Б. Г. Ананьев и Е. И. Степанова. - Л.: 1971. - 144 с.
21. Грановская, Л. Н., Степанова Е. И. Динамика уровня интеллектуальных функций в период зрелости (18-35 лет) //Возрастная психология взрослых: Теоретическая и прикладная: Тезисы докладов к научной конференции 27-29 октября 1971 г. Выпуск 1: Возрастные особенности взрослых в различные периоды зрелости; Ред. Б. Г. Ананьев и Е. И. Степанова. - Л.: 1971. - 144 с.
22. Дерябин В.М. Законы сохранения в физике. М, 1982.
23. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.; М.; Харьков: Питер, 2000. 320 с.
24. Дункер, К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем) //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 400 с.
25. Заманаева Ю. В. Утрата близкого человека - испытание жизнью СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 272 с.
26. Касьянов В.А. Физика, 10 класс, углубленный уровень. М.: Дрофа, 2017. 447 с.
27. Концепции современного естествознания. под ред. Л.А. Михайлова, СПб.: Питер, 2012.
28. Кочюнас Р. Групповая психотерапия. М.: Академический проект; М.: Трикста, 2014. 222 c.
29. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. М.: Академический проект; М.: Трикста, 2014. 222 c.
30. Ландау Л.Д., Лифшиц Е.М. Теоретическая физика, т. 1, Механика. М, 1988.
31. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. 511 с.
32. Линдсей П., Норман Д. Анализ процесса решения задач//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 400 с.
33. Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие для студентов вузов [Текст] : учебное пособие / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М.: Изд-во МГУ, 1979. 272 с.
34. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб. : Речь, 2004. 391 с.
35. Пособие для врачей и медицинских психологов, под ред. Т.Б. Дмитриевой и Е.В. Макушкина//Аффект: практика судебной психолого-психиатрической экспертизы, под ред. Ф.С. Сафуанова и Е.В.Макушкина, М, 2013.
36. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психическая травматизация и ее последствия, под ред. Н. С. Хрусталёвой. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2014. 372 с.
37. Романов В.П. Концепции современного естествознания. М.: Цифра-М, 2011.
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, СПб, 2011.
39. Савенышева С. С., Василенко В. Е., Стрижицкая О. Ю. Психология развития и возрастная психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 88 с.
40. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: Омега-Л, 2011.
41. Тейлор Э.Ф., Уилер Дж.А. Физика пространства-времени. М, 1971.
42. Шефов С. А. Психология горя. СПб.: Речь, 2006. 138 с.
43. Ясперс К. Ностальгия//Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности, под ред Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2002. 480 с.