ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ РЕСТОРАННОГО ДЕЛА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ.
1.1. История развития ресторанного дела в Советское время.
1.2 Становление современного ресторанного рынка Санкт-Петербурга.
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕСТОРАНОВ ПРЕМИУМ КЛАССА.
2.1 Сегменты общепита и классификация ресторанов.
2.1.1 Концепция ресторанов премиум класса.
2.2 Ресторан премиум класса как социально-экономическая система.
2.3 Эмпирическое исследование ресторанов премиум класса «Форум групп».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Мой интерес к этой теме обусловлен тем, что я с детства находилось в среде рестораторов, поэтому я знаю, как все происходит «с другой стороны» ресторанного бизнеса. А уже несколько лет, я интересуюсь новыми ресторанами и новыми тенденциями в ресторанном бизнесе со стороны гостя (потребителя).
Актуальность: период перехода от плановой экономики к рыночной повлиял на становление современного ресторанного рынка Санкт-Петербурга. Эти изменения отразились на всех сегментах общепита, и, особенно, на сегменте премиум. Прежде премиум сегмент ресторанного рынка Санкт-Петербурга не рассматривался с социологической точки зрения.
Почему я выбрала премиум сегмент?
Во-первых, меня заинтересовало то, с какой скоростью за последние 5 лет открывались рестораны премиум класса.
Во-вторых, меня заинтересовала специфика Петербургского ресторанного сегмента премиум класса. Специфика эта прослеживается буквально во всем: в выборе шефа, в выборе персонала, в выборе помещения и дизайна, а также в постоянных гостях ресторанов.
В-третьих, мне бы очень хотелось, чтобы благодаря моей дипломной работе, люди узнали, что ресторанный бизнес очень интересный, но и все же имеет свои особенности.
Объект и предмет исследования
В качестве объекта исследования рассматриваются рестораны премиум класса «Форум групп». Предметом исследования являются социально-экономические механизмы функционирования ресторанов премиум класса.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является рассмотрение ресторанов премиум класса Санкт-Петербурга с помощью социально-экономического анализа. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить существующие теоретико-методологические материалы в области ресторанного рынка Санкт-Петербурга.
• Рассмотреть, как теоретические и практические шаги в организации оптимальной модели общественного питания Советского периода повлияли на современный ресторанный рынок Санкт-Петербурга.
• Рассмотреть все существующие классификации общественного питания и создать универсальную, выявить главные факторы, определяющие сегменты заведений общественного питания.
• Создать концепцию ресторанов премиум класса. Определить по каким критериям ресторан премиум класса отличается от других.
• Рассмотреть категорию «премиум» и ее функциональную и социально-эмоциональную составляющие.
• Определить портрет потребителя товаров и услуг класса «премиум» и рассмотреть его с помощью структурно-институционального подхода и социологии питания.
• Осуществить проверку гипотез на примере ресторанной группы «Форум групп».
Теоретико-методологические основы работы
В работе были рассмотрены известные труды по теме исследования таких авторов, как: Т. Веблен, Ж. Бодрийяр,П. Бурдье, Ф. Бродель, Н. Флигстин, а также статьи других российских и зарубежных авторов. Для обеспечения более полного содержания проводимого исследования была использована некоторая справочная и учебная литература, а также законодательные документы Российской Федерации. В работе использовались социологические инструментарии исследования, такие как интернет опрос, структурированные и глубинные интервью. В частности, в рамках эмпирического исследования мною было проведено 50 интервью.
Структура работы
Моя дипломная работа состоит из двух глав, и сделано это для того, чтобы вы могли полностью проникнуться моим вдохновением и интересом в сфере питания Санкт-Петербурга. Начинается моя работа с краткого обзора истории возникновения общепита до и вовремя советского периода. Для того, чтобы дальше перейти к современному общепиту Петербурга, посмотреть тенденции, открытия каких ресторанов нас ждет в ближайшем будущем и сделать прогноз основываясь на прошлом опыте. Дальше я перейду к анализу рынка общепита, который существует на данный момент. Опишу все существующие классификации заведений общепита (классификацию по ГОСТу и классификацию со стороны потребителей и ресторанных экспертов). Объясню какие в них, по-моему, мнению, существуют достоинства и недостатки. С помощью социологической теории Нила Флингстина «рынки как политика», согласно которой крупные игроки формируют свое пространство смыслов, выгодное им, я объясню доминирование крупных ресторанных групп и ресторанов на рынке. Дальше, расскажу про термин премиум как категорию социальной жизни, и, в кратком сравнении, объясню различия сегмента ресторанов премиум класса Европы и России. Подробно опишу специфику российского премиум сегмента (на примере ресторанной группы Форум), одной из которой, является быстрый темп развития ресторанного рынка.
Экономический анализ ресторанов премиум класса, будет рассмотрен с помощью воспроизводственного потребления. В моей дипломной работе я опишу создание ресторана от А до Я. С помощью методологического аспекта экономической социологии я хочу подтвердить то, что экономика вместе с социологией работают вместе в системе рынка, в системе спроса и предложения. Ресторан — это бизнес единица, чтобы создать ресторан нужно приложить не мало усилий, нужно вложить деньги, придумать концепцию, рассчитать сроки окупаемости и так далее. Ресторан — это экономический объект, который служит для производства денег. Конечно, если речь идет о рестораторах, которые вкладывают душу и часть себя в свой ресторан, не стоит забывать о том, что ресторан это прежде всего эмоции, ведь владелец рассчитывает на то, что его оценит публика, для которой он это делает и в городе его признают, как настоящего профессионала своего дела. В этом и заключается особенность ресторанного бизнеса, что на прибыли мы не останавливаемся. Любое предприятие характеризуется единством четырех аспектов: производственно-технического, организационно- управленческого, социального и экономического. С точки зрения предпринимателя я опишу процесс создания ресторана (как создается ресторан, и по каким законам он функционирует). С помощью социологического анализа я объясню с одной стороны: как и для кого предприниматель открывает ресторан премиум класса, а с другой стороны: кто и зачем его посещает. Своей дипломной работой я планирую доказать, что рестораны премиум класса являются символами и знаками, с помощью них осуществляется коммуникация, демонстративное потребление служит способом маркировки социального статуса, как и ресторатора, так и гостя. И с помощью заданной потребительской практики социальный класс, посещающий рестораны премиум сегмента, формируют и подчеркивают свою уникальность. В своей работе я выдвинула две гипотезы:
• Я считаю, что в Санкт-Петербурге действительно существуют рестораны премиум класса.
• Я считаю, что рестораны премиум класса образуют собственную нишу, и существуют относительно, не взаимодействуя с ресторанами других сегментов. И каждый ресторан в момент создания бизнес проекта ориентируется на сегмент, который он будет занимать в будущем, не претендуя на другие ниши.
С помощью эмпирической части исследования, реализованной методом опроса и интервью, я проверю поставленные гипотезы. Далее своим исследовательским вопросом «Что такое ресторан премиум класса для ресторатора?» я раскрою то, зачем и почему рестораны «Форум групп» ориентировались именно на премиум класс. Также меня интересует то, будет ли дальше «Форум групп» стремиться развивать себя именно в премиум сегменте: «Стремится ли группа ресторанов премиум класса «Форум групп» занять нишу сегмента премиум в Санкт-Петербурге»? Этот вывод я могу сделать, основываясь на интервью людей, открывавших и работающих в «Форум групп», а также узнаю мнение и пожелания гостей этих ресторанов.
На основе проделанной работы, включающей теоретическое и эмпирическое исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В Санкт-Петербурге существуют рестораны премиум класса, по данным исследования в городе их не более 10 ресторанов, пять из которых находятся в пятизвездочных гостиницах, а остальные являются либо одиночными представителями на рынке, либо представителями ресторанных групп.
2. Рестораны «Форум групп» являются ресторанами премиум класса, они полностью соответствуют концепции премиум ресторана.
3. Рестораны премиум — класса- это рестораны высокой кухни, с аристократическим вкусом, так как это ресторан, в котором блюда готовит профессионал из качественных продуктов, и прежде всего гости получают наслаждение от еды.
4. В ресторанах люди прежде всего общаются друг с другом, это место, в котором люди открываются друг другу и вовремя совместной трапезы происходит непрерывный процесс коммуникации.
5. Ресторан премиум класса — это русский аналог ресторанов файн дайнинг заграницей, и ближайшее время, в Петербурге будут представлены именно множество ресторанов европейского файн дайнинг.
6. Ресторан премиум класса, подразумевает вложение огромных инвестиций, и сейчас считается, что ресторатор, который выходит на премиум сегмент должен обладать большими деньгами. Но в ближайшее время рестораторы начнут создавать небольшие проекты под маркером файн дайнинг, потому что это прежде всего небольшие инвестиции, небольшое помещение, небольшая кухня и т.д., но нацелено это прежде всего, на контакт с каждым гостем, ведь в файн дайнинг главное не количество, а качество.
7. Я считаю, что в ближайшие пять лет европейское представление файн дайнинг, в лучшем своем проявлении, потеснит рестораны премиум класса Санкт-Петербурга.
8. Одним из главных отличий ресторанов премиум класса, от европейского аналога, является публика, которая в большинстве является демонстративным потребителем.
9. Ресторатор, выходя на ранки, создает свое заведение под определенным маркером, и в последствии он занимает свою нишу, но заведение не является автономным, и оно взаимодействует со всеми сегментами ресторанного рынка.
10. Сейчас, основные игроки ресторанного рынка Санкт-Петербурга, теряют свои позиции, и на рынок выходят все больше маленьких ресторанов, которые успешно конкурируют.
1. Арсеньева А. Особенности российского премиум-сегмента [Электронная версия]. – Режим доступа: http://www.itctraining.ru/library/info/73.
2. Бодрийяр Ж. «Общество потребления. Его мифы и структуры» [Электронная версия]. –Режим доступа: http://ruthenia.ru/logos/kr/consum.pdf
3. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. М.: Прогресс, 1986. Т. 1 «Структуры повседневности: возможное и невозможное».
4. Бродель Ф. Что такое Франция? Кн. 2. Люди и вещи. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995.
5. Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций. – М.: Прогресс, 1984.
6. Веселов Ю.В. «Социология одного города: пространство Петербурга». [Электронная версия]. –Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214034994/Veselov_N2.indd-8.pdf
7. Веселов Ю.В. «Экономическая социология: теория и история». [Электронная версия]. –Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/563/124/1231/veselov.pdf
8. Веселов Ю.В. Социология питания: теоретические основания // Проблемы теоретической социологии. Вып. 10, Межвузовский сборник. Отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд. центр экономического факультета СПбГУ, 2014.
9. Волкова И. «Ресторанное дело. Самая полная энциклопедия от Люсьена Оливье до Аркадия Новикова». М.: Изд-во Астрель, 2014
10. Ильин В.И. «Потребление как дискурс». [Электронная версия]. –Режим доступа: http://www.old.jourssa.ru/2007/CB5/Ilyin.pdf
11. Капатти А., Монтанари М. Итальянская кухня: история одной культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2006.
12. Лукач Д. К онтологии общественного бытия: пролегомены. М.: Прогресс, 1991.
13. Максимцова М.М., Игнатьева А.В. Менеджмент – М.: ЮНИТИ, 2008 – 431 с.
14. Маслов, Е.В., Управление персоналом предприятия – М.: ИНФРА-М, 2009. – 586 с.
15. Мескон, М.и др. Основы менеджмента / пер. с англ. – М.: Дело, 2009 – 421 с.
16. Монтанари М. Голод и изобилие: история питания в Европе. СПб.: Alexandria, 2008.
17. Мостовой П. «Есть ли будущее у общества потребления?». [Электронная версия]. –Режим доступа: http://polit.ru/article/2005/12/01/mostovoi/
18. Обухова Н. Покупаю, потому что дорого // Секрет фирмы. – 2004. – № 5.
19. Прокина М., Сарыгина Е. Особенности продвижения товаров класса «премиум» // Реклама. Теория и практика. – 2005. – № 2.
20. Прыжков И.Г. «История кабаков России». М.: Эксмо, 2009.- 352с. : (Повседневная история русской жизни).
21. Ричи, Ш. Управление мотивацией – М.: ЮНИТИ, 2004. – 399 с.
22. Сильверстайн М., Фиск Н. Зачем платить больше? или «Новая роскошь» для среднего класса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
23. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия. – М.: Дело, 2006. – 272 с.
24. Флигстин Н. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений.2001. Том 2. № 4. С. 28–55
25. Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». ПРИКАЗ, ГОСТ РОССТАНДАРТА от 22.11.2013 №№ 1676-ст, ГОСТ 30389-2013
26. Шепель В.М. «Имидж как научное понятие. Семантика понятия «ИМИДЖ».» [Электронная версия]. –Режим доступа: http://www.psichology.vuzllib.su/book_o603_page_21.html
27. Яркина Т.В. «Основы экономики предприятия». Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. - К.: Из-во "Хвиля-Прес", 1995.
28. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / П. А. Сорокин. – М. : Наука, 1994. – 560 с.
29. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. – СПб. : Изд-во РХГИ, 2000. – 1056 с.
30. Радаев, В. В. Рынок как объект социологического исследования / В. В. Радаев // Социологические исследования. – 1999. - № 3. – С. 28-37.
31. Общая социология: учебное пособие / Под ред. А. Г. Эфендиева. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 654 с.
32. Харчева, В. Г. Основы социологии / В. Г. Харчева. – М. : Логос, 2000. – 302 с.
33. Heywood T. Functional and emotional benefits of brands. – http://hibranding.blogspot.com/2008/08/functional-and-emotional-benefits-of.html.
34. Silverstein M.J. Treasure Hunt: Inside the Mind of the New Consumer. – Portfolio Hardcover, 2006.
35. Weber, M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology / M. Weber. – Berkeley, CA: U.California Press, 1978. – 1712 p.
36. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.restoclub.ru
37. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://spb.allcafe.ru
38. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.afisha.ru/spb/restaurants
39. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://top.rbc.ru/spb_sz/19/09/2013/877891.shtml
40. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.businesspuls.ru/archives/3992
41. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.salonn.ru/article/313-aram-mnatsakanov-tabu-plov-dlya-druzey-i-strast-zvezdnogo-shef-povara/
42. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://young.smb.gov.ru/media/news/632340.html
43. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://ooopht.ru/1453.html
44. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://nrn.com/us-top-100/top-100-chains-us-sales
45. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.theworlds50best.com/the-academy/about-us
46. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.the-village.ru/village/food/restaurants/123705-kak-vybirayut-luchshie-restorany-restorannye-kritiki-i-shef-povara