Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 8
1.1. Содержание и основные принципы управления предприятием 8
1.2. Особенности организации системы управления на современном малом предприятии 16
1.3. Обзор опыта управления малыми предприятиями по данным отечественных и зарубежных источников 22
Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ИП ВАНЮКОВ А.Н. 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика ИП Ванюков А.Н. 29
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 33
2.3. Анализ системы управления на предприятии ИП ВАНЮКОВ А.Н. и существующей системы мотивации 41
Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ИП ВАНЮКОВ А.Н. 51
3.1. Задачи совершенствования системы управления на предприятии ИП Ванюков А.Н. 51
3.2. Разработка мероприятий, направленных на совершенствования системы управления на предприятии ИП Ванюков А.Н. 52
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (далее ВНП); во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Малый бизнес в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
При этом малые предприятия существенно ограничены в имеющихся у них ресурсах, в связи с этим значительно возрастают требования к качественному и эффективному их распределению и управлению. Именно от реализации управленческих функций во многом зависит, каких успехов добьется организации в достижении своих целей, сможет ли она реализовать свой потенциал, найти свою рыночную нишу и использовать имеющиеся конкурентные преимущества.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в малой организации проблемы управления зачастую четко выражены и отражаются на результатах ее деятельности: сумме товарооборота, качестве работ и прибыли. Их анализ и решение позволяют существенно повысить эффективность деятельности, при этом расходы могут быть незначительными.
Объектом исследования является - ИП Ванюков А.Н.
Предмет исследование - управление предприятием ИП Ванюков А.Н.
Цель - провести анализ управления предприятием и разработать мероприятия по его совершенствованию.
Для достижения цели определены следующие задачи исследования:
• рассмотреть теоретические основы управления предприятием;
• провести анализ деятельности ИП Ванюков А.Н.;
• разработать мероприятия по совершенствованию управления в ИП Ванюков А.Н.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
• методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме;
• методы изучения, обобщения и анализа финансовой документации, внутренней отчетности предприятия;
• количественные и качественные методы сбора статистической информации;
• методы графического и структурного представления данных;
• методы моделирования и прогнозирования.
Исследование состоит из трех глав.
Первая глава теоретическая. В ней дано определение и особенности функционирования малого предприятия, раскрываются особенности организации системы управления и практика управления в России и зарубежом.
Вторая глава аналитическая: в ней представлена деятельность малого предприятия ИП Ванюков А.Н., проанализировано финансовое состояние, место на рынке, проблемы управления.
Третья глава - разработочная, в ней представлены мероприятия для совершенствования системы управления, проведена их экономическая оценка.
При разработке материалов ВКР использовались источники нормативно-правовой базы, учебная и монографическая литература, Интернет-ресурсы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что на основе полученных результатах анализа разработаны действенные механизмы по повышению качества управления основной деятельностью фирмы, что в условиях экономического кризиса позволит ИП Ванюков И.Н, укрепить свое положение на рынке и увеличить долю рынка.
В основу написания ВКР положены труды таких авторов как Быкова Н.Н., Рогозина Л.С., Крутских Р.В., Остимук О.В., Сайбель Н. Ю., Баскакова О.В., Сейко Л.Ф., Данько, Т.П., Голубев, М.П., Коротков Э.М., Солдатова И.Ю.
Информационной и эмпирической базой исследования явились внутренняя отчетность предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, данные об объеме и структуре продаж), внутренние и собственные результаты исследования рынка.
Предприятие - есть самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в установленном законодательством порядке для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Малые предприятия присутствуют в экономике любой страны и это наиболее многочисленная группа фирм. Они наиболее динамичны и реагируют на малейшие изменения спроса, цен, предпочтений потребителей.
Предприятия малого бизнеса в большей степени специализированы и имеют возможность учесть сугубо индивидуальные особенности каждого отдельного потребителя. Организация деятельности малого предприятия включает управление совокупностью материальных, финансовых ресурсов, технологий, использование которых определяется системой управления. Помимо внутренних факторов, деятельность организации определяет внешняя среда, которая включает непосредственное (покупатели, партнеры, конкуренты, поставщики и т.д.) и косвенное окружение (условия экономики, политики, общественной сферы и т.д.).
ИП Ванюков А.Н. осуществляет деятельность под торговым наименованием «МОТОР ГАЗ». Фирма осуществляет реализацию газобаллонного оборудования для машин, автозапчастей преимущественно оптом для оптово-розничных компаний и автомастерских. Организационная структура управления - линейная, численность персонала 7 человек. Финансовое состояние ИП Ванюков А.Н. характеризуется как финансово устойчивое, но не имеющее ликвидных средств для осуществления расчетов.
Товарооборот прибыль от основной деятельности фирмы увеличивается, численность основных средств остается стабильной. Система управления на предприятии является успешной, процесс основан на наличии конкурентных преимуществ, выработанных годами (широкий ассортимент ключевых товаров в сегменте, налаженная работа с поставщиками, наличие отсрочки платежа, низкие цены, высокое качество работ).
В целях совершения системы управления ИП Ванюков А.Н. предложено увеличить продажи за счет введения отсрочки платежей для постоянных клиентов.
Эффективность мероприятия заключается в росте объема продаж, повышении качества обслуживания клиентов. Экономические показатели свидетельствуют о росте выручки на 30%, чистой прибыли - на 34,05%, а также рентабельности основной деятельности и продаж. Мероприятия приведут к изменению финансового состояния предприятия: повыситься ликвидность за счет роста денежных средств и дебиторской задолженности; финансовая устойчивость организации снизится, но останется в пределах рекомендуемых значений; маневренность использования ресурсов также будет более эффективной.
1. Гражданский кодекс Российской федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 (в редакции от 13.07.2015 N 268-ФЗ). //Собрание Законодательства Российской Федерации 2017, № 16, ст. 2318.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» //Собрание Законодательства Российской Федерации 2007, № 31, ст. 4006.
3. Федеральным законом от 08.08.2001 г. №129-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //Собрание Законодательства Российской Федерации 2003, №40, ст. 3820.
4. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» //Собрание Законодательства Российской Федерации 1995, №25, ст. 2343.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» //Собрание Законодательства Российской Федерации 2011, №19, ст. 2716.
6. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 №584 (ред. от 17.12.2014) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» //Собрание Законодательства Российской Федерации 2009, №30, ст. 3823.
7. Баскакова О.В., Сейко Л.Ф. Экономика предприятия (организации): учебник — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 540 с.
8. Болтрукевич, В. Менеджмент, каким он должен быть / Вячеслав Болтрукевич // Деловое совершенство. — 2014. — № 1. — С. 28-31.
9. Бородушко И.В. Российский малый бизнес: правовое регулирование и государственная поддержка // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии - 2014. - №4. - С.44-47.
10. Блэйк Р.Р., Мутон Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 274 с.
11. Быкова Н. Н., Рогозина Л. С. Проблемы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 479-483.
12. Данько, Т.П., Голубев, М.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
13. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
14. Голова, А.Г. Управление продажами: Учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2015. - 280 с.
15. Ефимов, Г.И. Менеджмент: основы развития организации. учебное пособие / Г.И. Ефимов, В.Г. Круцко, К.Г. Нахапетян; Ин-т экономики и культуры. - М.: Спутник+, 2015. - 356 с.
...