Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 7
1.1. Управление человеческими ресурсами: понятие и структура 8
1.2. Персонал организации и управление им 11
1.3. Стратегия и тактика управления персоналом 40
1.4. Личность и содержание труда руководителя 44
Глава 2: АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В ООО «INTER STYLE» 57
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Inter Style» 57
2.2. Анализ технологии управления персоналом в ООО «Inter Style» 58
2.3. Анализ затрат рабочего времени руководителя ООО «Inter Style» 80
Глава 3: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ООО «INTER STYLE» 83
3.1. Основные направления повышения эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Inter Style» 83
3.2. Основные направления совершенствования процессов стимулирования и обучения персонала в ООО «Inter Style» 89
3.3. Основные рекомендации по перераспределению фонда рабочего времени директора ООО «Inter Style» 93
Заключение 99
Список используемой литературы 102
Приложения 107
Одним из важнейших аспектов теории и практики управления является управление трудовыми ресурсами. Без квалифицированных специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей. Особое положение в работе по управлению предприятием в целом занимает управление персоналом.
Развитие человеческих ресурсов в последние десятилетия, в первую очередь, связано с научно-техническим прогрессом, который существенно повысил требования к уровню квалификации всех категорий персонала организации. Наряду с научно-техническим прогрессом шел процесс развития таких потребностей людей как повышение социальной значимости, самореализации, самовыражения. Работники становились все более требовательными к содержанию и условиям труда, к характеру взаимоотношений на производстве, к стилю и методам управления.
До 60-х годов в вопросах менеджмента персонала ориентировались только на потребности предприятия, которые были необходимы в данный момент времени. В таком случае работодатель в любое время получал нужное количество рабочей силы, которую можно было подготовить к выполнению задачи в короткий срок и с минимальными затратами, так как рынок рабочей силы был перенасыщен. Такая ситуация давала работодателям возможность таких действий, а увольнение лишних рабочих почти ничего не стоило. Со временем условия деятельности организаций видоизменялись и в качестве общего для всех предприятий были выдвинуты требования при отборе необходимого количества рабочей силы ориентироваться не только на текущие потребности, но и на длительную перспективу.
В дальнейшем в практике управления персоналом начал использоваться систематический анализ будущих потребностей предприятий и организаций в некоторых видах персонала. В настоящее время деятельность кадровых служб по вопросам кадрового планирования организации выделилось в самостоятельный вид деятельности предприятия и получило название планирование человеческих ресурсов. В силу увеличившейся значимости и «многопрофильности» работы прежде существовавшие кадровые службы реорганизуются в службы управления персоналом или человеческими ресурсами. Эти службы являются функциональными и косвенно принимают участие в управлении основной деятельностью персонала, а лишь помогают руководству организации и подразделений решать вопросы о приеме на работу, увольнениях, перемещениях, повышении квалификации, разработке методических положений по управлению персоналом на предприятии.
Происходящие трансформации, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции, заставляют организации Российской Федерации уделять больше внимания долгосрочным сторонам кадровой политики, основывающейся на научно обоснованном планировании.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение такой актуальной в настоящее время проблемы как управления персоналом и разработка методических положений по управлению человеческими ресурсами на конкретном предприятии. В связи с этим, рассматривается система управления персоналом, методы управления, наем, отбор и профессиональная подготовка кадров, их адаптация и система мотивации. Но в последнее время значительное внимание стало уделяться вопросам наиболее действенной согласованности руководителя с подчинёнными, в связи с этим, в данной работе также подробно рассматриваются основные приемы и методы работы менеджера, классификация стилей руководства и их влияние на результаты деятельности предприятия. Для того чтобы достигнуть поставленной в данной работе цели, автору необходимо решить определенные задачи, а именно:
• дать определение персонала предприятия, изучить его структуру;
• определить и проанализировать существующие принципы, методы, стили управления человеческими ресурсами, а также его стратегию и тактику;
• рассмотреть вопрос взаимодействия руководителя предприятия с подчиненными, выявить значимость влияния личности и содержания труда руководителя на эффективность управления подчиненным ему персоналом;
• дать технико-экономическую характеристику изучаемому предприятию, проанализировать все вышеперечисленные аспекты управления человеческими ресурсами на примере выбранного объекта исследования.
В качестве объекта исследования выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Inter Style». Предметом исследования является действующая система менеджмента человеческих ресурсов в рамках ООО «Inter Style».
Весь изложенный автором материал базируется на трудах западных и отечественных специалистов, а также на практических материалах и статистических данных ООО «Inter Style».
На основе собранных данных сделан анализ экономической деятельности изученного предприятия, сформулированы выводы и предложения по управлению человеческими ресурсами. На защиту вынесены теоретические положения управления человеческими ресурсами и полученные в процессе выполнения выпускной квалификационной работы методические положения по совершенствованию управления человеческими ресурсами на примере ООО «Inter Style». Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные результаты исследований по данной теме позволяют автору рекомендовать их для практического применения в сфере управления кадровой политики в малом, среднем и крупном бизнесе.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена вопросу менеджмента человеческих ресурсов на конкретном предприятии. В качестве объекта исследования было выбрано Общество с ограниченной ответственностью «Inter Style».
В работе дана характеристика понятий и структуры персонала предприятия, всесторонне рассмотрены теоретические основы и технология управления человеческими ресурсами, выявлены сильные и слабые стороны процесса управления персоналом на предприятии. Практическая ценность проведённого данной работой исследования состоит в разработке и внедрении новых для ООО «Inter Style» положений по управлению человеческими ресурсами, методов стимулирования персонала. В дополнение к уже существующим на предприятии методам материальной и моральной мотивации, необходимо добавить элементы экономического стимулирования: обеспечить доступность каждого стимула для всех работников предприятия; установить непосредственную связь между доходом сотрудника и прибылью компании; периодически корректировать величину материальных стимулов в сторону увеличения; исключить «потолок» для премий, основанных на участиях в прибыли; сопровождать вручение премии поздравлениями; исключить выплаты, не зависящие от результатов работы.
В данной работе автор также рассмотрел организацию обучения, формы подготовки персонала, а также связь обучения с практикой; доказал, что должная проработка программы совершенствования организации и условий труда способствует развитию чувства удовлетворённости работников, повышению качества труда, снижению количества прогулов и текучести кадров. В связи с этим были внесены следующие предложения:
• более полно использовать современные технологии в процессе обучения сотрудников;
• пересмотреть процедуру комплектования образовательных групп;
• постепенно перейти от периодического обучения сотрудников в различных бизнес-школах к непрерывному.
В связи с существующими на предприятиями потерями рабочего времени, внесено предложение снять напряжённость в обеспечении трудовыми ресурсами ООО «Inter Style» за счёт: более полного использования имеющейся рабочей силы, интенсификации производства, автоматизации производственных процессов, усовершенствования технологий и замены устаревшего оборудования.
Также автор работы провёл учёт затрат рабочего времени руководителя предприятия, в результате исследования стало ясно, что у руководителя есть небольшие проблемы в организации собственного рабочего времени (необходимо перераспределить 40% рабочего времени и более полно уделять внимание вопросам взаимодействия с подчинёнными, клиентами и заказчиками на 8% от общего фонда времени; повышения квалификации на 7%; подготовки исходящих документов и справок на 7%). Причинами этому послужило множество факторов, как внутренней среды предприятия, так и некоторые психологические факторы личности руководителя. Автором работы было выявлено, что процесс использования рабочего времени построен не достаточно рационально, что позволило дать практические рекомендации по усовершенствованию существующей организации труда, а именно:
• сократить затраты рабочего времени на изучение документации, встречи с коллегами, участие в совещаниях;
• уделять больше времени общению с подчинёнными, процессу обучения;
• пересмотреть распределение должностных обязанностей внутри коллектива ООО «Inter Style»;
• исключить избыточную отчётность; позаботиться о чётком вертикальном разделении полномочий и горизонтальном взаимодействии подразделений;
• исключить дублирование выполняемых функций;
• делегировать большую часть полномочий (особенно рутинной работы) подчинённым.
Проведённый анализ выявил скрытые резервы ООО «Inter Style» и доказал возможность совершенствования существующей системы управления персоналом, системы оплаты и стимулирования труда, показал необходимость внедрения новых приёмов обучения сотрудников фирмы и методов управления человеческими ресурсами, а также пути совершенствования организации рабочего времени руководителя изучаемого предприятия.
1. Трудовой кодекс РФ. - М.: Эксмо, 2017.
2. Архипова Н.И., Седова О.Л. Управление персоналом. Учебное пособие. - М:, Проспект, 2015. - 212 с.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. - М.: Академия, 2015. - 320 с.
4. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки персонала. Процессы и результаты. Практическое пособие. - М.: КноРус, 2016. - 302 с.
5. Блинов А.О. Теория организации и организационное поведение. Учебное пособие для бакалавриата. - М.: КноРус, 2016. - 288 с.
6. Гапоненко А.Л. Менеджмент. Учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2016. - 396 с.
7. Горфинкель В.Я. Производственный менеджмент. Учебник. - М.: Проспект, 2015. - 400 с.
8. Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник для бакалавров. М.: Дашков и КО, 2015. - 288 с.
9. Дементьева А.Г., Соколова М.И. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебник. М.: Аспект пресс, 2015. - 352 с.
10. Дорофеева Л.И. Основы теории управления. Учебно-методический комплекс. - Саратов:, Саратовский государственный университет, 2015. - 433 с.
11. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учебник - М.: Академия, 2016. - 304 с.
12. Жданов С.А. Национальная экономика. Учебное пособие. - М.: Магистр, 2017. - 296 с.
13. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
14. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: Ученое пособие. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 365 с.
15. Кибанов А.Я., Гагаринская Г.П., Калмыкова О.Ю., Мюллер Е.В. Управление персоналом. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2014. - 240 с.
...