Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1. Сущность процесса мотивации 7
1.2. Общая характеристика теории мотивации 12
1.3. Роль и значение мотивации персонала на предприятии 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ШИНСЕРВИС» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2. Анализ персонала предприятия и эффективности его использования 37
2.3. Анализ структуры системы мотивации персонала на предприятии и эффективность ее применения 46
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ШИНСЕРВИС» 54
3.1. Рекомендации по разработке эффективной системы мотивации персонала 54
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Формирование эффективной мотивации, а также грамотного стимулирования труда персонала - это актуальная проблема сегодня в экономической среде. Дело в том, что перечисленные аспекты мотивации - это условие для успешного функционирования компании в долгосрочной перспективе. Проблема поиска эффективных инструментов для стимулирования обретает особую значимость касательно персонала отечественных компаний промышленности. Методы и инструменты мотивации стимулирования тут утратили актуальность или часто имеют слабые связи с результатами работы, характером труда, не могут трансформироваться на основании внешних изменений.
Менеджер сегодня не может добиться мастерства при стимулировании сотрудников (подчиненных), если не будет знаний о современных, общетеоретических подходах, о практических способах, механизмах мотивации персонала. Кроме того, нужно изучать проблемы реализации мотивации в собственной компании. В результате в нашей стране существенно вырос интерес к компенсационной функции оплаты труда персонала, которая помогает менеджменту любой компании заинтересовать исполнителей работать эффективно в направлении достижения поставленных тактических, стратегических и оперативных целей.
Объединение материальных интересов сотрудников и целей компании дает возможность предприятию привлекать, а также удерживать квалифицированный персонал, контролировать, управлять расходы по зарплате, выдерживая оптимальное количество сотрудников в штате.
Перечисленным целям служат внутрифирменные системы оплаты труда, мотивирования и стимулирования персонала, которые стоит разрабатывать в компании.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование системы мотивации на предприятии и разработка направлений повышения эффективности мотивации труда на предприятии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следующие задачи:
• исследовать теоретические аспекты мотивации труда на предприятии;
• представить организационно-экономическую характеристику ООО «Шинсервис»;
• проанализировать состав и структуру персонала предприятия и эффективность его использования;
• исследовать эффективность применяемой на предприятии мотивационной системы труда;
• разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала на предприятии и оценить их эффективность.
Объектом исследования является ООО «Шинсервис».
Предмет исследования - система мотивации труда персонала предприятия.
Теоретическую базу исследования составляют: законодательство РФ, труды российских и иностранных ученых в сфере оплаты труда, управления персоналом; основные научные положения экономики труда, теории организации зарплаты, учебные пособия, материалы собственных исследований.
В качестве методологической основы работы выступает комплексный, системный подход к анализу проблем мотивации работы персонала в современной компании. Для написания работы применялся экономический, статистический методы, анкетный опрос, графический метод, экспертный метод. Эмпирическая база исследования - это статистические материалы, которые получены на объекте исследования.
Мотивацией называется комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к работе, определяют его поведение, формы деятельности, придают ей направленность на достижение целей компании, личных целей.
Стимулирование - это процесс применения определенных стимулов в пользу компании и человека. Стимулирование означает воздействие, побуждение к целевому действию, толчок снаружи. Это средство, посредством которого можно осуществлять мотивацию труда, процесс внешнего влияния на человека ради побуждения его к определенным действиям. Это процесс, который направлен на осознанное пробуждение в человеке целенаправленных действий.
Мотивационный процесс - это комплексное взаимодействие некоторых мотиваторов, которые связаны с внутренними и внешними факторами для человека. Важно, что внешние стимулы, а также условия среды не могут непосредственно привести к появлению мотива. Они должны пройти процессы осознания, сопоставления с внутренними для человека факторами.
Только так у человека возникает определенный мотив к деятельности, результат которого тут же меняет соотношение силы мотиваторов.
Объектом выпускной квалификационной работы было выбрано предприятие ООО «Шинсервис».
ООО «Шинсервис» занимается ремонтом и обслуживанием автомобилей. Также компания активно развивает другие направления своей деятельности, а именно:
1. Продажа запчастей для отечественных автомобилей;
2. Продажа запчастей для иномарок;
3. Услуги по приобретению автомобилей в США, Канаде и Европе.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия показал, что в течение 2015-2016 года эффективность деятельности ООО «Шинсервис» постепенно снижается. Несмотря на то, что наблюдается рост выручки от продаж, расходы предприятия также возрастают, в результате чего рентабельность продаж и рентабельность продукции снижаются. Ликвидность и финансовая устойчивость предприятия в течение всего анализируемого периода находятся на приемлемом уровне. 60% имущества предприятия сформировано за счет собственного капитала, что указывает на независимость предприятия от заемных источников.
На протяжении анализируемого периода среднесписочная численность персонала стабильно увеличивалась, в том числе за счет увеличения количества рабочих на 9 чел., специалистов и служащих - на 3 чел., руководителей - на 3 чел.
Факторный анализ производительности труда на предприятии показал, что наибольшее положительное влияние на изменение производительности труда в 2015 году оказало изменение среднечасовой выработки рабочих (+24,51 тыс. руб.). Все показатели положительно повлияли на производительность труда.
Наибольшее положительное влияние на изменение производительности труда в 2016 году оказало изменение среднечасовой выработки рабочих (+132,9 тыс. руб.), наибольшее отрицательное - изменение количества отработанных дней одним рабочим за год (-39,36 тыс. руб.). Можно сделать вывод, что привлечение новых рабочих увеличило выработку, но они еще не сформировали целостный коллектив, а, значит, их потенциал не используется в полной мере.
Предприятие ООО «Шинсервис» использует оплату труда как важнейшее средство материального стимулирования добросовестной работы персонала.
На предприятии установлены следующие системы оплаты труда:
• повременно-премиальная;
• коллективный подряд;
• нормативная повременно-премиальная.
Тарифные ставки рабочим и должностные оклады руководителям, специалистам и служащим предприятия устанавливаются в соответствии с разработанным на предприятии «Положением об оплате труда работников ООО «Шинсервис».
Надбавки за профессиональное мастерство, доплаты за руководство бригадой (сменой) рабочим устанавливаются в соответствии с нормативными актами предприятия.
Уровень премиальной части заработной платы определяется в процентах:
• у работающих по сдельной форме оплаты труда от сдельной части;
• у работающих по повременной форме оплаты труда от повременной части (тариф (оклад), доплата за условия труда, надбавки за профессиональное мастерство).
Проанализировав степень неудовлетворенности различными сторонами работы, можно сделать вывод о том, что наиболее неудовлетворительным фактором на предприятии является величина заработной платы и условия труда, а также отсутствие возможности карьерного роста и получения дополнительное образования.
На основании выявленных недостатков считаем необходимым начать реформирование системы оплаты труда на предприятии с определения базовой величины для установления вознаграждения за труд.
Для анализируемого предприятия базовым элементом предлагается считать минимальную заработную плату установленную в Санкт-Петербурге - 16000 руб., к которой устанавливается фиксированная доплата за квалификационный разряд (в том случае, если этот разряд присваивается), либо по истечении определенного периода устанавливается доплата к минимальной заработной плате, индексируемая с той же периодичностью, с которой осуществляется присвоение квалификационных нормативов.
Также в тарифный оклад предлагаем включать доплату за уровень образования, имеющую 4 ступени по уровням образования с пропорциональной шкалой; доплату за стаж, индексируемую с каждым годом с одинаковым шагом; доплату за квалификацию, зависящую от результатов аттестации работников, освоения ими новых специальностей, результатов обучения на рабочем месте и т.д. Сумму указанных доплат предлагается исчислять путем умножения базового элемента на предлагаемые нами коэффициенты.
Также в части совершенствования решения социальных вопросов на предприятии ООО «Шинсервис» предлагается проводить конкурсы профессионального мастерства.
Из проведенных в выпускной квалификационной работе расчетов следует, что предлагаемые мероприятия, по уровню текущей эффективности, рентабельности и внутренней норме доходности, весьма выгодны для предприятия, так как позволят повысить мотивационный уровень сотрудников, снизить конфликтность и стрессогенность коллектива и соответственно увеличить производительность труда и выручку предприятия.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Арутюнов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. - Ростов-на-Дону, 2015. - 448с.
4. Афанасьева Л.А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании / Л.А. Афанасьева // Основы экономики, управления и права. 2016. № 5 (11). С. 61-65.
5. Андреева А.Ю., Горобец Е.Ю., Кузнецов С.А. Основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала / А.Ю. Андреева, Е.Ю. Горобец, С.А. Кузнецов // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2016. № 2. С. 203-206.
6. Бухалков М.И. Система мотивации и стимулирования продуктивного труда персонала / М.И. Бухалков // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 7. С. 34-41.
7. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом / Т. Ю. Базаров. - М. : Академия, 2014. - 224 с.
8. Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 688 с.
9 Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник / В. Р. Веснин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 613 с.
10. Дафт Р. Менеджмент., пер. с англ. - СПб., 2013. - 635 с.
11. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебник. - М., 2014. - 288 с.
12. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учеб. пособие. - 3-е издание. - М., 2013. - 378 с.
13. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности: учеб.-метод. комплекс. - М.: ЕАОИ. 2014. - 216 с.
14. Зверева Н.Н. Сравнительная оценка подходов к анализу мотивации и стимулирования труда / Н.Н. Зверева // Право и государство: теория и практика. 2015. № 5 (101). С. 77-80.
15. Зорина Н.А., Акимова Е.П. К стратегии мотивации и стимулирования работников в реальной экономике / Н.А. Зорина, Е.П. Акимова // Управленец. 2016. № 1-2. С. 4-9.
...