Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАТЕРЕЙ И НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ В СТАЦИОНАРЕ В СИТУАЦИИ КОРМЛЕНИЯ

Работа №124873

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ……..………………………………………………………………4
ВВЕДЕНИЕ………………………………...……………………………………..6
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАТЕРЕЙ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И СОСТОЯНИЯ ГРУДНОГО ВСКАРМЛЕВАНИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ…………………………….9
1.1. Некоторые проблемы недоношенности…………………………………….9
1.1.1. Распространенность, причины недоношенности………………………...9
1.1.2. Возможные последствия недоношенности для развития ребенка……..10
1.2. Особенности психологического состояния матерей недоношенных детей…………………………………………………………………………...….16
1.3. Вопросы грудного вскармливания недоношенных детей………………..24
1.4. Особенности взаимодействия матерей и недоношенных младенцев……32

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………….37
2.1. Организация исследования…………………………………………….....38
2.2. Описание выборки исследования………………………………………..40
2.3. Методы исследования………………………………………………………41

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………50
3.1. Анализ социально демографических и медицинских показателей матерей и детей 1 и 2 групп………………………………………………………………50
3.2. Анализ характеристик грудного вскармливания у матерей и детей 1 и 2 групп……………………………………………………………………………...54
3.3. Анализ психологических характеристик матерей и детей 1 и 2 групп….58
3.4. Анализ взаимодействия матерей и детей в ситуации кормления………..61
3.5. Анализ корреляционных связей…………………………………………....62
3.5.1. Структура взаимосвязей изучаемых характеристик в первой группе матерей и недоношенных детей………………………………………………...62
3.5.2. Структура взаимосвязей изучаемых характеристик во второй группе матерей и доношенных детей………………………………………………...…65
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………………………….....69
ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………..…75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………...78
Приложение 1..……………………………………………………………….…83
Приложение 2…………………………………………………………………..84
Приложение 3……………………………………………………………..……88

АННОТАЦИЯ
Для изучения особенностей взаимодействия матерей и недоношенных детей в стационаре в ситуации кормления было проведено обследование 16 пар матерей и детей, находящихся на отделениях новорожденных «Детской Городской Больницы № 17 Св. Николая Чудотворца». 10 матерей имели недоношенных детей и 6 матерей имели доношенных детей. Психологические и социально-демографические характеристик матерей и детей изучались с помощью следующих методик: авторской анкеты, опросника Спилбергера-Ханина, шкалы депрессии Бека, варианта методики личностного дифференциала. Оценка взаимодействия матери и ребенка в ситуации кормления была проведена с помощью видеометодики Аринциной-Ивановой. Математико-статистический анализ данных показал, что у матерей недоношенных детей уровень ситуативной тревожности значимо ниже, чем у матерей госпитализированных доношенных детей. Исследование характеристик грудного вскармливания показало, что матери недоношенных детей имеют меньше возможность осуществлять грудное вскармливание и лактация у части из них уже угасла. Изучение взаимодействия матерей и детей в ситуации кормления показало, что в группах нет отличий по уровневым значениям, но имеются различия в структуре взаимосвязей характеристик взаимодействия. В целом можно говорить о том, что в ситуации кормления в стационаре в ранний послеродовый период в парах матерей и недоношенных детей наблюдается меньше проявлений сформированности диады, чем в парах матерей и доношенных детей.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире рождается около 15,5% недоношенных и маловесных детей. Этот показатель колеблется в широких пределах. В Российской Федерации доля недоношенных детей среди всех новорожденных в среднем составляет 6–8% (Абольян Л.В., Полянская С,А, Новикова С.В., Дерю А.В., 2014).
C 2012 г. Россия присоединилась к критериям ВОЗ в соответствии с которыми изменились стандарты регистрации младенцев, родившихся преждевременно: теперь младенцы, рожденные на сроке беременности 22 недели и более и имеющие вес при рождении 500 г и более и признаки живорождения, получают всю необходимую им медицинскую помощь, и в ведущих перинатальных центрах страны созданы условия для их выхаживания (Иванова И.Е., 2014).
Выхаживание таких детей – это серьезный процесс, в котором необходимо учитывать множество факторов, обусловленных незрелостью такого ребенка, требующий специальных навыков, знаний и оборудования. Многое в этом процессе зависит и от родителей недоношенного ребенка, от их эмоционального состояния, от их понимания ситуации, отношения к ней. Это затратный во всех отношениях процесс, но сейчас благодаря современным достижениям медицины у многих таких детей благополучный прогноз роста и развития. Особое место в выхаживании таких детей занимает вопрос питания.
Грудное вскармливание для недоношенных детей имеет особое значение. С одной стороны, грудное молоко преждевременно родивших женщин – это уникальный по составу и по пищевой ценности продукт (Walker M.,2010, Corvaglia L, Martini S., Giacomo Faldella G., 2013). С другой стороны, взаимодействие во время процесса кормления между матерью и недоношенным младенцем, – невероятно важное явление, которое проходит свое становление в особых условиях выхаживания недоношенного ребенка в стационаре. Опыт грудного вскармливания оказывает благотворное психологическое воздействие на матерей, которые пережили преждевременные роды. Например, это может способствовать укреплению ощущения связи между матерью и ее недоношенным ребенком, помочь восприятию родительской роли. Изначальная мотивация кормить грудью в большой степени влияет на успешность грудного вскармливания (Corvaglia L, Martini S., Giacomo Faldella G., 2013).
Несмотря на все преимущества грудного вскармливания для здоровья матери и ребенка, по данным Госкомстата на 2010 в Российской Федерации на грудном вскармливании находятся всего 39-40% детей в возрасте от 3 до 12 месяцев. Причина такого низкого показателя лежит среди социальных и психологических, а не демографических факторов (Хамошина М.Б., Руднева О.Д., Чотчаева А.И., 2012).
При анализе литературных данных мы обнаружили небольшое число работ, посвященных изучению психологических характеристик влияющих на грудное вскармливание и взаимодействия матерей и недоношенных детей в ситуации кормления в стационаре, что и определило актуальность данного дипломного исследования. Еще одной отличительной особенностью нашей работы является использование отечественного видео метода изучения взаимодействия матери и младенца в ситуации кормления.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей взаимодействия матерей и недоношенных детей в стационаре в ситуации кормления.
Объект исследования: особенности грудного вскармливания недоношенных детей.
Предмет исследования: особенности грудного вскармливания недоношенных детей во время их лечения на отделении новорожденных.
Основная гипотеза исследования: характеристики психологического взаимодействия в ситуации кормления у матерей и недоношенных детей, находящихся на лечении в отделении новорожденных, отличаются от характеристик взаимодействия матерей и доношенных детей по уровневым значениям и структуре взаимосвязей.
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности грудного вскармливания, а именно: отношение матерей к грудному вскармливанию до и после рождения ребенка, состояние лактации у них, особенности организации питания доношенных и недоношенных детей на отделении новорожденных в процессе их лечения.
2. Определить особенности психологического состояния матерей недоношенных детей в сравнении с матерями доношенных детей.
3. Оценить психологическое взаимодействие матерей и недоношенных детей, а также взаимодействие матерей и доношенных детей в ситуации кормления и сравнить имеющиеся различия.
4. Сравнить взаимосвязи характеристик грудного вскармливания, психологического состояния матерей, характеристик психологического взаимодействия в ситуации кормления, социально-демографических и медицинских показателей в группе матерей и недоношенных детей и в группе матерей и доношенных детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках представленной дипломной работы было проведено исследование взаимодействия матерей и их недоношенных детей в условиях стационара в ситуации кормления.
В экспериментальном исследовании осуществлен анализ психологического состояния матерей, их представлений о себе как о матери и о своих детях, характеристик грудного вскармливания, анализ взаимодействия в ситуации кормления в стационаре и проведен корреляционный анализ взаимосвязей между этими показателями. Было обнаружено, что у матерей недоношенных детей уровень ситуативной тревожности значимо ниже, чем у матерей госпитализированных доношенных детей, а высокий уровень личностной тревожности и легкий уровень депрессивных переживаний у матерей обеих групп не различаются. Было также выяснено, что представления о себе, как о матери и о своем ребенке у матерей недоношенных и доношенных детей значимо не различаются. Исследование характеристик грудного вскармливания показали, что матери недоношенных детей имеют меньше возможностей осуществлять грудное вскармливание и лактация у части из них уже угасла. При изучении взаимодействия матерей и детей в ситуации кормления с помощью отечественной видеометодики не были обнаружены различия в уровневых значениях характеристик взаимодействия, однако были получены различия в структуре взаимосвязей между характеристиками взаимодействия и психологическим состоянием и представлениями матерей, а также характеристиками грудного вскармливания.
В целом можно говорить о том, что в ситуации кормления в стационаре в ранний послеродовый период в парах матерей и недоношенных детей наблюдается меньше проявлений сформированности диады, чем в парах матерей и доношенных детей.
Полученные нами данные, несмотря на малую численность наших групп, позволяют говорить о том, что матери как недоношенных, так и доношенных детей, находящихся на лечении в отделении новорожденных, нуждаются в психологической помощи, одним из направлений которой должна быть поддержка грудного вскармливания путем улучшения взаимодействия в паре «мать – младенец» в ситуации кормления.



Абольян Л.В., Полянская С.А., Новикова С.В., Дерю А.В. Организация грудного вскармливания в отделении для недоношенных детей // Вопросы современной педиатрии. 2014. №13(1) С. 10-17.
2. Аринцина И. А., Иванова В. Ю. Характеристики пищевого поведения и взаимодействия с матерями детей раннего возраста // Материалы VIII Российского Форума «Здоровое питание с рождения: Медицина, Образование, Пищевые Технологии. Санкт-Петербург – 2013» 8-9 ноября 2013г./ Науч. ред. Булатова Е.М., Маталыгина О.А. СПб.: Типография ООО «ИТЦ «Символ», 2013. С. 9-10
3. Ворошина О.Р. Психическое развитие преждевременно родившихся детей младенческого возраста: теоретические и прикладные аспекты: - монография. Пермь: ПГПУ. 2011. 100 с.
4. Ворошнина О.Р. Изучение взаимодействия недоношенных младенцев с матерями // Мир науки, культуры, образования. 2013; №6(43) С.165-168.
5. Грибакин С.Г., Давыдовская А.А. Грудное молоко для недоношенных детей: клубок противоречий // Педиатрия. 2012; №1. С. 95-98.
6. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.: Речь, 2002. С. 124-126.
7. Дубленков А.Б., Мухина Ю.Г., Чубарова А.И. и др. Особенности становления лактации у матерей после преждевременных родов // Вопросы практической педиатрии. 2011; №5 С. 32-37
8. Добряков И.В. Перинатальная психология. Спб: Питер, 2011. 272 с.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
10. Коваленко Н.П. Фатеева Е.М. Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и дитя»: Учебное пособие для мед. персонала учреждений родовспоможения и детства. М.: Агар, 2000 С.183
11. Кощавцев А.Г., Мультановская В.Н., Лорер В.В. Синдром «Грусти рожениц» как адаптационное расстройство на ранних этапах развития системы мать-дитя // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2007 №2 С. 59
12. Луковцева, З.В. Психическое развитие недоношенного младенца / З.В. Луковцева, Л.Л. Баз // Вопросы психоло- гии. 1999. № 6. С.29—35
13. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2001. 288 с.
14. Наследов А. SPSS 19. Профессиональный статистический анализ данных – СПб: Питер, 2011. 399 с.
15. Иванова И.Е. Физическое развитие недоношенных детей [Электронный ресурс]: Эл. журнал// Здравоохранение Чувашии. 2014г. №1. http://journal.giduv.com/numbers/2014/1/fizicheskoe_razvitie
16. Пальчик А.Б., Федорова Л. А., Понятишин А.Е. Неврология недоношенных детей. – 2-е изд., доп. – М. : МЕДпресс-информ, 2011. 352 с.
... Всего источников – 42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ