Аннотация 1
Введение 5
Глава 1. Теоретические и методологические вопросы, связанные с изучением интимных отношений 7
1.1. Понятие «Межличностные отношения» 7
1.2. Модели любви 9
1.2.1. Любовь и философия (предпосылки развития психологических теорий любви) 10
1.2.2. Психологические теории и модели любви 12
1.3. Интимность и интимные отношения 21
1.4. Понятие сексуальность и сексуальные отношения 23
1.5. Сексуальный сценарий 26
Основные теоретические выводы 31
Глава 2. Методы и организация исследования 32
2.1. Постановка проблемы 32
2.2. Методы и методики исследования 33
2.3. Описание выборки 39
2.4. Процедура исследования 40
2.5. Математико-статистические методы обработки данных 41
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 43
3.1. Сравнительный анализ представлений молодых людей об интимных отношениях в своей будущей семье по сравнению родительской 43
3.1.1. Анализ результатов по методике «Ролевые ожидания и притязания партнеров в браке» у молодых людей 46
3.1.2. Сравнительный анализ представлений об интимных отношениях в своей будущей семье, по сравнению с родительской по методике «Ролевые ожидания и притязания партнеров в браке» у молодых людей 50
3.1.3. Сравнительный анализ представлений об интимных отношениях в своей будущей семье, по сравнению с родительской по методике «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. 55
Выводы по сравнительному анализу представлений об интимных отношениях в своей будущей семье, по сравнению с представлениями об интимных отношениях в родительской семье 57
3.2. Оценка сексуального профиля молодых людей по методике «Оценка сексуальных профилей»: 58
3.3. Анализ взаимосвязей ролевых притязаний и ожиданий в своих интимных отношениях с особенностями сексуального поведения молодых людей. 64
Модель интимных отношений актуальная для молодых людей 65
Выводы 66
Заключение 67
Список используемой литературы. 69
Приложение. 72
Аннотация
В современном мире стремительно меняющихся ценностей особенно важной, становится задача отслеживать изменения в способах построения близких отношений, в том числе сексуальных. В этом исследовании рассматривается взаимосвязь между представлениями о моделях интимных отношений, которые транслируются в родительской семье, с моделями, которые будут выбраны детьми в их будущих семьях. В исследовании использовались такие методы как: авторская анкета, методика «Оценка сексуального профиля» О.Ф. Потемкиной, Методика «Ролевые Ожидания и Притязания в браке (РОП)» А.Н.Волковой и методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. В исследовании, приняли участие 40 респондентов: из них 19 мужчин и 21 женщина. (средний возраст = 21,8). Гипотеза о том, что модель интимных отношений в своей будущей семье и родительской семье в представлении молодых людей имеет сходство по параметрам: идентификация с партнером, эмоциональная поддержка, и различается по параметрам: большего значения сексуальной сферы для отношений и проявления совместной активности. Модель интимных отношений в своей будущей семье по сравнению с родительской семьей в представлении молодых людей имеет сходство по значению параметра личностная идентификация с партнером, эмоционально-психотерапевтической поддержки от партнера; и различия по значимости вне семейных интересов, как основания для построения и поддержания отношений, и сексуально-интимной сферы. Для молодых людей сексуально-интимная сфера более важна, чем, по их мнению, для их родителей, фокусирующихся на родительских функциях и хозяйственно-бытовых.
Тема построения межличностных отношений, это одна из тех тем, которая не утрачивает свою актуальность со временем. Вопросы связанные с механизмами их формирования, развития всегда находятся в поле зрения исследователей, поскольку они являются в каком-то смысле зеркалом тех социальных, культурных, экономических изменений, которые происходят в конкретный период развития общества. Меняющиеся ценности и образы партнерских взаимоотношений заставляют искать новые пути исследования данного вопроса. Интимные отношения в данном случае, можно рассматривать как частный вопрос межличностных отношений. Ускорение темпа жизни, рост доступности информации, появление «цифрового пространства» и т.д. приводят к серьезной перестройке устоявшихся представлений о мироустройстве, в том числе касающихся того «как надо жить, любить и растить детей». Сейчас все ярче виден разрыв в понимании значения интимности между поколениями, однако отсутствует четкая картина, что изменяется, а что остается неизменным. Это и стало основной проблемой, на поиск решение которой направлено наше исследование.
Цель исследования: изучить и описать модели интимных отношений в родительской и своей будущей семье в представлении молодых людей.
Объект исследования: представления молодых людей об интимных отношениях в своей будущей семье и об интимных отношениях своих родителей.
Предмет исследования: модель интимных отношений в своей будущей семье, по сравнению с родительской, ее содержание и специфика у молодых людей.
Гипотезы:
1) Модель интимных отношений в своей будущей семье и родительской семье в представлении молодых людей будет иметь сходство по параметрам: личностная идентификация с партнером, эмоциональная поддержка.
2) Модель интимных отношений в своей будущей семье и родительской семье в представлении молодых людей будет различаться по параметрам: большего значения сексуальной сферы для отношений и проявления совместной активности.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 40 респондентов из полных семей. (Из них 19 мужчин и 21 женщина в возрасте от 18 до 25 лет (средний возраст = 21,8, станд.откл. = 1,424).
Основными задачами исследования являются:
1. Провести теоретико-методологический анализ понятия интимные отношения в трудах отечественных и зарубежных авторов
2. Изучить представления об интимных отношениях в родительской и своей будущей семье у молодых людей.
3. Провести сравнительный анализ и описать содержание и специфику представлений об интимных отношениях в своей будущей семье, по сравнению с родительской у молодых людей.
4. Проанализировать тенденцию к изменению/сохранению характеристик родительской модели в собственной модели интимных отношений молодых людей.
Методы и методики исследования:
Метод теоретического анализа литературы, контент анализ.
1. Авторская анкета на изучение представлений об интимных отношениях родителей и своих
2. Методика «Ролевые Ожидания и Притязания в браке (РОП)» А.Н.Волковой (Приложение 1).
3. Методика «Оценка сексуального профиля» О. Ф. Потемкиной. (Приложение 1)
4. Методика «Семантический дифференциал» Ч.Осгуда,
Ускорение темпа жизни, рост доступности информации, появление «цифрового пространства» и т.д. приводят к серьезной перестройке устоявшихся представлений о мироустройстве, в том числе касающихся того «как надо жить, любить и растить детей». Сейчас все ярче виден разрыв в понимании значения интимности между поколениями, однако отсутствует четкая картина, что изменяется, а что остается неизменным. В ходе исследования были выявлены тенденции к изменению/сохранению характеристик родительской модели в собственной модели интимных отношениях молодых людей. Была сформулирована некоторая обобщенная модель интимных отношений актуальная для молодых людей. Гипотеза о том, что модель интимных отношений в своей будущей семье и родительской семье в представлении молодых людей имеет сходство по параметрам: идентификация с партнером, эмоциональная поддержка, и различается по параметрам: большего значения сексуальной сферы для отношений и проявления совместной активности.
Результаты этого исследования обладают большой практической значимостью, ведь зачастую многие проблемы, выявленные в ходе психологического консультирования, связаны с бессознательным заимствованием родительских моделей поведения. Использование результатов данного исследования в качестве инструкции для определения близости-дальности собственных моделей интимных отношений клиента с его представлением о родительских моделях интимных отношений позволят собрать достоверную информацию для психолога. Собственные представления клиента о родительских отношениях можно изменить психологическими методами, обеспечивая ресурс в прежде проблемных сферах.
В развитии этой темы было бы показательно расширить выборку, пригласив к участию самих родителей, а также, включив в исследование пары. Это бы дало возможность сравнить насколько представления о родительских отношениях близки к реальности, а также посмотреть преемственность реализации внутрисемейных сценариев.
1. Айзман Н. И. Здоровая женская сексуальность как один из факторов семейного благополучия // Вестник НВГУ. 2009. №4.
2. Блонин В.А. Эволюция брачно-семейных отношений в России и Германии: Историко-сравнительный анализ // Ценность детей и межпоколенные отношения: Сборник научных статей / Под ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2008. С. 5–26.
3. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. — Рязань, 1994.
4. Боуэн М. О процессах дифференциации Я в родительской семье // Теория семейных систем М. Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика. – М.: Когитоцентр, 2008.
5. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999 - 704 C
6. Голод С.И., Личная жизнь: любовь, отношения полов Л., 2000
7. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд. МГУ, 1987. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — 416 с.
8. Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. М.: Знание, 1988. (Народный университет. Педагогический факультет. №9).
9. Григорова Т. П. Представления студентов о семье как проявление жизненного сценария и совладания с его трудностями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. №4.
10. Изард К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2000. – 464 с.
11. Изотова,Е. И. Голубева Н. А., Гребенникова О. В Феномен межпоколенной трансмиссии в социокультурном и информационном пространствах современности/ Мир психологии научно-методический журнал/ Российская Академия образования Воронеж 2017г. N 1 - С.51
12. Ильин Е.П. Психология любви. – М.: Прогресс, 1991. – С. 397-400.
13. Имелинский К. Сексология и сексопатология. Пер. с польск. - М.: Медицина, 1988. — 512 с.
14. Иоффе Е.В. Социально-психологические факторы формирования сексуального сценария личности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – СПб., 2005. – 186. с.]
15. Келли Г. Основы современной сексологии- СПб: Издательство «Питер», 2000. -896с.
16. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учебное пособие. — Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
... Всего источников – 54.