Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковые средства создания образа современника ( на материале сборника рассказов Б. П. Екимова «Возвращение»

Работа №124852

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1. Изучение языка в рамках антропоцентрической лингвистики 7
1.2. О понятии “образ” 12
1.3 Языковая личность, образ человека и модели его поведения 19
1.3.1 Языковые средства описания внешности в создании образа человека 19
1.3.2. Характеристика путем сопоставления понятий «образ человека» – «модель его поведения». 23
1.3.3. Сопоставительный анализ «образ человека» – «языковая личность» 26
Вывод по главе 1 31
Глава 2. Анализ лексических изобразительных средств в прозе Б. Екимова 33
2.1. Лексические средства описания характера героя 33
2.2. Лексические средства описания внешности героя 48
2.3. Лексические средства описания поведения персонажа 55
2.4 Лексические средства речевых характеристик 66
Вывод по главе 2 75
Заключение 76
Список источников 81
Приложение

Известно, что современная общепринятая научная парадигма является антропоцентрической. При данном подходе человек является объектом исследования различных областей знания. В философии понятие антропоцентризма можно объяснить следующим образом: человек является центром вселенной, находится в центре всех событий и явлений. Таким образом, человек может быть противопоставлен всем остальным явлениям, окружающим его.
Антропоцентризм в лингвистике определяется как изучение человеческого фактора в языке. С принципом антропоцентризма тесно связана психолингвистика, представляющая собой науку, которая изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания.
В лингвокультурологии в настоящее время проходит активное изучение языковой картины мира, анализируется лингвоментальный мир человека. Помимо этого в современной лингвистике активно разрабатываются вопросы, связанные с интерпретацией художественного текста как объекта междисциплинарных исследований (Бабенко, Шанский, Новиков, и другие). Художественные тексты являются отражением сознания и мышления носителей русского языка и являются одним из важнейших объектов изучения в иностранной аудитории.
Персонаж художественного текста рассматривается как “целостное смысловое образование и самостоятельный субъект системы текста” (Чурилина 2006: 9). Характеристика персонажа художественного текста – проблема, стоящая на стыке интересов лингвистики, литературоведения и философии, что предполагает интегративный подход к анализу. Многие ученые занимались проблемой построения образа человека с опорой на данные языка (лексические средства, фразеологизмы, сравнения, метафоры и т.п.). Этим занимались такие известные ученые, как Ю.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, Ю.Н. Караулов и другие. Проблема создания образа человека привлекает внимание многих современных лингвистов.
Материалом настоящего исследования была определена проза русского писателя Бориса Петровича Екимова (родился в 1938 г.). Ниже мы обоснуем актуальность произведений этого писателя для изучения образа в лингвистике.
Проза Б.П. Екимова отличается яркой особенностью – это буквально «живописное» изображение героев и действительности, которое сам А. Солженицын назвал «живым потоком екимовских картин». В этом контексте творчество Екимова представляет интерес как пример «портретной лингвистики».
Проза Б.П. Екимова представляет собой значительное явление в литературе наших дней. Широкую известность писателю принесла публикация в 1979 г. рассказа «Холюшино подворье». В настоящее время Б.П. Екимов – автор более 20 книг, лауреат Государственной премии (1998г.), многочисленных литературных, в том числе международных премий. Его произведения печатаются в журналах «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Новый мир». Повесть Екимова «Пастушья звезда» включена в президентскую библиотеку – серию книг выдающихся произведений российских авторов.
Творчество Екимова – серьезное, глубокое, с множественными смыслами. Оно посвящено самым трудным и болезненным вопросам – русской истории, жизни, смерти, нравственности, подвигу. Оно является важной частью общего культурного наследия нашей страны, значительным звеном в той неразрывной цепи, которая связывает Россию прежнюю, Советский Союз и Россию сегодняшнюю.
Актуальность настоящего исследования обусловлена всем вышесказанным, а также необходимостью анализа произведений русской литературы с позиций психолингвистики, поскольку эта область в настоящее время представляется перспективной и заслуживающей пристального внимания, особенно в связи с проблемами преподавания русского языка как иностранного.
Научная новизна работы заключается в том, что проза Б.П. Екимова впервые была проанализирована с позиций психолингвистики.
Объектом исследования послужили тексты русского писателя Б.П. Екимова.
Цель исследования – рассмотрение языковых особенностей создания образа современника и систематическое описание комплекса средств, с помощью которых создан данный образ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. выявить особенности изучения языка в рамках антропоцентрической лингвистики.
2. раскрыть понятие образа.
3. рассмотреть понятия языковой личности, образа, модели поведения.
4. Провести анализ лексических изобразительных средств в прозе Б.П. Екимова.
Для решения поставленных задач и достижения цели в данной работе использованы следующие методы исследования: описательный метод, метод контекстуального, семантического и компонентного анализа.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что была создана классификация, по которой можно давать характеристику образу героя. Эти данные могут быть использованы в будущих исследованиях в этом русле.
Практическая значимость работы определяется возможностью дальнейшего использования материалов на спецкурсах по лингвокультурологии, русской литературе.
Положения, выносимые на защиту.
1. Из ряда терминов: «образ человека», «языковая модель поведения», «языковая личность», которые используются лингвистами с целью описания героя произведения, наиболее важным оказалось понятие «образ человека».
2. Системность образа современника, состоящая из четырех характеристик: характера, внешности, поведения и речевых характеристик.
3. Использование динамического подхода к анализу образа персонажа, обладающего следующими характеристиками: авторскими характеристиками, самохарактеристиками персонажа, характеристиками со стороны других персонажей
4. Ведущую роль в структуре образа персонажа играют языковые средства, которые используются для обрисовки характера, поведения.
Материалом исследования послужили прозаические произведения Б.П. Акимова, а также данные толковых словарей русского языка.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список библиографических источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в данном исследовании были рассмотрены языковые средства создания образа современника (на материале сборника рассказах Б.П. Екимова ''Возвращение'').
Язык является социокультурным феноменом, который человек образует в процессе своей жизнедеятельности. В настоящее время в языкознании и социолингвистике господствует концепция «несводимости» феномена языка к его кодифицированному варианту. Как следствие, более активно изучаются проблемы функционирования тех форм языка, которые считают «стилистически сниженными» - это просторечные, жаргонные, арготические языковые средства.
Языковеды считают самой важной проблему определения того, что конкретно открывает в людях способность к взаимопониманию, каким образом накапливается база методов и приемов необходимые в процессе решения этой задачи.
Прежде всего, это связано с единым направлением лингвистики нашего времени, суть которого заключается в том, чтобы исследовать язык и его результат – речь, вместе с еще одним объектом исследования – языковой личностью. Таким образом, при изучении проблемы молодежного сленга языковеды не только рассматривают языковые особенности данного вида жаргона, но и выявляют особенности процесса формирования носителя языка.
Речь – это сверх сложный многоуровневый комплекс, основная функция которого заключается в установлении отношений между людьми и общностями, а, при более развитом его проявлении, создание культуры и социума в целом.
Рассмотрим далее итоги выполнения поставленных в работе задач.
1. Выявить особенности изучения языка в рамках антропоцентрической лингвистики.
Язык рассматривается в «имманентной» лингвистике как «сам в себе и для себя», а в антропологической он состоит в тесной взаимосвязи с природой человека. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование антропологического подхода при изучении языка позволяет проследить близость языка с бытием человека более отчетливо. Язык - это конструктивное свойство человека.
Обоснование социальных категорий языка впервые было сделано немецким ученым Вильгельмом Гумбольдтом, который считается одним из основоположников лингвистической науки. Он был первым, кто высказал изначальную идею относительно антропоцентрического принципа в языковой науке. Именно он обозначил взаимосвязь человека и языка. В одной из своих работ Гумбольдт утверждает, что «язык есть орган внутреннего бытия» человека. Использование антропологического подхода при изучении языка позволяет проследить близость языка с бытием человека более отчетливо.
2. Раскрыть понятие “образа”.
Понятие образа является полисемантичным, о чем свидетельствует разнообразие его толкований в различных толковых словарях (словарь В.И. Даля и более современные). «Образ» присутствует в терминологическом аппарате разных наук, но для настоящего исследования важен образ в лингвистике, поэтому мы подробнее остановились именно на нем.
Существует множество различных определений понятия «образа» И.Ф. Волков писал, что «художественный образ – это система конкретно чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности».
В исследовании мы будем отталкиваться от следующего понимания образа: это общая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении – образ.
Рассмотреть языковую личность, образ, модели поведения. Определение языковой личности нельзя рассматривать только с точки зрения психологии в целом и психолингвистики в частности; не как один из подходов ее изучения наряду, например, «экономической», «этической», «биологической» личностью, а как полное представление личности во всем многообразии совокупных психический, социальных, моральных, культурных и других элементов, представленных в языковой форме.
Исследование образа как такового продолжается и в связи с этим существуют различные мнения определения данного термина. Итак, многие исследователи утверждают, что «образ» есть некое речевое явление, свойство, присущее художественному языку. В то же время, другие полагают, что образ представляет собой систему конкретно-чувственных единиц, при помощи которых воплощается художественное произведение. Это касается не только внешней формы, но и внутренней.
При этом модель поведения это чисто индивидуально присущее человеку качество. Каждый человек индивидуален, следовательно, модели поведения и представления о них для каждого разные. Стоит отметить, что психологический аспект в процессе изучения языковой личности представляется очень сильно.
В качестве языковой личности может рассматриваться, во-первых, “любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире”, а во-вторых, “комплексный способ описания языковой способности индивида, соединяющий системное представление языка с функциональным анализом текстов”. Изучение языковой личности, основанное на анализе текстов, позволяет полнее исследовать личность и как индивидуум, автора этих текстов, и как типового представителя данной языковой общности, совокупного или усредненного носителя данного языка, и как представителя рода homo sapiens, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем и прежде всего естественного языка. Таким образом, язык через языковую личность предстает и как система, и как текст, и как способность.
Языковая личность – понятие динамическое, причем динамизм понятия «языковая личность» может быть рассмотрен в двух аспектах.
С одной стороны, каждая конкретная языковая личность переживает сначала процесс формирования, а затем совершенствования.
С другой стороны, существуют определенные общие законы развития языка, зная которые, можно успешно осуществлять анализ языковых характеристик людей.
4. Провести анализ лексических изобразительных средств в прозе Б. Екимова.
Общая цель рассматриваемых текстов рассказов Б. Екимова состоит в том, чтобы рассказать читателям о вечных ценностях, о необходимости духовного развития человека, о вере в духовное начало человека, в вечную жизнь и Божественную справедливость.
Мы рассмотрели пять рассказов «Фетисыч» «Патушья звезда» « Возращение» «Пара осенней обуви» «Говори, мама, говори...». Герои рассказов – мальчик Яков из рассказа «Фетисыч», Тимофей из рассказа «Пастушья звезда», баба Надя и девочка из рассказа «Возвращение», Катерина из рассказа «Говори, мама, говори», Мартиновна из рассказа «Пара осенней обуви» - очень разные и по возрасту, и по характеру. Серьезный «маленький мужичок « Фетисыч» и пастух Тимофей – что между ними общего? Оба они – люди честные и порядочные. И Тимофей, и Яков знают отличие добра от зла и спокойно и с достоинством выступают на стороне добра. У них ест много общих качеств, и одно из таких качеств - уважение к другим людям, к своей родине – большой и малой и к самим себе.
Екимовские старушки – баба Надя, Катерина и Мартиновна – тоже очень разные. Баба Надя – праведница, «заступница», которая твердо знает, как жить, как помогать людям. Суетливая, немного растерянная Катерина – далеко не такая целеустремленная. Мартиновна – просто очень уставшая от жизни женщина, не слишком старая, но надломленная трудной жизнью с бесконечными лишениями, в которой только и было светлого, что подаренные отцом «ботики». Однако всех трех женщин объединяет вера в добро, нравственный стержень. И еще - ответственность. Бабу Надю так и зовут – «Надежа». Это же слово говорит невестка Мартиновне. И Катерина тоже не торопится уезжать в город, чувствуя свою ответственность не только за свое подворье, но и за всю деревню.
Образ современника, который мы можем видеть в рассказах Б. Екимова, рисует нам разных людей – мальчика, пожилого пастуха, одинокую старую женщину. Это принципиально разные люди по многим характеристикам, начиная от возраста. Но всех их объединяет одно: это, выражаясь обыденным языком, хорошие люди. Эти люди имеют четкое представление о Добре и Зле и поступают в соответствии с этими представлениями. Находясь в состоянии нравственного выбора, они безошибочно делают этот выбор в пользу Добра. В этом высокая нравственная ценность прозы Бориса Екимова.
Таким образом, в «коллективном портрете» современника, созданном Борисом Екимовым, мы можем проследить главные черты: нравственная твердость, ответственность и чувство собственного достоинства.
Задачи исследования выполнены, цель достигнута, работа завершена.



1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2004.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: опыт системного описания // Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Языки русской культуры, 1995.
3. Ахматова А.А. Избранное. М.: Астрель-АСТ, 2010.
4. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста: основы теории, принципы и аспекты анализа учебник для вузов / Л.Г.Бабенко. Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический проект, 2004.
5. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. М., 2007.
6. Белинский В. Г. Избранные статьи. М.: Детская литература, 1972.
7. Бенджамен Л. Уорф. Наука и языкознание: О двух ошибочных воззрениях на речь и мышление, характеризующих систему естественной логики, и о том, как слова и обычаи влияют на мышление. Зарубежная лингвистика - М., 1999.
8. Бирон В.С. Петербург Достоевского. Л., «Свеча», 1990.
9. Вильгельм фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Ра-Мишвили; Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева. — М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. - 400 с.
10. Волков И.Ф. Теория литературы. Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение; Владос 1995. – 256 с.
11. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1.
12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
13. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 2007.
14. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. СПб.: Наука, 2007.
15. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для студентов СПО - М.: Гардарики, 2007.
16. Диккенс Ч. Крошка Доррит. М.: Эксмо, 2010.
17. Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда. М.: Эксмо, 2010.
18. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Книга восьмая. М. : Мысль, 1986.
19. Достоевский Ф.М. Идиот. М.: Мартин, 2012.
20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2008.
21. Екимов Б.П. Возвращение. Сборник рассказов. М.: Эксмо, 2014.
22. Зденек М. Учебник по творческому мышлению. Москва. Попурри, 2011.
23. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М.: Наука, 1987.
24. Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось, 2004. – 128 с.
25. Кисмерешкин В.П. Бренды и имиджи. – М.: РИП-Холдинг, 2006.
26. Клейтон П. Секреты языка тела. – М.: Астрель, , 2004.
27. Крючкова Т.Б. Языковая политика и реальность. Вопросы филологии. 2010, №1 (34).
28. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. - Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.
30. Лотман Ю.М. Люди и знаки. / В кн. Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010.
31. Макеева И.И. Этика речевого поведения в русской культуре // Логический анализ языка. Языки этики. М., 2000.
32. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 1-50. М: Государственное издательство политической литературы, 1955 — 1981.
33. Николаев А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. Иваново: ЛИСТОС, 2011.
34. Постовалова, В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира [Текст] / В.И. Постовалова. - М. : Наука, 1988.
35. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2000
36. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцать первого века. М., 2009
37. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб. : Питер, 2008. — 432 с.
38. Резепoв И. Психология рекламы и PR: М.: Дашков и К, 2008.
39. Роднянская И.Б. Движение литературы. В 2 Т. М.: Знак, 2006.
40. Сафрански Р. Шиллер, или открытие немецкого идеализма. М.: Текст — 2007.
41. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008.
42. Стендаль Ф. Малое собрание сочинений. М.: Азбука, 2012.
43. Уайт Л.А. Символ: исток и основа поведения человека // Работы Л.А. Уайта по культурологии. Сборник переводов. М., 1996.
44. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. М.: Прогресс, 1975.
45. Формановская Н.И Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
46. Хоган К. Эффективная коммуникация: 10 золотых правил делового и личного успеха. – М.: Рипол Классик, 2004.
47. Цуладзе А.И Политические манипуляции, или покорение толпы. М., 2007.
48. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
49. Юркин Л.А. Введение в литературоведение: Учебное пособие Л.А. Юркин. – М., 2012.

СПИСОК СЛОВАРЕЙ
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Ок.9000 синонимических рядов./ Под ред. Л.А.Чешко. - 5-е изд., стереотип.-М.: Рус. яз., 1986. -568 с
2. Бабенко, Л.Г. Словарь синонимов русского языка: более 5000 синонимических рядов около 30000 слов- синонимов/ Л.Г. Бабенко- М.: Астрель, АСТ, 2011. – 688 с
3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык- 2000с
4. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка — СПб. : Норинт, 2003-1536 с.
5. Петровский, Н.А. Словарь русских личных имен: более 3000 имен, старинных и новейших полных и уменьшительных/Н.А. Петровский-М.: Русские словари, 2014.-543с
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2013. - 1376 c.
7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013. - 1216c.
8. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: окло 13 000 фразеологических единиц /А.И. Фёдоров - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 878 с.
9. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.
10. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
11.Ушаков, Дмитрий Николаевич. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.

Федоров, Александр Ильич. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров. - 3-е изд., испр. - М. : АСТ [и др.], 2008. - 879 c.
15. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ