Социодинамика ценностей молодых китайских предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь)»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодых предпринимателей в социальной структуре современного мегаполиса 9
§1.1. Историко-социологический анализ молодежного предпринимательства как элемента социальной структуры общества 9
§1.2. Социологический портрет молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь 21
§1.3. Университеты как акторы ценностей молодежного предпринимательства 32
Выводы по 1 Главе 45
Глава 2. Эмпирические социологические исследования ценностей молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь: сетевой подход 47
§2.1. Социодинамика ценностей молодых предпринимателей: сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь) 47
§2.2 Сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей 66
§2.3 Ценность рыночных качеств в сети ценностей молодых тайваньских предпринимателей 74
Выводы по Главе 2 83
Заключение 84
Список литературы 87
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования ценностей молодых предпринимателей в социальной структуре современного мегаполиса 9
§1.1. Историко-социологический анализ молодежного предпринимательства как элемента социальной структуры общества 9
§1.2. Социологический портрет молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь 21
§1.3. Университеты как акторы ценностей молодежного предпринимательства 32
Выводы по 1 Главе 45
Глава 2. Эмпирические социологические исследования ценностей молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь: сетевой подход 47
§2.1. Социодинамика ценностей молодых предпринимателей: сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь) 47
§2.2 Сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей 66
§2.3 Ценность рыночных качеств в сети ценностей молодых тайваньских предпринимателей 74
Выводы по Главе 2 83
Заключение 84
Список литературы 87
Актуальность темы исследования. Социодинамика ценностей молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса достаточно тесно связана с изменением и формированием новых ценностных систем. Именно ценности в современных условиях развития предпринимательства являются определяющим фактором, который способен не только интегрировать общество, но и влиять на глобализационные вызовы, которые стоят перед человечеством. Следует констатировать, что проблема социодинамики ценностей молодых предпринимателей представляет собой сквозной элемент в исследованиях социогуманитарного направления и имеет достаточно длительную традицию своего изучения. Для социологической науки проблема существующей социодинамики ценностей молодежи – это не только взгляд на нормативное, регулятивное или интегративное воздействие ценностей на систему социальных действий и поступков человека, что тесно связано с социокультурным развитием и самосовершенствованием личности, но и проблема морально-этического характера.
Социодинамика ценностных ориентаций молодежи, включая китайскую молодёжь, характеризуется важными особенностями, которые естественным образом в наибольшей степени могут способствовать развитию предпринимательской инициативы представителей молодого поколения. Кардинальные изменения, которые произошли и происходят в современном обществе, поставили на повестку дня проблему исследования социодинамики ценностей молодых предпринимателей. Эти ценности, а также степень их проявления, неотделимыми от экономического прогресса. Востребованность изучения социодинамики ценностей для мировой социологической науки учеными, органами государственного управления и общественным сектором, руководством и научно-педагогическим персоналом высших учебных заведений обусловливает теоретическую и практическую актуальность исследования выбранной темы. Так как молодежь выступает активным катализатором социальных и экономических изменений, то возникает ряд исследовательских проблем, которые требуют определения механизмов, факторов и условий, влияющих на формирование и развитие сферы ценностей молодых предпринимателей.
На сегодняшний день изучение молодежного предпринимательства с точки зрения концепции инноваций (модернизации) представляет особый интерес, поскольку именно молодежь является социальной группой, наиболее динамичной, восприимчивой к изменениям и склонной к риску, а также обладающей инновационным потенциалом и творчеством. В этом процессе также очень важным является изучение социодинамики ценностей молодых предпринимателей.
Интерес общества и отдельных его институтов (в частности, высшего образования) к молодежному предпринимательству и социодинамике ценностей предпринимателей связан с несколькими причинами.
Во-первых, молодежное предпринимательство формирует лидеров с высоким уровнем социальной ответственности, востребованного обществом, особенно в том случае, если существует необходимая для этого социодинамика ценностей.
Во-вторых, для образовательной системы, ориентированной на «массовую, среднюю теоретическую» личность (что продвигается национальными образовательными стандартами различных стран, в частности, Китайской Народной Республики), необходима современная система практического индивидуального развития с акцентом на высокий уровень свободы выбора и интеллектуальной мобильности, а также на практическую реализацию знаний, требующую индивидуальных систем развития.
В-третьих, обществу требуется не только профессиональная компетентность, но и многомерное профессиональное развитие, предполагающее «профессиональную многополярность» личности. Таким образом, молодежное предпринимательство является перспективным направлением развития академической работы вуза, а также сферой профессионализации студентов и завершения компетенций, востребованных на рынке труда. Необходимо обращать внимание не только на развитие профессиональных навыков будущих предпринимателей, но и на социодинамику их ценностей.
Принимая во внимание то, что в научной литературе нет достаточно четких концептуальных императивов относительно социодинамики ценностей молодых китайских предпринимателей, определения их места в системе личности, социальной группы или общества; возникла насущная необходимость углубить исследовательский социологический дискурс и очертить отдельные аспекты в изучении ценностной проблематики молодых китайских предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по проблемам ценностей молодых предпринимателей показал, что эта проблематика как важная основа общества в классических социологических теориях рассматривается постоянно и с самых различных направлений.
Среди самых известных мировых ученых в этом направлении необходимо выделить следующих – О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, К. Клакхон, Н. Луман, П. Штомпки и др.
Наряду с этими классическими трудами данный вопрос в настоящее время рассматривается в научных статьях и монографиях исследователей таких, как В. В. Староверов, А. О. Жидикова, Е. Н. Сентищева, А.Ю. Чепуренко, Ж. М. Грищенко, Л. Г. Новикова, И. Н. Лапша, С.В. Гришаев, В. Г. Немировский, А. В. Иноземцева, З. М. Дыльнова, С.В. Алещенок, И. М. Ильинский, В. К. Криворученко, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Н.В. Мошняга, В.В. Нехаев, Д.Г. Полиева, С.Б. Путинский, Б. А. Ручкин, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др.
Объектом исследования являются молодые предприниматели в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Предметом выступает ценностная социодинамика молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Цель данной работы – изучить социодинамику ценностей молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Для достижения цели исследования следует разрешить следующие задачи:
– изучить историко-социологический анализ молодежного предпринимательства как элемента социальной структуры общества;
– проанализировать социологический портрет молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь;
– рассмотреть университеты как акторы социодинамики ценностей молодежного предпринимательства;
– указать социодинамику ценностей молодых предпринимателей: сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь);
– провести сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей;
–выявить особенности социодинамики ценностей рыночных качеств в сети ценностей молодых китайских предпринимателей.
Теоретико-методологической основой исследования является использование теоретических положений структурно-функциональной парадигмы и ряда наработок П. Штомпки (теория социальных изменений концепция культурной травмы, социология повседневности), что позволило рассмотреть ценности молодых предпринимателей как структурированный социальный феномен, определяющий культурно-цивилизационный прогресс общества.
Для решения поставленных исследовательских задач было использовано комплекс общенаучных методов, которые обеспечивают логику и системность исследования, в частности: анализ и синтез (для определения и систематизации теоретико-методологических основ исследования проблематики ценностей предпринимателей), сравнение (для выявления и сопоставления существующих научных подходов к интерпретации понятий «ценности»), классификации (для систематизации факторов классификации различных видов ценностей, в т. ч. Молодых предпринимателей). Основным методом получения первичной социологической информации является экспертный и анкетный опрос. Анализ первичной социологической информации проведено путем применения ряда математико-статистических методов, в частности применен факторный, корреляционный и кластерный анализ. Компьютерная обработка массивов данных реализована с помощью прикладных программ SPSS Statistics и MS Excel.
Научная новизна исследования заключается в создании актуальной концептуальной модели исследования социодинамики ценностей молодых предпринимателей в контексте трансформационных изменений в условиях современного Китая, в частности города Шэньчжэнь провинции Гуандун на юге страны.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты работы расширяют возможности социологического объяснения вопросам социодинамики ценностей молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь) и могут быть использованы: 1) учеными в научно-исследовательской работе для дальнейших исследований социодинамини предпринимательских ценностей; 2) органами государственного управления и общественным сектором для разработки государственных и образовательных программ, концепций, направленных на развитие положительной социодинамики ценностей молодых предпринимателей; 3) преподавателями для создания спецкурсов, направленных на развитие социодинамики ценностей молодежи, а также для разработки и преподавания таких учебных дисциплин как «Социология молодежи», «Социология предпринимательства», «Социология ценностей» и других дисциплин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Социодинамика ценностных ориентаций молодежи, включая китайскую молодёжь, характеризуется важными особенностями, которые естественным образом в наибольшей степени могут способствовать развитию предпринимательской инициативы представителей молодого поколения. Кардинальные изменения, которые произошли и происходят в современном обществе, поставили на повестку дня проблему исследования социодинамики ценностей молодых предпринимателей. Эти ценности, а также степень их проявления, неотделимыми от экономического прогресса. Востребованность изучения социодинамики ценностей для мировой социологической науки учеными, органами государственного управления и общественным сектором, руководством и научно-педагогическим персоналом высших учебных заведений обусловливает теоретическую и практическую актуальность исследования выбранной темы. Так как молодежь выступает активным катализатором социальных и экономических изменений, то возникает ряд исследовательских проблем, которые требуют определения механизмов, факторов и условий, влияющих на формирование и развитие сферы ценностей молодых предпринимателей.
На сегодняшний день изучение молодежного предпринимательства с точки зрения концепции инноваций (модернизации) представляет особый интерес, поскольку именно молодежь является социальной группой, наиболее динамичной, восприимчивой к изменениям и склонной к риску, а также обладающей инновационным потенциалом и творчеством. В этом процессе также очень важным является изучение социодинамики ценностей молодых предпринимателей.
Интерес общества и отдельных его институтов (в частности, высшего образования) к молодежному предпринимательству и социодинамике ценностей предпринимателей связан с несколькими причинами.
Во-первых, молодежное предпринимательство формирует лидеров с высоким уровнем социальной ответственности, востребованного обществом, особенно в том случае, если существует необходимая для этого социодинамика ценностей.
Во-вторых, для образовательной системы, ориентированной на «массовую, среднюю теоретическую» личность (что продвигается национальными образовательными стандартами различных стран, в частности, Китайской Народной Республики), необходима современная система практического индивидуального развития с акцентом на высокий уровень свободы выбора и интеллектуальной мобильности, а также на практическую реализацию знаний, требующую индивидуальных систем развития.
В-третьих, обществу требуется не только профессиональная компетентность, но и многомерное профессиональное развитие, предполагающее «профессиональную многополярность» личности. Таким образом, молодежное предпринимательство является перспективным направлением развития академической работы вуза, а также сферой профессионализации студентов и завершения компетенций, востребованных на рынке труда. Необходимо обращать внимание не только на развитие профессиональных навыков будущих предпринимателей, но и на социодинамику их ценностей.
Принимая во внимание то, что в научной литературе нет достаточно четких концептуальных императивов относительно социодинамики ценностей молодых китайских предпринимателей, определения их места в системе личности, социальной группы или общества; возникла насущная необходимость углубить исследовательский социологический дискурс и очертить отдельные аспекты в изучении ценностной проблематики молодых китайских предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Степень разработанности проблемы. Анализ литературы по проблемам ценностей молодых предпринимателей показал, что эта проблематика как важная основа общества в классических социологических теориях рассматривается постоянно и с самых различных направлений.
Среди самых известных мировых ученых в этом направлении необходимо выделить следующих – О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Ф. Адлер, Г. Беккер, П. Блау, Г. Блумер, П. Бурдье, К. Клакхон, Н. Луман, П. Штомпки и др.
Наряду с этими классическими трудами данный вопрос в настоящее время рассматривается в научных статьях и монографиях исследователей таких, как В. В. Староверов, А. О. Жидикова, Е. Н. Сентищева, А.Ю. Чепуренко, Ж. М. Грищенко, Л. Г. Новикова, И. Н. Лапша, С.В. Гришаев, В. Г. Немировский, А. В. Иноземцева, З. М. Дыльнова, С.В. Алещенок, И. М. Ильинский, В. К. Криворученко, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, Н.В. Мошняга, В.В. Нехаев, Д.Г. Полиева, С.Б. Путинский, Б. А. Ручкин, Е. Г. Слуцкий, В. И. Чупров и др.
Объектом исследования являются молодые предприниматели в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Предметом выступает ценностная социодинамика молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Цель данной работы – изучить социодинамику ценностей молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь).
Для достижения цели исследования следует разрешить следующие задачи:
– изучить историко-социологический анализ молодежного предпринимательства как элемента социальной структуры общества;
– проанализировать социологический портрет молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь;
– рассмотреть университеты как акторы социодинамики ценностей молодежного предпринимательства;
– указать социодинамику ценностей молодых предпринимателей: сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь);
– провести сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей;
–выявить особенности социодинамики ценностей рыночных качеств в сети ценностей молодых китайских предпринимателей.
Теоретико-методологической основой исследования является использование теоретических положений структурно-функциональной парадигмы и ряда наработок П. Штомпки (теория социальных изменений концепция культурной травмы, социология повседневности), что позволило рассмотреть ценности молодых предпринимателей как структурированный социальный феномен, определяющий культурно-цивилизационный прогресс общества.
Для решения поставленных исследовательских задач было использовано комплекс общенаучных методов, которые обеспечивают логику и системность исследования, в частности: анализ и синтез (для определения и систематизации теоретико-методологических основ исследования проблематики ценностей предпринимателей), сравнение (для выявления и сопоставления существующих научных подходов к интерпретации понятий «ценности»), классификации (для систематизации факторов классификации различных видов ценностей, в т. ч. Молодых предпринимателей). Основным методом получения первичной социологической информации является экспертный и анкетный опрос. Анализ первичной социологической информации проведено путем применения ряда математико-статистических методов, в частности применен факторный, корреляционный и кластерный анализ. Компьютерная обработка массивов данных реализована с помощью прикладных программ SPSS Statistics и MS Excel.
Научная новизна исследования заключается в создании актуальной концептуальной модели исследования социодинамики ценностей молодых предпринимателей в контексте трансформационных изменений в условиях современного Китая, в частности города Шэньчжэнь провинции Гуандун на юге страны.
Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты работы расширяют возможности социологического объяснения вопросам социодинамики ценностей молодых предпринимателей в условиях высокотехнологичного мегаполиса (на примере г. Шэньчжэнь) и могут быть использованы: 1) учеными в научно-исследовательской работе для дальнейших исследований социодинамини предпринимательских ценностей; 2) органами государственного управления и общественным сектором для разработки государственных и образовательных программ, концепций, направленных на развитие положительной социодинамики ценностей молодых предпринимателей; 3) преподавателями для создания спецкурсов, направленных на развитие социодинамики ценностей молодежи, а также для разработки и преподавания таких учебных дисциплин как «Социология молодежи», «Социология предпринимательства», «Социология ценностей» и других дисциплин.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Таким образом, в первой главе был проведён историко-социологический анализ молодежного предпринимательства как элемента социальной структуры общества, проанализирован социологический портрет молодых предпринимателей г. Шэньчжэнь и рассмотрены университеты как акторы формирования положительной социодинамики ценностей молодежного предпринимательства.
Меры по развитию системы развития положительных ценностей современного предпринимательства среди молодежи должны выглядеть следующим образом:
– формирование полноценной законодательной базы, направленной на развитие молодежного предпринимательства и системы профориентации молодежи;
– принятие комплексной программы базового предпринимательства молодежи, включая инновационное предпринимательство;
– реализация образовательных и обучающих программ в университетах, направленных на формирование личности предпринимателя с соответствующим набором личностных качеств и ценностей (введение факультативов для изучения основ предпринимательской деятельности и правовой грамотности в рамках существующих учебных программ, создание площадок на базе образовательного учреждения, где потенциальные предприниматели смогут отточить полученные навыки);
– создание экономических условий, которые поощряли бы участие бизнеса в образовательных процессах для молодых людей с целью получения практического опыта работы и необходимых профессиональных знаний.
Основная цель развития предпринимательской деятельности – приобщение молодежи к предпринимательской культуре и формирование у молодёжи социодинамики предпринимательских ценностей. Это культурный компонент, который является основополагающим для построения успешной карьеры. Очень важно вовлекать молодежь в предпринимательскую деятельность, поскольку молодежное предпринимательство является фактором экономического развития страны.
Во второй главе была рассмотрена социодинамика ценностей молодых предпринимателей; был проведён сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь), а также сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей; были выявлены особенности социодинамики рыночных ценностей в сети ценностей молодых китайских предпринимателей.
Россия и Китай в середине 1980-х и в 1990-е гг. провели экономические структурные реформы, которые заметно изменили условия и образ жизни в мегаполисах. В отличие от китайских реформ, сохранявших старые институты в той степени, в которой они помогали регулировать экономическую и социальную жизнь, российские реформы начались с радикального разрушения или тотальной перестройки советской институциональной системы. В результате частные предприятия получили полную свободу еще до того, как была создана эффективная налоговая служба, судебная система, до того, как были реформированы и усовершенствованы новые рыночные правоохранительные органы. Общим для России и Китая и, равным образом, для исследуемых городов – Санкт-Петербурга и Шэньчжэня – был курс на развитие рыночной экономики, подразумевавший создание условий для свободного предпринимательства и функционирование относительно свободного рынка труда. В целом, социодинамика терминальных и инструментальных ценностей российских и китайских молодых предпринимателей происходила в похожих или даже одинаковых трендах и закономерностях. Самым существенным различием в социодинамике ценностей молодых предпринимателей остается понимание предпринимательства как социально обусловленной деятельности, т.е. различия в социальной направленности предпринимательства. Для молодых китайских предпринимателей характерны утилитарный подход к организации дела, приоритет социальных и государственных целей предпринимательства, техническая и ресурсная основы предпринимательской деятельности, что характеризует молодых китайских предпринимателей как прагматичных и опытных организаторов предпринимательской деятельности.
Меры по развитию системы развития положительных ценностей современного предпринимательства среди молодежи должны выглядеть следующим образом:
– формирование полноценной законодательной базы, направленной на развитие молодежного предпринимательства и системы профориентации молодежи;
– принятие комплексной программы базового предпринимательства молодежи, включая инновационное предпринимательство;
– реализация образовательных и обучающих программ в университетах, направленных на формирование личности предпринимателя с соответствующим набором личностных качеств и ценностей (введение факультативов для изучения основ предпринимательской деятельности и правовой грамотности в рамках существующих учебных программ, создание площадок на базе образовательного учреждения, где потенциальные предприниматели смогут отточить полученные навыки);
– создание экономических условий, которые поощряли бы участие бизнеса в образовательных процессах для молодых людей с целью получения практического опыта работы и необходимых профессиональных знаний.
Основная цель развития предпринимательской деятельности – приобщение молодежи к предпринимательской культуре и формирование у молодёжи социодинамики предпринимательских ценностей. Это культурный компонент, который является основополагающим для построения успешной карьеры. Очень важно вовлекать молодежь в предпринимательскую деятельность, поскольку молодежное предпринимательство является фактором экономического развития страны.
Во второй главе была рассмотрена социодинамика ценностей молодых предпринимателей; был проведён сравнительный анализ российских и китайских мегаполисов (Санкт-Петербург и Шэньчжэнь), а также сравнительный сетевой анализ терминальных и инструментальных ценностей молодых российских и китайских предпринимателей; были выявлены особенности социодинамики рыночных ценностей в сети ценностей молодых китайских предпринимателей.
Россия и Китай в середине 1980-х и в 1990-е гг. провели экономические структурные реформы, которые заметно изменили условия и образ жизни в мегаполисах. В отличие от китайских реформ, сохранявших старые институты в той степени, в которой они помогали регулировать экономическую и социальную жизнь, российские реформы начались с радикального разрушения или тотальной перестройки советской институциональной системы. В результате частные предприятия получили полную свободу еще до того, как была создана эффективная налоговая служба, судебная система, до того, как были реформированы и усовершенствованы новые рыночные правоохранительные органы. Общим для России и Китая и, равным образом, для исследуемых городов – Санкт-Петербурга и Шэньчжэня – был курс на развитие рыночной экономики, подразумевавший создание условий для свободного предпринимательства и функционирование относительно свободного рынка труда. В целом, социодинамика терминальных и инструментальных ценностей российских и китайских молодых предпринимателей происходила в похожих или даже одинаковых трендах и закономерностях. Самым существенным различием в социодинамике ценностей молодых предпринимателей остается понимание предпринимательства как социально обусловленной деятельности, т.е. различия в социальной направленности предпринимательства. Для молодых китайских предпринимателей характерны утилитарный подход к организации дела, приоритет социальных и государственных целей предпринимательства, техническая и ресурсная основы предпринимательской деятельности, что характеризует молодых китайских предпринимателей как прагматичных и опытных организаторов предпринимательской деятельности.



