ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА КИТАЯ В РОССИИ 7
1.1 Понятие образа и имиджа в современных научных исследованиях 7
1.2 Стереотипы: понятие и их влияние на образ Китая в России 13
1.3. Основные этапы формирования образа Китая в России 18
ГЛАВА 2. ОБРАЗ КИТАЯ В РОССИИ В СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 24
2.1 Место политики «мягкой силы» КНР в становлении образа страны в России 24
2.2 Роль Институтов Конфуция в формировании образа Китая в РФ 32
2.3 Влияние проекта «Один пояс и один путь» на образ КНР в России 35
ГЛАВА 3. МЕДИАОБРАЗ КИТАЯ В РОССИИ 43
3.1 Китай глазами российских СМИ 43
3.2 Влияние китайских брендов на образ КНР в России 48
3.3 Образ Китая в России в эпоху «новых медиа» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Образ страны занимает важную позицию в международных отношениях. Формирующееся о государстве те или иные представления, во многом предопределяют положение данного государства на международной арене, а также отношение к нему со стороны других стран.
ВXXI веке отношения между Россией и Китаем начали динамично развиваться. Оба государства являются крупнейшими державами, выступающими за укрепление международных позиций, а также поддержание мира и стабильности. По ряду экономических и культурных вопросов, интересы России и КНР совпадают, что обуславливает их стратегическое партнерство и следование общим целям. Главы государств регулярно проводят встречи как в двустороннем формате, так и «на полях» крупных международных мероприятий - форумов «Группы двадцати», АТЭС, ШОС, БРИКС и т.д. В 2015 году Россия и Китай совместно отпраздновали 70-летние Победы в Великой отечественной войне. Данный факт является подтверждением сближения стран, исходя из чего, в современной науке возникает необходимость в исследовании представлений России и Китая друг о друге.
Образ Китая в ХХ веке во всём мире был довольно противоречивым. Китай ассоциировался с некачественной продукцией, дешевой рабочей силой, нарушением прав человека и многим другим. Однако на современном этапе, экономическая мощь Китая и также предпринимаемые руководством страны реформы, способствуют переосмыслению Китая в сознании мировой общественности. Особенно данная тенденция коснулась России, ведь в силу территориального соседства государств, а также их экономических и культурных контактов, современный образ Китая в России трансформировался и приобрел новые грани. В данном контексте, изучение образа Китая в России в XXI веке, востребовано в современной науке и является необходимым звеном в аналитике российско-китайских отношений. Данный факт обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – проанализировать формирование образа Китая в России в начале XXI века.
Согласно поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Определить теоретическую базу исследования, выделив основные термины;
Охарактеризовать становление образа Китая в России посредством исторического анализа российско-китайских культурных связей;
Рассмотреть влияние инструментов «мягкой силы» на формирование образа Китая в России;
Проанализировать основные идеи проекта «Один пояс и один путь» и их влияние на образ КНР в РФ;
Выявить воздействие китайских брендов на современный образ КНР в России.
Объектом исследования является комплекс представлений о Китае в России на современном этапе.
Предметом исследования является специфика формирования образа КНР в России, а также механизмы влияющие на данный процесс.
Новизна исследования заключается в анализе становления образа Китая в России с учетом международных реалий XXI века. В работе детально рассматриваются современные инструменты формирования образа государства, эффективность которых представлена на примере Китая.
Теоретическая база исследования. Изучение понятий «образ» и «имидж» представлено в работах: Э. Галумова, А. Гравера, В. Кисмерешкина, И. Рожкова, К. Телегиной. Среди зарубежных исследователей данный вопрос рассматривали: С. Балоглу, Д. Бурстин, П. Котлер, Г. Левинсон, К. Маклери, И. Мартин, Г. Моргентау, С. Эроглу, и другие. Среди китайских исследователей имидж государства рассматривали: Ванг Хаксон, Лю Сяоянь, Чжэн Мэньли и другие.
Одним из наиболее известных зарубежных ученых, исследовавших влияние стереотипов на образ государства, является У. Липпман. Именно он первым использовал понятие «стереотип» в своих трудах.
Изучением образа Китая в России занимались следующие ученые: Ю. Благодер, П. Головачев, Е. Дятлова, С. Минц, В. Мясников.
Документальную базу исследования составили материалы официальных документов, среди которых: Документы, подписанные в ходе 19-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая, «Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства», «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия», «Соглашение об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России».
Методология исследования. В целях выделения общего и различного в таких понятиях, как «образ», «имидж» и «стереотип», нами был использован компаративный анализ. При рассмотрении становления российско-китайских культурных связей, мы использовали историко-описательный метод. В рамках рассмотрения деятельности Институтов Конфуция на территории России, а также проекта «Один пояс и один путь», мы использовали дескриптивный анализ и функциональный метод. В контексте рассмотрения специфики китайской и культуры и её влияния на образ КНР в России, мы использовали социокультурный метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в пополнении отраслевой теоретической базы, которая может поспособствовать как изучению международных отношений в целом, так и российско-китайских отношений в частности. Более того, данная работа является важным научным вкладом в копилку исследований межкультурной коммуникации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности представителей государственной власти, дипломатов, политтехнологов, PR-специалистов, имиджмейкеров, и многих других. Материалы исследования могут послужить разработке новых инициатив в рамках российско-китайских отношений, а также поспособствовать созданию предпосылок формирования положительного образа современного Китая в России.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. В первой главе историко-теоретические основы становления образа Китая в России. Вторая и третья главы носят практический характер. Во второй главе образ Китая в России рассматривается в контексте политики «мягкой силы» и задействованных в ней инструментов. Третья глава посвящена рассмотрению медиаобраза Китая в России.
В XXI веке российско-китайские отношения вышли на уровень стратегического партнерства, что обусловило необходимость со стороны китайского руководства, поспособствовать формированию положительных представлений о КНР в сознании российских граждан. Однако образ Китая в России складывался на протяжении длительного времени, и своими корнями уходит в период первых межкультурных контактов между Российской Империей и Китаем.
Долгое время Китай не представлял интереса для России. Это было обусловлено нестабильностью политической обстановки в Центральной Азии и отсутствия каких-либо совместных интересов, способствующих налаживанию партнерских связей. Исходя из этого, образ Китая в России изначально начал складываться в приграничных регионах. По мере развития российско-китайских отношений и миграции, представления о Китае в России расширялись.
В контексте изучения современного образа Китая в России, важное место занимают стереотипы. Их становление приходится на период первых тесных контактов между Россией и Китаем, в частности стоит выделить строительство великой сибирской магистрали, когда сотни тысяч китайцев были приглашены на работу. В этот период, китайцы зарекомендовали себя как очень трудолюбивая нация. Этот стереотип прочно закрепился за представителями китайской нации, и находит своё отражении в образе Китая в России и сегодня, равно как и ряд негативных стереотипов. Так, в 2017 году русские респонденты отмечали, что китайцы очень шумные и любят громко разговаривать. Однако стоит подчеркнуть, что формирование негативных стереотипов о китайцах в России во многом обусловлено не столько их негативными характеристиками, сколько дифференциацией российской и китайской культуры. В данной связи, в целях избегания межкультурного кризиса, а также поддержания гармоничных отношений между Россией и КНР, китайское руководство ощутило необходимость в формировании положительного образа Китая посредством культуры.
В сентябре 2001 года Китай и Россия подписали совместное коммюнике шестой регулярной встречи глав правительств Китая и России. Обе стороны договорились проводить различные культурные мероприятия, а также реализовывать всевозможные проекты в области культурного сотрудничества, в сфере телевидения, кино и театрального искусства. В данной связи, в 2006 году в России вышел журнал «Китай», который стал подтверждением перспективности российско-китайского культурного сотрудничества. Помимо этого, тесное культурное сотрудничество России и Китая нашло своё отражение в проведении перекрестных годов. Благодаря данной инициативе, российские граждане получили возможность поближе познакомиться с китайской культурой, языком и политикой.
Важную роль в становлении образа Китая в России сыграл тот факт, что к моменту наступления нового тысячелетия, Китай уже вступил на путь реформ и открытости. Выстраивание дружественных отношений между Россией и КНР стало возможным в силу перемен, которые повлекла за собой модернизация Китая. Особое значение в данном контексте приобретает политика softpower, благодаря которой китайским руководством было принято решение развивать каналы иновещания. Результатом данной инициативы стало расширение информационных каналов, посредством сотрудничества России и Китая в медийной сфере.
Популяризация китайского языка и культуры положительно отражается на восприятии КНР в России. Данную задачу выполняют Институты Конфуция, деятельность которых способствует сближению и сотрудничеству между Россией и КНР, а также взращивает почву для межличностных контактов между русскими и китайцами.
Помимо культурного взаимодействия, сотрудничество между Россией и КНР включает в себя и экономические контакты. Стереотипы о некогда «бедном Китае» разрушены и сегодня в сознании россиян Китай представляет собой новую глобальную силу, сотрудничество с которой принесет пользу для России. В данной связи, важно выделить проект «Один пояс и один путь», масштабы которого позволяют не только укрепить двустороннее региональное сотрудничество между Россией и КНР, но и демонстрируют политическое и экономическое развитие Китая.
В рамках информационной эпохи, важное место в формировании образа Китая в России занимают СМИ. Согласно результатам данного исследования, на начальном этапе российско-китайского сотрудничества, российские СМИ выражали противоречивое отношение к китайской нации. Во многом это было связано с большим потоком китайских туристов и неготовностью россиян воспринимать чужую культуру без должной подготовки. Однако комплексный анализ российских СМИ на тему Китая показал, что несмотря на негативные отголоски в адрес китайских мигрантов, по мере развития российско-китайского сотрудничества и знакомства россиян с китайской культурой, материалы СМИ о Китае стали приобретать положительный окрас. С развитием межкультурного диалога россияне взглянули на Китай с точки зрения древности её культуры и традиций, глубины истории и преемственности для самой России, где стали популярными китайские боевые искусства и кулинарные шедевры.
С точки зрения потребительских интересов, китайские товары пользуются большой популярностью в России. Стоит подчеркнуть, что до недавнего времени распространенными были представления о Китае, как о стране некачественных товаров и дешевой рабочей силы, что негативно сказывалось на образе КНР. Однако в силу своего динамичного экономического развития, Китай смог доказать конкурентоспособность на мировом рынке и на современном этапе на российском рынке успешно реализуются товары китайского производства.
Одним из наиболее эффективных инструментов в формировании положительного образа Китая в России являются «новые медиа». Во многом это обусловлено высокой популярностью сетевых платформ на территории России. Китайская сторона использует данную тенденцию, продвигая положительные представления о государстве с помощью торговых площадок, блогов и приложений. Российские интернет-пользователи имеют возможность узнать всё интересующее их о Китае даже не выходя из дома, просматривая ролики на YouTube, подписываясь на блогеров-китаеведов, а также приобретая товар из Поднебесной. Всё это положительно сказывается на формировании образа Китая в России.
Таким образом, результаты данного исследования показывают, что в рамках стратегического партнерства, а также тесного межкультурного диалога, в XXI веке образ КНР в России носит дружественный характер. Существует ряд противоречий, которые обусловлены длительной нестабильностью российско-китайских отношений, а также культурных различий между государствами. Однако Россия и Китая заинтересованы в дальнейшем развитии межкультурного диалога, что на сегодняшний день проявляется в проведении странами совместных проектов и инициатив. Поддержка данной тенденции и дальнейшая популяризация китайской культуры в России гарантирует положительную динамику в становлении образа Китая в России в XXIвеке.
1. Документы, подписанные в ходе 19-ой регулярной встречи глав правительств России и Китая URL: http://government.ru/news/15201/ (дата обращения: 03.11.2018)
2. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5099(дата обращения: 20.10.2018)
3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества 8 мая 2015 года http://www.kremlin.ru/supplement/4969 (дата обращения - 17.03.2019)
4. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия 20 мая 2014URL: http://kremlin.ru/supplement/1642(дата обращения: 03.03.11)
5. Совместное коммюнике шестой регулярной встречи глав правительств Китая и России// Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/573382 (дата обращения: 03.10.2018)
6. Соглашение об изучении русского языка в Китае и китайского языка в России.//Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-132/45958 (дата обращения: 29.10.2018).
На английском языке
7. Team Finland: strategy 2014 (2013). Prime Minister’s Office Publications; 1 – 22. Retrieved December 21, 2014
II. ЛИТЕРАТУРА
Научные и учебные издания
На русском языке:
8. Абрамов, В.А. Глобализирующийся Китай: Грани социокультурного измерения. - М.: Восточная книга, 2010.
9. Боголюбова, Н.М. Николаева, Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен – СПб.: Издательство «СПбКО» 2009
10. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография. М.,1973
11. Бурстин,Д. Имидж. М.: ИЗДАТ, 1993
12. Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М., 2003.
13. Галумов, Э. А. Основы PR. М., 2004.
14. Го Цингуан, Курс по изучению СМИ. Пекин: Изд-во Народа Китая, 1999.
15. Головачев, П. Россия на Дальнем Востоке. – СПб., 1904.
16. Гэд, Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономик. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2001
17. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1888.
18. Конфуций «Лунь юн»: Исслед., пер. с кит., коммент. / Л. С. Переломов; Факс, текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си; РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1998.
19. Кузнецов, В. Внешняя политика Китая в 1928-1937 гг. М.: ИДВ РАН, 1992.
20. Ли, Минбин. История культурного обмена между Китаем и Россией: Шанхай, Шанхайский народный издательский дом, 1998.
21. МакЛюэн, М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры / М. МакЛюэн; пер. с англ. А. Юдина; под ред. Е. Попова. - Киев: Ника-Центр, 2004.
22. Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008.
23. Прохоров, Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: Издательство-ЛКИ, 2008.
24. Психологический словарь. М.: 1990
25. Рожков, И.Я., Кисмерешкин В.Г. Бренды и имиджи. М.: РИП-холдинг, 2006
На английском языке:
26. Boulding, K. The Image. Knowledge in Life and Society. Ann Arbor, 1956
27. Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden, Massachusetts, USA. – Oxford, 1996.
28. Debray, R. Introduction a la mediologie. Paris. 2000
29. Dyatlov,V.Chinese Migrants and Anti-Chinese Sentiments in Russian Society. URL: https://books.openedi tion.org/o bp/1531 (дата обращения: 05.05.2019)
30. Huntington, S.P. The Clash of Civilizations and theRemaking of World Order. N. Y., 1996.
31. Lippman, W. Public opinion. NewYork.1922
32. Murgenthau, H, Politics Among Nations: The Struggle for Power and Peace, 4 edition, New York; Knopf 1967.
33. Nye, J.S., Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: PublicAffairs, 2004.
34. Vicente, J. State branding in the 21st century. Law and diplomacy studies Master Thesis: The Flecher school, 13. 2004.
35. Wang, H. National image building: a case study of China. International Studies Association meeting paper. Hong Kong.2001
Научные статьи
На русском языке:
36. Аветисян, Э. «Международный имидж КНР: факторы формирования и тренды» Актуальные проблемы современных международных отношений, №9, 2017, С. 85-91
37. Благодер, Ю., Минц, С. «Образ Китая в сознании российского образованного общества XVII начала XX века» Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России, №3, 2011, С. 110-126.
38. Вайткунене, Л. Психотехнические средства буржуазной пропаганды // Коммунист, Вильнюс, 1984. - С.63
39. Ван, Сюй. «Народ и культура Китая в российской прессе». Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение, №2, 2012, С. 222-227.
40. Ван, Сяохуэй «Рассказы о «Одном поясе, одном пути»: большие достижения, далекий и нелегкий путь к цели».URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/12/content_40800502.htm(дата обращения: 31.10.2018)
41. Ван, Сяоцзюань «Имидж Китая в онлайн-версии газеты «Аргументы и факты» URL: https://medialing.ru/imidzh-kitaya-v-onlajn-versii-gazety-argumenty-i-fakty/(дата обращения: 26.12.2018)
42. Вартанова, Е. Л. О современном понимании СМИ и журналистики // Медиаскоп - Элетронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010, №1.
43. Гордиенко, Д. «Перспективы изменения уровня экономической безопасности стран-членов ШОС при реализации стратегии Экономического пояса Шелкового пути». Материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). Москва: ИДВ РАН,2016.
44. Гочэн, Чжао. Культурное взаимопознание Китая и России основывается на желании и стремлении народов двух стран.URL: http://infoshos.ru/ ru/?idn=10126(дата обращения: 03.10.2018)
45. Гравер, А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №3 (19).С.29 – 45
46. Гугина, А.В. «Методы психологического манипулирования при создании бренда». Сборник научных статей / Отв. ред. Свалова В.Е. – М.: МАКС Пресс, 2013. С. 15 -18.
47. Дятлова, Е. «Образ китайского мигранта-торговца в дореволюционной России» Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, №7, 2010, С. 75-79.
48. Евдокимов, Е.В. «Народная дипломатия» КНР. Массовость как феномен китайской внешнеполитической пропаганды // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 3. - С. 285-289.
49. Золина, Г.Д. Модусы информационной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Филология и искусствоведение. - Майкоп, 2013. - Вып. 4. - С. 191-198.
50. Зотов, В. Китай: истоки политического кризиса // Иностранная литература. – 1989. — № 11. — С.221.
51. Коновалова, О. «Формирование термина «Желтая экспансия» относительно образа Китая в средствах массовой информации». Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика, №3, 2011, С. 74-81.
52. Леонтьева, Э., Белокопытова, М. «Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР» Регионалистика, № 5, 2016. - С.51-58.
53. Лукин, А. В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция. «Международная жизнь», №7-2014
54. Лукин, А. Эволюция образа Китая в России и российско-китайские отношения.URL:http://magazines.russ.ru/nz/2003/29/lukin-pr.html#_ftn1(дата обращения: 01.10.2018)
55. Мартынова, О., Слесаренко, М. Россий и Китай: на стыке идеологий. материалы IV международной научно-практической конференции (Благовещенск – Хэйхэ – Харбин, 1419 мая 2014 г.). Выпуск 4 / Отв. ред. Д.В. Буяров и Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2014
56. Мисакян, С.И. Китайская политика «мягкой силы» в отношении АСЕАН // 60 лет КНР: Шестидесятилетие дипломатических отношений СССР/РФ и КНР: тезизы докладов XVIII Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 2123 октября 2009 г.). Ч. 1. - М., 2009.
57. Михневич, С.В. Панда на службе Дракона: основные направления и механизмы политики «мягкой силы» Китая // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 95–129.
58. Морозов, Ю. «Проблемы, сдерживающие реализацию интеграционных проектов Китая и России в Евразии». Материалы круглого стола (ИДВ РАН, 16 марта 2016 г.). Москва: ИДВ РАН,2016.
59. Мясников, В. С. «Об образе Китая в России» URL: https://magazeta.com/2007/06/myasnikov/(дата обращения: 01.10.2018)
60. Никуленков, В. Инструменты «мягкой силы» Китайской Народной Республики во взаимоотношениях с внешним миром и глобальными организациями (1949–2015 гг.) Журнал «Вектор перемен» № 8 . 2015. – С. 23 – 30.
61. Нырова, Н.Н.. «Качество китайских товаров: проблемы и решения» Российский внешнеэкономический вестник, №5, 2007, С. 25-36.
62. Плаксен, Е.А. Интеграция Приморья в экономическую структуру АТР. Общественное мнение населения и особенности взглядов руководства // Россия и АТР. Декабрь 1993. № 2 (4). С. 40.
63. Понька, Т.И., Джанаева, А.Э., Цзелинь, Чжао «Буддизм как ресурс мягкой силы Китая». Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. №2 2017. С. 290—300
64. Рогалева, О.С., Шкайдерова, Т.В. Новые медиа: эволюция понятия (аналитический обзор)// Вестник ОмГУ. 2015. №1 (75). С. 222-225
65. Ряснов, И. «Культурное сотрудничество России и Китая в XXI веке» Власть, №9, 2013, С. 079-081.
66. Сербиненко, В.В. Китайская тема в «Семирамиде» А.С. Хомякова // XVI научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады. М., 1985. Т. 2. С. 198-204
67. Слепова, А.В. Ценностные ориентиры современных молодежных журналов // Вестник Челябинского государственного университета, 2012. №21. С. 116-119
68. Таранова, Ю. В. «Традиционные и новые медиа в региональном имиджмейкинге в информационном сетевом обществе» Известия Алтайского государственного университета, №4-1, 2010. - С. 309-312.
69. Телегина, К. Понятие и структура имиджа государства.URL: http://www.gramota.net/materials/3/2014/12-2/48.html(дата обращения: 23.09.2018)
70. Титаренко, М. Китай и глобализация // Проблемы Дальнего Востока, 2003, № 6. С. 6 -7
71. Уянаев, С. «Инициатива «Один пояс, один путь»: эволюция, документы, взгляд из России». Сборник статей/ под ред. В.Е. Петровского (отв. ред.), А.Г. Ларина (сост.), Е.И. Сафроновой. – М.: ДеЛи плюс, 2016. С. 11 – 12.
72. Цзяцзинь, Оу «Образ китайского мигранта в российских СМИ»URL: https://age-info.com (дата обращения: 15.12.2018)
73. Чжан, Жуньмэй. Устойчивость и вариативность содержания этнокультурных стереотипов (на материале ассоциативного эксперимента "Китайцы глазами русских") Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность, vol. 15, №1, 2018, С. 59-66.
74. Чэн, Юйсяо. «Китай в метафорическом зеркале российских СМИ» Политическая лингвистика, №1, 2018, С. 114-119.
На английском языке:
75. Baloglu, S., McCleary K.W.,A Model of Destination Image Formation,Annals 4 of Tourism ResearchVolume 26, Issue 4,1999,Р. 868 - 897.
76. Kotler,P.«Marketing places»,quoted from Ingeborg Astrid Kleppe,Country Images in 5 Marketing Strategies:Conceptual Issues and Experiential Asian illustrations, Journal of Brand Management,Vol. 10,2002. – P. 42.
77. Levinson, H. How to Undermine an Organization//PR Journal.1996. - Р. 82 – 84
78. Liu, L. and ChauY.The Impact of Country Image Effects on the Perceived Quality of Selected Brands of Air Conditioner Marketed in Hong Kong,BBA Thesis( unpublished), 2001, - Р. 10.
79. Martin, I.M. and Eroglu, S,Measuring a Multi-dimensional Construct: Country Image,3 Journal of Business Research,1993 Р.193.
На китайском языке:
80. 刘⼩燕: 《关于传媒塑造国家形象的思考》,《国际新闻界》2002 年第 2 期. ( Лю Сяоянь, О создании имиджа государства, журнал Международные Новости, 2002.)
81. 徐⼩鸽: 《国际新闻传播中的国家形象问题》,《新闻与传播研究》1996 年第 2 期。(Сюй Сяогу, Проблемы в в процессе распространения имиджа государства, Новости и коммуникация, 1996.)
82. 李正国,国家形象构建,2006,第26页。(Ли Чжэнго, Формирование имиджа страны, 2006, №16) . - С. 26.
83. 程曼丽:《⼤众传媒与国家形象塑造》( Чжэн Мэньли, СМИ и создание имиджа государства.) URL:http: //media.people.com.cn/GB40628/5815856.html 7 (дата обращения: 23.09.2018)
Материалы СМИ
На русском языке:
84. Беленкина, Э. А вы готовы к «перехвату»? // Санкт-Петербургские ведомости. – 16.01. 2007.
85. Вам мигранты не надоели? // Метро. СПб. – 21.12. 2006.
86. Гонка ограничений// Комерсантъ.URL: https://www.kommer sant.ru/doc/3662541?query= %D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9 (дата обращения: 10.05.2019)
87. КНР подарит России двух больших панд в знак доверия//газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2019/04/26/n_12909565.shtml?updated (дата обращения: 10.05.2019).
88. Минькова, А. Китайцы не болеют за наших олимпийцев // Метро. СПб. – 15.08.2008.
89. Перед Китаем строят витрину России// Взгляд.URL: https://vz.ru/politics/2019/4/26/975136.html (дата обращения: 11. 05. 2019).
90. Ратников, Д. Счастье на замок // СПб ведомости. – 08.07. 2008.
91. Торговая война Китая с Америкой приведет к глобальной рецессии// Независимая газета. URL: http://www.ng.ru/economics/2019-05-12/4_7570_tradewar.html (дата обращения: 10.05.2019)
92. Шерих, Д. Сенсорное управление // Санкт-Петербургские ведомости. – 18.03.2011.
На английском языке:
93. Chinese Brands Are Becoming Adept at Playing the Market Overseas// The New York Times. URL: https://www.nytimes.com/paidpost/china-daily/chinese-brands-are-becoming-adept-at-playing-the-market-overseas.html (дата обращения: 12. 05.2019)
94. Chinese Brands Conquering Russian Smartphone Market//Russia Business Today. URL: https://russiabusinesstoday.com/technology/chinese-brands-conquering-russian-smartphone-market/ (дата обращения: 12. 05.2019)
95. Chinese brands gaining favor with young Russians// China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201806/15/WS5b230a6ca310010f8f59d15d.html (дата обращения: 12.05.2019)
На китайском языке:
96. 吕鸿 . 国家形象与传媒导向 // 人民日报. 2008 年. 4 月 9 日. = Люй Хун. Образ государства и руководство деятельностью СМИ // Жэньминь Жибао. 9. 04. 2008.
Электронные ресурсы
На русском языке:
97. Ван, Сяохуэй «Рассказы о «Одном поясе, одном пути»: большие достижения, далекий и нелегкий путь к цели».URL: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2017-05/12/content_40800502.htm(дата обращения: 31.10.2018)
98. Власти Китая спрогнозировали показатели экономического роста в 2016 году // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2016/03/05/chinaplan/(дата обращения: 31.10.2018)
99. Доклад: китайский инвестиционный проект «Один пояс — один путь» обанкротит страны-партнёры.URL: https://www.epochtimes.ru/doklad-kitajskij-investitsionnyj-proekt-odin-poyas-odin-put-obankrotit-strany-partnyory-99050581/ (дата обращения: 03.11.2018)
100. Как развитие новых медиа повлияло на сотрудничество СМИ РФ и Китая URL: https://finance.rambler.ru/economics/37277846/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink(дата обращения: 14.02.2019)
101. Какие китайские марки популярны в России. URL: https://www.avtovzglyad.ru/avto/avtoprom/2018-08-27-kakie-kitajskie-marki-populjarny-v-rossii/ (дата обращения: 05.01.2019)
102. Китай уверен в перспективах развития отношений с Россией – Ван И. URL: http://russian.people.com.cn/n3/2016/0312/c31519-9028992.html(дата обращения: 03.11.2018)
103. Китайский язык как инструмент реализации «китайской мечты»URL: http://www.mirprognozov.ru/prognosis/politics/kitayskiy-yazyik-kak-instrument-realizatsii-kitayskoy-mechtyi/ (дата обращения: 29.10.1995).
104. Китайцы Петербурга развенчают стереотип о низком качестве товаров made in China. URL: https://riafan.ru/607246-kitaicy-peterburga-razvenchayut-stereotip-o-nizkom-kaches tve-tovarov-made-in-china(дата обращения: 05.01.2019)
105. Люди работают китайцами. URL: https://www. svoboda.org/a/2 7759235.html(дата обращения: 05.01.2019)
106. На выставке в Омске представили "Образы Китая"// Телеканал Россия К URL: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/322165/ (дата обращения: 20.12.2018)
107. Обзор: улучшение национального имиджа Китая и экономическое развитие взаимообусловлены и взаимовыгодны // China.com.URL: http://russian.china.com/news/reports/1793/20150323/325343.html(дата обращения: 20.10.2018)
108. Особенности жизни в Китае. Про жизнь в Китае. Плюсы и минусы жизни в Китае. Блог о жизни в Китае. URL:https://www.youtube.com/watch?v=g8sjuvrvsh4 (дата обращения: 11.02.2019)
109. Отчет опроса «Китай и Россия».URL: http://bd/fom/ru/report/map/d070624 (дата обращения:01.10.2018)
110. Официальный сайт LAOVAEV.NET. URL: http://www.laovaev.net/(дата обращения: 11.02.2019)
111. Психологические механизмы формирования социальных стереотипов. URL: http://finddiplom.ru/Psikhologicheskie-mekhanizmih-formirovaniya-socialjnihkh-stereotipov.html(дата обращения: 23.09.2018)
112. Россия-Китай: главное. URL: https://play.google.com/store/apps/details?id=c om.cmstop.zett&hl=ru(дата обращения: 23.02.2019)
113. Сотрудничество по Шелковому пути отвечает общим интересам Китая и России URL: http://russian.people.com.cn/95181/8582183.html(дата обращения: 03.11.2018)
114. Что носят китайцы: уличная мода//Блог «Всё о Китае». URL: http://www.laovaev.net/chto-nosyat-kitajcy-ulichnaya-moda/(дата обращения: 14.02.2019)
115. «Made in China»: долой стереотипы! URL: https://blogs.ko rrespondent.ne t/blog/busin ess/3404659/(дата обращения: 05.01.2019)
На английском языке
116. China’s Big Bet on Soft Power. URL: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-big-bet-soft-power (дата обращения: 09.05.2019)
117. Chinese brands score big at Russia World Cup. URL: https://business.inquirer.net/254178/chinese-brands-score-big-russia-world-cup (дата обращения: 11. 05.2019)
118. Dib, A. What Is A Brand? URL: https://successwise.com/what-is-a-brand/(дата обращения: 12.05.2019)