Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема справедливости в философии Платона и К. Поппера

Работа №124810

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Концепт справедливости и идеальное государство Платона……………7
1.1. Политическая биография Платона и проблема справедливости………………….7
1.2. Место концепции справедливости в философии Платона
1.3 Платон об идеальном государстве
Глава 2. Карл Поппер и его труд «Открытое общество и его враги»……………28
2.1. Интеллектуальная биография Карла Поппера
2.2. Критический подход Карла Поппера
2.3. Карл Поппер об обществе: что такое открытое общество?
Глава 3.Платон и Поппер о справедливости: сравнительный анализ…………..41
3.1. Поппер и Платон о гуманизме, индивидуализме и коллективизме……………...41
3.2. Платон и Поппер о справедливости
Заключение
Список литературы


Один из крупнейших британских математиков и философов Альфред Уайтхед (1861–1947) в своей работе «Процесс и реальность» писал: «Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону... Я имею в виду богатство общих идей, которые разбросаны в его сочинениях... Но я имею в виду и большее: если мы примем общую точку зрения Платона с самыми незначительными изменениями, которые сделал необходимыми опыт двух тысячелетий в социальной организации, эстетических достижениях, в науке и в религии, мы должны будем прийти к построению философии организма. В такой философии действительные происшествия, из которых складывается мировой процесс, представлены как воплощения других вещей, образующих потенциальные формы определенности для каждого действительного существования. Вещи, протекающие во времени, возникают благодаря своей причастности к вещам, которые вечны». Действительно, и сегодня можно согласиться с Уайтхедом в том, что история философии ни разу не отклонялась от метафизического мышления до проявления экзистенциализма, и основатель такого дуализма – Платон. Многие современные философы пытались уйти от метафизических построений Платона, например, Фр. Ницше, Жан-Поль Сартр и многие другие философы, но более всего были успешны в критике платонизма позитивисты.
Под влиянием бурного развития в ХХ веке математики и естествознания интерес ученых и философов все более фокусируется на методологии научного знания. В рамках так называемого «венского кружка» формируется философское направление, получившее название логического позитивизма. Главная цель логических позитивистов – отрицание метафизики. Вместо метафизики предлагается эмпиризм, а познание мира должно осуществляться только посредством строгих доказательств и индуктивного метода.
Карл Поппер (1902–1994) – один из представителей логического позитивизма. также был одним из членов логического позитивизма. Выступив последовательным критиком метафизики, он не только отрицал значение метафизики Платона, но и стал жестким критиком его социальной утопии, нашедшей воплощение в платоновском государстве. В своей знаменитой и ставшей классической работе «Открытое общество и его враги», написанной во время Второй Мировой войны и впервые изданной в 1945 году, К. Поппер возложил ответственность за фашизм и тоталитаризм на Платона. Он увидел в платоновской утопии их теоретический фундамент и идейную базу.
Поппер в своем труде «Открытое общество и его враги» писал: «Я не критикую идеал, утверждая, что идеал никогда не может быть достигнут, что он навсегда останется утопией…». Можно согласиться, Поппер критикует идеальное государство Платона не как идеал, а как возможность реализации самого утопического подхода. Такой поход он обнаруживает не только у Гегеля и Маркса, но видит его реализацию в советском обществе и его идеологии.
Карл Поппер утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Утопическое государство вызывает большую угрозу в истории человечества, только через «технологию постепенных социальных преобразований», через разработанную методологию социальной инженерии, противопоставленную философом Платоновскому утопизму, мы, по мнению Поппера, можем подойти к развитию справедливого государства.
Поппер уверен, что «нашу мечту о небе нельзя воплотить на земле». Утопизму Платона Поппер противопоставляет теорию и практику социал-реформаторских организаций послевоенной Европы; «закрытому обществу» платонизма Поппер противопоставляет либеральной «открытое общество».
Что же такое открытое общество Поппера? Это государство, где есть полная свобода у каждого человека. А враг открытого общества – это тоталитаризм и его фундамент – идеальное государство Платона. Однако, у Платона и Поппера была общая цель: каждый из них жил в по-своему хаотичном мире, и оба мыслителя пытались найти способ стабилизировать мир. Иронично, но именно государство Платона, созданное для стабильности и мира людей, примерно через 2000 лет стало врагом открытого общества.
Цель исследования состоит в том, чтобы в ходе сравнительного анализа раскрыть проблему справедливости в философии Платона и К. Поппера. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть политическую программу Платона в контексте постановки проблемы справедливости
2. Определить место концепции справедливости в философии Платона
3. Рассмотреть концепцию идеального государства Платона
4. Проанализировать интеллектуальную биографию Карла Поппера
5. Раскрыть особенности критического подхода Поппера и его понимания «открытого общества
6. Раскрыть содержание понятий гуманизм, индивидуализм и коллективизм, используемые Поппером
7. Осуществить сравнительный анализ взглядов на справедливость Платона и Поппера.
Методология и источники исследования. Цель работы определила методологию. Прежде всего, был использован историко-культурный подход, позволивший рассматривать «Государство» Платона и «Открытое общество и его враги Карла Поппера в широком политическом и научном контексте.
Реализация ряда поставленных задач осуществлялась в рамках историко-философского подхода с использование общенаучных методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, а также метода историко-философской реконструкции.
Основными источниками выступили «Государство» Платона и первая часть «Чары Платона» труда К. Поппера «Открытое общество и его враги». Кроме этого привлекались другие диалоги Платона («Горгий», «Законы» и др.) и труды Поппера («Логика научного исследования», «Нищита историцизма»), использовалась исследовательская литература.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В представленной работе были рассмотрены два труда – «Государство» Платона и «Открытое общество и его враги» Карла Поппера, во многом определившие основные линии развития политической философии.
Первая глава работы была посвящена Платону: рассмотрена его политическая биография и раскрыты исторические причины, определившие политические взгляды Платона и его понимание справедливости. Предпринятый анализ философских взглядов Платона позволил определить место концепции справедливости в творчестве философа и объяснить формирование социального утопического проекта.
Вторая глава была посвящена Карлу Попперу и его труду «Открытое общество». Анализ интеллектуальной биографии Поппера показал теоретические и методологические основания его политических взглядов и социальных построений (критика истоицизма, критика утопического подхода).
Выводы, сделанные в первой и второй главах были использованы для сравнительного анализа понимания справедливости Платоном и Поппером. Был сделан и обоснован заключительный вывод о принципиальном различии во взглядах на справедливость Платона и Поппера. Заочная дисскусия Поппера с Платоном продолжается и сегодня. Это делает актуальным дальнейшее исследование политической философии как Платона, так и К. Поппера.



1. Бриссон Л. Платон /Пер. с фр. О.Алиевой. М.: Rosebud Publishing, 2019. Киссель М. А. Философский синтез А. Н. Уайтхеда (Вступительная статья) / Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. // Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя — М.: Прогресс, 1990.
2. Властос Г. Сократ и его влияние / Греческая философия. В 2-х т. Т.1. /Под ред. Моники Канто-Спербер // Пер. с франц. В.П. Гайдамака – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина., 2006. С.135-157
3. Греческая философия. В 2-х т. Т.1. /Под ред. Моники Канто-Спербер // Пер. с франц. В.П. Гайдамака – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина., 2006.
4. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005.
5. Кривушин Л.Т. Проблема социальной справедливости в жизни и творчестве Платона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2010. 1 (3). С.164-179
6. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М.: ГЛК, 1998.
7. Платон. Сочинения в 4 т. / Под общей редакцией А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса и А. А. Тахо-Годи. Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1990-1994.
8. Платон. Государство / Пер. А.Н. Егунова // Платон. Сочинения в 4 т. Т.3 / Под общей редакцией А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса и А. А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1994.
9. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона / Пер. с анг. под общей ред. В.Н.Садовского. – М.: Культурная инициатива, 1992.
10. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004.
11. Поппер К. P. Нищета историцизма / Пер. с англ. С. А. Кудриной. — М.: Издательская группа «Прогресс» — VIA, 1993.
12. Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н.э.). СПб.: Гуманитарная Академия, 2002.
13. McDonough R. Karl Popper’s Critical Rationalism And The Notion Of An “Open Society” // The Postil Magazin. 2021. March.

14. Sharples R. W. Plato on Democracy and Expertise // Greece & Rome. 1994. Vol. XLI, № 1.

15. Цит. По Киссель М. А. Философский синтез А. Н. Уайтхеда (Вступительная статья) / Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. // Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А. Кисселя — М.: Прогресс, 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ