Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ШВЕЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа №124808

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы32
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Характеристика миграции в Швеции 6
Сравнительный анализ Швеции и государств-соседей по объемам миграции 6
Характеристика групп, мигрирующих в Швецию. 8
Причины миграции в Швецию 10
ГЛАВА 2 Социально-экономические последствия миграции, основные проблемы. 12
Характеристика угроз социально-экономической жизни Швеции, вызванных миграцией 12
Меры правительства по интеграции и сдерживанию потоков иммигрантов. 17
Последствия проблемы интеграции мигрантов в шведское общество 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31


Обострение ситуации на Ближнем Востоке стало причиной перемещения значительных масс людей из потенциально опасных регионов в более экономически развитые и безопасные, миграционная политика в странах которых благоприятна для беженцев. Таким образом, значительно повысился поток беженцев в страны европейского региона, в частности, в страны Северной Европы, традиционно вносящей значительный вклад в международное сотрудничество по вопросу размещения беженцев. Подобный резкий и незапланированный прирост населения, чья культура и социальное положение отличается от культуры и социального устройства государства, принимающего беженцев, может грозить государству-реципиенту рядом проблем, в том числе дестабилизацией социального устройства государства, создавая определенные риски для местного населения, а так же рядом проблем экономического характера, которые могут оказать влияние на внутренний рынок, рынок труда и так далее. Сам факт наличия этих рисков потенциально грозит ответной реакцией со стороны населения государства вплоть до реализации определенных инициатив на государственном уровне.
Резкий отход правительства Швеции от благоприятной для миграционных потоков политики, которая реализовалась в стране на протяжении длительного периода времени, а так же перемена курса на ужесточение процедуры приема мигрантов и ограничение материальной помощи мигрантам, в том числе беженцам, обосновывает актуальность настоящей работы. Под миграцией в настоящей работе понимается конкретно международная миграция, заключающаяся в перемещении масс людей через государственные границы с целью дальнейшего поселения на территории государства-реципиента. В контексте данной работы основное внимание уделено иммиграции, заключающейся в перемещении граждан других государств на территорию Королевства Швеция по различным причинам. Фокус работы, таким образом, сосредоточен на миграции по причинам угрозы жизни и здоровью на территории родного государства, другими словами, в фокусе данной работы находится проблема беженцев. Помимо этого, актуальность оправдывается необходимостью проследить последствия кризиса мигрантов в Европе, оказавшего прямое влияние на Швецию, а так же, в силу относительной стабилизации ситуации с миграционными потоками в стране, проследить, насколько сильное влияние оказывают социально-экономические перемены на страну после разрешения кризиса. Следовательно, очевидна необходимость анализа причин, повлекших за собой изменение в миграционном законодательстве страны. При этом целесообразно провести анализ именно социально-экономических изменений в стране, поскольку, на взгляд автора, социально-экономическая жизнь Швеции подверглась наибольшим изменениям за длительное время под влиянием миграционного кризиса и повлекла, в том числе, законодательные перемены.
Объектом данного исследования являются миграционные процессы в Швеции.
Предмет исследования – основные социально-экономические показатели и основные тенденции в их переменах под влиянием миграционных процессов.
Основной целью настоящей работы является определение социально-экономических изменений, вызванных в Швеции приростом мигрантов за период последних пяти лет. Для исследования, таким образом, выбран промежуток с 2012 по 2017 годы, что обосновано, на взгляд автора, необходимостью иметь представление о социально-экономических аспектах миграционных процессов в Швеции на период, предшествовавший кризису, который вызвал наибольшие перемены в жизни государства, из-за чего началом исследуемого периода является 2012 год. Поскольку полностью разрешенной кризисную ситуацию сегодня считать нельзя, то рационально расширить исследуемый период времени на срок вплоть до настоящего времени, то есть 2017 года. Помимо беженцев, увеличение числа которых стало причиной ряда определенных трудностей для правительства Швеции, что подтверждается самим же правительством, целесообразно при анализе учитывать и другие категории мигрантов, включая рабочих мигрантов, нелегальных мигрантов и т.д.
Таким образом, для последующей работы ставятся следующие задачи:
 Провести сравнительный анализ объемов миграционных потоков в период последних пяти лет в пределах Швеции, а так же сравнить статистические данные об объемах миграции по региону Северной Европы для получения общего представления о влиянии на Швецию миграционной ситуации в регионе в целом;
 Проследить основные тенденции в социальной жизни Швеции под влиянием миграционного фактора за период последних пяти лет, определить факторы влияния миграции на социальную обстановку в стране и выявить ответную реакцию социальной системы страны на рост численности населения за счет мигрантов, чей культурный фон разительно отличается от культурного фона местного населения;
 Проследить экономические тенденции в стране, выявить факторы влияния миграции на рынок труда и финансовое положение страны, на основе анализа выявить степень влияния миграции и наличие негативных и/или позитивных аспектов;
 Оценить потенциальные изменения в социально-экономической обстановке в стране в ближайшей перспективе.
Касательно структуры работы, в первой главе рассматриваются основные показатели миграционных процессов в Швеции и регионе, дается характеристика факторов, делающих страну благоприятной для миграции, в том числе сравнительная. Вторая глава посвящена анализу основных угроз, которые несет в себе миграция, перемен в социально-экономической жизни Швеции на основании статистических данных, законодательные инициативы, ставшие следствием социально-экономических перемен в стране под влиянием миграции. В заключении делаются выводы, следующие из предшествовавшей работы, дается анализ, основанный на предыдущем исследовании, а так же дается общий анализ социальной обстановки в Швеции на основе СМИ.
Среди основных источников, на основании которых построен анализ социально-экономических изменений в Швеции, основное внимание уделено статистическим базам данных, среди которых база данных Всемирного Банка, статистические агентства Швеции и ряда государств, международный валютный фонд, особые организации под эгидой ООН, например, Программа развития ООН, данные, собранные службами Европейского Союза, средства массовой информации и т.д.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день по статистике шведского центрального статистического бюро, каждый шестой гражданин Швеции имеет иностранное происхождение, что делает этнический состав страны чрезвычайно неоднородным. С началом кризиса мигрантов одной из повесток дня для общественной дискуссии стал вопрос об интеграции иностранных граждан с отличным культурным, религиозным и т.д. фоном, вызывая полярные оценки шведского законодательства, политических и общественных инициатив, что показывает, насколько выросла актуальность вопроса о принятии разнообразия в рамках одного государства. Часть общества поддерживает государственную политику, отдавая должное ее успехам в решении проблем, связанных с уровнем миграции, в то время как другая часть общества подчеркивает определенные аспекты, в которых есть необходимость ряда перемен и полагает, что Швеции предстоит пройти еще долгий путь для усиления инициатив по интеграции мигрантов в шведское общество.
Швеция стала одной из европейских стран, для которых кризис беженцев стал причиной ряда значительных изменений в социально-экономической жизни страны. Прежде всего, это вызвано излишне либеральной политикой Швеции, которой страна придерживается на протяжении десятков лет, из-за чего государство оказалось неспособным справиться с резко возросшим числом мигрантов. На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов.
Во-первых, социальные и экономические последствия миграции в Швеции тесно между собою связаны и, можно сказать, что вытекают друг из друга. Низкая рождаемость среди коренных шведов, которую можно охарактеризовать как полноценный демографический спад, на фоне высокой рождаемости приезжего населения вызывает демографический перевес. Высокая рождаемость среди мигрантов, в свою очередь, наносит урон экономической составляющей жизни страны. Она несет в себе издержки для бюджета, связанные с увеличенной нагрузкой на социальные службы страны, которые, в силу государственной политики, направленной на обеспечение мигрантов и, тем более, беженцев, определенными социальными условиями, вынуждены тратить на это значительные финансовые ресурсы. Неестественный рост населения государства вызывает потребность в обеспечении его рабочими местами. Государство, испытывающее трудности с обеспечением работой коренного населения, тем более испытывает трудности в условиях наличия низкоквалифицированной, а, следовательно, дешевой рабочей силы. Растущие социально-экономические трудности страны вызывают недовольство со стороны жителей страны, в течении длительного времени без особых проблем живших в атмосфере мультикультурализма и в условиях отсутствующей ксенофобии, что приводит к росту популярности правых партий. Помимо этого, недовольство граждан страны беженцами и предвзятое к ним отношение влечет за собой проблемы с трудоустройством мигрантов. Финансовые трудности среди мигрантов ведут к росту преступности, который, в свою очередь, приводит только к усугублению недоверия иммигрантов.
Во-вторых, определенные тенденции в миграционных потоках, вызванные миграционным кризисом в Европе, ставят новые вызовы перед шведским правительством, вынужденным отходить от давно принятого курса на либеральную политику в отношении приема мигрантов и беженцев, вынося предложения как об изменении миграционного законодательства в рамках всего Европейского Союза, так и изменяя внутреннее законодательство в сторону ограничения миграции для защиты собственных социально-экономических интересов.
Стоит отметить, что проблемы, связанные с социально-экономической жизнью Швеции на фоне прибывающих иммигрантов стали заметны задолго до кризиса 2015 года, однако, не становились причиной серьезных социальных и законодательных перемен в стране. Так, например, по видимому, в Швеции реализовывалась действенная система в отношении мигрантов, способствовавшая гармоничному развитию шведской модели общества в условиях мультикультурализма, однако выдержать надвигающийся критический момент она не смогла. Например, если рассматривать проблему безработицы, то после начала миграционного кризиса показатели безработицы среди местного населения продолжают снижаться, независимо от миграционного фактора, напротив, отдаляясь от резкого скачка безработицы в первые годы финансового кризиса в 2008 году. Однако это не отрицает само влияние безработицы вкупе с миграционными процессами на социально-экономическую жизнь Швеции, которое выражается в растущей неуверенности в шведских семьях в благосостоянии в дальнейшей перспективе. Так же, это создает для неработающих граждан, ищущих работу, представление об излишних трудностях в получении работы, в особенности, если речь идет о проживающих в неблагополучных районах. Это создает риск повышения уровня преступности в стране, поскольку в условиях карьерной неопределенности и финансового благополучия молодые люди, и речь идет не о мигрантах, чаще становятся вовлечены в преступную деятельность.
Выходя за рамки одного государства, в проблемах Швеции ясно прослеживается неготовность государств-членов Европейского Союза противостоять подобным кризисам. Отсутствие солидарности в действиях привело к неравномерности распределения иммигрантов в регионе, в результате чего самые крупные государства-реципиенты Европы, в том числе и сама Швеция, принявшие значительную часть беженцев, столкнулись с трудностями, связанными с их приемом и обеспечением минимальными средствами для существования.
Одной из центральных проблем в социальной жизни Швеции, связанных с притоком мигрантов в страну, таким образом, является повышение криминогенной ситуации в стране, в частности, в районах больших городов, находящихся в непосредственной близости с лагерями беженцев и местами их скоплений, что во многом определяет множество других проблем, которые испытывает общество в Швеции. Вызывается это, в свою очередь, на взгляд автора, недостаточным уровнем интеграции мигрантов в силу несовершенства действующей системы, которая не в состоянии справиться с увеличением численности населения, имеющего отличный культурный фон и отличающегося от местного населения традиционными для своего общества традициями и религиозными устоями. Повышение криминогенного уровня в стране стало заметно еще до начала кризиса беженцев, и в отдельных случаях и по сей день перерастает в массовые беспорядки. Наиболее заметным примером стали массовые беспорядки в пригороде Стокгольма Хусбю в 2013 году. Событие получило широкое освещение в международных средствах массовой информации и получило широкую огласку, вызвав общественные дебаты по теме миграционного вопроса. В первую очередь, причинами столкновений можно считать социальную неблагополучность иммигрантов. Согласно официальной версии, первые вспышки насилия возникли со стороны молодежи в силу неудовлетворенности их финансовым положением и высоким уровнем безработицы среди мигрантов, в силу чего молодежь испытывала трудности, связанные с их финансовым положением. Общественное мнение, в свою очередь, относит к причинам конфликта вспышку вандализма среди молодежи из семей мигрантов. В течение 10 дней с начала конфликта столкновения вышли за пределы Хусбю, охватив весь Стокгольм и вызвав столкновения по всей Швеции. Для разрешения конфликта, шведским властям пришлось прибегнуть к помощи полиции, передислоцировав часть полицейских подразделений из других провинций.
Общественная реакция получила отражение в СМИ, определив разницу во взглядах различных групп населения на происшествие. «Кто виноват? Те, кто поджигает машины, уверены, что во всем виновата полиция. Те, кто живет в Хусбю, считают, что всему виной безработица и отторжение иммигрантов обществом. Правительство полагает, что виноваты сами жители Хусбю. Оппозиция обвиняет правительство в неправильной миграционной политике. Шведские демократы пришли к выводу, что виноваты разные культурные традиции коренного населения и иммигрантов…», писал в 2013 году журнал «Эксперт». Отсутствие ясности и единодушия в оценке случившегося очевидно показывает отсутствие на необходимом уровне интегрированности части населения в шведское общество. Отдельно стоит отметить, что произошедшие беспорядки стали неожиданностью как для самих жителей страны, так и для других государств, в сознании граждан которых закрепился образ Швеции как государства с близкой к идеальной социальной ситуацией.
«Мы все граждане Швеции. Куда вы собираетесь нас вышвырнуть?» - заявил в интервью шведскому изданию Aftonbladet в 2013 году один из участников беспорядков, родившийся в Швеции от родителей-мигрантов.
На сегодняшний день факты показывают, что проблемы 2013 года остаются актуальными и продолжают вызывать конфликты. Показательным является пример Ринкебю. В силу многочисленности населения родом из Сомали, округ назван «маленький Могадишо». Подавляющее большинство населения Ринкебю составляют мигранты из Азии и Африки, потому, по причине низкого благосостояния жителей и крайне низкой занятости, Ринкебю является криминогенным районом. Так, в феврале 2017 года началась новая вспышка насилия, центром которой стал Ринкебю как результат усиления давления местной полиции на криминальные группы в округе.
На этом фоне активизируются и экстремистские организации среди местного населения в Швеции. Так, в 2015 году, в пригороде Стокгольма был сожжен готовый к приему беженцев лагерь. Причиной считают произошедшее накануне нападение на школу в городе Тролльхеттане, в результате которого ученик и преподаватель погибли. Подобные действия показывают, что рост недовольства может переходить в преступления, совершаемые на почве ненависти.
Увеличение числа беспорядков вызывается, в том числе, не только прибывшими во время кризиса мигрантами. В силу неспособности правительства обеспечить необходимое число рабочих мест для обеспечения большей занятости, создается непрочность материального положения и тех мигрантов, которые уже задолго до кризиса получили вид на жительство в стране, включая и их детей, которые родились на территории Швеции от родителей, уже имеющих вид на жительство, то есть являющихся полноценными гражданами Швеции во всех отношениях. Вопреки этому, порицание, форсируемое в обществе радикальными организациями, затрагивает, в том числе, и эти категории граждан страны. Мигранты, которые только получили убежище или вид на жительство в Швеции, сталкиваются с практически нулевыми шансами на получение рабочего места. Предложения самого правительства страны пользоваться привилегиями, даваемыми гражданам Швеции Европейским Союзом и отправляться на поиски работы в другие государства ЕС, как показывает практика, результата не имеют.
Отчасти, неспособность государства предпринять решительные и действенные шаги, по крайней мере до наступления кризиса беженцев, зачастую разбивались о сопротивление, проявляемое либерально-настроенной (большей) частью шведского общества, поскольку в общественном сознании граждан Швеции прочно закреплены понятия толерантности и мультикультурализма, которые, в свою очередь, подкрепляются либеральными средствами массовой информации. В 2013 году, в силу общественного давления, правительству пришлось отложить попытки предъявлять к просящим убежища беженцам повышенные требования после разразившегося в СМИ скандала, связанного с отказом в предоставлении убежища двум афганским переводчикам. Очевидна ограниченность методов, к которым может прибегнуть шведское правительство для решения имеющейся проблемы.
Еще одной причиной проблем, вызванной миграцией, можно считать саму политику шведского правительства, обеспечившую мигрантам сравнимо большие права и возможности за счет высоких социальных гарантий. Это сделало страну значительно более привлекательным местом для миграции, чем, например, Норвегию, уровень экономического развития которой значительно превосходит шведский.
Таким образом, можно сделать вывод о недостаточности и необъективности мер, принимаемых правительством страны для способствования социальной интеграции мигрантов, что вызывает множество проблем для как коренных жителей страны, так и для самих мигрантов, что расшатывает социально-экономическое благополучие страны, а так же о переборе либеральных мер в отношении мигрантов в предшествовавшие кризису годы, которые послужили причиной высоких показателей иммиграции.
Хотя кризис беженцев, благодаря ограничительным инициативам шведского правительства, можно считать прошедшим пиковую стадию, количество беженцев и мигрантов других категорий, прибывающих в Швецию все еще велико и стране придется еще долгое время адаптироваться к социально-экономическим последствиям кризиса, который еще нельзя считать завершившимся.





1. В Швеции сожгли лагерь для беженцев // РБК // 24.10.2015 //
2. Дотации семьям беженцев в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции // Новости Скандинавии // 11.09.2015 //
3. Парламент Швеции одобрил закон по ужесточению миграционной политики // РИА Новости // 21.06.2016 // https://ria.ru/world/20160621/1449527769.html
4. Победил стокгольмский синдром // Эксперт // 23.05.2015 //
5. Arbetslösheten tog fart under finanskrisen // Statistiska centralbyrån // http://www.scb.se/hitta-statistik/sverige-i-siffror/samhallets-ekonomi/arbetslosheten/
6. Emigration (YEARLY) BY MUNICIPALITY, SEX, AGE, COUNTRY OF DESTINATION AND CITIZENSHIP // Statistics Denmark // http://www.statbank.dk/statbank5a/SelectVarVal/Define.asp?MainTable=VAN2AAR&PLanguage=1&PXSId=0&wsid=cftree
7. Emilsson H. No Quick Fix. Policies to Support the Labor Market Integration of New Arrivals in Sweden, ILO and MPI International Program, 2014, 22 p.
8. Ensamkommande barn // MigrationsInfo.se // 02.03.2017 // http://www.migrationsinfo.se/migration/sverige/asylsokande-i-sverige/ensamkommande-barn/#fnref-140-6
9. EU-Turkey Statement, 18 March 2016 // European Council // 18.03.2016 // http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/03/18-eu-turkey-statement/
10. Fertility rate, total (births per woman) // The World Bank // http://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.TFRT.IN?end=2015&locations=SE&start=2012
11. Fler än hälften av de arbetslösa är utrikesfödda // SVT Nyheter // 06.07.2016 // https://www.svt.se/nyheter/inrikes/nu-ar-fler-an-halften-av-de-arbetslosa-utrikes-fodda
12. Flyktningutgift naggar bistånd // Svenska Dagbladet // 25.04.2015 //
https://www.svd.se/flyktingutgift-naggar-bistand
13. Förordning om vissa identitetskontroller vid allvarlig fara för den allmänna ordningen eller den inre säkerheten i landet // Sveriges Riksdag // 18.12.2015 // https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/forordning-20151074-om-vissa_sfs-2015-1074
14. Gode mannens roll under asyltiden // Migrationsverket // 15.05.2017 // https://www.migrationsverket.se/Andra-aktorer/Gode-man/Gode-mannens-roll.html
15. Human Development Index and its components // Human Development Report; UNDP. 2016. P. 198-201
16. Immigration rose to a new record level in 2016 // Statistics Finland // 17.05.2017 // http://www.stat.fi/til/muutl/2016/muutl_2016_2017-05-17_tie_001_en.html
... Всего источников – 34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ