Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Организация системы маркетинга на предприятии 6
1.2 Организация службы маркетинга на предприятии 13
1.3 Организация системы сбыта на предприятии 16
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯЗЬМА-ХЛЕБ» 23
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Вязьма-хлеб» 23
2.2 Анализ организации маркетинговой службы на предприятии ООО «Вязьма-хлеб» 30
2.3 Анализ эффективности маркетинговой деятельности ООО «Вязьма-хлеб» 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЯЗЬМА-ХЛЕБ» 50
3.1. Мероприятия, направленные на совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Вязьма-хлеб» 50
3.2. Экономическое обоснование 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность данной темы состоит в том, отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей. Это называется рыночной ориентацией, что означает приспособление кадровых, финансовых и материальных ресурсов компании к потребности потребителей. Во многих компаниях есть специальный отдел маркетинга, который и занимается рыночной ориентацией.
Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а так же определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль, - что в соответствии с российским законодательством находит отражение в понятии «предприятие» и является его главной целью.
Маркетинг представляет собой открытую систему управления с обратной связью. Маркетинг - деятельность по достижению рыночных целей предприятия на принципах открытой системы управления с обратными связями, ориентированная на достижение рыночных целей предприятия и на улучшение его положения на рынке на основе изучения и удовлетворения потребностей потребителей в результате комплексного воздействия на потребителя и далее на предъявляемый к предприятию спрос посредством установления уровней параметров комплекса маркетинга
Цель выпускной квалификационной работы - совершенствование маркетинговой деятельности на ООО «Вязьма-хлеб».
Основными задачами выпускной квалификационной работы являются:
• изучить деятельность службы маркетинга, ее сущность и значение;
• изучить организацию маркетинговой деятельности на предприятии;
• изучить основные пути совершенствования деятельности отдела маркетинга;
• изучить характеристику ООО «Вязьма-хлеб»;
• проанализировать маркетинговую деятельность ООО «Вязьма-хлеб»;
• разработать мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности ООО «Вязьма-хлеб»;
• рассчитать экономическую эффективность от внедрения мероприятий.
Объектом исследования является ООО «Вязьма-хлеб»
Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.
Обобщив вышеизложенный материал, можно сделать следующие выводы, объектом исследования выпускной квалификационной работы ООО «Вязьма-хлеб». Это производственное предприятие, конечной продукцией которого является выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий.
Предприятие изготавливает и реализует свою продукцию на основе полученных заказов и заключенных договоров.
В работе изложены теоретические и практические материалы, касающиеся организации маркетинга предприятия.
Из проведенного исследования теории управления службой маркетинга на предприятии было выявлено, что экономическими показателями являются: объем выпускаемой продукции в натуральном выражении, товарная продукция, реализованная продукция, рентабельность, прибыль. Также были выявлены факторы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия.
Все это подкрепляется изученной производственной и организационной структурой ООО «Вязьма-хлеб», а также анализом основных технико-экономических показателей.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Вязьма-хлеб» показал, что производственная мощность использовалась максимально, на предприятии реализовывалась практически вся продукция, обеспечивался рост производительности труда и рост оплаты труда, предприятие является прибыльным.
На основании вышеизложенного анализа деятельности службы маркетинга ООО «Вязьма-хлеб» были выявлены следующие недостатки:
• работа службы маркетинга ООО «Вязьма-хлеб» направлена на работу с теми потребителями продукции, с которыми давно налажен контакт, при этом предприятие упускает потенциальные возможности заключения новых договоров и привлечения новых потребителей, вследствие чего недополучает прибыль;
• освоено на рынке Смоленской области только 36% районов потребления хлебобулочной и кондитерской продукции;
• не освоен рынок сбыта выпускаемой продукции в трех районах области - Глинковском, Дорогобужском и Темкинском (частично), где нет предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий;
В ООО «Вязьма-хлеб» отсутствует система скидок, в силу чего предприятие теряет часть своих покупателей, которые стали приобретать продукцию других производителей, которые предлагают скидки.
Проанализировав управление сбытовой деятельности ООО «Вязьма- хлеб» можно сделать следующие выводы:
• производственная мощность использовалась максимально, реализовывалась практически вся продукция, обеспечивался рост производительности труда и рост оплаты труда, предприятие является прибыльным;
• у ООО «Вязьма-хлеб» налажена сбытовая сеть в 9 районах Смоленской области из 25: Вяземский, Гагаринский, Новодугинский, Сафоновский, Смоленский, Сычевский, Темкинский, Угранский, Холм- Жирковский, поэтому ООО «Вязьма-хлеб» может расширить рынок сбыта продукции по районам области, что увеличит число потребителей, объем продаж, а, следовательно, и прибыль предприятия.
Для повышения эффективности управления маркетинговой деятельностью ООО «Вязьма-хлеб» необходимо разработать мероприятия по освоению новых рынков сбыта и разработать системы скидок, применять методы стимулирования работников отдела сбыта. Основная цель таких мероприятий сводится к повышению эффективности управления сбытовой деятельностью предприятия.
На основании вышеизложенного материала в третьей главе можно сделать следующие выводы:
• эффективность деятельности службы маркетинга ООО «Вязьма-хлеб» складывается из мероприятий: в поиске потребителей, в увеличении объемов производства и реализации продукции, разработке системы скидок, стимулировании работников отдела сбыта и т.д.;
• освоение новых рынков сбыта хлебобулочной и кондитерской продукции в 5 районах Смоленской области: Ярцевском, Кардымовском, Ельнинском, Дорогобужском и Глинковском, которые могут принести дополнительную прибыль ООО «Вязьма-хлеб» по реализации хлебобулочных и кондитерских изделий;
• реализация продукции за год по 1 маршруту составит 7654 тыс. руб., по 2 маршруту - 3815 тыс. руб., что будет способствовать увеличению прибыли предприятия. Реализация продукции ООО «Вязьма-хлеб» по новым разработанным маршрутам увеличит доход в форме прибыли, которая находится в прямой зависимости от объема продаж, пользующейся спросом на рынке продукции;
• ООО «Вязьма-хлеб» предоставит скидку потребителям, впервые заключившим договора на поставку продукции в размере 1,5%, что составит 98 тыс. руб., это будет способствовать заинтересованности потребителей в данной продукции. Экономический эффект от предложенных мероприятий - 6439 тыс. руб.
В целом можно сделать вывод, рассмотренные мероприятия, играют большую роль в повышении эффективности маркетинговой деятельности ООО «Вязьма-хлеб». Они позволят освоить новые рынки сбыта и получить дополнительную прибыль.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30 ноября 1994 г. редакция от 29.07.2017). // КонсультантПлюс
2. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник/ Акулич И.Л. - Электрон. текстовые данные. - Минск: Вышэйшая школа, 2015. - 525 с.
3. Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" и "Экономика" / И.В. Арженовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 135 с.
4. Гребнев Л.С. Экономика: учебник/ Гребнев Л.С.— Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2015. - 408 с.
5. Гришина В.Т. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник/ Гришина В.Т., Дробышева Л.А., Дашкова Т.Л. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 448 с.
6. Гусаров Ю.В. Теория менеджмента: Учебник. - М.: ИНФРА-М. - 2013- 263 с.
7. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие/ Дробышева Л.А. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 152с.
8. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. 4-е изд. / Л.А. Дробышева. - М.: Дашков и К, 2016. - 152 с.
9. Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100 направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 176 с.
10. Короткова Н.Ю. Сотрудничество с потребителями при создании новых продуктов //«Маркетинг в России и за рубежом».- № 1. - 2015.
11. Лизогуб А.Н Экономика: учебное пособие/ Лизогуб А.Н, Симоненко В.И., Симоненко М.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2014.
12. Мазилкина Е.И. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник/ Мазилкина Е.И. - Электрон. текстовые данные. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.
13. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: Учебник для бакалавров / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 184 с.
14. Нуралиев С.У. Маркетинг: учебник/ Нуралиев С.У., Нуралиева Д.С. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 362 с.
15. Парамонова Т.Н. Маркетинг торгового предприятия учебник/ Парамонова Т.Н., Красюк И.Н., Лукашевич В.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2015. - 284 с.
...