Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Значение, понятие и факторы конкурентоспособности организации 7
1.2 Методика оценки и пути обеспечения конкурентоспособности организации 15
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЮРМАТЫ» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Юрматы» 28
2.2 SWOT-анализ деятельности 41
2.3 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 42
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «ЮРМАТЫ» 55
3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия 55
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В рыночных условиях особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности предприятия. Задачи достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть качественно решены без учета специфических особенностей развития каждой из отраслей народного хозяйства. Так, в розничной торговле потребительскими товарами в последние несколько лет отмечается усиление конкурентной борьбы, вызванное не только внутренними факторами развития торговли, но и активным проникновением на отечественный рынок зарубежных компаний. Решение проблемы обеспечения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке товаров и услуг.
Также в современных условиях одной из важных проблем существования предприятия на рынке товаров и услуг, и повышения его конкурентоспособности является изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность торгового предприятия, выявление резервов и составление на их основе научно-обоснованных планов дальнейшего развития.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что с развитием рыночного механизма проблема обеспечения конкурентоспособности резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимой продукции (оказываемых услуг) и предприятия в целом.
В последние годы отмечен активный интерес к данной проблеме отечественных исследователей, что нашло свое отражение в трудах Г.Л. Азоева, М.М. Астафьевой, В.В. Войленко, Е.А. Горбашко, Т.М. Коретниковой, Ю.Б. Рубина и др.
Целью данной работы является разработка мероприятий по обеспечению конкурентоспособности предприятия.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
• дать организационно-экономическую характеристику ООО «Юрматы»;
• провести анализ конкурентоспособности ООО «Юрматы»;
• разработать пути увеличения конкурентоспособности ООО «Юрматы».
Для достижения поставленной цели в работе были применены методы оценки конкурентоспособности предприятия (экспертные методы, метод SWOT-анализа, бенчмаркетинг, метод с использованием комплекса маркетинга (модель «4P»)), проведены опросы, наблюдения.
Объект исследования - предприятие ООО «Юрматы», основным видом деятельности которого является пошив и ремонт различных видов одежды и штор.
Предмет исследования - методы и инструменты управления конкурентоспособностью предприятия.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы стали материалы трудов российских и зарубежных ученых по вопросам обеспечения конкурентоспособности предприятии и резервов ее повышения.
Информационной базой послужили материалы отчетных документов ООО «Юрматы» за 2014-2016 гг.
В работе использованы методы анализа, синтеза, сравнения, дедукции и индукции.
Представленная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. С развитием конкуренции на рынке всё большее внимание стало уделяться вопросам конкурентоспособности предприятия.
В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны или за ее пределами. Повышение уровня конкурентоспособности предприятия - одна из важнейших и актуальных проблем для современной экономики, чем обусловлен выбор темы данной работы.
Первая глава выпускной квалификационной работы содержит теоретические основы конкурентоспособности предприятия, заключающиеся в определении сущности, значения и факторов исследуемой экономической категории. Также в данном разделе в общем виде представлена методика анализа и оценки конкурентоспособности предприятия с описанием применения инструментов SWOT-анализа и концепций 4Р, 7Р, 4С и обозначены возможные направления повышения конкурентоспособности предприятий, к которым, на наш взгляд, можно отнести: повышение качества управления и продукции совершенствование связей с внешней средой, внедрение стратегического маркетинга, совершенствование организации инновационной деятельности, внедрение новых информационных, финансовых и учетных технологий, внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение организационно- технического уровня производства, развитие логистики и тактического маркетинга, повышение качества сервиса.
Во второй главе представлена организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия и проведен анализ основных экономических показателей деятельности (выручка, чистая прибыль, рентабельность продаж и услуг и т. д.), положительная динамика которых в течение 2014-2016 гг. показала, что деятельность ООО «Юрматы» осуществляется достаточно эффективно. В рамках данного раздела проведен анализ и дана оценка конкурентоспособности ООО «Юрматы», в результате чего установлено, что руководству организации следует проводить мероприятия по усилению слабых позиций в деятельности предприятия и исключению возможности реализации угроз со стороны внешней среды или уменьшения степени их влияния на функционирование предприятия.
Таким образом, с учетом результатов проведенного анализа, в деятельности ООО «Юрматы» основными проблемными аспектами являются:
• износ и моральное устаревание применяемого швейного оборудования, влияющие на качество производимых изделий и, соответственно, спрос на них;
• сохранение числа повторных покупателей (превращение значительной доли повторных покупателей в постоянных потребителей).
Для устранения выявленных проблем в деятельности ООО «Юрматы» в третьей главе выпускной квалификационной работы с целью реализации планируемой стратегии обеспечения конкурентоспособности предложены следующие мероприятия:
• замена устаревшего оборудования на более прогрессивное;
• внедрение «Карт лояльности клиента».
В результате расчетов экономической эффективности определено, что реализация предложенных мероприятий предприятием будет получен экономический эффект в размере 5838,15 тыс. руб., что свидетельствует о целесообразности разработанных рекомендаций.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. ГУ издательство «Юридическая литература» Администрация Президента Российской Федерации, 2011.
2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. От 29.04.2008 №54-ФЗ) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.12.2008 №272-ФЗ./ Российская газета. - 17.02.1998. -№30.- С.2-4
3. Годовые отчеты о деятельности ООО «Юрматы».
4. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев. - М.: Наука, 2016. - 230 с.
5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 440 с.
6. Артеменко В.Г. Финансовый анализ/ В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - 2-е изд. - М.: ДИС, 2013. - 410 с.
7. Астафьева М.М. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: учебник / М.М. Астафьева, Л.А. Калинина, Т.И. Лаврова, Е.В. Харитонова; под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 430 с.
8. Баканов М.И. Теория анализа хозяйственной деятельности/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 310 с.
9. Веснин В.Р. Менеджмент для всех/ В.Р. Веснин. - М.: Юрист, 2014. - 380 с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент» / О.С. Виханский. - М.: МГУ, 2014. - 430 с.
11. Войленко В.В. Маркетинговый анализ/ В.В. Войленко, А.М. Ковалев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 270 с
12. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики/ А.П. Волгин. - М.: Дело, 2013. - 330 с.
13. Волкова К.А. Предприятие: Положения об отделах и службах, должностные инструкции / К.А. Волкова, Ф.К. Казакова. - М.: Экономика, 2015. - 250 с.
14. Гельванский М., Жуковская, В., Трофимова, И., Конкурентоспособность в макро-, мезо-, микроуровнях // Российский экономический журнал. - 2014. - №17. С.17-19
15. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие / Ростов н/Д. - М.: Феникс, 2016. - 430 с.
...