Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Структура и функции энергетического хозяйства на предприятии 7
1.2 Показатели, характеризующие работу энергетического хозяйства 10
1.3 Основные направления рационализации потребления электроэнергии предприятием 12
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ГП «МИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» 17
2.1 Общая характеристика предприятия 17
2.2 Организация деятельности предприятия 20
2.3 Оценка организации и управления энергетическим хозяйством предприятия 28
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ ГП «МИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН» 38
3.1 Направления повышения эффективности организации и управления энергетическим хозяйством предприятия 38
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Важнейшей задачей рационального развития энергетического хозяйства предприятия является экономия используемых в народном хозяйстве энергетических ресурсов и снижение суммарных затрат на добычу, транспорт и использование топлива.
Коэффициент полезного действия технологических установок промышленности в среднем весьма низок и значительная часть поступающей в установки с топливом теплоты уходит из них в виде так называемых побочных (вторичных) энергетических ресурсов (ПЭР или ВЭР). Их утилизация может обеспечить народному хозяйству значительную экономию топлива. При этом требующиеся для организации использования побочных энергетических ресурсов капиталовложения в большинстве случаев окупаются в течение менее трех лет экономией на топливе.
Актуальность работы состоит в том, что в условиях рынка и само обеспечении промышленных предприятий Беларуси остро встал вопрос о стандартизации, использовании и эффективности топливно-энергетической политики.
Многие современные предприятия стали выделять на решение этих вопросов отдельные структуры и отделы, специализирующиеся именно на топливно-энергетических ресурсах и их использовании в производственном процессе. Так как, стоимость топливно-энергетических ресурсов на мировом и внутреннем рынке постоянно меняется в сторону увеличения, такая политика является обоснованной.
Объект исследования - ГП «Минский метрополитен».
Предмет исследования - организация и управление энергетическим хозяйством.
Цель работы - исследование организации и управления энергетическим хозяйством в ГП «Минский метрополитен» и разработка путей его совершенствования.
Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:
1. Рассмотреть теоретические аспекты организации и управления энергетическим хозяйством предприятия;
2. Провести анализ организации и управления энергетическим хозяйством ГП «Минский метрополитен»;
3. Разработать пути совершенствования организации и управления энергетическим хозяйством ГП «Минский метрополитен».
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
В настоящее время деятельность практически всех предприятий связана с потреблением электроэнергии, топлива и прочих энергоносителей.
В качестве основной задачи энергетического хозяйства можно выделить непрерывное и надежное обеспечение предприятия энергией в определенных параметрах при наименьших расходах.
Объем потребляемой энергии находится в зависимости от следующих факторов:
• мощность предприятия;
• изготовляемая продукция;
• характер технологических процессов;
• связи с районными энергосистемами.
Задачи энергетического хозяйства включают также следующие:
• обеспечение выполнения правил эксплуатации энергетической техники;
• обеспечение технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования;
• осуществление направлений экономии потребления энергоресурсов;
• реализация мероприятий по повышению эффективности организации деятельности энергетического хозяйства предприятия.
Энергетическое хозяйство предприятия можно разделить на следующие части:
• общезаводское подразделение;
• цеховое подразделение.
Общезаводская часть состоит из общезаводских сетей и генерирующих преобразовательных установок.
Цеховая часть состоит из:
• первичных энергоприемников;
• цеховых преобразовательных установок;
• внутрицеховых распределительных сетей.
Среди технико-экономических показателей, которые характеризуют деятельность энергетического хозяйства, можно выделить следующие:
1) показатели производства энергии:
• удельные нормы затрат топлива на производство отдельных видов энергии;
• кпд генерирующего оборудования;
2) удельные нормы затрат топлива и энергии:
• на 1 т поковок;
• на 1 т годных отливок;
• на 1 условную машину;
3) затраты на производство энергии:
• затраты на производство тепловой энергии;
• затраты на производство электрической энергии;
• затраты на производство энергии сжатого воздуха;
• затраты на производство пара;
4) энерговооруженность труда.
Эффективная деятельность энергетического хозяйства базируется на составлении планов выпуска и использования всех видов энергоресурсов.
Потребность рассчитывает в разрезе всех видов энергии при учете направлений их экономии и путей уменьшения затрат на производство.
Под эффективным потреблением энергетических ресурсов понимается достижение рационального использования данных ресурсов при существующей степени развития технологий и обеспечения выполнения требований по охране окружающей среды.
Государственное предприятие «Минский метрополитен» (далее - ГП «Минский метрополитен») специализируется на оказании услуг по качественному удовлетворению потребностей населения в перевозках пассажиров с обеспечением гарантированной их безопасности и высокого уровня культуры обслуживания.
Минский метрополитен был образован в соответствии с приказом Министерства путей сообщения СССР от 8 июня 1983 года № 1205 и решением горисполкома Минского Совета народных депутатов от 21 октября 1983 года № 595 и введен в эксплуатацию 30 июня 1984 года. В этом году предприятие отметило свой 33-летний юбилей.
В настоящее время ГП «Минский метрополитен» состоит из 22 структурных подразделений, в том числе 9 служб, 7 отделов, 4 секторов, 2 электродепо: «Московское» и «Могилевское». Эксплуатационная длина пути 35,42 километров.
На конец отчетного года метрополитен имеет 28 станций с 51 вестибюлем, из них 9 станций с 34 эскалаторами, 13 станций с путевым развитием.
Инвентарный парк пассажирских вагонов на 01.09.2017 составляет 361 единицу. Интервал движения в часы «пик» на первой линии составляет 2 минуты, на второй - 2,5 минуты. Ежесуточно перевозится более 899 тысяч пассажиров.
Коэффициент финансовой независимости характеризует, какая часть активов сформирована за счет собственных средств организации. На начало 2016 г. значение коэффициента составило 0,194, на конец периода - 0,143. То есть к концу 2015 г. активы, сформированные за счет собственных средств организации, существенно снизились.
Коэффициент устойчивого финансирования на начало 2016 г. составил 0,194, на конец 2016 г. - 0,143. Данный коэффициент показывает, какая часть активов баланса сформирована за счет устойчивых источников. Таким образом, к концу периода величина активов, сформированных за счет устойчивых источников, снизилась.
Коэффициент текущей задолженности показывает, какая часть активов сформирована за счет заемных ресурсов краткосрочного характера. Значение данного коэффициента к концу 2016 г. значительно выросло и составило 0,857.
Коэффициент финансового левериджа характеризует степень финансового риска. Значение данного коэффициента на начало периода составило 5,14, на конец периода - 7,01.
Следует отметить, что на конец периода финансовое состояние организации ухудшилось, о чем свидетельствует снижение коэффициента финансовой независимости, коэффициента устойчивого финансирования, а также повышение остальных коэффициентов.
В ГП «Минский метрополитен» все рассчитанные коэффициенты удовлетворительности структуры баланса не соответствуют установленным нормам. Это свидетельствует о том, что в настоящее время организация является финансово неустойчивой и неплатежеспособной.
В составе доходов ГП «Минский метрополитен» только доходы от реализации. В 2016 году все показатели доходов ГП «Минский метрополитен» выросли.
Так, доходы от текущей деятельности составили в 2016 году 126,74 тыс. руб., что на 6,96 тыс. руб. или на 5,81 % больше, чем в 2015 году. На 36,36 % выросли прочие доходы по текущей деятельности.
В 2015-2016 гг. году доходов по инвестиционной деятельности и по финансовой деятельности ГП «Минский метрополитен» не имело.
Таким образом, в течение 2015-2016 гг. наблюдалась положительная динамика роста доходов ГП «Минский метрополитен».
Основной удельный вес в структуре доходов ГП «Минский метрополитен», в 2015-2016 гг. имеют доходы от реализации - 89,9 % в 2016 году.
ГП «Минский метрополитен» за рассматриваемый период прибыли не имел.
Таким образом, в процессе финансового анализа деятельности ГП «Минский метрополитен» были получены следующие выводы:
1) к концу 2015 г. активы, сформированные за счет собственных средств организации, существенно снизились;
2) к концу 2016 г. величина активов, сформированных за счет устойчивых источников, снизилась;
3) на конец 2016 г. финансовое состояние организации ухудшилось, о чем свидетельствует снижение коэффициента финансовой независимости, коэффициента устойчивого финансирования, а также повышение остальных коэффициентов;
4) показатели удовлетворительности структуры баланса не соответствуют установленным нормам. Это свидетельствует о том, что в настоящее время организация является финансово неустойчивой и неплатежеспособной;
5) ГП «Минский метрополитен» за рассматриваемый период прибыли не имел.
Служба электроснабжения, как составная часть предприятия, прилагает все усилия для надежного функционирования метрополитена. Именно благодаря ей ГП «Минский метрополитен» снабжается электроэнергией: по рельсам идут поезда, освещаются станции и тоннели, работают эскалаторы, устройства автоматики и телемеханики, циркулируют вентиляционные и насосные установки.
На сегодняшний день электрохозяйство метрополитена включает в себя 7 понизительных подстанций, 25 тяговых и 5 подстанций электродепо, 2 энергодиспетчерских участка. На балансе службы - почти 4 тысячи километров силовых кабелей и почти 75 тысяч световых точек на станциях и в технологических помещениях.
Основная задача службы электроснабжения:
• надежное электроснабжение электроподвижного состава для движения поездов с установленными скоростями и интервалами между поездами при требуемых размерах движения;
• надежное электропитание всех потребителей метрополитена и иметь необходимый резерв.
На данный момент в службе электроснабжения - 355 человек, по штатному расписанию - 376 человек.
В 2016 году было принято на работу - 53 человека, уволено - 53 человека. В 2016 году 24 электромонтера повысили разряд и 10 электромонтеров получили профмастерство.
Что касается заработной платы: в 2016 году была принята ставка 1-го разряда 57,30 руб., она действует и по настоящее время. Среднемесячная заработная плата по службе за 2016 год составила 844,34 руб., у руководителей -1101,93 руб., специалистов - 931,37 руб., рабочих - 687,17 руб.
Все работы по обслуживанию оборудования проводятся согласно графиков планово-предупредительных ремонтов (ППР), который составляется руководителем подразделения и утверждается начальником службы.
В целях повышения эффективности организации и управления службой электроснабжения в ГП «Минский метрополитен» предлагается установить программный продукт «1С: Предприятие 8. Энергетика. Управление распределительной сетевой компанией».
Программный продукт разработан на базе «1С: Предприятие 8. Управление производственным предприятием» и является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета, которое позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия.
В целях определения экономического эффекта были определены капитальные расходы на закупку и установку программного продукта, которые включают:
• расходы на покупку программы;
• расходы на установку программы на предприятии;
• расходы на обучение сотрудников работе с программой;
• расходы на наладку сети.
Предлагается установить программный продукт на рабочие места 10 сотрудников.
Стоимость одной лицензии на программный продукт составляет 45 тыс. руб.
Настойку программы будут осуществлять на уже установленных и используемых на предприятии компьютерах. Однако необходимо приобрести сервер (стоимостью 78 тыс. руб.) и установить на нем клиент-сервер программы.
Основам работы с программой нужно научить десять сотрудников. Стоимость курсов у компании-разработчика составляет 150 тыс. руб.
Итоговые капитальные расходы составят 686 тыс. руб.
Текущие расходы по использованию программы включают:
• расходы на заработную плату администратора;
• расходы на электрическую энергию;
• расходы на амортизацию основных средств;
• расходы на периодическое обслуживание программы.
Текущие расходы по использованию программы на предприятии составят 1382 тыс. руб.
Экономическая эффективность внедрения программного продукта заключается в сокращении времени на оформление документов и принятие управленческих решений.
Стоимость сэкономленного часа работы составляет 400 руб.
Следовательно, экономия затрат времени при работе с программным продуктом составит 6700 час./чел. Экономическая эффективность от сэкономленного времени составит 2680 тыс. руб.
Финансирование проекта будет осуществляться за счет собственных средств предприятия.
Капитальные расходы на приобретение программы окупаются за счет полученной прибыли и амортизации.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта составит 1286 тыс. руб., что является достаточно высоким показателем для проекта приобретения и установки программного продукта. Так как ЧДД больше нуля - проект является эффективным. Расходы на приобретение и установку программы окупятся в третьем квартале 2018 г.