Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИБЫЛИ И
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность, функции и источники образования прибыли 6
1.2 Прибыль и рентабельность как показатели эффективности
предприятия 11
1.3 Факторы, оказывающие влияние на прибыль и методика оценки их влияния 18
2. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО
«ШВЕЙКИН 24
2.1 Анализ производственно - хозяйственной деятельности и
экономическая характеристика ООО «Швейкин» 24
2.2 Анализ формирования прибыли ООО «Швейкин» 28
2.3 Анализ показателей рентабельности ООО
«Швейкин» 39
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО
«ШВЕЙКИН» 48
3.1 Основные направления повышения прибыли и рентабельности 48
3.2 Экономическая эффективность внедрения комплекса мероприятий 51
3.3 Расчет сводных показателей эффективности 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ
Главной целью предприятия в условиях рыночной экономики является увеличение прибыли и рентабельности.
Прибыль мотивирует на поиск наиболее эффективных приемов использования ресурсов, изобретение новых продуктов, которые будут иметь спрос, применение организационных и технических нововведений, увеличивающих эффективность производства.
Тема прибыли и рентабельности весьма актуальна для российских компаний. На основании анализа развития прибыли предприятия и факторов действующих на изменение её показателей, можно разработать пути развития, которые приведут к росту дохода. Анализ прибыли даст четкое представление сильных и слабых сторон компании и позволит снизить риск неудач, выявить неиспользованные мощности, а также найти влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
Цель данной работы - анализ прибыли и рентабельности предприятия и пути их повышения в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ООО «Швейкин». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
- определить основные показатели дохода и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
- выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ООО «Швейкин»;
- проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ООО «Швейкин».
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введения открывается актуальность выбранной темы, цели и задачи работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы прибыли как экономической категории. Во второй главе проводится оценка и анализ развития прибыли и рентабельности исследуемого предприятия. В третьей главе проводится разработка мероприятий по повышению прибыли и рентабельности исследуемого предприятия и оценивается их эффективность.
Получение максимальной прибыли есть и будет главной задачей производственного предприятия в современных условиях. Но, оно невозможно без эффективного управления капиталом. Основной задачей руководителя, является поиск резервов увеличения доходности компании.
Следовательно, результат деятельности компании находится в прямой зависимости от эффективности управления финансовыми ресурсами и организацией в целом. Борьба за выживание может стать постоянной, если деятельность предприятия идет самостоятельно, а стиль управления в новых рыночных условиях остаётся неизменным.
В первой части работы были рассмотрены резервы увеличения объемов производства и реализации, снижения затрат на производство продукции, роста доходности. Всё это имеет первостепенное значение для повышения эффективности работы компании. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов , увеличения доходности относятся:
- природные условия, государственное регулирование цен и тарифов;
- изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов;
- повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств;
- закупочно-реализационная деятельность, природоохранная деятельность.
В первой части работы рассмотрен процесс анализа:
- состава и структуры балансовой прибыли;
- способов формирования балансовой прибыли компании и анализ оценки ее динамики;
- прибыли от продажи продукции и прочих продаж;
- анализ прибыли (убытки) от внереализационных операций, анализ способов накопления прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
- состава и структуры налогооблагаемой прибыли.
Во второй части данной работы, в ходе тщательного анализа, были обнаружены резервы увеличения прибыли за счет нескольких факторов:
- за счет увеличения объема реализации продукции;
- за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции;
- за счет увеличения средне-реализационных цен благодаря оптимизации структуры реализации продукции.
Из перечисленного выше, к рассмотрению стоит принять следующие предложения:
А) Во-первых, если организация использует свои ресурсы не в полную мощность, то у неё остаётся нераскрытый потенциал, раскрытие которого достигается путём анализа деятельности компании. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, другими словами затраты на ее производство в расчете на единицу продукции снижаются, и естественно, наблюдается снижение общих затрат на производство и реализацию продукции, увеличению прибыли от продажи продукции. Выпуск изделий из качественного материала, имеющих замечательный товарный вид и широкую сферу применения просто обязан быть рентабельным. А производство рентабельной продукции даёт дополнительную прибыль. Следовательно, при увеличении выпуска и реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму доходности. Конечным результатом проведения мероприятий является, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
Б) Снижение затрат на производство и реализацию продукции, также значительно может увеличить получаемую компанией прибыль. Одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема производимой продукции. Другими факторами являются:
-оптимизация уровня организации производства, с целью ликвидации, либо максимально возможного сокращения нерациональных издержек;
-комплексное взаимодействие основного и вспомогательного производства для более эффективного осуществления производственного процесса;
- оптимизация потоковых процессов в организации.
В)ООО «Швейкин» реализует свою продукцию не только по договорным высоким ценам, но и по договорам взаимозачётов по более низким ценам. В связи с этим, необходимо провести оптимизацию структуры сбыта для получения дополнительной прибыли. В идеале доля договоров по высоким ценам должна составлять 100% от реализации всей продукции или, хотя бы приближаться к этому уровню.
Анализ проведенный в третьей части показал, что на предприятии в 2016 г. Прибыль увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 715 тыс. руб., т.е. темп роста - 44,1 %.
Коммерческая деятельность любого предприятия основывается на принципах экономики, которые определяются получением максимального результата при минимальных затратах. Для оценки эффективности служит система показателей рентабельности, которая позволяет отразить результат преобразования ресурсов в результаты. Так, в 2016г. экономическая деятельность ООО «Швейкин» была рентабельной (Рентабельность продаж по чистой прибыли - 23,3%, рентабельность собственного капитала - 391,5 %).
В результате проведенного факторного анализа прибыли были выявлены резервы ее повышения, что позволило разработать план по прибыли на следующий год.
На основе расчета плана прогноза по реализации продукции, валовым доходам, издержкам обращения, спрогнозировано увеличение прибыли на 1150,8 тыс.руб. (за счет снижения себестоимости продукции на 490,8тыс.руб. и за счет увеличения объемов производства продукции на 660 тыс. руб.). При этом соответственно прогнозируется повышение рентабельности продаж предприятия до 3 %.
1. Алексеев С.С. Бизнес- планирование / С.С. Алексеев. - М.: Инфра-М, 2011.
- 150 с.
2. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник для торговых вузов / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2012. - 204 с.
3. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л.Т. Гиляровская и др. - М.: Проспект, 2011. -360с.
4. Карпова Е.В. Ресурсы торгового предприятия: Учебное пособие / Е.В. Карпова. - М.:Кнорус, 2013. - 164 с.
5. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И Ковалев, В.П. Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 307 с.
6. Либерман И.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие /
И.А.Либерман. - М.: Риор, 2011. - 208 с.
7. Маркова В.Д. Внутрифирменное планирование / В.Д. Маркова. -
Новосибирск: Экор, 2010. - 217 с.
8. Попова В.М. Деловое планирование: Учебное пособие / В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 201 с.
9. Прокопчук Л.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование / А.А. Козырев. - СПб.: Издательство Михайлова, 2012. - 198 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - Минск: Новое знание, 2014. - 298 с.
11. Филатов О.К. Планирование, финансы, управление на предприятии / О.К. Филатов и др. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 213 с.
12. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. Учебник для вузов / В.В. Царев - СПб.: Питер, 2012. - 252с.
1З.Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ.ред. А.Н. Соломатина. М.: Инфра-М, 2012. - 333 с.
14.Экономика организации (предприятия, фирмы). Учебник / Под ред.проф. Б.Н. Чернышева, проф. В.Я Горфинкеля. -М.: Инфра-М, 2012. -535 с.
15.Экономика торгового предприятия/ под.ред. С. Н. Лебедевой - Минск: Новое знание, 2010. - 297 с.
16.Экономический анализ в торговле: Учебное пособие / Под ред. М.И. Баканова. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 191 с.
17.Экономика торгового предприятия/ под.ред. С. Н. Лебедевой - Минск: Новое знание, 2013. - 240 с.
18. Кузьминых А. Способы оптимизации торговли // Расчет. - 2011г. -№6. - С. 36-42.
19. Магалецкий К. Затраты: от снижения к оптимизации // Компаньон. - 2012. -№19. - С. -70
20. Постановление Госстандарта РФ от 6 февраля 2001 г. N 13 "Об утверждении Правил сертификации продукции текстильной и легкой промышленности"
21. Устав ООО «Швейкин»
22. Финансовый отчёт и бухгалтерский баланс ООО «Швейкин»
23. Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99)
Ресурсы Интернет
24. Анализ эффективности деятельности предприятия: Учебное пособие / И.И. Мазурова и др. - СПб. : СпбГУЭФ, 2012. - 113 с. [Электронный ресурс].
25. Учебный материал с http://elearn.sde.ru