Введение. 3
Глава 1. Туристско-рекреационная направленность. 10
1.1. Развитие туризма на территории Карельского перешейка. Природное и культурно-историческое достояние. 10
1.2. Населенные пункты Карельского перешейка как туристический кластер. 19
Глава 2. Коммуникативное пространство Карельского перешейка. 24
2.1. Отношение местного населения к «новой волне» туристов. 29
2.2. Образ жителя Карельского перешейка глазами туриста. 47
Анализ полученных данных. 59
Заключение. 67
Список используемой литературы. 71
Электронные ресурсы. 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
Актуальность исследования. Вопрос функций туризма как вида социальной и коммуникативной деятельности на сегодняшний день рассматривается несколькими слоями общества. За описанием позитивного воздействия на личность остается незамеченной главная функция туризма, заключающаяся в коммуникации туриста с местными жителями в широком понимании. Коммуникация в этом случае выступает своего рода метафункцией туризма, интегрирующей и опосредующей реализацию его остальных функций. Этот логический вывод в корне меняет представления о роли туризма в развитии территорий и общества в целом.
Интерес западных социологов к социальным практикам туристов прослеживается с 1970-х гг., что позволило социологическим концептам «туризм» и «турист» обрести четкие методологические основания. Идеи исследователей обусловлены качеством приобретаемого человеком в путешествии опыта, в котором учитываются различия между самим туристом и «другим», выявляются сходства и особенности взаимодействующих сторон, конструируется саморепрезентация в процессе путешествий. Ведущей темой становятся процессы коммуникаций туристов с местными жителями и их культурные последствия. Особое внимание отводится социальному и культурному влиянию практик мобильности на самих туристов. Идентичность как фундаментальная социальная проблема в фокусе туризма и путешествий исследуется в работах В. Галани-Мутафи: нарративы путешествий, этнографические данные, туристский дискурс способствуют самооткрытиям и самопрезентациям в качестве результирующих «пристального взгляда туриста» к другим местам, людям, объектам, событиям. В данных практиках эмпирическим путем сравнивается сам турист с местными жителями и другими туристами. Образы туристов и путешественников не обязательно достигают того типа самосознания, который свойственен антропологам, вглядывающимся в «другого» (Galani-Moutafi 2000: 221). Обозначение различий и непохожести вовсе не является результатом путешествия, которое предполагает обращение к ранее сконструированным образам «другого». Современные прикладные исследования подтверждают практическую значимость концепции общности В. Тернера, согласно которой в ходе смены обстановки человек отходит от традиционного для него жизненного уклада. Этот процесс включает несколько этапов: разделение (добровольное дистанцирование от своей социальной группы); выход за рамки (отступление от критериев повседневной жизни, возникновение чувства общности с людьми в подобном положении); реинтеграция (возвращение в свою социальную группу, обычный уклад) (The Anthropologyof Experience 1986). Как полагает Дж. Урри, сильнейшим побудителем к путешествию является «потребность в близости», важность общения и поддержания сообщества (Урри 2005: 142). По результатам исследования в Словении М. Амбро делает вывод, что туристы играют важную роль в процессе культурного взаимодействия. Эскапизм является компонентом постмодернистской структуры поведения туристов, стремящихся уйти из мира своей повседневности в поиске новых впечатлений. Эти стремления зачастую нарушают спокойствие местных жителей, которые опасаются посягательств на свой жизненный уклад, транспортных проблем, загрязнения окружающей среды. С развитием туризма местные жители связывают свои ожидания в производстве и получении более качественных услуг, в развитии и освоении новых профессий, лучшего будущего для молодого поколения. Отношение местных жителей к туристам зависит от конкретного места и общего восприятия воздействия в локальных границах (Ambro 2008: 72). Стоит быть солидарным с тем фактом, что феноменологическая концепция Дж Урри, З. Баумана, известная как «туристический взгляд», наряду с теорией ускорения мобильности, является основополагающей в формировании конструктивного взаимодействия местных жителей и туристов.
Проблемная ситуация. В современном обществе недооценивается роль туризма в развитии социальных коммуникаций. Существуют противоречия между туристами и местным населением вне зависимости от туристкой дестинации нашей страны. Необходимо понять, фактор стигматизации какой из сторон прослеживается в большей степени.
Проблема. В чем заключается основа межличностной коммуникации местных жителей и туристов в коммуникативном пространстве? Какую роль играют взаимоотношения главных действующих лиц в развитии туристского потенциала рассматриваемого региона?
Объектом исследования является взаимодействие местных жителей Карельского перешейка и туристов, посещающих значимые населенные пункты данной туристской дестинации.
Предметом исследования является влияние коммуникативного пространства на практики взаимодействия местных жителей и туристов.
Целью исследования является изучение формирования туристической привлекательности рассматриваемого объекта, благодаря наличию коммуникативных практик туристов и местных жителей.
Задачи.
1. Определение уровня развития туристской деятельности на территории Карельского перешейка.
2. Анализ социальных практик взаимодействия современных туристов и местного населения в широком диапазоне коммуникаций.
3. Выявление сторон воспроизведения коммуникации.
4. Понимание того, существуют ли дальнейшие перспективы развития туризма в рассматриваемом регионе.
Теоретико-методологические основания. Карельский перешеек представляет собой территорию, наглядно показывающую, что дестинация изучена недостаточно, если абстрагироваться от параметров географического исследования. Таким образом, социолог способен не только расширить границы познания, но и продемонстрировать себя в качестве интегрального специалиста.
Научная новизна исследования заключается в наблюдении текущего состояния коммуникативного пространства территории Карельского перешейка. Разведывательная деятельность социолога может способствовать решению потенциальной проблемы и помочь дестинации в преобразовании в обозримом будущем.
Практическая значимость работы определяется возможностью распространения результатов исследования на территориях значимых туристских дестинаций России (помимо территории Карельского перешейка) с целью просвещения большего числа акторов – главных действующих лиц. Полученные данные могут выступать в качестве эмпирической базы для дальнейших идентичных разработок на стыке географии и социологии в сфере туризма.
Многие наши современники активно путешествуют, совершая турпоездки в период отпусков, совмещая отдых с бизнесом, образованием, наукой, творчеством, хобби. Любой турист является жителем конкретной местности, но на отдыхе он реализует отличные от местных жителей функции, оставаясь носителем образа своего отечества, места проживания. Туризм является агентом культурных преобразований, регулирования социальных практик взаимодействия акторов – туристов и местных жителей. Современные люди живут в подвижности, гражданин глобального социума мигрирует по планете, реализует право проводить досуг и «потреблять» различные места, демонстрируя социальную установку на космополитизм по отношению к другим культурам, сообществам, акторам.
Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь местного населения, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционный характер и количество туристов уступает численности местного населения, а их культурный уровень приблизительно одинаков, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре. Это явление стало основой изучения проблемы социального взаимодействия, вызванного контактом между культурами.
Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что и те, и другие являются носителями разных культур, контакт между ними происходит в момент, когда туристы отдыхают, а местное население работает, и носит временный характер.
Как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия-туризма на местное население проявляются на различных уровнях - национальном, местном или индивидуальном. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам.
Большинства отрицательных аспектов можно избежать путем комплексного планирования развития туризма и внедрения современных методов управления этим процессом (усиление контроля над использованием территорий и ресурсов, проведение политики просвещения местного населения), а также путем определения критериев его наиболее эффективных направлений, которые являются основой для выбора и последовательного их развития.
Вопрос функций туризма как вида социальной и коммуникативной деятельности на сегодняшний день рассматривается несколькими слоями общества. За описанием позитивного воздействия на личность остается незамеченной главная функция туризма, заключающаяся в коммуникации туриста с местными жителями в широком понимании. Коммуникация в этом случае выступает своего рода метафункцией туризма, интегрирующей и опосредующей реализацию его остальных функций. Этот логический вывод в корне меняет представления о роли туризма в развитии территорий и общества в целом.
В академическом дискурсе доминирует мнение, что доброжелательные отношения между местными жителями и туристами имеют большое значение для устойчивого развития туризма. Наряду с положительным социальным влиянием туризма (обеспечение занятости населения, рост доходов, повышение качества жизни, сохранение культурных традиций) имеет место негативное воздействие туризма, в том числе последствия конфликтов между туристами и местными жителями. Современные практики их взаимодействия активно транслируются и интерпретируются средствами массовой информации.
Если задуматься, то туристы и местные жители серьезных претензий друг к другу иметь не должны, поскольку это соответствует взаимосвязанным интересам двух сторон: для одних – добиться устойчивости бизнеса, для других – комфортно и недорого отдохнуть. В многочисленных малых гостиницах поселка происходят активные межкультурные коммуникации: отдыхающие и местные жители обсуждают насущные проблемы, откровенно интересуются жизненным укладом, делятся мнениями, как живется простым людям в разных городах и регионах страны. Отметим перспективность развития туризма и сферы гостеприимства в курортном поселке при соблюдении ряда условий: культивирование доброжелательных отношений между местными жителями и туристами; поддержание экологического баланса; эффективное управление местной туристской инфраструктурой.
В данной научно-исследовательской работе проводится анализ социальных практик взаимодействия современных туристов и местных жителей в широком диапазоне коммуникаций на примере территории Карельского перешейка. Методологическим основанием служат социологические теории туризма, практик, мобильности, потребления. Необходимо отметить факт того, что различные интеракции туристов и местных жителей способствуют анализу процессов социальной интеграции и солидаризации, исключения и неравенства, формирования жизненных стилей и конструирования стратегий индивидуальных и коллективных действий, поддержания межкультурных коммуникаций.
Роль туристической привлекательности Карельского перешейка, ее влияние на современных туристов и, в том числе, местных жителей требует глубокого социально-философского изучения. Туризм здесь как социальный феномен проник во все сферы общественной жизни, а его многоаспектность и универсальность определили повышенный интерес к теории и практике туристской деятельности со стороны представителей разносторонних дисциплин. Туризм же как социальная практика способен осветить все многообразие жизни главных действующих лиц. Организация туризма на территории рассматриваемого региона сегодня требует огромное количество знаний о культурологии, этнологии, психологии, экономике. Таким образом, в теорию и практику туризма введены самые разнообразные области научных знаний. Для изучения феномена туризма в Карельском перешейке уже недостаточно только географических знаний, поскольку распознать предпочтения человека, побуждающие его путешествовать, можно лишь при пристальном внимании к мировоззренческой позиции и выявлении тех факторов, которые ее определяют. Это, в конечном счете, помогает организовать поездку с учетом индивидуальных потребностей человека.
Изначально туризм как социальная практика был доступен ограниченному социальному кругу, однако относительно недавно ситуация стала постепенно меняться, и в круг потребителей туристского продукта начали вовлекаться слои местного населения, что сделало туризм массовым явлением, доступным практически всем. Сложившаяся ситуация привела к необходимости всестороннего изучения феномена туризма как системы социальной практики.
В настоящее время отсутствует единый теоретико-методологический подход к обоснованию сущности взаимодействия в коммуникативном пространстве местных жителей и туристов как системы социальной практики. Современный мир, способный мгновенно принимать иную форму, обостряет проблему трансформации общественной практики и отношений акторов, а сфера туризма как система социальной деятельности отражает тенденции развития современного типа цивилизации. По идее, следует принять тот факт, что взаимодействие местных жителей и туристов вне зависимости от туристской дестинации практически не освещается в контексте какого-либо вида (главного или второстепенного) социальной практики. Однако существует необходимость выработки общей теории взаимодействия акторов в коммуникативном пространстве на основе анализа туризма как, опять же, социально-философского феномена. Туризм отражает актуальные изменения, происходящие в современном обществе и культуре. Более того, он имеет идентичные критерии с развитым информационным обществом: собственно, информатизация, индивидуализация приоритетов, визуализация и, пожалуй, глобализация. Стоит отметить, что сегодняшнее общество имеет тенденцию к ускорению и упрощению передачи информации, а потоки информации способны менять повседневную рутину индивида и способствовать возникновению реального взаимодействия людей в интеллектуальной среде. Поэтому исследование в рамках социально-философского анализа позволяет, с одной стороны, поставить диагноз современному взаимодействию местных жителей и туристов в коммуникативном пространстве Карельского перешейка, а с другой – сформировать научно обоснованный прогноз перспектив эволюции туризма в регионе.
Вообще, феномен туризма как социальной практики заключается в том, что он меняет социальные позиции человека. Получается, формирование и удовлетворение туристских потребностей инициирует необходимость адаптации к различным условиям. Комплексное социально-философское исследование взаимодействия главных действующих лиц в рассматриваемой туристской дестинации должно проводиться в трех измерениях. Во-первых, в совокупности элементов туризма (социального, природного, историко-культурного). Во-вторых, в симбиозе социально-экономической и культурной сфер как со стороны местных жителей, так и со стороны туристов. Наконец, в-третьих, в анализе развития дестинации, динамике ее становления и тенденциях изменения.
Безусловно, туризм сегодня активно развивается, привлекая большее количество исследователей из разных сфер научной среды. Изучение туристских дестинаций наглядно демонстрирует междисциплинарный характер. Социально-философское исследование коммуникативных практик в туризме и обоснование их теоретико-методологической базы предполагает грамотный, структурированный анализ этого явления. Опыт исследования данной проблематики показал, что работ отечественных исследователей, к сожалению, не так много, нежели чем работ западных специалистов. Среди основных причин сложившейся ситуации можно выделить таковые. Во-первых, распространение у нас туризма как массового и экономического явления произошло позже, чем в мировой практике. Во-вторых, в основе исследований проблем туризма в нашей стране лежит географический подход, тогда как в научных областях за рубежом основными подходами являются, помимо географического, социологический, психологический и антропологический.
Опираясь на проведенный анализ материалов исследования, можно сформулировать вывод о том, что туристы и местные жители Карельского перешейка, в целом, воспринимают друг друга должным образом. Это соответствует взаимосвязанным интересам обеих сторон: для одних – комфортно отдохнуть, тратиться в пределах разумного; для других – благосклонно относиться к «оппонентам» и где-то даже добиться устойчивости бизнеса. В гостиницах и отелях Карельского перешейка происходят активные межкультурные коммуникации: отдыхающие и местные жители обсуждают насущные проблемы, откровенно интересуются жизненным укладом, делятся впечатлениями о том, как живется простым людям в разных регионах страны. Перспектива развития туризма и сферы гостеприимства в приграничной туристской дестинации предполагает ряд условий: стимулирование благосклонных отношений между местными жителями и туристами, поддержание экономического баланса, эффективное управление местной туристской инфраструктурой.
Таким образом, многовариантность современных социокультурных туристских практик, высокая динамика развития туризма как сферы общественной жизни, его культурные аспекты обусловливают необходимость поиска теоретико-методологической базы исследования туризма в рамках социально-философского подхода, который позволяет выявить наиболее общие закономерности и тенденции его развития. Именно социально-философский анализ дает возможность наиболее полно исследовать туризм как целостный социокультурный феномен, как вид социальной практики, как особый способ освоения и структурирования пространства на уровне личности и индивида в различных моделях общества, так как позволяет выявить наиболее общие закономерности и тенденции его развития.
1. Алаев Э. Б. Социально-экономическа география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.
2. Ачмиз А. К. Туризм как сфера общественной жизни: опыт социально-философского исследования: автореф. дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2010. 26 с.
3. Белоногов А.Г. Безопасность туризма как социо-эколого-экономической системы/Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во МГУ, 2010.
4. Биржаков М. Б. Введение в туризм, СПб, 2002. – 105 с.
5. Гализдра А. С. Феномен туризма: социально-философский анализ: автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов, 2006. 22 с.
6. Гурин С. П. Туризм как антропологический феномен [Электронный ресурс] // Топос: литературно-философский журнал. 2004. 23 марта.
7. Гончарова Н. А. Организации по менеджменту дестинаций (DMOs) как система управления туризмом на национальном, региональном и локальном уровнях: зарубежный опыт // УЭкС. 2013. № 11(59).
8. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов // Многомерность культурного пространства: материалы научно-практического форума. СПб, 2009. С. 109-119.
9. Даринский А. В. Туристические районы Российской Федерации и ближнего зарубежья, СПб, 2008 С. 39-43.
10. Дмитревский Ю. Д. Туристские районы мира: учеб. пособие. Смоленск, 2000. С. 68-77.
11. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М.: 2000.
12. Каганский В. Л. Ландшафт и культура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 160-169.
13. Кирьянова Л. Г. Туристская дестинация как комплексный концепт и ключевой элемент туристской системы // Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 4(52). С. 136-141.
14. Колотова Е. В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. пособие. -М.: РМАТ, 2018.
15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 2014.
16. Литовка Л. О. Перспективы развития туризма в исторических городах Ленинградской области // Регион. 2003. № 4.
17. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М., 2015.
18. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: РМАТ, 1996.
19. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: 1981 с. 503.
20. Морозова Н.С. Концепция формирования и развития конкуренции в туризме. – Монография. М.: РосНОУ, 2011. – 138 с.
21. Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: СПбГУ, 2005. 296 с.
22. Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку. М.,1996.
23. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации. Вестник университета № 1/ГУУ/2013. – C. 44-48.
24. Россия и Европа в XIX - XX веках: Проблемы восприятия народов, социумов, культур. М., 1996.
25. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / Сост. Н. И. Волошин. -М.: Финансы и статистика, 2012.
26. Туристско-рекреационная система: теория и практика организации / Н. В. Пенкина [и др.]. Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2020. 122 с.
27. Туристские фирмы: Научно-методические материалы по международному туризму. - СПб: Изд-во "ОЛВИС", 2016-2017. - Вып. 10-14.
28. Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация // Массовая культура: современные западные исследования / Пер. с англ., отв. ред. и предисл. В.В. Зверевой, послесл. В.А. Подороги. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005.
29. Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 2004.
30. Clifford J. Routes: travel and translation in the late twentieth century. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1997. 408 p.
31. Franklin A. The Tourist Syndrome. An Interview with Zygmunt Bauman // Tourist Studies. 2003. No 3.
32. GreenwoodD. Culture by the Pound: An Anthropological Perspective on Tourism as Cultural Commoditization // Host and Guests: An anthropology of tourism / ed. V. Smith. 2nd edn. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 171-185.
33. Hall E. Beyond Culture. N.Y., L.: 1989.
34. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Setting // American Journal of Sociology. 1979. № 3. P. 589-603.
35. MorrisonA.M.The Tourism System. Kendall/Hunt Publishing Company. 2006.
36. Quinn B. Performing tourism in Venice: local residents in focus // Annals of Tourism Research. 2007. Vol. 29. Issue 3.
37. RojekС. Indexing, Dragging and the Social Construction of Tourist Sights // Touring Cultures: Transformations of Travel and Theory. London: Routledge, 1997. P. 52-74.
38. The Anthropology of Experience / Ed. by V.W. Turner and E.M. Bruner. Urbana and Chicago: University of Illinois Press, 1986.
39. Tribe J. The Truth about Tourism // Annals of Tourism Research, № 33 (2), 2006. – pp. 360-381.
40. Weaver D., Lawton L. Tourism Management. 4th ed. Brisbane, Australia: John Willey & Sons Australia, Ltd. 2010. 490 p.
Электронные ресурсы.
1. http://arrow.dit.ie/tfschhmtart/3/
2. http://bmsi.ru/doc/fd2390d6d047-4bc0-acd0-100f51b93b6a
3.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/
4. http://docs.google.com/viewer?pid=bl&srcid=ADGEESgf82ot 2CdU9zLP9P_g1lZZfcRhTlK6TAvw1NnTwuejudqkZONs8A8LN2Yc
5. http://geoworks.chat.ru/recr1.htm
6. http://www.inside-installations.org/OCMT/ mydocs/Microsoft%20Word%20-%20Booksummary_Anthropology_of_Experience.pdf
7. http://www.iso14001-register.de/
8. Life Beyond Tourism. [http://www.lifebeyondtourism.org/en/488-2/]
9. http://www.topos.ru/article/6727
10. http://tou.sagepub.com/content/3/2/205.abstract
11. http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=2569:-dmos-