Формирование эмоционально – волевой сферы у дошкольников с речевыми нарушениями (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
Введение 3
1. Психолого- педагогическая характеристика дошкольников с речевыми нарушениями 4
2. Проблема формирования эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями .11
3. Методы и приёмы формирования эмоционально- волевой сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 16
Заключение 23
Список использованных источников 25
Все люди чувствуют, переживают и реагируют на поступки других людей и социальные обстоятельства. Это происходит благодаря развитию эмоциональной сферы индивида. Данное понятие многогранно, оно включает в себя: эмоциональные состояния, ощущения, чувства, эмоциональные свойства личности, которые определяют действия человека, его характер, темперамент – его индивидуальность (А.Г. Ковалёв, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
Все психические процессы, такие как восприятие, мышление, внимание, воображение, память и конечно же волевые качества формируются под воздействием эмоциональной сферы ребёнка. Таким образом, проблема развития эмоций и воли, их роль в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения детей является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.Э. Изард).
Такие учёные, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., утверждают, что все отклонения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) негативно влияют на развитие эмоционально-волевой сферы детей. Ограниченность речевого общения может оказать плохое воздействие на формирование личности ребёнка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
Дети с речевыми недостатками фиксированы на своём дефекте, предавая большое значение эмоциональному отношению к нему (переживают, испытывают страх). Тяжёлые нарушения речи создают таким детям серьёзные трудности в организации своего речевого поведения, что крайне негативно отражается на общении с окружающими их людьми. Поэтому у таких детей отмечаются недостаток инициативы, подавленность и уклончивость, пассивность, отсутствие признаков ролевого поведения. Вследствие этого речевая патология приводит к серьёзным расстройствам в эмоционально-волевой и личностной сфере, что в свою очередь, неизменно приводит к нарушению поведения, попыткам отстранения от социума, снижению и ухудшению работоспособности, а также к другим отрицательным последствиям. Вот почему этот вопрос имеет особую значимость и актуальность при изучении детей с речевыми нарушениями.
В данной работе:
1) Выявлены психолого-педагогические особенности дошкольников с речевыми нарушениями;
2) Проведён теоретический анализ исследований по проблеме формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
3) Определены эффективные методы и приемы формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Изучив теоретические работы, направленные на исследование особенностей формирования дошкольников с нарушениями речи, можно отметить, что наряду с затруднениями в развитии речи, наиболее ярко проявляются проблемы эмоционально-волевой сферы. У детей с речевой патологией не в полной мере выражена передача эмоциональных состояний через движения, мимику, пантомимику. Возникают сложности проявления эмоций в коммуникативной деятельности. Фиксированность на дефекте создаёт у этих детей особенное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, страх). Кроме того, исследования В.А. Калягина, Т.С. Овчинникова показали, что у них занижена самооценка, это способствует формированию комплекса неполноценности и как следствие ослабление волевых усилий, что мешает исправлению речевого недостатка.
Социальная дезадаптация детей с речевой патологией приводит к проявлению агрессии, затруднению в общении со сверстниками. Негативные эмоции, которые постоянно испытывают эти дети, ослабляют защитные свойства организма, что приводит к частым простудным заболеваниям.
Указанные особенности в развитии детей с нарушением речи не преодолеваются в один момент. Они требуют от педагогов работу направленную не только по коррекции речевого дефекта, но и по созданию у ребёнка эмоционального благополучия. В настоящее время существует множество методов и приёмов для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников: сказкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, игротерапия и т.д. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности.
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия/ Э.Э. Большебратская. - Петропавловск, 2015. – 74 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека/ Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, 2015. – 136 с.
3. Гарбузов В.И. Этиопатогенез и патогенетическая психотерапия психосоматических заболеваний/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития./ В.И. Гарбузов. - СПб., 2016. – 129 с.
4. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов/ В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351с.
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи)/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 2017. – 112 с.
6. Изард К.Э. Психология эмоций/ К.Э. Изард. - СПб., 2014. – 464 с.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001.- 752с.
8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста/ Д.Н. Исаев. – СПб.: СпецЛит, 2018. – 463 с.
9. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2016. – 320 с.
10. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. Пособие для педагогов общего и спец. Образования/ И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 124 с.
11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов./ В.А. Лапшин. – М.: Просвещение, 2020. – 143с.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие/ В.В. Лебединский. – М.: Издательство Московского университета, 2016. – 148 с.
13. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е Левина, Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М., 2015.- 221 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 2017. – 39 с.
15. Лауткина С.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2017.- 173 с.
16. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2015. – 480 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2020. – 720 с.
18. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие/ Л.М. Шипицына. – СПб.: «Речь». 2015. – 216 с.
19. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
20. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Н.М. Назарова. – 10-е изд. - М.: Академия, 2018 – 400 с.
21. Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Педагогика и психология / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2016. - 223 с.