Работа сделана на примере Московского университета имени С.Ю. Витте .
Есть приложение (статья).
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА 7
1.1 Анализ структуры и нормативной документации, регламентов университета 7
1.2 Обоснование выбора бизнес-процесса для автоматизации 7
1.2.1 Модель AS IS 8
1.2.2 Обоснование необходимости автоматизации бизнес-процесса «Разработка приложения для обмена учебной литературой на примере Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»» 8
1.3 Анализ потребностей конечного пользователя 11
1.3.1 Анализ потребностей сотрудников, задействованных в бизнес-процессе 11
1.3.2 Анализ потребностей конечного пользователя на основе литературы и интернет-источников 12
1.4 Обзор интернет-публикаций по автоматизации бизнес-процесса «Разработка приложения для обмена учебной литературой на примере Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»» 13
1.5 Анализ имеющихся ресурсов в организации 13
1.5.1 Анализ материально-технического обеспечения 14
1.5.2 Анализ программного обеспечения 15
1.5.3 Анализ возможности использования имеющихся ресурсов для автоматизации бизнес-процесса «Разработка приложения для обмена учебной литературой на примере Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»» 16
1.6 Выводы по разделу 17
2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА 18
2.1 Выбор используемого ПО и технологий 18
2.1.1 Обоснование выбора ПО 18
2.1.2 Расчет экономической выгоды от использования выбранного ПО 19
2.1.3 Выбор технологии обеспечения информационной безопасности и безопасности интеллектуальной собственности 21
2.2 Разработка концепции управления проектом по стандартам IEEE 830-1998, ISO/IEC/IEEE 29148-2011 22
2.2.1 Роли стейкхолдеров 22
2.2.2 Границы проекта (автоматизации процесса) 24
2.2.3 Контрольные точки проекта 24
2.3 Диаграммы проектирования 25
2.3.1 Концептуальная диаграмма 26
2.3.2 Диаграмма функций 26
2.3.3 Use-Case диаграмма 28
2.4 Разработка технического задания в соответсвии с ГОСТ 19.201-78 29
2.5 Выводы по разделу 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложение. Научная статья. Разработка приложения для обмена учебной литературой 38
Производственная практика (научно-исследовательская работа) является обязательным видом учебной работы бакалавра по направлению подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика». Производственная практика (научно-исследовательская работа) проходила в Московском университете им. С.Ю. Витте (далее - Университете) на кафедре информационных систем. Практика позволила получить ценный опыт по научному исследованию образовательных бизнес-объектов с точки зрения эффективности их работы, выявления недостатков и последующих предложений по их устранению. В большинстве случаев модернизация может заключаться в структурной оптимизации или разработке программно-информационных инструментов для автоматизации образовательных бизнес-процессов Университета. В обоих случаях решение задачи состоит в научном анализе и, на основе его, последующей разработке эффективных решений.
Анализ образовательных бизнес-процессов выполняется на основе формализованных научных методов, большая часть которых стандартизована и широко используется на практике. Все существующие технологии анализа и проектирования можно разделить на две большие группы: технологии на основе структурного подхода и объектно-ориентированной методологии. Инструменты первой группы удобно использовать для решения небольших по объему задач.
В данной работе рассмотрены основные проблемы автоматизации учебного процесса в высших учебных заведениях. Эти проблемы распространяются на все специальности вуза, но в качестве примера за основу взяты направления, связанные с разработкой ИТ. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные специалисты. Бурное развитие техники и технологий постоянно опережает документированные в стандартах требования к профессиям и профессиональным компетенциям специалистов. Кроме того, разрывается связь между требованиями работодателей и теми компетенциями, которые студенты получают в системе образования. В результате у работодателей возникают проблемы с нехваткой работников, обладающих необходимым набором и уровнем компетенций. По этой причине в сфере образования происходят частые корректировки образовательных стандартов, учебных планов и программ, которые обеспечивают необходимую траекторию развития будущего специалиста на всех этапах его обучения.
Внедрение автоматизированных информационных систем в этой сфере позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих перед образованием, и обеспечить возможность обратной связи с работодателями. Многочисленные попытки автоматизировать процесс формирования учебного процесса ВУЗа успехов пока не принесли. Исследования в этой области продолжаются, что говорит об актуальности данного направления. Именно поэтому в данной работе рассмотрены аналоги, их достоинства и недостатки, а также собственные разработки для автоматизации некоторых компонентов учебного процесса. Надо заметить, что в ходе внедрения и использования автоматизированных систем возникают множество вопросов, требующих постоянного и глубокого осмысления и анализа. У каждого высшего учебного заведения имеются свои уникальные проблемы, и решать их одним методом невозможно. Универсальных моделей решения в этих случаях не существует. Из приведенных выше доводов вытекает, что разработка информационной системы для решения существующих проблем позволит упростить и ускорить сопряжение сферы труда и сферы образования и решить проблемы противоречивости документов этих сфер.
Цель практики
закрепления теоретических знаний и навыков научных исследований, полученных в процессе обучения, ознакомление на практике с вопросами анализа электронных научных публикаций в профессиональной деятельности при прохождении производственной практики в Университете
Задачи практики
– Закрепление приобретенных теоретических знаний.
– Изучение опыта создания и применения информационных технологий в структурных подразделениях Университета
– Приобретение навыков практического решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе анализа научной литературы, публикаций и интернет-обзоров.
– Составление технической документации проектов автоматизации и информатизации прикладных учебных процессов в Университете
– Анализ информационного обеспечения процессов образовательной деятельности Университета на основе анализа публикаций научной литературы и интернет-обзоров разработчиков программного обеспечения
– Подготовка обзоров научных интернет-публикаций, электронных информационно-образовательных ресурсов и других электронных источников информации при решении задач профессиональной деятельности
– Получение навыков самостоятельной работы
– Подготовка отчетов и презентаций по результатам профессиональной деятельности
Источниками информации явились организационно-правовые документы, распорядительные и информационно-справочные документы, используемы в Университете, на основе данных из раздела «Сведения об образовательной организации» официального сайта.
В ходе выполнения задания практике проведено научное исследование бизнес-процессов в МУ имени С.Ю.Витте. Были выполнены функциональный и информационный анализы бизнес-процесса ««Разработка приложения для обмена учебной литературой на примере Частного образовательного учреждения высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте»»».
В ходе производственной практики (научно-исследовательской работы) получены профессиональные умения:
- Решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе анализа научной литературы, публикаций и интернет-обзоров.
- Описывать информационное обеспечение процессов деятельности МУ имени С.Ю.Витте на основе анализа научной литературы, публикаций и интернет-обзоров.
- Составлять техническую документацию проектов автоматизации и информатизации прикладных бизнес-процессов в МУ имени С.Ю.Витте
- Готовить обзоры научных интернет-публикаций и электронных информационно-образовательных ресурсов при решении задач профессиональной деятельности.
В ходе производственной практики (научно-исследовательской работы) сформированы навыки:
Владения информационно-коммуникационными технологиями при решении стандартных задач с учетом основных требований информационной безопасности в МУ имени С.Ю.Витте
Описания прикладных бизнес-процессов и информационного обеспечения решения прикладных задач.
Составления технического задания отдельных компонентов информационно-коммуникационной среды в МУ имени С.Ю.Витте
Проведения анализа интернет-источников научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для задач профессиональной деятельности.
1. «1С:Предприятие 8»: сопровождение сложных конфигураций [Н. Зайцев / PCMAG.RU, 16 июня, 2008].
2. «1С:Предприятие 8.3» — поступательное развитие технологической платформы. [Н. Зайцев / PCMAG.RU, март, 2014].
3. 1С:Предприятие 8.3. Руководство разработчика. Часть 1. – М.: ЗАО «1С», 2009 – 638 с.
4. 1С:Предприятие 8.3. Руководство разработчика. Часть 2. – М.: ЗАО «1С», 2009 – 638 с.
5. А.А. Асатрян, А.Б. Голиков, Д.А. Морозов, Д.Ю. Соломатин, Ю.А. Федоров. Методическое пособие по эксплуатации крупных информационных систем на платформе «1С:Предприятие 8» — М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. - 219 с.
6. А.П. Габец, Д.В. Козырев, Д.С. Кухлевский, Е.Ю. Хрусталева. Реализация прикладных задач в системе «1С:Предприятие 8.2» (+диск). — М.: ООО «1С-Паблишинг», 2010. - 714 с.
7. А.П. Габец, Д.И. Гончаров 8.1. Простые примеры. разработки. – М. : ООО «1С-Паблишинг»; СПБ: Питер, 2008. – 383 с.: ил. + CD-ROM.
8. Автоматизация сбора информации / Под ред. С. И. Авдюшина, Ф. И. Дликмана. – М.: Гидрометеоиздат, 1995. – 95 с.
9. Белоусов П.С. Методические материалы курса обучения «Конфигурирование платформы «1С:Предприятие 8.3». – М.: ЗАО «1С», 2007 – 272 с.
10. В.А. Ажеронок, А.В. Островерх, М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева. Разработка управляемого интерфейса. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2010. - 723 с.
11. В.А. Ивлев, Т.В. Попова. ABIS. Информационные технологии на основе действий. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. - 245 с.
12. Варианты работы системы «1С:Предприятие 8» [М.Радченко / "PC Magazine RE", № 9, сентябрь, 2006].
13. Д.И. Гончаров, Е.Ю. Хрусталева. Технологии интеграции 1С:Предприятия (+диск). М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008. 358 с.
14. Е. Ю. Хрусталева. Разработка сложных отчетов в «1С:Предприятии 8.2». Система компоновки данных». Издание 2 (+диск). М.: ООО «1С- Паблишинг», 2008. 458 с.
15. Е.В. Филиппов. Настольная книга 1С:Эксперта по технологическим вопросам. Издание 2. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. 247 с.
16. Е.Ю. Хрусталева. 101 совет начинающим разработчикам в системе «1С:Предприятие 8». М.: ООО «1С-Паблишинг», 2017. 213 с.
17. Информационно-техническое сопровождение пользователей 1С: Передприятие [Электронный ресурс] . – Электрон. прогр. дан. – М. : ЗАО «1С», ежемес. 2017. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
18. М.Г. Радченко 1С:Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008. 874 с.
19. М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева. Архитектура и работа с данными «1С:Предприятия 8.2» – М.: ЗАО «1С», 2007 – 268 с.
20. М.Г. Радченко, Е.Ю. Хрусталева. Инструменты для создания тиражируемых приложений «1С:Предприятия 8.2». М.: ООО «1С-Паблишинг», 2011. 194 с.
21. Полезные советы от разработчиков фирмы «1С». ["PC Magazine", № 4, апрель, 2006].
22. «1С:Предприятие»: секреты эффективной работы [А.Колесов / "PC Magazine", № 1, январь, 2006].
23. Оценка масштабируемости и производительности “1С:Предприятия 8.0” [А.Колесов, PC WEEK, №9(423), 16-22 марта, 2004].
24. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-1-2009 Информационные технологии. Оценка процессов. Часть 1. Концепция и словарь
25. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-2-2009 Информационная технология. Оценка процесса. Часть 2. Проведение оценки
26. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-3-2009 Информационная технология. Оценка процесса. Часть 3. Руководство по проведению оценки