Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты воздействия социальной рекламы на формирование общественного мнения к лицам с ОВЗ 8
1.1. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания 8
1.2. Социальная реклама: понятие, сущность, специфика 28
1.3. Социальная реклама как инструмент формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями 43
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы в России 55
2.1. Программа исследования 55
2.2. Результаты исследования 59
Заключение 68
Рекомендации 70
Список использованных источников 72
Приложения 79
По данным Федерального реестра инвалидов на апрель 2023 года общая численность людей с инвалидностью, проживающих в России, составляет 10 250 841 человек, из чего следует, что люди с инвалидностью составляют около 7% населения страны. С каждым годом статистика стремится в сторону увеличения количества людей с инвалидностью, что могло бы говорить о положительном закреплении положения данной группы граждан, но тем не менее, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) до сих пор являются одной из наиболее уязвимых и малоинтегрированных групп населения в России.
В России существует законодательство, которое защищает права людей с инвалидностью. Однако, несмотря на это, люди с инвалидностью достаточно часто сталкиваются с различными проблемами в обществе. Некоторые из них включают в себя отсутствие доступа к общественному транспорту и зданиям, отсутствие доступной информации и услуг, а также дискриминацию на рабочем месте и в общении.
В обществе не закрепилось определенного отношения к данной группе граждан. Одни считают, что правительство должно делать больше для поддержки людей с инвалидностью и улучшения их жизни, другие считают, что люди с инвалидностью должны решать свои проблемы самостоятельно. Лишь малая часть населения упоминает о том, что оно само может выдвигать собственные инициативы по помощи людям с инвалидностью.
Одним из вариантов разрешения вышеперечисленных проблем может выступать социальная реклама, ведь она является способом формирования общественного мнения по различным социально значимым вопросам. Социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ, на самом деле, имеет важное значение для повышения их социальной активности, самоуважения и уверенности, а также для борьбы с дискриминацией, стереотипами и предрассудками со стороны общества. Однако, по данным исследования Human Rights Watch , в России отсутствует эффективная система создания и распространения социальной рекламы по данной тематике. Большинство существующих роликов и плакатов не отражают реальных потребностей и интересов людей с ОВЗ, а также не способствуют развитию толерантного отношения к ним в обществе. Напротив, некоторые из них усиливают негативные стереотипы о жалости, беспомощности и зависимости людей с ОВЗ от посторонней помощи.
Таким образом, проблема создания и распространения социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ является актуальной и требует дальнейшего изучения. Необходимо разработать эффективные механизмы ее решения с учетом международного опыта и лучших практик. В этом контексте социальная работа может играть важную роль в развитии позитивных процессов формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ средствами социальной рекламы.
На сегодняшний день уже существует множество научных источников, которые рассматривают теоретические и практические аспекты социальной рекламы, которые ежегодно дополняются разработкой и проведением исследований на предмет ее влияния на общество и отношения к нейсоциума. Но, если говорить о социальной рекламе как о средстве формирования общественного мнения, внимания по отношению к лицам с ОВЗ, то необходимо отметить, что исследований в доступной литературе по данной проблематике практически нет.
Общественное мнение как социологическую категорию и социальный институт рассматривается в работах Д.П. Гавра; описанием сущности и структуры общественного мнения занимаются С.М. Вейт и А.М. Демидов; технологии формирования общественного мнения исследуются в трудах А. В. Веснина; Т.Г. Пядышева, В.А. Франц и Э. Бернейс изучают методы влияния на общественное мнение.
Теоретическим осмыслением социальной рекламы занимаются Г.Г. Николайшвили, О.Ю. Голуб, О.Г. Филатова; эффективность социальной рекламы в своих работах исследуют В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких, О.Т. Мельникова, С.Б. Калмыков; Н.В. Чирикова изучает социальную рекламу как средство профилактики социальных проблем; О.В. Зайдельман рассматривает проблемы формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ в социальной рекламе.
Целью работы является определение способов повышения эффективности социальной рекламы для формирования устойчивого положительного отношения общества к лицам с ОВЗ.
Задачами работы являются:
1. Изучить теоретические основы понятий «Общественное мнение» и «Социальная реклама».
2. Выявить возможности социальной рекламы по поддержке лиц с ОВЗ.
3. Провести эмпирическое исследование по определению детерминант формирования позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы.
4. Разработать рекомендации по оптимизации социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ.
Объектом работы является социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ.
Предметом работы является выявление условий создания социальной рекламы, при которых она оказывает положительное влияние на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ существующей литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых документов;
2. Эмпирические – анкетирование и полуструктурированное экспертное интервью.
Эмпирическая базой исследования является Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».
Выборочная совокупность включает 8 специалистов по социальной рекламе Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и 157 человек, откликнувшихся на онлайн-опрос для изучения общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
При проведении эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Современная практика социальной рекламы малоэффективна, так как общественное мнение ещё не готово принимать лиц с ОВЗ в своей повседневной жизни.
2. Для более эффективного влияния социальной рекламы на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ важно менять подходы к ее созданию.
3. Одним из эффективно работающих подходов может быть формат рассказывания историй.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы, включающего 69 источников, в том числе 8 иностранных, и четырех приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы, классификации, правовое регулирование социальной рекламы и возможности ее воздействия на население.
Вторая глава работы посвящена эмпирическому исследованию, которое изучает особенности социальной рекламы, как средства формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
В заключении приведены выводы и сформулированы рекомендации по разработке и распространению социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ более эффективным способом.
Объем работы –78страниц.
Общественное мнение является важным фактором социальной реальности, который может быть изменен с помощью социальной рекламы. Она позволяет бороться со стереотипами и предрассудками, формировать правильные модели поведения и способствовать интеграции людей с ограничениями по здоровью в общество. Для эффективного использования этого инструмента необходимо глубоко анализировать целевую аудиторию и создавать понятные сообщения. Важно нормализовать присутствие людей с ОВЗ в повседневной жизни для достижения толерантности и уважительного отношения к правам каждого человека.
Социальная реклама важна для развития Российского общества, потому что она способствует формированию гуманного и толерантного отношения к различным социальным группам, в том числе к лицам с ОВЗ. Социальная реклама также может повышать уровень информированности и осведомленности общества о проблемах и потребностях людей с ограниченными возможностями, а также стимулировать их социальную интеграцию и участие в жизни общества. Социальная реклама может быть эффективным инструментом для противодействия дискриминации, стереотипам и предубеждениям по отношению к лицам с ОВЗ, а также для повышения их самоуважения и самореализации.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей и возможностей социальной рекламы для формирования положительного отношения общества к лицам с ОВЗ показало, что в целом общество готово принимать людей с инвалидностью, но это связано не с развитием технологий социальной рекламы, а из-за увеличения количества данной категории граждан, то есть почти у каждого человека в достаточно близком окружении есть человек с ОВЗ. На данный момент важно работать над повышением эффективности социальной рекламы, чтобы ее месседжи доходили до аудитории. Специалисты отмечали необходимость учитывать интересы и потребности разных групп лиц с ОВЗ. Также они указывали, что социальная реклама должна быть ориентирована на целевую аудиторию, а также использовать такие каналы и форматы коммуникации, такие как телевидение, Интернет и социальные сети. Социальная реклама должна быть креативной, эмоциональной, убедительной и располагающей к себе. Социальная реклама должна также основываться на фактах, исследованиях и доказательствах эффективности своего воздействия.
Социальная реклама, действительно, может менять поведенческие установки людей, потому что она влияет на их моральные ценности, принципы, взгляды и убеждения. Социальные кампании мотивируют людей к активным действиям, которые способствуют улучшению качества жизни как их самих, так и других людей. Социальная реклама также является коммуникационным ресурсом управления, который позволяет устанавливать диалог между властью и обществом. Социальная реклама, действительно, может быть эффективной, если она ориентирована на целевую аудиторию, использует различные каналы и форматы коммуникации, а также вызывает эмоции и доверие у зрителей.
Социальная реклама имеет большие перспективы в будущем. Уже сейчас мы можем наблюдать определенные изменения в восприятии людей после ознакомления с материалами по социальной рекламе. Однако, если взять в дальнейшую разработку социальных кампаний все самые работающие инструменты, объединить и доработать их, то в долгосрочной перспективе результативность после просмотра будет гораздо выше, а мир добрее.
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Кара Ж.Ю., Москаленко А.Е. Социальная реклама для детей: учебник. – М.: КРЕДО, 2015. – 84 с.
2. Агрба А.А. Социальная реклама как современный культурный феномен // Культура и цивилизация. 2018. Том 8. № 1А. С. 18-25.
3. Анисимова Т.Ф. Жанры социальной рекламы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. - 2018. - Т. 17, №° 1. - С. 160-171.
4. Анисимова Т.Ф., Чубай С.А. Социальная реклама: Риторический анализ плакатов социальной тематики. – М.: КноРус, 2020. – 278 с.
5. Бернейс Э. Манипуляция общественным мнением: как и почему. Журнал: Полис. Политические исследования № 4, 2012 г., стр. 149-159
6. Вавилова Ж. Е. Преломление социальной инклюзии в образах социальной рекламы. Журнал: Logos et Praxis. 2021. Т.20. №4
7. Вишнякова Ю.А. Социальный маркетинг. Инклюзивные формы. Практическое пособие, Издательство Юрайт, 2023. 141 с.
8. Вейт С. М. Сущность и структура общественного мнения. Журнал. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009 г.
9. Веснин А. В. Технологии формирования общественного мнения. Журнал: Власть. 2016г.
10. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб.: ИСЭП РАН, 1995. – С. 176.
11. Ганиева С.А. Социальная реклама как фактор формирования толерантности по отношению к детям с ООП. Журнал: Научные междисциплинарные исследования. 2020г. С. 129-133
12. Ганиева С.А. Влияние социальной рекламы на формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Наука в современном информационном обществе. Материалы XIX международной научно-практической конференции. 2019. С. 57-60
13. Гладких Н. Ю., Вайнер В. Л. Оценка эффективности социальной рекламы, методическое пособие. — М.: Издательство Олега Пахмутова, 2018. — 72 с.
14. Голуб О.Ю. Социальная реклама. М.: Дашков и К°, 2010.
15. Громыхалина, Т.С. Дифференциация государственной и социальной рекламы в системе государственного управления / Т.С. Громыхалина // Молодой ученый. №12. 2019 г – С. 95-97.
16. Гурушкин П.Ю. Особенности и ключевые характеристики понятия «социальная реклама», Научный альманах 2016 №1-3 (15)
17. Давыдкина, И.Б. Социальная реклама в системе социальных коммуникаций и социального управления: монография / И.Б. Давыдкина. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 126 с. – (Научная мысль).
18. Дедкова И.В. Социальная реклама. Тенденции развития социальной рекламы. – Ж. Известия института систем управления СГЭУ, 2021 – 42-45 с.
19. Дмитриева Л.М. Социальная реклама: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама» и «Связи с общественностью». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 271с.
20. Докукина И. А. Анализ влияния социальной рекламы на общественное мнение. статья в сборнике трудов конференции. Сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции. 2018 – 119-122 стр.
21. Ерохина Л. Д., Урядова В. В., Андреева И. В., Этический анализ современных моделей инвалидности// Журнал: Общество: философия, история, культура, 2019. С. 27-34.
22. Зайдельман О.В. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями в социальной рекламе. Журнал: Экономика и социум, 2017. №1(32). 633-635 с
23. Земсков С. Социальная реклама как коммуникационный ресурс управления. // Власть №10, 2009.
24. Ильина В. В. Особенности российской социальной рекламы. Журнал: Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3, №4. 2018 г. С. 57-72.
25. Калмыков С. Б., Савельева О. О. Социальная реклама: почему нет массовости и регулярности? НИР. Современная коммуникативистика (№ 3, 2017). 68:58–64
26. Калмыков, С.Б. Социальная реклама: конструирование эффективного взаимодействия с целевой аудиторией: монография / С.Б. Калмыков, Н.П. Пашин. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 229 с. – (Научная мысль).
27. Киселева О.В., Науметова Ю.Э. Формирование общественного мнения и способы манипулирования им в различных целях // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 91-95
28. Котрухова Е. С. Социальная реклама и её роль в жизни современной молодёжи. Актуальные исследования в сфере гуманитарного знания, сборник научных трудов 21-22 декабря 2017 г. стр. 165-170.
29. Кузнецов П.А. Социальная реклама. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 175с.
30. Кузьмин В.П., Кузьмин А.В., Кузьмина Н.М. Общественное мнение о проблемах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Коллекция гуманитарных исследований. 2019;(1):70-80.
31. Лев И.А. Современные технологии социальной рекламы и коммуникаций: учебное пособие / АНО «Лаборатория социальной рекламы»; – М., 2022. – 161 с.
32. Липпман У. Общественное мнение/Пер. с англ. Т.В. Барчуновои Редакторы перевода К.А. Левинсон, К.В. Петренко. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с. ISBN 5-93947-016-5
33. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Проблема формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
34. Моцовкина Е. В. Влияние социальной рекламы на ценностные ориентации современного общества, Журнал: Проблемы современного педагогического образования, 2019
35. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / М.: Аспект Пресс, 2008. – 191 с:ил. + цветная вклейка ISBN 978-5-7567-0489-1
36. Пшизова С. Н. Общественное мнение в механизме формирования государственной политики. Научно-практический журнал «Управленческое консультирование», №4, 2010 — 57-77 С.
37. Пядышева Т. Г. Коммуникативное пространство текста массмедиа // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 278-283. DOI: 10.20310/1819-8813-2017-123-278-283.
38. Пядышева Т. Г. Методы влияния на общественное мнение. Журнал: Вестник Тамбовского университета. Серия: общественные науки. 2017.
39. Салмина А. А. Общественное мнение и формирование государственной социальной политики: опыт соединенных штатов. Журнал исследований социальной политики.
40. Стоянов А. С., Ширяева А. А. Инклюзивная реклама как инструмент формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Журнал: Человек. Общество. Инклюзия. №4 (48), 2021. С. 10-17.
41. Стуров П. В. Доброжелательное отношение к инвалидам как тенденция развития социокультурной среды современного российского общества. Журнал: Государственное и муниципальное управление, 2018. №3.
42. Терскова С. Г., Мирюкова М. А. Процесс формирования доступной среды для лиц с ОВЗ и инвалидностью как приоритетное направление социальной политики: социологический анализ. Журнал: Общество: социология, психология, педагогика, 2020
43. Тертычная М. А. Интернет как средство социальной рекламы. Журнал: Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2011
44. Ткаченко А. О. Социальная реклама в социальной реабилитации семьи, воспитывающей ребенка-инвалида: выпускная квалификационная работа /Ткаченко А.О.; Белгородский Государственный Национальный Исследовательский университет, Социально-теологический факультет имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), Кафедра социальной работы. — Белгород, 2017. — 76 с.
45. Умурзаков А.М. Социальная реклама и общественное мнение. Журнал: Вестник Науки и Творчества, 2022г. С. 15-20
46. Усова Л.В., Студеникина Е.С. Интернет как индикатор процесса интеграции инвалидов в общество, 2020г.
47. Филатова О. Г. Социальная реклама и PR-поддержка программ развития информационного общества: учебное пособие. – СПб: НИУ ИТМО, 2013. – 136 с.
48. Франц, В. А. Управление общественным мнением : учебное пособие для вузов / В. А. Франц. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 133 с.
49. Чиркова, Н.В. Социальная реклама как средство профилактики социальных проблем / Н.В. Чиркова // Креативная экономика и социальные инновации. – 2018. – Т. 8 – №4 (25). – С. 95-112.
50. Шoвинa Е.В. Эффeктивнoстьсoциaльнoйрeклaмы (нaпримeрeМyрмaнскoйoблaсти) // Проблемы развития территории. 2014. № 2. С. 137
51. Ярская-Смирнова Е. Р., Большаков Н. В. Модели понимания инвалидности // Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2018, С. 11-21
52. Аналитический отчет по результатам проведения социологического исследования с целью изучения отношения россиян к социальной рекламе, ВЦИОМ, Москва, 2019 [Электронный ресурс] : сайт «Повышение эффективности социальной рекламы» URL http://www.esarussia.ru/conference/ (дата обращения 05.04.2023)
53. Бадалов Д. Место и роль социальной рекламы в законодательстве РФ о рекламе. [Электронный ресурс]: сайт «Социальная реклама. ру» URL http://www.socreklama.ru/analytics/legislation/list.php?ELEMENT_ID=5379&SECTION_ID=113 (дата обращения 05.04.2023)
54. «Вездесущие преграды. Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России» [Электронный ресурс]: сайт «Human Rights Watch» URL Вездесущие преграды: Отсутствие доступности для людей с инвалидностью в России | HRW(дата обращения 15.05.2023)
55. Николайшвили Г.Г. Государство и социальная реклама. [Электронный ресурс] : сайт «Социальная реклама.ру» URL http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=4940&SECTION_ID=107#:~:text= (дата обращения 05.04.2023)
56. Николайшвили Г.Г. Краткая история социальной рекламы. [Электронный ресурс]: сайт «Социальная реклама. ру» URLhttp://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=390 (дата обращения 05.04.23)
57. «Социальная реклама - 2023: кому? Зачем? О чём?», ВЦИОМ, Москва, 2023г. [Электронный ресурс]: сайт «ВЦИОМ» URL https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/socialnaja-reklama-2023-komu-zachem-o-chjom(дата обращения 15.05.2023)
58. Уилби П. Связи с общественностью и публичная коммуникация. [Электронный ресурс]: сайт «Пресс-секретари» URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=245&id=21041 (дата обращения 10.04.2023)
59. Федеральный закон «О рекламе» № 38−ФЗ от 13 марта 2006 года (с изменениями на 31.07.20) [Электронный ресурс] // правовая база «Консультант» URL http://www.consultant.ru/popular/advert/26_1.html (дата обращения 01. 04. 2023 )
60. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // правовая база «Консультант» URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (дата обращения 02. 04. 2023)
61. «Численность инвалидов» [Электронный ресурс]: сайт «Федеральный реестр инвалидов» URL https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost?territory=undefined (дата обращения 15.05.2023)
62. Beth Haller, Representing Disability in an Ableist World: Essays on Mass Media (Louisville, KY): The Avocado Press, 2010.
63. Ivanov, А.А. (2013). Advertising of non-profit organizations. FSEI HPO “KoASTU”, p. 77.
64. Michael S. Jeffress. Disability Representation in Film, TV, and Print Media. New York : Routledge, 2021. | Series: Interdisciplinary disability studies | Includes bibliographical references and index.
65. Judith E. Heumann, Road Map for Inclusion: Changing the Face of Disability in the Media, Ford Foundation, 2019.
66. Farnall, O. & Smith, K.A. (1999). Reactions to people with disabilities: personal contact versus viewing of specific media portrayals. Journalism and Mass Communication Quarterly, 76(4), 659-672.
67. Ace Metrix. Disabilities in Advertising: Representation is on the Rise, 2020. [Электронный ресурс]: сайт «ACE metrix» URL Disabilities in Advertising: Representation is on the Rise | Ace Metrix (дата обращения 10.05.2023)
68. Beth Haller, Sue Ralph. Profitability, Diversity, and Disability Images in Advertising in the United States and Great Britain [Электронный ресурс]: сайт «Disability Studies Quarterly» URLhttps://dsq-sds.org/article/view/276/301 (дата обращения 10.05.2023)
69. Edward Timke. Disability and Advertising, 2019 [Электронный ресурс]: сайт «Project Muse» URL https://muse.jhu.edu/article/736400#fig01 (дата обращения 10.05.2023)