СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЦАМ С ОВЗ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты воздействия социальной рекламы на формирование общественного мнения к лицам с ОВЗ 8
1.1. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания 8
1.2. Социальная реклама: понятие, сущность, специфика 28
1.3. Социальная реклама как инструмент формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями 43
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы в России 55
2.1. Программа исследования 55
2.2. Результаты исследования 59
Заключение 68
Рекомендации 70
Список использованных источников 72
Приложения 79
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты воздействия социальной рекламы на формирование общественного мнения к лицам с ОВЗ 8
1.1. Общественное мнение как способ формирования общественного сознания 8
1.2. Социальная реклама: понятие, сущность, специфика 28
1.3. Социальная реклама как инструмент формирования толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями 43
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы в России 55
2.1. Программа исследования 55
2.2. Результаты исследования 59
Заключение 68
Рекомендации 70
Список использованных источников 72
Приложения 79
По данным Федерального реестра инвалидов на апрель 2023 года общая численность людей с инвалидностью, проживающих в России, составляет 10 250 841 человек, из чего следует, что люди с инвалидностью составляют около 7% населения страны. С каждым годом статистика стремится в сторону увеличения количества людей с инвалидностью, что могло бы говорить о положительном закреплении положения данной группы граждан, но тем не менее, лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) до сих пор являются одной из наиболее уязвимых и малоинтегрированных групп населения в России.
В России существует законодательство, которое защищает права людей с инвалидностью. Однако, несмотря на это, люди с инвалидностью достаточно часто сталкиваются с различными проблемами в обществе. Некоторые из них включают в себя отсутствие доступа к общественному транспорту и зданиям, отсутствие доступной информации и услуг, а также дискриминацию на рабочем месте и в общении.
В обществе не закрепилось определенного отношения к данной группе граждан. Одни считают, что правительство должно делать больше для поддержки людей с инвалидностью и улучшения их жизни, другие считают, что люди с инвалидностью должны решать свои проблемы самостоятельно. Лишь малая часть населения упоминает о том, что оно само может выдвигать собственные инициативы по помощи людям с инвалидностью.
Одним из вариантов разрешения вышеперечисленных проблем может выступать социальная реклама, ведь она является способом формирования общественного мнения по различным социально значимым вопросам. Социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ, на самом деле, имеет важное значение для повышения их социальной активности, самоуважения и уверенности, а также для борьбы с дискриминацией, стереотипами и предрассудками со стороны общества. Однако, по данным исследования Human Rights Watch , в России отсутствует эффективная система создания и распространения социальной рекламы по данной тематике. Большинство существующих роликов и плакатов не отражают реальных потребностей и интересов людей с ОВЗ, а также не способствуют развитию толерантного отношения к ним в обществе. Напротив, некоторые из них усиливают негативные стереотипы о жалости, беспомощности и зависимости людей с ОВЗ от посторонней помощи.
Таким образом, проблема создания и распространения социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ является актуальной и требует дальнейшего изучения. Необходимо разработать эффективные механизмы ее решения с учетом международного опыта и лучших практик. В этом контексте социальная работа может играть важную роль в развитии позитивных процессов формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ средствами социальной рекламы.
На сегодняшний день уже существует множество научных источников, которые рассматривают теоретические и практические аспекты социальной рекламы, которые ежегодно дополняются разработкой и проведением исследований на предмет ее влияния на общество и отношения к нейсоциума. Но, если говорить о социальной рекламе как о средстве формирования общественного мнения, внимания по отношению к лицам с ОВЗ, то необходимо отметить, что исследований в доступной литературе по данной проблематике практически нет.
Общественное мнение как социологическую категорию и социальный институт рассматривается в работах Д.П. Гавра; описанием сущности и структуры общественного мнения занимаются С.М. Вейт и А.М. Демидов; технологии формирования общественного мнения исследуются в трудах А. В. Веснина; Т.Г. Пядышева, В.А. Франц и Э. Бернейс изучают методы влияния на общественное мнение.
Теоретическим осмыслением социальной рекламы занимаются Г.Г. Николайшвили, О.Ю. Голуб, О.Г. Филатова; эффективность социальной рекламы в своих работах исследуют В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких, О.Т. Мельникова, С.Б. Калмыков; Н.В. Чирикова изучает социальную рекламу как средство профилактики социальных проблем; О.В. Зайдельман рассматривает проблемы формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ в социальной рекламе.
Целью работы является определение способов повышения эффективности социальной рекламы для формирования устойчивого положительного отношения общества к лицам с ОВЗ.
Задачами работы являются:
1. Изучить теоретические основы понятий «Общественное мнение» и «Социальная реклама».
2. Выявить возможности социальной рекламы по поддержке лиц с ОВЗ.
3. Провести эмпирическое исследование по определению детерминант формирования позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы.
4. Разработать рекомендации по оптимизации социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ.
Объектом работы является социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ.
Предметом работы является выявление условий создания социальной рекламы, при которых она оказывает положительное влияние на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ существующей литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых документов;
2. Эмпирические – анкетирование и полуструктурированное экспертное интервью.
Эмпирическая базой исследования является Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».
Выборочная совокупность включает 8 специалистов по социальной рекламе Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и 157 человек, откликнувшихся на онлайн-опрос для изучения общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
При проведении эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Современная практика социальной рекламы малоэффективна, так как общественное мнение ещё не готово принимать лиц с ОВЗ в своей повседневной жизни.
2. Для более эффективного влияния социальной рекламы на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ важно менять подходы к ее созданию.
3. Одним из эффективно работающих подходов может быть формат рассказывания историй.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы, включающего 69 источников, в том числе 8 иностранных, и четырех приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы, классификации, правовое регулирование социальной рекламы и возможности ее воздействия на население.
Вторая глава работы посвящена эмпирическому исследованию, которое изучает особенности социальной рекламы, как средства формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
В заключении приведены выводы и сформулированы рекомендации по разработке и распространению социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ более эффективным способом.
Объем работы –78страниц.
В России существует законодательство, которое защищает права людей с инвалидностью. Однако, несмотря на это, люди с инвалидностью достаточно часто сталкиваются с различными проблемами в обществе. Некоторые из них включают в себя отсутствие доступа к общественному транспорту и зданиям, отсутствие доступной информации и услуг, а также дискриминацию на рабочем месте и в общении.
В обществе не закрепилось определенного отношения к данной группе граждан. Одни считают, что правительство должно делать больше для поддержки людей с инвалидностью и улучшения их жизни, другие считают, что люди с инвалидностью должны решать свои проблемы самостоятельно. Лишь малая часть населения упоминает о том, что оно само может выдвигать собственные инициативы по помощи людям с инвалидностью.
Одним из вариантов разрешения вышеперечисленных проблем может выступать социальная реклама, ведь она является способом формирования общественного мнения по различным социально значимым вопросам. Социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ, на самом деле, имеет важное значение для повышения их социальной активности, самоуважения и уверенности, а также для борьбы с дискриминацией, стереотипами и предрассудками со стороны общества. Однако, по данным исследования Human Rights Watch , в России отсутствует эффективная система создания и распространения социальной рекламы по данной тематике. Большинство существующих роликов и плакатов не отражают реальных потребностей и интересов людей с ОВЗ, а также не способствуют развитию толерантного отношения к ним в обществе. Напротив, некоторые из них усиливают негативные стереотипы о жалости, беспомощности и зависимости людей с ОВЗ от посторонней помощи.
Таким образом, проблема создания и распространения социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ является актуальной и требует дальнейшего изучения. Необходимо разработать эффективные механизмы ее решения с учетом международного опыта и лучших практик. В этом контексте социальная работа может играть важную роль в развитии позитивных процессов формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ средствами социальной рекламы.
На сегодняшний день уже существует множество научных источников, которые рассматривают теоретические и практические аспекты социальной рекламы, которые ежегодно дополняются разработкой и проведением исследований на предмет ее влияния на общество и отношения к нейсоциума. Но, если говорить о социальной рекламе как о средстве формирования общественного мнения, внимания по отношению к лицам с ОВЗ, то необходимо отметить, что исследований в доступной литературе по данной проблематике практически нет.
Общественное мнение как социологическую категорию и социальный институт рассматривается в работах Д.П. Гавра; описанием сущности и структуры общественного мнения занимаются С.М. Вейт и А.М. Демидов; технологии формирования общественного мнения исследуются в трудах А. В. Веснина; Т.Г. Пядышева, В.А. Франц и Э. Бернейс изучают методы влияния на общественное мнение.
Теоретическим осмыслением социальной рекламы занимаются Г.Г. Николайшвили, О.Ю. Голуб, О.Г. Филатова; эффективность социальной рекламы в своих работах исследуют В.Л. Вайнер, Н.Ю. Гладких, О.Т. Мельникова, С.Б. Калмыков; Н.В. Чирикова изучает социальную рекламу как средство профилактики социальных проблем; О.В. Зайдельман рассматривает проблемы формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ в социальной рекламе.
Целью работы является определение способов повышения эффективности социальной рекламы для формирования устойчивого положительного отношения общества к лицам с ОВЗ.
Задачами работы являются:
1. Изучить теоретические основы понятий «Общественное мнение» и «Социальная реклама».
2. Выявить возможности социальной рекламы по поддержке лиц с ОВЗ.
3. Провести эмпирическое исследование по определению детерминант формирования позитивного отношения общества к людям с инвалидностью при помощи социальной рекламы.
4. Разработать рекомендации по оптимизации социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ.
Объектом работы является социальная реклама по отношению к лицам с ОВЗ.
Предметом работы является выявление условий создания социальной рекламы, при которых она оказывает положительное влияние на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ.
Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ существующей литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовых документов;
2. Эмпирические – анкетирование и полуструктурированное экспертное интервью.
Эмпирическая базой исследования является Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ».
Выборочная совокупность включает 8 специалистов по социальной рекламе Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и 157 человек, откликнувшихся на онлайн-опрос для изучения общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
При проведении эмпирического исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Современная практика социальной рекламы малоэффективна, так как общественное мнение ещё не готово принимать лиц с ОВЗ в своей повседневной жизни.
2. Для более эффективного влияния социальной рекламы на общественное мнение по отношению к лицам с ОВЗ важно менять подходы к ее созданию.
3. Одним из эффективно работающих подходов может быть формат рассказывания историй.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы, включающего 69 источников, в том числе 8 иностранных, и четырех приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические основы, классификации, правовое регулирование социальной рекламы и возможности ее воздействия на население.
Вторая глава работы посвящена эмпирическому исследованию, которое изучает особенности социальной рекламы, как средства формирования общественного мнения по отношению к лицам с ОВЗ.
В заключении приведены выводы и сформулированы рекомендации по разработке и распространению социальной рекламы по отношению к лицам с ОВЗ более эффективным способом.
Объем работы –78страниц.
Общественное мнение является важным фактором социальной реальности, который может быть изменен с помощью социальной рекламы. Она позволяет бороться со стереотипами и предрассудками, формировать правильные модели поведения и способствовать интеграции людей с ограничениями по здоровью в общество. Для эффективного использования этого инструмента необходимо глубоко анализировать целевую аудиторию и создавать понятные сообщения. Важно нормализовать присутствие людей с ОВЗ в повседневной жизни для достижения толерантности и уважительного отношения к правам каждого человека.
Социальная реклама важна для развития Российского общества, потому что она способствует формированию гуманного и толерантного отношения к различным социальным группам, в том числе к лицам с ОВЗ. Социальная реклама также может повышать уровень информированности и осведомленности общества о проблемах и потребностях людей с ограниченными возможностями, а также стимулировать их социальную интеграцию и участие в жизни общества. Социальная реклама может быть эффективным инструментом для противодействия дискриминации, стереотипам и предубеждениям по отношению к лицам с ОВЗ, а также для повышения их самоуважения и самореализации.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей и возможностей социальной рекламы для формирования положительного отношения общества к лицам с ОВЗ показало, что в целом общество готово принимать людей с инвалидностью, но это связано не с развитием технологий социальной рекламы, а из-за увеличения количества данной категории граждан, то есть почти у каждого человека в достаточно близком окружении есть человек с ОВЗ. На данный момент важно работать над повышением эффективности социальной рекламы, чтобы ее месседжи доходили до аудитории. Специалисты отмечали необходимость учитывать интересы и потребности разных групп лиц с ОВЗ. Также они указывали, что социальная реклама должна быть ориентирована на целевую аудиторию, а также использовать такие каналы и форматы коммуникации, такие как телевидение, Интернет и социальные сети. Социальная реклама должна быть креативной, эмоциональной, убедительной и располагающей к себе. Социальная реклама должна также основываться на фактах, исследованиях и доказательствах эффективности своего воздействия.
Социальная реклама, действительно, может менять поведенческие установки людей, потому что она влияет на их моральные ценности, принципы, взгляды и убеждения. Социальные кампании мотивируют людей к активным действиям, которые способствуют улучшению качества жизни как их самих, так и других людей. Социальная реклама также является коммуникационным ресурсом управления, который позволяет устанавливать диалог между властью и обществом. Социальная реклама, действительно, может быть эффективной, если она ориентирована на целевую аудиторию, использует различные каналы и форматы коммуникации, а также вызывает эмоции и доверие у зрителей.
Социальная реклама имеет большие перспективы в будущем. Уже сейчас мы можем наблюдать определенные изменения в восприятии людей после ознакомления с материалами по социальной рекламе. Однако, если взять в дальнейшую разработку социальных кампаний все самые работающие инструменты, объединить и доработать их, то в долгосрочной перспективе результативность после просмотра будет гораздо выше, а мир добрее.
Социальная реклама важна для развития Российского общества, потому что она способствует формированию гуманного и толерантного отношения к различным социальным группам, в том числе к лицам с ОВЗ. Социальная реклама также может повышать уровень информированности и осведомленности общества о проблемах и потребностях людей с ограниченными возможностями, а также стимулировать их социальную интеграцию и участие в жизни общества. Социальная реклама может быть эффективным инструментом для противодействия дискриминации, стереотипам и предубеждениям по отношению к лицам с ОВЗ, а также для повышения их самоуважения и самореализации.
Эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей и возможностей социальной рекламы для формирования положительного отношения общества к лицам с ОВЗ показало, что в целом общество готово принимать людей с инвалидностью, но это связано не с развитием технологий социальной рекламы, а из-за увеличения количества данной категории граждан, то есть почти у каждого человека в достаточно близком окружении есть человек с ОВЗ. На данный момент важно работать над повышением эффективности социальной рекламы, чтобы ее месседжи доходили до аудитории. Специалисты отмечали необходимость учитывать интересы и потребности разных групп лиц с ОВЗ. Также они указывали, что социальная реклама должна быть ориентирована на целевую аудиторию, а также использовать такие каналы и форматы коммуникации, такие как телевидение, Интернет и социальные сети. Социальная реклама должна быть креативной, эмоциональной, убедительной и располагающей к себе. Социальная реклама должна также основываться на фактах, исследованиях и доказательствах эффективности своего воздействия.
Социальная реклама, действительно, может менять поведенческие установки людей, потому что она влияет на их моральные ценности, принципы, взгляды и убеждения. Социальные кампании мотивируют людей к активным действиям, которые способствуют улучшению качества жизни как их самих, так и других людей. Социальная реклама также является коммуникационным ресурсом управления, который позволяет устанавливать диалог между властью и обществом. Социальная реклама, действительно, может быть эффективной, если она ориентирована на целевую аудиторию, использует различные каналы и форматы коммуникации, а также вызывает эмоции и доверие у зрителей.
Социальная реклама имеет большие перспективы в будущем. Уже сейчас мы можем наблюдать определенные изменения в восприятии людей после ознакомления с материалами по социальной рекламе. Однако, если взять в дальнейшую разработку социальных кампаний все самые работающие инструменты, объединить и доработать их, то в долгосрочной перспективе результативность после просмотра будет гораздо выше, а мир добрее.



