РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЦЕНТР ЗДОРОВОЙ МОЛОДЕЖИ)
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 9
1.1. Ресурсный потенциал: понятие, характеристика и виды 9
1.2. Источники формирования ресурсов некоммерческой организации 13
1.3. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций 17
2. ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕСУРСАМИ БФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ЦЕНТР ЗДОРОВОЙ МОЛОДЁЖИ» 26
2.1. Краткая характеристика БФ «Центр здоровой молодежи» 26
2.2. Анализ формирования и использования материальных ресурсов 29
2.3. Анализ обеспеченности финансовыми ресурсами 34
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ БФ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «ЦЕНТР ЗДОРОВОЙ МОЛОДЁЖИ» 39
3.1. SWOT - анализ как инструмент выявления резервов повышения ресурсного обеспечения деятельности социально-ориентированной некоммерческой организации 39
3.2. Рекомендации по использованию технологий фандрайзинга с целью ресурсного обеспечения СОНКО 46
3.3. Рекомендации по организации работы с волонтерами 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. Отчетность БФ «Центр здоровой молодежи» 69
Развитие человеческого капитала является одной из приоритетных задач государства. В целях повышения качества работоспособного населения правительства обеспечивают должный уровень социальной обеспеченности, предоставляя установленное количество медицинских, образовательных и т.п. услуг. Помимо государства в развитии человеческого капитала заинтересованы коммерческие организации, нуждающиеся в квалифицированных кадрах, а также само население, стремящееся к повышению качества условий жизни. Таким образом, выделяются три источника, из которых идет обеспечение социальных услуг.
Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает возрастание роли некоммерческих организаций, оказывающих различные виды социальных услуг. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных, а также и иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, общественная или религиозная организация, объединение юридических лиц (ассоциаций и союзов) и других формах, разрешенных законодательством.
Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации», введенное в российское законодательство в 2010 год, по сути аналог термина «организация общественной пользы» (другими словами, общественно полезные или благотворительные организации), используемого в законодательстве многих стран. Они призваны содействовать развитию гражданского общества, волонтерского движения, благотворительности, привлекать средства для поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вполне можно согласиться с тем, что современному миру, который характеризуется глубоким разделением труда и социальных ролей и одновременно беспрецедентным разнообразием ценностей и вместе с тем взаимозависимостью миллионов людей, отличных друг от друга интересами и, нередко, не имеющих каналов личного общения, на первый план вышли универсальные механизмы координации, характерные для власти и рынка. В этом смысле, так называемый, третий сектор (социально-ориентированные некоммерческие организации) далеко уступает государству и бизнесу по объему осваиваемых ресурсов. Однако по своей миссии и решаемым задачам его можно отнести скорее не к «третьему», а «первому».
Осознание роли третьего сектора тесно связано с провалами рынка и провалами государства. Говоря несколько упрощенно, потребность в НКО, как правило, объясняется следующим образом: во-первых, в качестве исходно данного принимается наличие рынка; во- вторых, идентифицируются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает эффективного использования доступных ресурсов (провал рынка) и констатируется потребность в законном принуждении, т.е. в государстве; в-третьих, идентифицируются ситуации, в которых для эффективного использования ресурсов недостаточно не только рынка, но и государства (сочетание провала рынка с провалом государства), и тем самым очерчивается ниша для третьего сектора. Но, пожалуй, более естественной была бы иная последовательность: первое, констатация потребности человека в самореализации и взаимодействии с другими людьми, откуда прямо вытекает потребность в ячейках гражданского общества, второе, идентификация запроса на универсальные инструменты координации (рынок и государство), и, наконец, определение места каждого из этих инструментов.
Общественные организации создаются по разным основаниям. Обобщение результатов проведенных опросов можно выделить, по крайней мере, пять таких оснований. Это:
• необходимость привлечения внимания общества к нуждам, проблемам отдельных социальных групп, соблюдению их прав (инвалидов, многодетных семей, лиц, пострадавших от радиационных катастроф и др.);
• острота и нерешенность отдельных общественных проблем (например, экологических, военных действий, беззакония и др.);
• неспособность органов власти решать отдельные проблемы или их бездействие;
• желание решить личные проблемы или реализовать личные интересы сообща;
• желание продолжать начатую еще при советской власти работу, но в новых организационно-правовых формах, что, прежде всего, относится к тем объединениям, которые раньше финансировались из бюджета и/или состояли на балансе предприятий и организаций (например, спортивно-физкультурные объединения, студии по работе с детьми и подростками, некоторые культурно-просветительские объединения).
В большинстве случаев причины создания конкретных общественных организаций сильно связаны с потребностью в самоорганизации граждан для оказания различного рода помощи, не только членам объединения, но и членам более широких социальных общностей, для реализации общих интересов.
Деятельность некоммерческих организаций требует ресурсной поддержки, иначе говоря, наличие различных видов ресурсов: материальных, трудовых, информационных, финансовых. Осознавая важность деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, государство на всех уровнях предпринимает усилия по созданию условий для нормальной деятельности подобных организаций.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008 г.) на период до 2020 года развитие сектора НКО в сфере оказания социальных услуг определено в качестве одного из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения. В то же время принято решение финансово поддерживать социально-ориентированные НКО, которые фактически взяли на себя часть государственных функций по оказанию социальных услуг населению и содействуют решению наиболее актуальных социальных задач, развитию гражданского общества.
Все это обусловливает актуальность исследования особенностей формирования ресурсной базы социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в поиске эффективных форм формирования ресурсной базы социально-ориентированной организации.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть теоретические основы ресурсного обеспечения деятельности НКО;
• дать и оценить результаты деятельности организации;
• оценить формирование и использование ресурсов организации;
• сформировать направления повышения ресурсной базы для деятельности организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни Центр здоровой молодежи.
Деятельность социально-ориентированных некоммерческих организаций очень важна для развития современного общества, потому что она направлена на реализацию общественной миссии, достижение общественных целей. Проблемы привлечения финансов, поиска партнеров и поддержки со стороны является основными в существовании любой некоммерческой организации.
Объектом выпускной квалификационной работы являлся благотворительный фонд по формированию здорового образа жизни «Центр здоровой молодежи» (далее БФ «ЦЗМ»), учрежденный с целью организации социальной реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом.
В настоящее время в состав ЦЗМ включает в себя 20 реабилитационных центров в 9 субъектах РФ, где проходит реабилитацию и профилактику наркомании и алкоголизма порядка 1 000 человек. Программа ЦЗМ носит комплексный характер и реализует био- психо-социальную модель, принятую во всем мире в современной реабилитации.
Проведенный анализ ресурсов Фонда, связанных с формированием и использованием имущества и источниками его финансирования выявил динамику снижения активов. По данным на конец 2016 года балансовая стоимость активов снизилась на 34 569 тыс. руб., или 14,7%, составив 199 830 тыс. руб.
Объем денежных средств за анализируемый период сократился, однако прочие оборотные активы, представленные финансовыми вложениями и дебиторской задолженностью выросли, соответственно на 13,1% и 41,9%.
За исследуемый период структура активов сохраняет постоянность: удельный вес основных средств колеблется от 2,4% (на 31.12.2014) до 1,8% (на 31.12.2016).
Общий объем источников финансирования Фонда на конец 2016 года составил 199 830 тыс. руб., что на 14,3% меньше в сравнении с данными на конец 2015 года.
Среди заметных изменений, улучшавших финансовые позиции Фонда, следует отметить увеличение средств по статье «доходы/ убытки от целевого капитала». Так, если на конец 2014 года были убытки от целевого капитала в размере 1 193 тыс. руб., то на конец 2015 года ситуация переломилась: прибыль на целевой капитал составил 14 878 тыс. руб., а на конец 2016 года показатель увеличился в 1,7 раза, составив 25 558 тыс. руб.
Прочие краткосрочные обязательства Фонда составили на 31.12.2016 г. 67 тыс. руб. и представлены резервами предстоящих расходов по отпускам работников Фонда.
Далее была дана оценка обеспеченности финансовыми ресурсами Фонда за 2015 и 2016 года.
Объем поступлений в 2016 году существенным образом сократился с 147 365 тыс. руб. до 11 213 тыс. руб. Снижение поступлений обусловлено, преимущественно, за счет полного сокращения поступлений от взносов и иных целевых поступлений. Помимо этого, в анализируемом периоде произошло сокращение доходов от доверительного управления целевым капиталом.
Анализ структуры использования средств выявил, что 94% средств направляется на уставные цели Фонда и только 6% на организационно - управленческую деятельность. За анализируемый период административно- управленческие расходы увеличились на 383 тыс. руб., или 17,9%. Увеличение произошло по всем статьям, исключая имущественные налоги (-2,6%) и прочих расходов (23%). Анализ структуры расходов показал, что большую часть расходов составляет заработная плата: 62,4% от расходов в 2015 году и 64,1% в 2016г. В целом, был сделан вывод о стабильности структуры расходования средств на административно-управленческие цели.
С целью выявления внутренних и внешних резервов наращивания ресурсной базы Фонда был проведен SWOT-анализ.
Среди слабых сторон, устранение которых, создаст условия для наращивания ресурсной базы можно отнести: низкая узнаваемость фонда; слабо развитый сайт; недостаток персонала фонда.
Для преодоления слабых сторон в рамках выпускной квалификационной работы было предложены рекомендации по более широкому использованию технологий фандрайзинга, а также организовать работу по привлечению волонтеров старшего возраста.
В отношении фандрайзинга было предложено развивать офлайн технологию посредством повышения узнаваемости в обществе Фонда и улучшения работы сайта Фонда, а также более широкое обращение к наиболее известным интернет платформам привлечения благотворительной помощи под реализацию программ.
Кроме того, в третьей части выпускной квалификационной работы были даны рекомендации по организации работы с волонтерами старшего возраста.
Реализация предложений улучшит обеспечение финансовыми и трудовыми ресурсами деятельности Фонда, что создаст условия для полноценной деятельности организации по социальной реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть 1) (принят 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ, в редакции от 29.12.2017 N 459-ФЗ)
2. Федеральный закон № 135-ФЗ от 11.08.1995Г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (последняя редакция)
3. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996г. «О некоммерческих организациях» (последняя редакция).
4. Федеральный закон № 275-ФЗ от 30.12.2006г. «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (последняя редакция)
5. Модельный закон о добровольчестве (волонтерстве)" (Принят в г. Санкт- Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-15 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
6. Приказ Минэкономразвития России от 28.09.2017 № 524 «О Межведомственной комиссии по вопросам развития добровольчества (партнерства)»
7. Ачкасова В.А., Бабочиева М.Л., Белянина Н.Н., Быстрянцев С.Б., Быков И.А., Володина Л.В., Гончаров В Э., Гусев К.А., Карпухина О.К., Меткин М.В., Старенченко Ю.Л., Связи с общественностью как социальная инженерия: учебное пособие / под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб.: Речь, 2005. - 336 с.
8. Богданова М.И. Интернет-маркетинг: /М.И. Богданова // Интернет- маркетинг. - 2016. - №4(94). - С. 238-242.
9. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общ. ред. Н. А. Восколович. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 324 с.
10. Доклад Минэкономразвития России о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций от 31.08.2017. [Электронный ресурс] URL: nko.economy.gov.ru/Files/.../ef54d172-13a8-43a2-ae4ba7fe7becade7.pdf (дата обращения 01.10.2017).
11. Корнеева И. Е. Фандрайзинг в российских некоммерческих организациях: результаты эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. Стр. 58-65.
12. Кривоносов А.Д., Филатов О.Г. и Шишкина М.А., Основы теории связей с общественностью: учебное пособие - СПб: Питер, 2012. - 384 с.
13. Митюкова Э. С. Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: АйСи, 2015. - 147 с.
14. Молчанова, О. П. Стратегический менеджмент некоммерческих организаций: учебник для бакалавриата и магистратуры / О. П. Молчанова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 261 с.
15. Новашин Т.С. Экономика и финансы предприятия. - М.: Маркет ДС, 2014.
...