АННОТАЦИЯ 2
ПЛАН - ЗАДАНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности 7
1.2 Методы оценки конкурентоспособности 14
1.3 Пути повышения конкурентоспособности 20
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "ТЕРМИНАЛ" 25
2.1 Общая характеристика ООО "Терминал" 25
2.2 Анализ рынка и конкурентной среды 32
2.3 Анализ конкурентоспособности 40
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО "ТЕРМИНАЛ" 47
3.1 Разработка мероприятий направленных на повышение конкурентоспособности 47
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Формирование конкурентоспособности в России предполагают решение проблемы развития российских фирм как важнейшего условия эффективного и стабильного роста экономики. Теоретические и практические аспекты развития конкурентоспособности являются особенно актуальными на современном этапе становления рыночных отношений в России. Интерес к конкурентоспособности в экономической науке не ослабевает. В рамках исследований теории конкурентоспособности сложились различные подходы к ней.
Изучение конкурентов и условий конкуренции требуется организации в первую очередь для того, чтобы определить, в чем ее преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки организацией собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества, что определяет актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение конкурентоспособности предприятия ООО «Терминал».
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты повышения конкурентоспособности предприятия.
2. Дать общую и организационно-экономическую характеристику деятельности предприятия.
3. Провести анализ конкурентной среды исследуемого предприятия.
4. Дать оценку конкурентоспособности предприятия.
5. Разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
6. Определить расходы и провести расчет экономических обоснований предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности для исследуемого предприятия.
Объект исследования: деятельность предприятия ООО «Терминал».
Предмет исследования: разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.
Теоретико-методологической основой данного исследования стали концепции и гипотезы, обоснованные и представленные в современной экономической литературе. В рамках системного подхода в работе использовались методы сравнительного, субъектно-объектного, а также теоретического моделирования.
В процессе исследовательской деятельности данной выпускной квалификационной работы использованы различные способы и методы анализа: метод экспертных оценок, метод прогнозирования, маркетинговые методы.
Структура работы состоит из: введения, трех основных глав, выводов и предложений, списка источников литературы и приложения.
В первой главе работы рассматриваются основные теоретические аспекты по вопросам повышения конкурентоспособности предприятия. Во второй главе дается общая характеристика, определяется уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия. В третьей главе предлагаются мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Терминал».
Влияние внешних факторов на конкурентоспособность предприятия существенное влияние оказывает: правовой режим; гражданское законодательство, которое регулирует все договорные отношения, лизинговые, арендные отношения, порядок расчетов между субъектами и многое другое.
Мероприятия по усилению конкурентных преимуществ предприятия включают доли рынка и предполагает процесс поиска компромиссного решения, обусловленного совокупностью объективных и субъективных факторов, влияющих на количественную меру доли рынка, занимаемую предприятием.
Исследовав внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлено, что ООО «Терминал» обладает высоким потенциалам и в отрасли наблюдается благоприятный инновационный климат, в этих условиях для предприятия важно усилить свои сильные стороны и минимизировать слабые.
Основным конкурентным преимуществом предприятия является возможность обеспечить надлежащий объем товара, так как покупатели заинтересованы в наличии товара у поставщика на складе. Неоспоримым конкурентным преимуществом является также завоеванная доля рынка и качество обслуживания.
Фактор конкуренции в отрасли для ООО «Терминал» особенно значим. Ключевым фактором, на котором следует сосредоточить анализ стратегии - уровень конкуренции в отрасли, являющийся достаточно высоким. Предприятия в отрасли конкурируют друг с другом как на ценовой, так и не ценовой основе.
Необходимо так же отметить выявленные проблемы конкурентоспособности:
1. Нечетко выраженная конкурентная стратегия;
2. Не определены долгосрочные и краткосрочные цели конкурентной стратегии;
3. Не определены конкурентные действия по отношению к основным конкурентам.
Выявленные недостатки вызваны несоответствием его финансово-хозяйственных параметров тенденциям внешней среды и обусловлено неверными целями мероприятий по повышению конкурентоспособности. Для устранения данных недостатков необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению конкурентоспособности как на долгосрочную, так и краткосрочную перспективу, определить цели, направления и расширить инструментарий.
Становится очевидной целесообразность четкой постановки в процессе реализации клиентоориентированности мероприятий по повышению конкурентоспособности, формирования систем анализа, контроля и эффективного, стратегически ориентированного развития путем корректировки и целевых установок с учетом происходящих в сегменте рынка, на котором работает ООО «Терминал», процессов, занимаемой им позиции и его внутренних возможностей.
Основу повышения конкурентоспособности ООО «Терминал» составляет методика оценки имеющегося конкурентного потенциала и эффективности его использования, которая позволяет определить внутренние ресурсы реализации стратегии и оперативно менять закрепленные стратегией мероприятия в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры и имеющихся внутренних возможностей ООО «Терминал».
Долгосрочные цели - клиентоориентированное предприятие, предоставляющее качественный цемент и услуги по его доставке при сохранении высокой эффективности деятельности.
Среднесрочные и текущие цели на ближайшие два года - развитие ООО «Терминал», работающей над качеством управления и расширяющего присутствие по направлениям ассортимента: «Цемент в мешках», «Цемент в тоннах», «Цемент навалом» и укрепляющего рыночные позиции по направлениям: «Цемент поддонами», «Доставка».
В соответствии с выбранными целями, приоритетными направлениями деятельности ООО «Терминал» должны являться:
• реализация верхней цемента;
• реализация прочей цемента;
• реализация обуви.
Для решения поставленных задач ООО «Терминал» должен организовать следующие действия:
1 Сегментация клиентов и изучение потребностей целевой аудитории.
2 Идентификация ООО «Терминал» на рынке продажи цемента.
3 Формирование корпоративной культуры.
4 Мероприятия в области управления.
Ключевой фактор успеха заключается в комплексном подходе к обслуживанию каждого клиента, повышении качества сервиса, отличающихся подходах в работе с различными клиентскими сегментами. ООО «Терминал» выстраивает отношения с клиентом, исходя из его потребностей и предлагая необходимый набор продуктов для каждого клиента.
При реализации стратегии и проведении запланированных мероприятий по оценкам экспертов, в качестве которых выступали специалисты ООО «Терминал», рост объема реализации должен увеличится примерно на 10% по сравнению с предыдущим годом.
Таким образом, ООО «Терминал» будет развиваться как предприятие, акцентируя на продаже цемента, ориентируясь на региональный розничный рынок и стремясь к взаимовыгодному сотрудничеству с хозяйствующими субъектами малого, а также среднего корпоративного бизнеса.
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 04.06.2014) «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 300 с.
4. Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2014. - №1. - С. 118-121.
5. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2014. - №4. - С. 25.
6. Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2014. - 319 с.
7. Гончарова Е. В., Иванова А. В. Вопросы оценки и анализа конкурентоспособности предприятия с учетом инновационной составляющей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 599-603.
8. Даниш А. Повышение конкурентоспособности предприятий. Стоимостный и информационный подходы / А. Даниш - М.: Книга по Требованию, 2015. - 411 с.
9. Жук А. Конкурентная среда России. Институциональный анализ мотивации экономических субъектов / А. Жук - М.: Содействие - XXI век, 2016. - 224 с.
10. Ингильери Л. Выдающийся сервис, отличная прибыль. Принципы достижения настоящей клиентоориентированности / Л. Ингильери, Н. Соломон. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 224 с.
11. Квасникова В. В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум; Инфра-М, Новое знание - Москва, 2013. - 192 с.
12. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Кирцнер И. - М.: Социум, 2013. - 478 с.
13. Кожемяко С.В. Повышение конкурентоспособности как фактор развития предприятия / С. В. Кожемяко // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 44 - С. 70-74.
14. Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2014. - 361 с.
15. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. - Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2015. - 284 с.
...