Работа сделана на примере ЦСПСиД Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 5
1.1 Понятие и виды профилактики девиантного поведения 5
1.2. Органы и учреждения системы профилактики 13
1.3. Организация профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в Санкт-Петербурге 22
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПОДРОСТКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 27
2.1. Программа исследования 27
2.2. Анализ опыта психолого-социальной работы с несовершеннолетними подростками, имеющими признаки девиантного поведения 31
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в ЦСПСиД Фрунзенского района 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИЗСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
За последнее время на территории РФ значительно выросла численность подростков, которые ставят на первое место материальные аспекты жизни, таким образом труд и обучение обесцениваются. Такие подростковые взгляды приводят их к поведенческим отклонениям. Эта ситуация всё значительнее усугубляется экономической ситуацией страны.
На сегодняшний день, большинство подростков руководствуются принципом «как мне хочется». Данный принцип, по их словам, помогает в реализации себя. В этих случаях они руководствуются не корыстными интересами и желанием удовлетворить собственные потребности посредством нарушения, а самим процессом его совершения, чтобы заслужить авторитет среди сверстников.
Важно отметить, что подростковое девиантное поведение является распространенным феноменом, который сопутствует социализации и взрослости. Оно усиливается на протяжении всего несовершеннолетия и уменьшается после его достижения. Поведение такого вида понимается далеко не всеми подростками, так как потенциал противодействовать негативным факторам окружающего воздействия появляется у них гораздо позже.
Настоящая проблема обширно изображена в зарубежной и отечественной специализированной литературе. Девиантное поведение большинства подростков оказывает наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Осмысление накопленного опыта и его систематизация нашли отражение в трудах современных отечественных исследователей Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской П. Д. Павленока, М. Я. Руднева, Н.И. Озерецкий и зарубежных исследователей Г. Шнайдера, К. Роджерса, А. Бандура и других.
Цель работы: изучение профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении социального обслуживания населения и разработка рекомендаций, направленных на ее совершенствование.
Задачи работы:
1. Изучить литературу по проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
2. Проанализировать организационно-правовые основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
3. Проанализировать опыт профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в учреждении социального обслуживания населения;
4. Разработать рекомендации для специалистов ЦСПСиД Фрунзенского района по совершенствованию профилактики девиантного поведения несовершеннолетних
Объект изучения: несовершеннолетние.
Предмет изучения: профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.
Методы исследования: анализ документов, интервьюирование.
База исследования: ЦСПСиД Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Структура работы: научно-практическая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В современном мире крайне остра необходимость профилактической работы с несовершеннолетними подростками, имеющими признаки девиантного поведения.
В результате многообразных социальных ударов на территории нашей страны резко увеличилось количество несовершеннолетних с девиантным поведением. Именно по этой причине необходимо реализовывать определенный перечень действий, чтобы предупредить совершение вероятных правонарушений, снизить их число до окончательного устранения. Сделать это можно при помощи обнаружения и ликвидации причин и условий, которые поспособствовали им.
Во время профилактической работы крайне важно раскрыть и проанализировать перечень всех причин, мотивов, условий и деяний индивида или общественной группы, которые были явными механизмами их дальнейших действий. Очевидно, что среди них нет поступков, которые отвечают принятым общественным нормам. Важно заметить, что профилактические действия необходимы абсолютно в любой молодёжной сфере. Самыми популярными причинами для такого поведения являются удовлетворение личностной потребности самоутвердиться и самореализоваться.
Типичными для них являются повышенная потребность эмоционального насыщения, желание новых и насыщенных чувств. К сожалению, большинство таких подростков попадают в неблагоприятные ситуации. Именно поэтому во время работы с ними требуется создать доверительную атмосферу. Это поможет несовершеннолетнему ощущать себя в полной безопасности. В дальнейшем он осознает, что другие люди способны его понять, появится чувство близости с ними, а это поможет снизить тяжелейшее переживание одиночества.
Разумеется, существует огромное количество способов помочь таким детям. Одним из них является формирование у него умений установления общения с окружающими. В самом начале работы мы решили изучить профилактику девиантного поведения и её виды. Для достижения этой цели, была проанализирована специализированная литература и взят за основу факт, что профилактика девиантного поведения является необходимой эффективной мерой, когда действия происходят своевременно.
Для достижения поставленной в работе цели была изучена деятельность по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в ЦСПСиД Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга.
В результате, возникли следующие выводы:
• Количество получателей социальных услуг отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних СПБ ГБУ СОН «ЦСПСиД Фрунзенского района» за пять лет снизилась в три раза.
• В большей степени люди чаще всего обращаются за срочными социальными услугами.
• В целом, профилактическая программа носит комплексный характер, и в нее входят: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые и социально-правовые услуги.
• Для лучшего понимания проблем каждой из семей специалисты поддерживают контакт с социальными педагогами и учителями школ, отделами опеки и попечительства, а также с органами внутренних дел.
В настоящей работе были обозначены рекомендации по профилактике девиантных несовершеннолетних подростков. Следует понимать, что нет лучше лекарства, чем искренняя любовь и забота близких людей. Подростку ничего не сможет заметить настоящего общения с друзьями, совместных развлечений с ними. Таким образом цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Ветошкин, С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. - М.: Российский гос. профессионально-пед. ун-т, 2018. - 215 с.
2. Гоголева А.В. Девиантное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2012
3. Дмитриев М.Г., Федоренко В.М. Направления профилактической социальной работы с проблемными подростками // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. № 2 (10). С. 89–94.
4. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М., 2013.
5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2016. — 352 с.
6. Ипатов А.В. Безнадзорные подростки как объект научного исследования // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2012. № 2 (18). С. 31–35.
7. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / И.Ю. Тарханова, М.А. Ковальчук. - Владос-Пресс, 2014.
8. Красавина Е.В. Социальная адаптация современной российской молодежи [Электронный ресурс]: монография / Е.В. Красавина. M.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 112 с. – (ЭБС ibooks.ru). – Режим доступа: https://ibooks.ru/reading.php?productid=341065
9. Кузнецова Д.А. Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни / Д.А. Кузнецова // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 68-71.
10. Лисовский В. Колесникова Э., Девиантное поведение подрастающего поколения как социальная проблема. – СПб., 2011. – 196 с.
11. Львович, Ч.В. Основные методики социальной работы с несовершеннолетними дезадаптированными детьми и правонарушителями // Вестник Пермского ун-та. Серия «Философия. Психология. Социология». -2017. - № 4. - С. 32-33.
12. Мигелева, П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и кор-рекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 18-31.
13. Платонова, Н. М. Современная социальная работа: введение в теорию и практику [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. М. Платонова, В. Н. Келасьев, А. Н. Смирнова. - СПб. : СПбГИПСР, 2016. - 183 с. - Режим доступа: http://lib.gipsr.ru:8087/jirbis2/index.php?option=com_irbis_view=irbis_Itemid=108_task=set_static_req_req_irb=%3C.%3EI=60.561.7/П. 37-662215306%3C.%3E_bns_string=IBI
14. Приступа Е.Н. Социальная работа: словарь терминов: учебное пособие / ред. Е. Н. Приступа; пер.: Е.Н. Приступа, П.А. Степичева. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2015. - 232 с.
15. Раздобарова О.А. Причины и профилактика девиантного поведения подростков // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.
16. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учеб.пособие / Н. А. Рождественская. — 2-е изд. — Электрон. текстовые дан. — М.: Генезис, 2016. – 216 с.
17. Семено А.А. Современные проблемы воспитания молодежи в мегаполисе: Материалы научно-практической конференции 21 декабря 2012 г. / А.А. Семено. - СПб.: ПОНИ, 2013. – 155 с.
18. Социальная работа [Электронный ресурс]: учебное пособие / ред. Н. Ф. Басов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2016. - 352 с. – (ЭБС ibooks.ru). – Режим доступа: https://ibooks.ru/reading.php?productid=342555
19. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - 278 с.
20. Черникова Е.Г. Формирование здорового жизненного стиля у подростков средствами технологии копинг-профилактики / Е.Г. Черникова // XXV Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: Материалы конференции / Министерство образования Московской области; ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет». – Коломна: ГСГУ, 2015.