Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности метаболических нарушений у больных дисбактериозом кишечника

Работа №124670

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

медицина

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
38
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Обзор литературы 8
1.1. Нормальная микрофлора кишечника 8
1.2. Нормальная микрофлора кишечника и обмен веществ 11
1.3. Дисбактериоз кишечника 17
1.4. Дисбактериоз кишечника и обмен веществ 25
1.5. Хронические заболевания кишечника и обмен веществ 30
Глава 2. Материалы и методы 34
2.1 Характеристика обследуемых лиц 34
2.2 Методы исследования 35
2.3 Статическая обработка результатов исследований 36
Глава 3. Результаты исследования 37
3.1. Показатели липидного обмена у пациентов с дисбактериозом кишечника и у больных с хроническими заболеваниями ЖКТ в зависимости от пола 37
3.2. Изменение показателей липидного обмена в зависимости от степени выраженности дисбактериоза кишечника 39
3.3. Показатели липидного обмена у больных с хроническими заболеваниями кишечника 40
3.4. Показатели углеводного, белкового, азотного и пуринового обменов у пациентов с дисбактериозом кишечника и у больных с хроническими заболеваниями ЖКТ в зависимости от пола 43
3.5. Показатели углеводного, белкового, азотного и пуринового обменов у пациентов с дисбактериозом кишечника в зависимости от степени выраженности дисбактериоза кишечника 45
3.6. Показатели углеводного, белкового, азотного и пуринового обменов у больных с хроническими заболеваниями кишечника 46
3.7. Изучение маркеров воспаления у пациентов с дисбактериозом кишечника и у больных с гастродуоденальными заболеваниями в зависимости от пола 48
3.8. Изменение маркеров воспаления у пациентов с дисбактериозом кишечника в зависимости от степени тяжести 50
3.9. Изменение концентрации СРБ у больных с хроническими заболеваниями кишечника 51
Заключение 53
Выводы 55
Список литературы 56
Приложения 61


Обмен веществ в организме человека является достаточно стабильным процессом и мало зависит от каких-либо внешних и внутренних изменений [Гевандова М.Г., Федоренко Н.Н., Ходжаян А.Б., 2017]. В случае дисбаланса метаболизма возникают значимые последствия для организма в целом, что приводит к сахарному диабету, нарушению липидного обмена, гипо- и диспротеинемии и другим патологическим состояниям и заболеваниям [Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. 2007]. Многие физиологические основы стабильности метаболического статуса заложены в нормальной функции кишечника. Согласно гипотезе CarneirodeMoura 2001 г., при неблагоприятных изменениях микрофлоры кишечника может нарушаться липидный обмен [CarneirodeMoura, 2001]. Многие авторы также указывали на нарушения других видов обмена веществ при изменениях микробиоты [Драпкина О.М., Широбоких О.Е., 2018]. Эти теоретические положения легли в основу различных исследований и терапевтических стратегий. Пациентам с метаболическими нарушениями активно назначались про- и пребиотики для нормализации липидного и других видов обмена веществ [ParnellJ.A, ReimerR.A., 2009;MofidiF.etal, 2017;EverardA.etal, 2013]. Однако некоторые авторы не находили параллелей в изменении микробиоценоза кишечника и нарушениях метаболизма [Giacco R.et al, 2004]. Нами была поставлена задача проверить теорию Карнейро де Мура о том, что патологические изменения микрофлоры кишечника приводят к изменениям липидного обмена на практике.
Цель исследования: изучить показатели обмена веществ у пациентов с дисбактериозом кишечника и у больных с хроническими заболеваниями ЖКТ.
Задачи исследования:
1) Изучить состояние липидного обмена у пациентов с дисбактериозом кишечника и пациентов с хроническими заболеваниями ЖКТ.
2) Изучить показатели углеводного, белкового, азотного и пуринового обмена у пациентов с дисбактериозом кишечника и пациентов с хроническими заболеваниями ЖКТ.
3) Изучить уровень маркеров воспаления у пациентов с дисбактериозом кишечника и пациентов с хроническими заболеваниями ЖКТ.
Научное и практическое значение работы.
В работе показано, что в зависимости от степени тяжести дисбактериоза кишечника нарушения липидного обмена нарастают, главным образом, увеличивается коэффициент атерогенности (КА) за счет снижения концентрации липопротеинов высокой плотности (ЛПВП). Также происходит увеличение уровня воспалительных маркеров, в частности С-реактивного белка (СРБ), и уровня мочевой кислоты. Выявленные изменения могут требовать медикаментозной коррекции.
В зависимости от нозологической формы также выявляются нарушения метаболического обмена. Так у больных в группе болезни Крона (БК) существенно выше уровень мочевой кислоты, по сравнению с другими подгруппами больных. Самые высокие показатели липидного обмена: общего холестерина (ХС), липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), липопротеинов очень низкой плотности (ЛПОНП), триглицеридов (ТГ) и КА отмечаются в подгруппе пациентов с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки (ЯБ ДПК) и в подгруппе с БК. Максимальный уровень СРБ наблюдается также у пациентов с БК. В свою очередь, самые низкие показатели всех видов метаболического обмена выявляются в подгруппе больных с целиакией.
Личный вклад автора.
Автором была составлена компьютерная база данных, осуществлена статистическая обработка результатов исследования, которая явилась основой для последующего написания дипломной работы, подготовлен обзор научных публикаций и текст исследования.
Объем и структура работы.
Дипломная работа изложена на 61 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, описания материала и методов исследования, результатов собственных исследований и выводов. Работа содержит 3 таблицы и 12 рисунков. Библиографический указатель включает 36 источников, как отечественных, так и зарубежных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Показатели липидного обмена у пациентов с дисбактериозом кишечника и у больных с хроническими заболеваниями ЖКТ не выходят за пределы нормативных значений и существенно не различаются в отдельных группах и подгруппах. Выявленные различия между мужчинами и женщинами физиологически обоснованы. У женщин в основной группе, по сравнению с мужчинами, чуть выше уровень общего ХС (5,8+0,58 ммоль/л) и ЛПВП (1,7+0,17 ммоль/л). У мужчин чуть выше уровень ЛПНП (3,5+0,35 ммоль/л), ЛПОНП (0,64+0,06 ммоль/л), ТГ (1,39+0,14 ммоль/л) и КА (3,1+0,31).
В группе сравнения уровни общего ХС, ЛПНП, ЛПОНП и КА самые низкие у больных целиакией(средний возраст пациентов 30,2+3 года), самые высокие - в подгруппах больных БК и ЯБ ДПК (средний возраст 42,2+4,3 и 41+4,2 года соответственно). Достоверные различия в подгруппах отмечались по показателям триглицеридов: у пациентов с целиакией содержание ТГ равно 0,75 ммоль/л, а у больных с БК – 1,63 ммоль/л и ЯБ ДПК – 1,55 ммоль/л (P<0,05). Также различия достоверны по КА: в подгруппе больных целиакией этот показатель самый низкий- 2,27, а в подгруппе БК и ЯБ ДПК – 3,3 и 3,58 соответственно (P<0,05).
При увеличении степени тяжести дисбактериоза кишечника наблюдается ухудшение состояния липидного обмена: снижение концентрации ЛПВП, увеличение КА, при этом уровень общего ХС и ЛПНП снижается.
Показатели белкового, углеводного, азотного и пуринового обменов у всех пациентов основной группы и группы контроля существенно не отличаются. Имеются различия между подгруппами женщин и мужчин: более высокие показатели креатинина и мочевой кислоты в основной группе у мужчин (81,9+8,2 и 327,8+32,8 мкмоль/л соответственно) по сравнению с женщинами (70,6+7,1 и 302,2+30,3 мкмоль/л).Также есть различия между подгруппами больных в группе контроля: наиболее высокий уровень мочевой кислоты определяется у пациентов с БК (399,3+40,1 мкмоль/л). Данные изменения статистически достоверны (Р<0,05).Самым стабильным метаболическим показателем, не зависящим от пола пациентов, степени тяжести дисбактериоза и вида основного заболевания, является общий белок сыворотки.
При увеличении степени тяжести дисбактериоза кишечника возрастает концентрация мочевой кислоты и креатинина. Разница статистически достоверна по показателям мочевой кислоты в подгруппах средне – тяжелой степени дисбактериоза (Р<0,05): ее концентрация при легкой степени - 245+24,6 мкмоль/л, средней степени - 335+33,4 мкмоль/л, тяжелой степени - 309+30,9мкмоль/л.
При изучении маркеров воспаления в основной группе и группе контроля уровень СРБ на 50% выше убольных хроническими заболеваниями кишечника (2,19+0,22 мг/л). В основной группе уровень СРБ минимален (1,23+0,12 мг/л). Различия между группами достоверны (Р<0,05). Также имеются достоверные различия в зависимости от пола пациентов: у мужчин уровень СРБ более высокий по сравнению с женщинами, как в основной группе, так и в группе контроля (Р<0,05). Концентрация СРБ повышается при возрастании степени тяжести дисбактериоза кишечника: при легкой степени составляет 0,99+0,1 мг/л, при средней - 1,13+0,11 мг/л, при тяжелой - 1,66+0,17 мг/л.
В группе сравнения наиболее высокий СРБ наблюдается в подгруппе пациентов с болезнью Крона (3,4+0,35 мг/л) и ЯК (2,4+0,24 мг/л), минимальный – у больных целиакией(1,1+0,11 мг/л).Разница в данных подгруппах была достоверна (Р<0,05).



. Гевандова М.Г., Федоренко Н.Н., Ходжаян А.Б. и др. Гомеостаз биологических систем и некоторые механизмы его обеспечения: методическое пособие для студентов 1-го курса мед. вузов// – С.: Изд-во СтГМУ, 2017.— 36 с.
2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патологическая физиология. Том 2. Патохимия (эндокринно-метаболические нарушения). Учебник для студентов медицинских вузов. Изд. 3-е, дополненное и исправленное //–СПб.: ЭЛБИ-СПб,2007. — 768 с., илл.
3. CarneirodeMouraM. Неалкогольный стеатогепатит // Клинические перспективы в гастроэнтерологии, гепатологии.2001;3: 12-15.
4. Драпкина О.М., Широбоких О.Е. Роль кишечной микробиоты в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний и метаболического синдрома. Рациональная фармакотерапия в кардиологии. 2018; 14(4): 567-574.
5. Parnell J.A, Reimer R.A. Weight loss during oligofructose supplementation is associated with decreased ghrelin and increased peptide YY in overweight and obese adults. Am J Cli. Nutr. 2009;89(6): 751-9.
6. Mofidi F, Poustchi H, Yari Z, et al. Synbiotic supplementation in lean patients with non-alcoholic fatty liver disease: a pilot, randomised, double-blind, placebo-controlled, clinical trial. Br J Nutr. 2017;117:662–8.
7. Everard A., Belzer C., Geurts L. et al. Cross-talk between Akkermansia muciniphila and intestinal epithelium controls diet-induced obesity. Proc Natl AcadSci USA. 2013;110(22):9066-71.
8. GiaccoR. etal. Effects of short-chain fructo-oligosaccharides on glucose and lipid metabolism in mild hypercholesterolaemic individuals. ClinicalNutrition. 2004; 23(3): 331-40.
9. Сабельникова Е. А. Клинические аспекты дисбактериоза кишечника //Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология.2011; 3: 111-116.
10. Циммерман Я.С.Дисбиоз (дисбактериоз) кишечника и/или синдром избыточного бактериального роста //Клиническая медицина. 2005; 4: 14-22.
11. Ардатская М.Д., Бельмер С.В., Добрица В.П. и др. Дисбиоз (дисбактериоз) кишечника: современное состояние проблемы, комплексная диагностика и лечебная коррекция // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2015; 117(5): 13-50.
12. Циммерман Я.С. Учение о дисбиозе («дисбактериозе») кишечника: состояние проблемы и новые тенденции // Клиническая медицина. 2017; 95 (8): 677—686.
13. HopkinsM. J., Sharp R., Macfarlane G. T. Age and disease related changes in intestinal bacterial populations assessed by cell culture, 16S rRNA abundance, and community cellular fatty acid profiles // Gut. 2001; 48(2): 198-205.
14. ZoetendalE. G., Akkermans A. D. L., Akkermans van Vilet W. M. et al. The host genotype affects the bacterial community in the human gastrointestinаl tract // Microb. Ecol. Health Dis. 2001; 13: 129-134.
15. Mountzouris K. C., McCartney A. L., Gibson G. R. Intestinal microflora of human infants and current trends for its nutritional modulation // Br. J. Nutr. 2002; 87: 405-420.
16. Звенигородская Л. А., Черкашова Е. А., Самсонова Н. Г. и др. Целесообразность применения пробиотиков в лечении атерогенной дислипидемии//Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология.2011; 2: 37-43.
17. Ridaura V.K., Faith J.J., Rey F.E. et al. Gut microbiota from twins discordant for obesity modulate metabolism in mice. Science. 2013; 341(6150).
18. Уголев А.М. Мембранное пищеварение. Полисубстратные процессы, организация и регуляция // АН СССР. Объедин. науч. совет "Физиология человека и животных". — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — 358 с., илл.
19. Приказ МЗ РФ № 231 от 2003 г. Об утверждении отраслевого стандарта «Протокол ведения больных. Дисбактериоз кишечника».
20. Шендеров Б. А. Медицинская микробная экология и функциональное питание. Том 2. Социально-экологические и клинические последствия дисбаланса микробной экологии человека и животных. — М: Грантъ, 1998. — 416 с.
21. Минушкин О.Н. Новые представления о функциональных расстройствах кишечника и место современных пробиотиков в их лечении // Медицинский совет. 2018; 21: 126-131.
22. Парфенов А. И., Осипов Г. А., Богомолов П. О. Дисбактериоз кишечника: новые подходы к диагностике и лечению // Consilium medicum. 2001; 6(3): 270-272.
23. Самсонова Н.Г., ЗвенигородскаяЛ.А., Черкашова Е.А., ЛазебникЛ.Б. Дисбиоз кишечника и атерогенная дислипидемия //Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2010; 3: 88-94.
24. Савельев В.С., Яблоков Е.Г., Петухов В.А. Липидный дистресс–синдром в хирургии // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1999; 6(127): 604–611.
25. Звенигородская Л.А., Самсонова Н.Г., Ефремов Л.И. и др.Гастроэнтерологические аспекты атеросклероза// Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2011; 2: 31-36.
26. Конев Ю. В., Лазебник Л. Б. Эндотоксин (ЛПС)в патогенезе атеросклероза // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология.2011; 11: 15-26.
27. Daubioul C., Horsmans Y., Lambert P. et al. Effects of oligofructose on glucose and lipid metabolism in patients with nonalcoholic steatohepatitis: Results of a pilot study. European Journal of Clinical Nutrition. 2005; 59: 723-726.
28. Peluso I., Morabito G., Urban L. et al. Oxidative stress in atherosclerosis development: the central role of LDL and oxidative burst. Endocr. Metab. Immune Disord. Drug Targets. 2012; 12(4): 351–360.
29. Fuentes M. C., Lajo T., Carrión J. M., Cuñé J. Cholesterol-lowering efficacy of Lactobacillus plantarum CECT 7527, 7528 and 7529 in hypercholesterolaemic adults. Br J Nutr. 2013;109(10):1866-72.
30. Jones M. L., Martoni C. J., Di Pietro et al. Evaluation of clinical safety and tolerance of a Lactobacillus reuteri NCIMB 30242 supplement capsule: a randomized control trial. Regul. Toxicol. Pharmacol. 2012; 63: 313–320.
31. Jingyuan F., Bonder M., Carmen Cenit M. et al. The gut microbiome contributes to a substantial proportion of the variation in blood lipids. Circulation Research. 2015; 117: 817-24.
32. Булгакова С. В. Микробиота кишечника: новый регулятор сердечно-сосудистой функции // Бюллетень науки и практики. 2021; 1(7): 200-221.
33. Francisco Abadia-Molina et al.The Gut Microbiota and Its Implication in theDevelopment of Atherosclerosis and RelatedCardiovascular Diseases. Nutrients. 2020; 12(3).— 605.
34. Мкртчян Л.С., Косенко В.А., Никитина К.Е.Кишечные и внекишечные проявления воспалительных заболеваний кишечника // Медицинский вестник Юга России. 2012; 1: 16-19.
35. Шендеров Б. А., Юдин С. М., Загайнова А. В., Шевырева М. П.Роль комменсальной кишечной микробиоты в этиопатогенезе хронических воспалительных заболеваний: Akkermansia muciniphila // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. 2018; 159(11): 4-13.
36. Каширская Н.Ю. Значение пробиотиков и пребиотиков в регуляции кишечной микрофлоры // Русс. мед. журн. 2000; 13: 3-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ