ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА АБУ ИСХАКА ИБРАХИМА БНУ МУСА АШ-ШАТЫБИЙ «АЛ-МУАФАКТ ФИ УСУЛ АЛ-ФИКХ» В ФОРМИРОВАНИИ ДОКТРИНЫ «ФИКХА МУСУЛЬМАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ»
Введение
ГЛАВА 1. Ислам как социокультурная система: развитие и кризис
1.1 Историко-культурный контекст возникновения ислама
1.2 Философские основания ислама как фундамент и условие развития мусульманской культуры и цивилизации
1.3 Кризис мусульманской культуры и цивилизации: причины и следствия
ГЛАВА 2. Переосмысление фикха как путь выхода из кризиса
2.1 Соотношение понятий «шариат» и «фикх» в исламе
2.2 Реформа понимания шариата и фикха в концепции Абу
Исхака Ибрахима б. Мусы Аш-Шатиби
ГЛАВА 3.Фикх меньшинств как ответ на вызовы глобализации
3.1 Фикх меньшинств: его сущность и реализация на Западе
3.2 Предпосылки и перспективы развития фикха меньшинств в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Положение ислама как социокультурной системы в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы.
История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств.
На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Западной Европе и США реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является выявление роли теоретико-методологического потенциала фикха как фактора стратегического развития социокультурной системы ислама в иноконфессиональной и инокультурной среде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать универсальные философские основания ислама, приближение или отход от которых исторически способствовали развитию или кризису ислама как социокультурной системы;
- определить соотношение понятий «шариат» и «фикх» и установить связь между концептуальными трактовками этого соотношения и периодами расцвета и кризиса исламской культуры и цивилизации, раскрыть роль фикха как методологии выхода из кризиса;
- проанализировать теоретико-методологические основания концепции фикха меньшинств, предпосылки и опыт его применения в условиях глобализации на территории Западной Европы и США, а также перспективы применения в современной российской действительности.
Методология исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе анализа источников и иных научных источников информации, а также при изложении основного содержания и результатов проведенного исследования применялись следующие методы.
Общими методологическими ориентирами исследования являются системный подход и диалектика, ориентирующие на целостное всестороннее изучение явлений во взаимосвязи и развитии. Это позволяет рассмотреть область права (шариат и фикх) как подсистему социокультурной системы ислама и проанализировать их взаимное влияние.
В первой главе исследования применяются исторический, культурологический и культур-философский методы для выявления философских оснований ислама как социокультурной системы в истории ее развития и их влияния на данную систему в периоды расцвета и кризиса.
Во второй главе применяются теологический и религиоведческий методы при анализе соотношения понятий «шариат» и «фикх», герменевтический подход при рассмотрении широкой и узкой трактовки фикха в контексте определенных исторических и социокультурных обстоятельств.
В третьей главе применяются социологические принципы при изучении параметров и ситуаций жизнепроживания мусульманских общин в Западной Европе и США.
Сквозными общенаучными методами на протяжении всего исследования являются компаративный анализ и логический метод.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу настоящего исследования составили труды мусульманских богословов, которые посвящены разработке основ и содержания концепции фикха меньшинств. Основные принципы и положения, которые в последующем легли в основу современного фикха меньшинств, изложены в труде средневекового андалусского богослова Абу Исхакааш-Шатиби «ал-Мувафакат фи усул ал-фикх». В его же работе «ал-Итисам» обсуждается проблема критериев разграничения понятия «нововведение в религии», имеющего деструктивный смысл для ислама от необходимого для него обновления. Обращение к этому труду современных исламских теологов и богословов привело к разработке содержания концепции фикха меньшинств в работах Юсуфа аль-Кардави(«Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», «DutiesofMuslimsLivingintheWest». «Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра», «Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб»); Таха Джабир аль-Альвани «Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права», «IjtihadintheRegulationandCorrectionofCapitalMarkets», «Макасидаш-Шариа», «Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят», а так же ряда других исламских ученых. На российской почве переводом и адаптацией труда аш-Шатиби занимался выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, который написал «Введение» в трактат «ал-Мувафакат». В целом, проблематика соотношения шариата и фикха рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных исследователей как Бернард Дж. Вайсс, В.В. Бартольд, Л.Р. Сюкияйнен и др.
Общим вопросам истории развития исламской культуры и цивилизации в периоды ее развития и кризиса посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Сурдель и Ж. Сурдель, Э. Ренана, Б. Льюис, А. Баязитова, О.Г. Большакова, С.М. Прозорова, М.Б. Пиотровского и др. Современное состояние ислама как социокультурной системы, угрожающие ему кризисы и перспективы развития рассматриваются в работах Р. Курбанова, М. Икбала, М. Геремеза, Т. Рамадана и др.
Однако следует отметить, что если на Западе фикх меньшинств разрабатывается не только в качестве теории, но и активно реализуется в практике жизнедеятельности мусульманских общин, то в России перспективы его реализации пока еще не исследованы в достаточной степени. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать комплексно фикх меньшинств, рассмотрев исторические и теоретико-методологические предпосылки его возникновения, современное состояние реализации на Западе и перспективы развития этого направления фикха в России.
В соответствии с поставленной целью в ходе решения основных задач исследования на основе анализа первоисточников и иных источников научной литературы получены следующие выводы.
• В основании ислама как социокультурной системы лежит принцип взаимопроникновения культуры и цивилизации, который реализуется за счет следующих философских оснований: единство материального и духовного, внешнего и внутреннего, науки и религии (веры и разума). Реализация этих оснований обеспечила историческое развитие и расцвет исламской культуры и цивилизации. Кризисные периоды в истории сопровождались отходом от этих оснований как в массовом сознании, так и в деятельности исламских ученых, в теории и практике ислама.
• Одной из ключевых областей теории и практики ислама, в которой реализовывались указанные основания, является область права. Мусульманское право исторически являлось фундаментом существования исламской культуры и цивилизации. В кризисные периоды истории к нему обращались как к извечному источнику решения проблем, угрожающих исламской идентичности и целостности общественной системы (со стороны западной культуры). Понимание соотношения шариата и фикха и методология реализации последнего служили теоретическими алгоритмами осмысления возникающих проблем и практическим руководством к действию в условиях кризиса. Узкое редукционистское понимание шариата и консервативный фикх лишь усугубляли стагнацию исламской культуры и цивилизации.
• На сегодняшний день ситуация глобализации создает новый формат взаимоотношений мусульман с представителями иных культур и конфессий, которые по своим масштабам и интенсивности не сопоставимы с кризисами предшествующих периодов. Это требует переосмысления традиционных алгоритмов, обновления фикха, возвращения к изначальным целям и смыслам шариата и в целом ислама как социокультурной системы. Сама идея возврата и обновления не нова. В рамках классического права методологию этого процесса обосновал имам аш-Шатиби в трактате «аль-Мувафакат». В последние десятилетия на Западе она успешно реализуется посредством концепции фикха меньшинств.
• Современное состояние российской уммы так же требует изменений в соответствии с присущей ей культурно-исторической спецификой. Основой для этих изменений служат дореволюционные труды татарских богословов, методология, разработанная аш-Шатиби и опыт применения фикха меньшинств на Западе.
1. Аль-АльваниТаха Джабир. Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права /Таха Джабир Аль-Альвани; науч. ред. А. Али-заде; пер. с англ. Р. Кулиев. – Баку: CBS, 2008. - 62 c.
2. Аль-Кардави Юсуф. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола / Науч. ред. А. Али-заде. – Баку: CSB, 2008. – 140 с.
3. Баязитов А. Ислам и прогресс. - С.-Петербург, 1898. – 95 с. // Режим доступа: URL: http://avidreaders.ru/book/islam-i-progress.html (дата обращения: 17.03.2018 г.).
4. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Режим доступа: URL: http://www.odinblago.ru/path/38/1 (10.01.2018 г.).
5. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 336 с.
6. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 2 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 256 с.
7. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с.
8. Морган Л.Г.Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации // Режим доступа: URL:http://www.history-library.com/index.php?id1=3&category=drevniy-mir&author=morgan-lg&book=1935 (дата обращения: 16.01.2018 г.).
9. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Мухаммад Икбал; Пер. с англ., предисл. и коммент. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2002. – 200 с.
10. Священный Коран // Режим доступа: URL: http://quran-online.ru (дата обращения: 30.04.2018 г.).
11. Тайлор Э.Б. Первобытная культура // Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/index.php (дата обращения: 27.12.2017 г.).
12. Тарик Рамадан. Ислам. Прошлое и настоящее / Пер. с англ. З. Нестеровой. – М.: Азбука-Аттикус, 2018. – 288 с.
13. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории // Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php (дата обращения: 15.01 2018 г.).
14. Al-Alwani. Ijtihad in the Regulation and Correction of Capital Markets. AAISS, 14/ 3 (1997): 54.
15. Al-Qaradawi, Yusuf. Duties of Muslims Living in the West. IslamOnline.net. Ask the Scholar Section of IslamOnline. 5 Nov. 2006. Last accessed 30 Jan, 2007.
16. Fatwa concerning the Participation of Muslims in the American Political Process // Режим доступа: URL: www.amconline.org/newamc/imam/fatwa.html (дата обращения: 31.01.2018 г.).
17. Jocelyne Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York, Palgrave Macmillan, 2004.
18. Mohamed El-Moctar El-Shinqiti. Fiqh of Muslim Minorities // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/livefatwa/english/Browse.asp?hGuestID=2b3aVX (дата обращения: 16.03.2018 г.).
19. Mohamed Nimer. The North American Muslim Resource Guide: Muslim Community Life in the United States and Canada. Routledge, September 2002.
20. Sheikh Ibn Baz and Sheikh Uthaymeen, Muslim Minorities. Fatawa Regarding Muslims Living as Minorities. London: MessageofIslam, 1998.
21. Taha Jabir al-Alwani. Fiqh of Minorities. Islamic Society of North America // Режим доступа: URL: http://www.isna.net/Resources/articles/fiqh/The-Fiqh-of-Minorities.aspx (дата обращения: 18.12.2017 г.).
22. Абу Исхакаш-Шатыби. Аль-И‘тисам.
23. Абу Исхакаш-ШатыбиМуафакат фи усуль ал-фикх // Режим доступа: URL: https://darul-kutub.com/books/119/ (дата обращения: 25.04.2018 г.).
24. Таха Джабир аль-Альвани. Макасидаш-Шариа.
25. Таха Джабир аль-Альвани. Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/arabic/contemporary/politic/2001/article1.shtml (дата обращения: 22.01.2018 г.).
26. Фикху ль-Ак’алийят: Бид’аамДарура. Банку ль-Фатава // Режим доступа:URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1122528622422 (дата обращения: 07.02.2018 г.).
27. Юсуф аль-Карадави. Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-МуслиминВасата ль-Муджтамааат аль-Ухра. // Режим доступа: URL: http://www.bouti.com/ulamaa/bouti/bouti_monthly15.htm (дата обращения: 03.03.2018 г.).
28. Юсуф аль-Карадави. Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб.
Литература:
29. Асадуллин Фарид. Ислам и Европа (к вопросу обретения цивилизационных корней) // Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Вестник № 2, 2004.
30. Большаков О.Г. Ислам в Аравии // Режим доступа: URL: http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc1.htm (дата обращения: 12.02.2018 г.).
31. Гермез М. Муса Джаруллах Бигиев: Учебно-методическое пособие и научные материалы для составления учебных пособий, курсов, лекций, хрестоматий, а также научно-исследовательской работы студентов. – Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. – 167 с.
32. Европа — Россия — Мусульманский мир: Стратегия развития и модели сотрудничества, Москва // Режим доступа: URL: http://www.islamnews.ru/news 6068.html (дата обращения: 24.02.2018 г.).
33. Исаев Д. Будущее мусульманской России // Режим доступа: URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/bumora (дата обращения: 13.01.2018 г.).
34. Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств: Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки): монография / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. — М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. — 106 с.
35. Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм / Бернард Льюис; Пер. с англ. Т. Гутникова. – М.: Олимп-Бизнес, 2003. – 205 с.
36. Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 191 с.
37. Пруссаков В. Ислам и мусульмане в Европе // Режим доступа: URL: http://www.islamnews.ru/news 22153.html (дата обращения: 02.04.2018 г.).
38. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама / Пер с фр. В. Бабинцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 544 с.
39. Сюкияйнен Л. Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения // В кн.: ArsIslamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова /сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2016. - С. 604-619.
40. Сюкияйнен Л. Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205-222.
41. Сюкияйнен Л. Р. О преподавании исламского права в России // Ислам в современном мире. 2016. № 4. С. 199-214.
42. Сюкияйнен Л. Р. Современное российское право и шариат: модели взаимодействия // В кн.: Право кавказской цивилизации: истоки, особенности, мировой значение (К 150-летию окончания Кавказской войны): Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. и сост. Д.Ю.Шапсугов. Ростов-на-Дону. Издательство ООО "Альтаир". 2015. 306 с. Ростов н/Д : [б.и.], 2015. С. 83-95.
43. Сюкияйнен Л. Р. Шариатское правосудие: современная практика и перспективы в России // В кн.: Политико-правовые компоненты кавказской цивилизации: общее и особенное в системах власти, правовых институтах, ценностях, менталитете народов Кавказа: Материалы V Международной научно-практической конференции / Сост.: Д. Ю. Шапсугов; под общ. ред.: Д. Ю. Шапсугов. Ростов н/Д: ООО "Альтаир", 2015. С. 105-118.
44. Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: ООО "Садра", 2014.
45. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало ХХ веков. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. – 207 с.
46. IIБигиевские чтения. – 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: Материалы II научно-образовательной конф., г Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. / Редкол.: Д.В. Мухетдинов и др. – М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. – 493 с.
47. Шангараев Р. Ислам и прогресс: союз религии и науки // Режим доступа: URL: http://www.islam-portal.ru/e-store/books/articles/73/1454/ (дата обращения: 15.04.2018 г.).
48. American Muslim poll // URL: http://www.projectmaps.com (дата обращения: 26.12.2017 г.).
49. David Morris. Unease Over Islam Poll: Critical Views of Muslim Faith Growing Among Americans //Режим доступа: URL: http://abcnews.go.com/sections/us/World/sept11_islampoll_030911.html (дата обращения: 12.12.2017 г.).
50. Jocelyne Cesari. Immigration And Integration // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/English/EuropeanMuslims/PoliticsCitizenship/2006/05/01.shtml (дата обращения: 06.02.2018 г.).
51. Muhammad Khalid Masud. Islamic Law and Muslim Minorities,ISIM , 11 (2002): 17 // Режим доступа: URL: http://www.isim.nl/files/newsl_11.pdf (дата обращения: 03.04.2018 г.).
52. Western Muslim Minorities: Integration and Disenfranchisement. Council on American-Islamic Relations, Policy Bulletin, April 2006 // Режим доступа: URL: http://www.asharqalawsat.com (дата обращения: 27.03.2018 г.).
53. Ахмад ар-Райсани. Давру ль-Ак’алийяти фи Нашри д Да’ватииляЛлахи. Банку ль-Фатава // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1122528618554 (дата обращения: 10.01.2018 г.).
54. Васатыйяту ль-Фатва: ДавабитваАхкам // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1124090536746 (дата обращения: 28.03.2018 г.).
55. Научный журнал Европейского совета по фатвам и исследованиям, № 4–5.