ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА АБУ ИСХАКА ИБРАХИМА БНУ МУСА АШ-ШАТЫБИЙ «АЛ-МУАФАКТ ФИ УСУЛ АЛ-ФИКХ» В ФОРМИРОВАНИИ ДОКТРИНЫ «ФИКХА МУСУЛЬМАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ»
|
Введение
ГЛАВА 1. Ислам как социокультурная система: развитие и кризис
1.1 Историко-культурный контекст возникновения ислама
1.2 Философские основания ислама как фундамент и условие развития мусульманской культуры и цивилизации
1.3 Кризис мусульманской культуры и цивилизации: причины и следствия
ГЛАВА 2. Переосмысление фикха как путь выхода из кризиса
2.1 Соотношение понятий «шариат» и «фикх» в исламе
2.2 Реформа понимания шариата и фикха в концепции Абу
Исхака Ибрахима б. Мусы Аш-Шатиби
ГЛАВА 3.Фикх меньшинств как ответ на вызовы глобализации
3.1 Фикх меньшинств: его сущность и реализация на Западе
3.2 Предпосылки и перспективы развития фикха меньшинств в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
ГЛАВА 1. Ислам как социокультурная система: развитие и кризис
1.1 Историко-культурный контекст возникновения ислама
1.2 Философские основания ислама как фундамент и условие развития мусульманской культуры и цивилизации
1.3 Кризис мусульманской культуры и цивилизации: причины и следствия
ГЛАВА 2. Переосмысление фикха как путь выхода из кризиса
2.1 Соотношение понятий «шариат» и «фикх» в исламе
2.2 Реформа понимания шариата и фикха в концепции Абу
Исхака Ибрахима б. Мусы Аш-Шатиби
ГЛАВА 3.Фикх меньшинств как ответ на вызовы глобализации
3.1 Фикх меньшинств: его сущность и реализация на Западе
3.2 Предпосылки и перспективы развития фикха меньшинств в России
Заключение
Список использованной литературы и источников
Положение ислама как социокультурной системы в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы.
История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств.
На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Западной Европе и США реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является выявление роли теоретико-методологического потенциала фикха как фактора стратегического развития социокультурной системы ислама в иноконфессиональной и инокультурной среде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать универсальные философские основания ислама, приближение или отход от которых исторически способствовали развитию или кризису ислама как социокультурной системы;
- определить соотношение понятий «шариат» и «фикх» и установить связь между концептуальными трактовками этого соотношения и периодами расцвета и кризиса исламской культуры и цивилизации, раскрыть роль фикха как методологии выхода из кризиса;
- проанализировать теоретико-методологические основания концепции фикха меньшинств, предпосылки и опыт его применения в условиях глобализации на территории Западной Европы и США, а также перспективы применения в современной российской действительности.
Методология исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе анализа источников и иных научных источников информации, а также при изложении основного содержания и результатов проведенного исследования применялись следующие методы.
Общими методологическими ориентирами исследования являются системный подход и диалектика, ориентирующие на целостное всестороннее изучение явлений во взаимосвязи и развитии. Это позволяет рассмотреть область права (шариат и фикх) как подсистему социокультурной системы ислама и проанализировать их взаимное влияние.
В первой главе исследования применяются исторический, культурологический и культур-философский методы для выявления философских оснований ислама как социокультурной системы в истории ее развития и их влияния на данную систему в периоды расцвета и кризиса.
Во второй главе применяются теологический и религиоведческий методы при анализе соотношения понятий «шариат» и «фикх», герменевтический подход при рассмотрении широкой и узкой трактовки фикха в контексте определенных исторических и социокультурных обстоятельств.
В третьей главе применяются социологические принципы при изучении параметров и ситуаций жизнепроживания мусульманских общин в Западной Европе и США.
Сквозными общенаучными методами на протяжении всего исследования являются компаративный анализ и логический метод.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу настоящего исследования составили труды мусульманских богословов, которые посвящены разработке основ и содержания концепции фикха меньшинств. Основные принципы и положения, которые в последующем легли в основу современного фикха меньшинств, изложены в труде средневекового андалусского богослова Абу Исхакааш-Шатиби «ал-Мувафакат фи усул ал-фикх». В его же работе «ал-Итисам» обсуждается проблема критериев разграничения понятия «нововведение в религии», имеющего деструктивный смысл для ислама от необходимого для него обновления. Обращение к этому труду современных исламских теологов и богословов привело к разработке содержания концепции фикха меньшинств в работах Юсуфа аль-Кардави(«Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», «DutiesofMuslimsLivingintheWest». «Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра», «Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб»); Таха Джабир аль-Альвани «Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права», «IjtihadintheRegulationandCorrectionofCapitalMarkets», «Макасидаш-Шариа», «Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят», а так же ряда других исламских ученых. На российской почве переводом и адаптацией труда аш-Шатиби занимался выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, который написал «Введение» в трактат «ал-Мувафакат». В целом, проблематика соотношения шариата и фикха рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных исследователей как Бернард Дж. Вайсс, В.В. Бартольд, Л.Р. Сюкияйнен и др.
Общим вопросам истории развития исламской культуры и цивилизации в периоды ее развития и кризиса посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Сурдель и Ж. Сурдель, Э. Ренана, Б. Льюис, А. Баязитова, О.Г. Большакова, С.М. Прозорова, М.Б. Пиотровского и др. Современное состояние ислама как социокультурной системы, угрожающие ему кризисы и перспективы развития рассматриваются в работах Р. Курбанова, М. Икбала, М. Геремеза, Т. Рамадана и др.
Однако следует отметить, что если на Западе фикх меньшинств разрабатывается не только в качестве теории, но и активно реализуется в практике жизнедеятельности мусульманских общин, то в России перспективы его реализации пока еще не исследованы в достаточной степени. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать комплексно фикх меньшинств, рассмотрев исторические и теоретико-методологические предпосылки его возникновения, современное состояние реализации на Западе и перспективы развития этого направления фикха в России.
История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств.
На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Западной Европе и США реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является выявление роли теоретико-методологического потенциала фикха как фактора стратегического развития социокультурной системы ислама в иноконфессиональной и инокультурной среде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать универсальные философские основания ислама, приближение или отход от которых исторически способствовали развитию или кризису ислама как социокультурной системы;
- определить соотношение понятий «шариат» и «фикх» и установить связь между концептуальными трактовками этого соотношения и периодами расцвета и кризиса исламской культуры и цивилизации, раскрыть роль фикха как методологии выхода из кризиса;
- проанализировать теоретико-методологические основания концепции фикха меньшинств, предпосылки и опыт его применения в условиях глобализации на территории Западной Европы и США, а также перспективы применения в современной российской действительности.
Методология исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе анализа источников и иных научных источников информации, а также при изложении основного содержания и результатов проведенного исследования применялись следующие методы.
Общими методологическими ориентирами исследования являются системный подход и диалектика, ориентирующие на целостное всестороннее изучение явлений во взаимосвязи и развитии. Это позволяет рассмотреть область права (шариат и фикх) как подсистему социокультурной системы ислама и проанализировать их взаимное влияние.
В первой главе исследования применяются исторический, культурологический и культур-философский методы для выявления философских оснований ислама как социокультурной системы в истории ее развития и их влияния на данную систему в периоды расцвета и кризиса.
Во второй главе применяются теологический и религиоведческий методы при анализе соотношения понятий «шариат» и «фикх», герменевтический подход при рассмотрении широкой и узкой трактовки фикха в контексте определенных исторических и социокультурных обстоятельств.
В третьей главе применяются социологические принципы при изучении параметров и ситуаций жизнепроживания мусульманских общин в Западной Европе и США.
Сквозными общенаучными методами на протяжении всего исследования являются компаративный анализ и логический метод.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу настоящего исследования составили труды мусульманских богословов, которые посвящены разработке основ и содержания концепции фикха меньшинств. Основные принципы и положения, которые в последующем легли в основу современного фикха меньшинств, изложены в труде средневекового андалусского богослова Абу Исхакааш-Шатиби «ал-Мувафакат фи усул ал-фикх». В его же работе «ал-Итисам» обсуждается проблема критериев разграничения понятия «нововведение в религии», имеющего деструктивный смысл для ислама от необходимого для него обновления. Обращение к этому труду современных исламских теологов и богословов привело к разработке содержания концепции фикха меньшинств в работах Юсуфа аль-Кардави(«Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», «DutiesofMuslimsLivingintheWest». «Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра», «Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб»); Таха Джабир аль-Альвани «Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права», «IjtihadintheRegulationandCorrectionofCapitalMarkets», «Макасидаш-Шариа», «Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят», а так же ряда других исламских ученых. На российской почве переводом и адаптацией труда аш-Шатиби занимался выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, который написал «Введение» в трактат «ал-Мувафакат». В целом, проблематика соотношения шариата и фикха рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных исследователей как Бернард Дж. Вайсс, В.В. Бартольд, Л.Р. Сюкияйнен и др.
Общим вопросам истории развития исламской культуры и цивилизации в периоды ее развития и кризиса посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Сурдель и Ж. Сурдель, Э. Ренана, Б. Льюис, А. Баязитова, О.Г. Большакова, С.М. Прозорова, М.Б. Пиотровского и др. Современное состояние ислама как социокультурной системы, угрожающие ему кризисы и перспективы развития рассматриваются в работах Р. Курбанова, М. Икбала, М. Геремеза, Т. Рамадана и др.
Однако следует отметить, что если на Западе фикх меньшинств разрабатывается не только в качестве теории, но и активно реализуется в практике жизнедеятельности мусульманских общин, то в России перспективы его реализации пока еще не исследованы в достаточной степени. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать комплексно фикх меньшинств, рассмотрев исторические и теоретико-методологические предпосылки его возникновения, современное состояние реализации на Западе и перспективы развития этого направления фикха в России.
В соответствии с поставленной целью в ходе решения основных задач исследования на основе анализа первоисточников и иных источников научной литературы получены следующие выводы.
• В основании ислама как социокультурной системы лежит принцип взаимопроникновения культуры и цивилизации, который реализуется за счет следующих философских оснований: единство материального и духовного, внешнего и внутреннего, науки и религии (веры и разума). Реализация этих оснований обеспечила историческое развитие и расцвет исламской культуры и цивилизации. Кризисные периоды в истории сопровождались отходом от этих оснований как в массовом сознании, так и в деятельности исламских ученых, в теории и практике ислама.
• Одной из ключевых областей теории и практики ислама, в которой реализовывались указанные основания, является область права. Мусульманское право исторически являлось фундаментом существования исламской культуры и цивилизации. В кризисные периоды истории к нему обращались как к извечному источнику решения проблем, угрожающих исламской идентичности и целостности общественной системы (со стороны западной культуры). Понимание соотношения шариата и фикха и методология реализации последнего служили теоретическими алгоритмами осмысления возникающих проблем и практическим руководством к действию в условиях кризиса. Узкое редукционистское понимание шариата и консервативный фикх лишь усугубляли стагнацию исламской культуры и цивилизации.
• На сегодняшний день ситуация глобализации создает новый формат взаимоотношений мусульман с представителями иных культур и конфессий, которые по своим масштабам и интенсивности не сопоставимы с кризисами предшествующих периодов. Это требует переосмысления традиционных алгоритмов, обновления фикха, возвращения к изначальным целям и смыслам шариата и в целом ислама как социокультурной системы. Сама идея возврата и обновления не нова. В рамках классического права методологию этого процесса обосновал имам аш-Шатиби в трактате «аль-Мувафакат». В последние десятилетия на Западе она успешно реализуется посредством концепции фикха меньшинств.
• Современное состояние российской уммы так же требует изменений в соответствии с присущей ей культурно-исторической спецификой. Основой для этих изменений служат дореволюционные труды татарских богословов, методология, разработанная аш-Шатиби и опыт применения фикха меньшинств на Западе.
• В основании ислама как социокультурной системы лежит принцип взаимопроникновения культуры и цивилизации, который реализуется за счет следующих философских оснований: единство материального и духовного, внешнего и внутреннего, науки и религии (веры и разума). Реализация этих оснований обеспечила историческое развитие и расцвет исламской культуры и цивилизации. Кризисные периоды в истории сопровождались отходом от этих оснований как в массовом сознании, так и в деятельности исламских ученых, в теории и практике ислама.
• Одной из ключевых областей теории и практики ислама, в которой реализовывались указанные основания, является область права. Мусульманское право исторически являлось фундаментом существования исламской культуры и цивилизации. В кризисные периоды истории к нему обращались как к извечному источнику решения проблем, угрожающих исламской идентичности и целостности общественной системы (со стороны западной культуры). Понимание соотношения шариата и фикха и методология реализации последнего служили теоретическими алгоритмами осмысления возникающих проблем и практическим руководством к действию в условиях кризиса. Узкое редукционистское понимание шариата и консервативный фикх лишь усугубляли стагнацию исламской культуры и цивилизации.
• На сегодняшний день ситуация глобализации создает новый формат взаимоотношений мусульман с представителями иных культур и конфессий, которые по своим масштабам и интенсивности не сопоставимы с кризисами предшествующих периодов. Это требует переосмысления традиционных алгоритмов, обновления фикха, возвращения к изначальным целям и смыслам шариата и в целом ислама как социокультурной системы. Сама идея возврата и обновления не нова. В рамках классического права методологию этого процесса обосновал имам аш-Шатиби в трактате «аль-Мувафакат». В последние десятилетия на Западе она успешно реализуется посредством концепции фикха меньшинств.
• Современное состояние российской уммы так же требует изменений в соответствии с присущей ей культурно-исторической спецификой. Основой для этих изменений служат дореволюционные труды татарских богословов, методология, разработанная аш-Шатиби и опыт применения фикха меньшинств на Западе.



