Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДА АБУ ИСХАКА ИБРАХИМА БНУ МУСА АШ-ШАТЫБИЙ «АЛ-МУАФАКТ ФИ УСУЛ АЛ-ФИКХ» В ФОРМИРОВАНИИ ДОКТРИНЫ «ФИКХА МУСУЛЬМАНСКИХ МЕНЬШИНСТВ»

Работа №124669

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы112
Год сдачи2018
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Ислам как социокультурная система: развитие и кризис
1.1 Историко-культурный контекст возникновения ислама
1.2 Философские основания ислама как фундамент и условие развития мусульманской культуры и цивилизации
1.3 Кризис мусульманской культуры и цивилизации: причины и следствия
ГЛАВА 2. Переосмысление фикха как путь выхода из кризиса
2.1 Соотношение понятий «шариат» и «фикх» в исламе
2.2 Реформа понимания шариата и фикха в концепции Абу
Исхака Ибрахима б. Мусы Аш-Шатиби
ГЛАВА 3.Фикх меньшинств как ответ на вызовы глобализации
3.1 Фикх меньшинств: его сущность и реализация на Западе
3.2 Предпосылки и перспективы развития фикха меньшинств в России
Заключение
Список использованной литературы и источников


Положение ислама как социокультурной системы в современном мире можно охарактеризовать как кризисное по целому ряду объективных причин, среди которых миграция мусульман из традиционных центров расселения, проблемы их адаптации и взаимодействия с представителями других социокультурных общностей, сохранение единства мусульманской общины и исламской идентичности, радикализация и экстремизация в мусульманской среде и др. Этот кризис уже не первый в истории ислама, тесно связанной с историей западного мира. Современный контекст глобализации заставляет по-новому взглянуть на проблему взаимоотношений ислама с западной культурой и цивилизацией. Эта ситуация создает новые вызовы для исламского мировоззрения не только в узких религиозных рамках, но и в действии ислама как определенного типа социокультурной системы.
История развития исламской мысли показывает, что во все времена, источником ответа на различные социокультурные вызовы его целостности и самобытности, его эффективности как программы жизнепроживания и развития человека и общества служил фикх. Отношения между шариатом и фикхом, точнее его богословская трактовка, в тот или иной период становилось или внутренним двигателем или тормозом развития мусульманского общества на фоне внешних социально-политических и историко-культурных обстоятельств.
На сегодняшний день, очевидно, назрело требование в очередном переосмыслении фикха, который, с учетом всех базовых неизменных и неприкосновенных положений ислама позволит гармонизировать отношения мусульман с современным глобальным обществом на Западе и в России. На протяжении последних десятилетий в Западной Европе и США реализуется концепция фикха меньшинств. Опыт этой реализации, вместе с анализом оснований этой концепции в трудах классиков исламской мысли поможет сделать выводы о перспективах ее применимости на российской мультирелигиозной почве.
Цель и задачи исследования.
Целью настоящей работы является выявление роли теоретико-методологического потенциала фикха как фактора стратегического развития социокультурной системы ислама в иноконфессиональной и инокультурной среде.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать универсальные философские основания ислама, приближение или отход от которых исторически способствовали развитию или кризису ислама как социокультурной системы;
- определить соотношение понятий «шариат» и «фикх» и установить связь между концептуальными трактовками этого соотношения и периодами расцвета и кризиса исламской культуры и цивилизации, раскрыть роль фикха как методологии выхода из кризиса;
- проанализировать теоретико-методологические основания концепции фикха меньшинств, предпосылки и опыт его применения в условиях глобализации на территории Западной Европы и США, а также перспективы применения в современной российской действительности.
Методология исследования.
В соответствии с поставленной целью и задачами в ходе анализа источников и иных научных источников информации, а также при изложении основного содержания и результатов проведенного исследования применялись следующие методы.
Общими методологическими ориентирами исследования являются системный подход и диалектика, ориентирующие на целостное всестороннее изучение явлений во взаимосвязи и развитии. Это позволяет рассмотреть область права (шариат и фикх) как подсистему социокультурной системы ислама и проанализировать их взаимное влияние.
В первой главе исследования применяются исторический, культурологический и культур-философский методы для выявления философских оснований ислама как социокультурной системы в истории ее развития и их влияния на данную систему в периоды расцвета и кризиса.
Во второй главе применяются теологический и религиоведческий методы при анализе соотношения понятий «шариат» и «фикх», герменевтический подход при рассмотрении широкой и узкой трактовки фикха в контексте определенных исторических и социокультурных обстоятельств.
В третьей главе применяются социологические принципы при изучении параметров и ситуаций жизнепроживания мусульманских общин в Западной Европе и США.
Сквозными общенаучными методами на протяжении всего исследования являются компаративный анализ и логический метод.
Обзор источников и литературы.
Источниковую базу настоящего исследования составили труды мусульманских богословов, которые посвящены разработке основ и содержания концепции фикха меньшинств. Основные принципы и положения, которые в последующем легли в основу современного фикха меньшинств, изложены в труде средневекового андалусского богослова Абу Исхакааш-Шатиби «ал-Мувафакат фи усул ал-фикх». В его же работе «ал-Итисам» обсуждается проблема критериев разграничения понятия «нововведение в религии», имеющего деструктивный смысл для ислама от необходимого для него обновления. Обращение к этому труду современных исламских теологов и богословов привело к разработке содержания концепции фикха меньшинств в работах Юсуфа аль-Кардави(«Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола», «DutiesofMuslimsLivingintheWest». «Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-Муслимин Васата ль-Муджтамааат аль-Ухра», «Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб»); Таха Джабир аль-Альвани «Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права», «IjtihadintheRegulationandCorrectionofCapitalMarkets», «Макасидаш-Шариа», «Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят», а так же ряда других исламских ученых. На российской почве переводом и адаптацией труда аш-Шатиби занимался выдающийся татарский богослов Муса Бигиев, который написал «Введение» в трактат «ал-Мувафакат». В целом, проблематика соотношения шариата и фикха рассматривается в работах таких зарубежных и отечественных исследователей как Бернард Дж. Вайсс, В.В. Бартольд, Л.Р. Сюкияйнен и др.
Общим вопросам истории развития исламской культуры и цивилизации в периоды ее развития и кризиса посвящены работы зарубежных и отечественных авторов, таких как Д. Сурдель и Ж. Сурдель, Э. Ренана, Б. Льюис, А. Баязитова, О.Г. Большакова, С.М. Прозорова, М.Б. Пиотровского и др. Современное состояние ислама как социокультурной системы, угрожающие ему кризисы и перспективы развития рассматриваются в работах Р. Курбанова, М. Икбала, М. Геремеза, Т. Рамадана и др.
Однако следует отметить, что если на Западе фикх меньшинств разрабатывается не только в качестве теории, но и активно реализуется в практике жизнедеятельности мусульманских общин, то в России перспективы его реализации пока еще не исследованы в достаточной степени. В настоящей работе предпринята попытка проанализировать комплексно фикх меньшинств, рассмотрев исторические и теоретико-методологические предпосылки его возникновения, современное состояние реализации на Западе и перспективы развития этого направления фикха в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленной целью в ходе решения основных задач исследования на основе анализа первоисточников и иных источников научной литературы получены следующие выводы.
• В основании ислама как социокультурной системы лежит принцип взаимопроникновения культуры и цивилизации, который реализуется за счет следующих философских оснований: единство материального и духовного, внешнего и внутреннего, науки и религии (веры и разума). Реализация этих оснований обеспечила историческое развитие и расцвет исламской культуры и цивилизации. Кризисные периоды в истории сопровождались отходом от этих оснований как в массовом сознании, так и в деятельности исламских ученых, в теории и практике ислама.
• Одной из ключевых областей теории и практики ислама, в которой реализовывались указанные основания, является область права. Мусульманское право исторически являлось фундаментом существования исламской культуры и цивилизации. В кризисные периоды истории к нему обращались как к извечному источнику решения проблем, угрожающих исламской идентичности и целостности общественной системы (со стороны западной культуры). Понимание соотношения шариата и фикха и методология реализации последнего служили теоретическими алгоритмами осмысления возникающих проблем и практическим руководством к действию в условиях кризиса. Узкое редукционистское понимание шариата и консервативный фикх лишь усугубляли стагнацию исламской культуры и цивилизации.
• На сегодняшний день ситуация глобализации создает новый формат взаимоотношений мусульман с представителями иных культур и конфессий, которые по своим масштабам и интенсивности не сопоставимы с кризисами предшествующих периодов. Это требует переосмысления традиционных алгоритмов, обновления фикха, возвращения к изначальным целям и смыслам шариата и в целом ислама как социокультурной системы. Сама идея возврата и обновления не нова. В рамках классического права методологию этого процесса обосновал имам аш-Шатиби в трактате «аль-Мувафакат». В последние десятилетия на Западе она успешно реализуется посредством концепции фикха меньшинств.
• Современное состояние российской уммы так же требует изменений в соответствии с присущей ей культурно-исторической спецификой. Основой для этих изменений служат дореволюционные труды татарских богословов, методология, разработанная аш-Шатиби и опыт применения фикха меньшинств на Западе.



1. Аль-АльваниТаха Джабир. Достижение фикха для меньшинств. Некоторые размышления по проблемам мусульманского права /Таха Джабир Аль-Альвани; науч. ред. А. Али-заде; пер. с англ. Р. Кулиев. – Баку: CBS, 2008. - 62 c.
2. Аль-Кардави Юсуф. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола / Науч. ред. А. Али-заде. – Баку: CSB, 2008. – 140 с.
3. Баязитов А. Ислам и прогресс. - С.-Петербург, 1898. – 95 с. // Режим доступа: URL: http://avidreaders.ru/book/islam-i-progress.html (дата обращения: 17.03.2018 г.).
4. Бердяев Н.А. Человек и машина (проблема социологии и метафизики техники) // Режим доступа: URL: http://www.odinblago.ru/path/38/1 (10.01.2018 г.).
5. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 1 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 336 с.
6. Бигиев М. Избранные труды. В двух томах. Т. 2 / Пер. с осман. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. – 256 с.
7. Курсави Абу-н-Наср. Наставление людей на путь истины (ал-Иршад ли-л-ибад). – Пер. с араб. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. – 304 с.
8. Морган Л.Г.Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации // Режим доступа: URL:http://www.history-library.com/index.php?id1=3&category=drevniy-mir&author=morgan-lg&book=1935 (дата обращения: 16.01.2018 г.).
9. Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе / Мухаммад Икбал; Пер. с англ., предисл. и коммент. М.Т. Степанянц. – М.: Вост. лит., 2002. – 200 с.
10. Священный Коран // Режим доступа: URL: http://quran-online.ru (дата обращения: 30.04.2018 г.).
11. Тайлор Э.Б. Первобытная культура // Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Tail/index.php (дата обращения: 27.12.2017 г.).
12. Тарик Рамадан. Ислам. Прошлое и настоящее / Пер. с англ. З. Нестеровой. – М.: Азбука-Аттикус, 2018. – 288 с.
13. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории // Режим доступа: URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Speng_2/index.php (дата обращения: 15.01 2018 г.).
14. Al-Alwani. Ijtihad in the Regulation and Correction of Capital Markets. AAISS, 14/ 3 (1997): 54.
15. Al-Qaradawi, Yusuf. Duties of Muslims Living in the West. IslamOnline.net. Ask the Scholar Section of IslamOnline. 5 Nov. 2006. Last accessed 30 Jan, 2007.
16. Fatwa concerning the Participation of Muslims in the American Political Process // Режим доступа: URL: www.amconline.org/newamc/imam/fatwa.html (дата обращения: 31.01.2018 г.).
17. Jocelyne Cesari J. When Islam and Democracy Meet: Muslims in Europe and in the United States. New York, Palgrave Macmillan, 2004.
18. Mohamed El-Moctar El-Shinqiti. Fiqh of Muslim Minorities // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/livefatwa/english/Browse.asp?hGuestID=2b3aVX (дата обращения: 16.03.2018 г.).
19. Mohamed Nimer. The North American Muslim Resource Guide: Muslim Community Life in the United States and Canada. Routledge, September 2002.
20. Sheikh Ibn Baz and Sheikh Uthaymeen, Muslim Minorities. Fatawa Regarding Muslims Living as Minorities. London: MessageofIslam, 1998.
21. Taha Jabir al-Alwani. Fiqh of Minorities. Islamic Society of North America // Режим доступа: URL: http://www.isna.net/Resources/articles/fiqh/The-Fiqh-of-Minorities.aspx (дата обращения: 18.12.2017 г.).
22. Абу Исхакаш-Шатыби. Аль-И‘тисам.
23. Абу Исхакаш-ШатыбиМуафакат фи усуль ал-фикх // Режим доступа: URL: https://darul-kutub.com/books/119/ (дата обращения: 25.04.2018 г.).
24. Таха Джабир аль-Альвани. Макасидаш-Шариа.
25. Таха Джабир аль-Альвани. Назарат Та-асисийя фи ль-Фикхи ль-Акаллийят // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/arabic/contemporary/politic/2001/article1.shtml (дата обращения: 22.01.2018 г.).
26. Фикху ль-Ак’алийят: Бид’аамДарура. Банку ль-Фатава // Режим доступа:URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1122528622422 (дата обращения: 07.02.2018 г.).
27. Юсуф аль-Карадави. Фи Фикхи ль-Акаллийят аль-Муслима. Хайяту ль-МуслиминВасата ль-Муджтамааат аль-Ухра. // Режим доступа: URL: http://www.bouti.com/ulamaa/bouti/bouti_monthly15.htm (дата обращения: 03.03.2018 г.).
28. Юсуф аль-Карадави. Аль-Машакиль аль-фикхийя ли-ль-акаллийят аль-муслима би-ль-гарб.
Литература:
29. Асадуллин Фарид. Ислам и Европа (к вопросу обретения цивилизационных корней) // Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций». Вестник № 2, 2004.
30. Большаков О.Г. Ислам в Аравии // Режим доступа: URL: http://gumilevica.kulichki.net/HOC/hoc1.htm (дата обращения: 12.02.2018 г.).
31. Гермез М. Муса Джаруллах Бигиев: Учебно-методическое пособие и научные материалы для составления учебных пособий, курсов, лекций, хрестоматий, а также научно-исследовательской работы студентов. – Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. – 167 с.
32. Европа — Россия — Мусульманский мир: Стратегия развития и модели сотрудничества, Москва // Режим доступа: URL: http://www.islamnews.ru/news 6068.html (дата обращения: 24.02.2018 г.).
33. Исаев Д. Будущее мусульманской России // Режим доступа: URL: http://www.islam.ru/pressclub/analitika/bumora (дата обращения: 13.01.2018 г.).
34. Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств: Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки): монография / Под общ. ред. Д.В. Мухетдинова. — М. — Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. — 106 с.
35. Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм / Бернард Льюис; Пер. с англ. Т. Гутникова. – М.: Олимп-Бизнес, 2003. – 205 с.
36. Очерки истории татарской общественной мысли. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. – 191 с.
37. Пруссаков В. Ислам и мусульмане в Европе // Режим доступа: URL: http://www.islamnews.ru/news 22153.html (дата обращения: 02.04.2018 г.).
38. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама / Пер с фр. В. Бабинцева. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 544 с.
39. Сюкияйнен Л. Р. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения // В кн.: ArsIslamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова /сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов; Ин-т востоковедения РАН. - М.: Наука - Вост. лит., 2016. - С. 604-619.
40. Сюкияйнен Л. Р. Конституционный статус шариата как источника законодательства в арабских странах // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 4. С. 205-222.
41. Сюкияйнен Л. Р. О преподавании исламского права в России // Ислам в современном мире. 2016. № 4. С. 199-214.
42. Сюкияйнен Л. Р. Современное российское право и шариат: модели взаимодействия // В кн.: Право кавказской цивилизации: истоки, особенности, мировой значение (К 150-летию окончания Кавказской войны): Материалы IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. и сост. Д.Ю.Шапсугов. Ростов-на-Дону. Издательство ООО "Альтаир". 2015. 306 с. Ростов н/Д : [б.и.], 2015. С. 83-95.
43. Сюкияйнен Л. Р. Шариатское правосудие: современная практика и перспективы в России // В кн.: Политико-правовые компоненты кавказской цивилизации: общее и особенное в системах власти, правовых институтах, ценностях, менталитете народов Кавказа: Материалы V Международной научно-практической конференции / Сост.: Д. Ю. Шапсугов; под общ. ред.: Д. Ю. Шапсугов. Ростов н/Д: ООО "Альтаир", 2015. С. 105-118.
44. Сюкияйнен Л. Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. М.: ООО "Садра", 2014.
45. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX – начало ХХ веков. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. – 207 с.
46. IIБигиевские чтения. – 2015. Мусульманская мысль в XXI веке: единство традиции и обновления: Материалы II научно-образовательной конф., г Санкт-Петербург, 17-20 мая 2015 г. / Редкол.: Д.В. Мухетдинов и др. – М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2016. – 493 с.
47. Шангараев Р. Ислам и прогресс: союз религии и науки // Режим доступа: URL: http://www.islam-portal.ru/e-store/books/articles/73/1454/ (дата обращения: 15.04.2018 г.).
48. American Muslim poll // URL: http://www.projectmaps.com (дата обращения: 26.12.2017 г.).
49. David Morris. Unease Over Islam Poll: Critical Views of Muslim Faith Growing Among Americans //Режим доступа: URL: http://abcnews.go.com/sections/us/World/sept11_islampoll_030911.html (дата обращения: 12.12.2017 г.).
50. Jocelyne Cesari. Immigration And Integration // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/English/EuropeanMuslims/PoliticsCitizenship/2006/05/01.shtml (дата обращения: 06.02.2018 г.).
51. Muhammad Khalid Masud. Islamic Law and Muslim Minorities,ISIM , 11 (2002): 17 // Режим доступа: URL: http://www.isim.nl/files/newsl_11.pdf (дата обращения: 03.04.2018 г.).
52. Western Muslim Minorities: Integration and Disenfranchisement. Council on American-Islamic Relations, Policy Bulletin, April 2006 // Режим доступа: URL: http://www.asharqalawsat.com (дата обращения: 27.03.2018 г.).
53. Ахмад ар-Райсани. Давру ль-Ак’алийяти фи Нашри д Да’ватииляЛлахи. Банку ль-Фатава // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1122528618554 (дата обращения: 10.01.2018 г.).
54. Васатыйяту ль-Фатва: ДавабитваАхкам // Режим доступа: URL: http://www.islamonline.net/servlet/Satellite?pagename=IslamOnline-Arabic-Ask_Scholar/FatwaA/FatwaA&cid=1124090536746 (дата обращения: 28.03.2018 г.).
55. Научный журнал Европейского совета по фатвам и исследованиям, № 4–5.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ