Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экстерриториальная юрисдикция в практике международных судебных учреждений

Работа №124659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
97
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Доктринальные модели экстерриториального действия прав человека в международном праве и их воплощение в прецедентной практике Европейского суда по правам человека 6
1.1. Примат пространственной экстерриториальной модели в практике ЕСПЧ 6
1.1. Персональная модель экстерриториальной юрисдикции: причины непопулярности в Европейском суде по правам человека 14
1.2. Обязательство обязательству рознь: авторская модель экстерриториальной юрисдикции М. Милановича 19
ГЛАВА 2. Наперекор Европе: межамериканский подход к экстерриториальной юрисдикции в сфере прав человека 24
2.1. Персональная модель экстерриториальной юрисдикции: опыт американского континента 24
2.2. Доктрина эффекта — новшество межамериканской системы прав человека? 38
ГЛАВА 3. Прецедентная практика договорных органов Организации Объединенных Наций в сфере экстерриториального применения прав человека 44
3.1. Общая характеристика системы защиты прав человека в договорных органах ООН 45
3.2. Экстерриториальное применение Пакта о гражданских и политических правах Комитетом ООН по правам человека 51
3.3. Юрисдикция в отношении действий иностранного государства на примере Комитета ООН по правам ребенка 55
ГЛАВА 4. Принцип экстерриториальности в отношении соблюдения прав человека бизнес-корпорациями 66
Заключение 75
Список использованных источников 79


В эпоху глобализационных процессов, охватывающих все сферы жизни общества, перед государствами — основными субъектами международного права — открываются почти что неограниченные просторы для деятельности как созидательной, так и разрушительной. Данное явление неразрывно связано с понятием юрисдикции, в наиболее общем виде представляющим собой сферу, в пределах которой государство обладает возможностью непосредственно осуществлять свои суверенные полномочия.
При этом такой феномен современного международного права, как наделение индивида особой международной правосубъектностью ввиду в том числе предоставления ему возможности обращаться с индивидуальными жалобами в международные судебные учреждения, расширил возможности по защите прав человека до масштабов, неведомых ранее.
В результате противодействия указанных сил по мере развития прецедентной практики международных судебных учреждений некогда традиционный территориальный аспект юрисдикции государств претерпел значительные изменения. Например, было выявлено т.н. персональное измерение юрисдикции, при котором под последней следует понимать полномочие по осуществлению власти и контроля в отношении индивида и, как следствие, возможность воздействовать на принадлежащие ему права человека.
Более того, доминирование на современных капиталистических рынках транснациональных корпораций (ТНК), деятельность которых может охватывать порой весь земной шар, также создало предпосылки для переосмысления устоявшихся юрисдикционных теорий.
Актуальность теоретического осмысления и практического исследованияcложившихся в прецедентной практике международных судебных учреждений подходов к определению экстерриториальной, то есть выходящей за пределы суверенных границ, юрисдикции государства объясняется активным использованием данной концепции в современном правозащитном контексте в обоснование наличия у государства как негативных, так и позитивных обязательств в сфере защиты прав человека за пределами внутреннего правопорядка.
Объект исследования —модели экстерриториальной юрисдикции применительно к защите прав человека в международных судебных учреждениях.
Предмет исследования — методы установления международными судебными учреждениями наличия экстерриториальной юрисдикции государств в рамках применения устоявшихся в современном международном праве моделей юрисдикции.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является комплексный анализ института экстерриториальной юрисдикции в международном праве прав человека посредством изучения прецедентной практики международных судебных и квазисудебных учреждений для выявления конкретных подходов, которых они придерживаются при разрешении вопроса об установлении экстерриториальной юрисдикции, с целью их критического осмысления.
Для достижения указанной цели в ходе написания настоящей выпускной квалификационной работы предполагается решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные доктринальные модели экстерриториального действия прав человека в международном праве с точки зрения их воплощения в прецедентной практике Европейского суда по правам человека;
2. Выявить специфику установления у государств экстерриториальной юрисдикции в рамках межамериканской правозащитной системы;
3. Проанализировать практику договорных («квазисудебных») органов Организации Объединенных Наций с точки зрения их подходов к признанию наличия у государств экстерриториальной юрисдикции в отношении прав человека.
Методологическую основу данного исследования составляют методы анализа и обобщения нормативной документации, прецедентной практики, специальной литературы, методы классификации, аналогии, синтез, метод индукции.
Практическая значимость настоящей выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования сформулированных в ней выводов для определения уже существующих и выработки новых подходов к экстерриториальной юрисдикции государств в сфере прав человека.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты исследования, представленного в настоящей выпускной квалификационной работе, можно обобщить и представить следующим образом.
1. Необходимым условием наступления международно-правовой ответственности государства в связи с нарушением обязательств в сфере прав человека за пределами собственной территории является обладание таким государством экстерриториальной юрисдикцией. Теоретическим обоснованием такого подхода выступает общий принцип права «donoharm», согласно которому государство должно воздерживаться от тех действий за пределами своей территории, которые являются недопустимыми во внутреннем правопорядке с точки зрения международного права.
Несмотря на то, что масштаб деятельности государств за пределами суверенных границ, в том числе деятельности, затрагивающей права человека, заметно возрос, модели экстерриториальной юрисдикции (такие как пространственная, персональная, а также основанная на доктрине эффекта) и их сочетания международными судебными (и квазисудебными) учреждениями применяются осторожно и с многочисленными ограничениями. Это обусловлено опасением того, что любая деятельность государства, потенциально влияющая на осуществление прав человека индивидами за рубежом, будет рассматриваться как основание для возникновения его международно-правовой ответственности в отсутствие при этом четкой юрисдикционной связи между действием (бездействием) государства и правами конкретных индивидов. Толкование международного права прав человека судебными органами на сегодняшний день не поддерживает такое представление об абсолютном характере ответственности государств, поскольку это противоречит принципу эффективности прав человека.
2. В ходе изучения и обобщения прецедентной практики международных судебных и квазисудебных учреждений установлено, что применение моделей экстерриториальной юрисдикции не может презюмироваться, поскольку тщательной оценке в любом случае подлежат фактические обстоятельства дела. Иными словами, на сегодняшний день в международном праве отсутствует признанный критерий, соблюдение которого автоматически приводило бы к установлению наличия экстерриториальной юрисдикции у государства.
3. На сегодняшний день в прецедентной практике международных судебных учреждений применяются следующие модели экстерриториальной юрисдикции:
a. Пространственная, требующая от государства наличия эффективного общего контроля над территорией, местностью, помещением;
b. Персональная, связанная с осуществлением государством в отношении конкретного лица власти и контроля вне зависимости от таких характеристик лица, как гражданство, состояние в вооруженных силах и пр.;
c. Доктрина эффекта, при которой суверенная деятельность государства, осуществляемая в пределах его территории, несет трансграничные неблагоприятные последствия для собственности или прав лиц на территории другого государства.
Среди перечисленных моделей наиболее спорной является доктрина эффекта, поскольку её применение не нашло четкого подтверждения в практике ЕСПЧ или договорных органов ООН, однако по мере развития практики данных органов можно ожидать применение такой модели, во всяком случае в сочетании с пространственной или персональной моделью.
4. Наиболее структурированно по сравнению с прочими учреждениями применение экстерриториальных моделей юрисдикции представлена в практике Европейского суда по правам человека, так как именно ЕСПЧ на регулярной основе применяет юрисдикционные тесты с четким набором критериев — только за счет соблюдения последних возможно установление у государства юрисдикции над иностранной территорией, гражданами либо последствиями трансграничной деятельности. Недостатком практики ЕПСЧ в данном ключе является, тем не менее, непоследовательность в излагаемых им позициях по поводу критериев экстерриториальности, а также ограничение перечня моделей, по сути, одной лишь пространственной, порог для применения которой весьма высок.
Что касается межамериканской системы защиты прав человека, в силу особенностей региона Межамериканский суд и Межамериканская комиссия по правам человека действуют с бóльшей смелостью — доминирующей моделью экстерриториальной юрисдикции здесь является персональная: как правило, возможность привлечения лица к ответственности устанавливается посредством анализа наличия у государства власти и контроля в отношении конкретного лица.
Применение принципа экстерриториальности для установления юрисдикции государств в практике договорных органов ООН представляется непоследовательным, что проявляется в неиспользовании критериев из тестов, выработанных в практике других учреждений. Выяснение того, какую именно модель применяли комитеты ООН, возможно лишь после ознакомления с практикой иных учреждений, где данные вопросы освещены более конкретно.
5. Практика международных судебных и квазисудебных органов демонстрирует возможность обоснования наличия у государства позитивных обязательств в отношении обеспечения реализации прав человека лицами, находящимися за пределами территориальной юрисдикции данного государства, в отсутствие явно установленной юрисдикционной связи между действиями (точнее, бездействием) государства и индивидами, чьи права нарушаются в результате такого бездействия. Однако недавние решения Комитета по правам ребенка ООН, признающие обязанность государств по обеспечению реализации прав человека граждан данного государства, находящихся за рубежом, нельзя рассматривать как универсальный стандарт правоприменения для всех международных юрисдикционных (судебных, квазисудебных) органов по защите прав человека, в особенности учитывая ограниченное число государств, признающих юрисдикцию Комитета по правам ребенка по рассмотрению индивидуальных сообщений. При этом отдельные элементы теста на установление юрисдикции, схожие с методологией ЕСПЧ, могут быть имплицитно выведены из анализа указанной практики Комитета по правам ребенка ООН, что подтверждает применимость общего требования о необходимости юрисдикционной связи как в отношении негативных, так и позитивных обязательств государства в сфере прав человека за пределами своей территории.
6. Неурегулированной на сегодняшний день проблемой является возможность реализации международно-правовой ответственности государств в связи с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК), обладающих значительным потенциалом нарушений прав человека за пределами государства своей инкорпорации или фактической принадлежности. Предлагаемая в доктрине модель, основанная на концепции позитивных обязательств «родного» государства в отношении регулирования и контроля за надлежащим поведением ТНК в сфере прав человека при осуществлении деятельности в третьих странах (duediligenceobligationofa homestate), несмотря на теоретическое обоснование такой модели в рамках устоявшихся подходов к экстерриториальной юрисдикции, в настоящее время не нашла подтверждения в практике международных судебных и квазисудебных органов по правам человека, в связи с чем может рассматриваться как lexferenda.



1. Устав Организации американских государств. Подписан в Боготе 30.04.1948, вступил в силу 13.12.1951 и изменен Протоколом поправок, принятым 22.02.1967 и вступившим в силу 27.02.1970, и Протоколом поправок, принятым 05.12.1985 и вступившим в силу 16.11.1988 // Справочная правовая система «Кодекс» Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1902051.
2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны. Принята 12 августа 1949 года Дипломатической конференцией для составления международных конвенций о защите жертв войны, заседавшей в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_civilian.shtml
3. Европейская конвенция по правам человека, измененная и дополненная Протоколами № 11, 14 и 15 в сопровождении Дополнительного протокола и Протоколов № 4, 6, 7, 12, 13 и 16 (заключена в г. Риме 04.11.1950). Режим доступа: https://www.echr.coe.int/documents/convention_rus.pdf.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.
5. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpro1.shtml.
6. Американская конвенция о правах человека. Принята Межамериканской конференцией по правам человека 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе // Университет Миннесоты. Библиотека по правам человека. Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Rzoas3con.html.
7. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (1982 г.) // Организация Объединенных Наций и морское право. Режим доступа: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf.
8. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1984 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml.
9. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года // Официальный сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
10. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений. Принят резолюцией 66/138 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 года // Официальный сайт ООН. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/child_optprot.shtml.
11. Факультативный протокол к Конвенции о правах инвалидов. Принят 14 июля 2021 // Официальный сат Комитета по правам человека. URL: https://www.ohchr.org/ru/instruments-mechanisms/instruments/optional-protocol-convention-rights-persons-disabilities.

2. Документы договорных органов Организации Объединенных Наций
2.1. Документы Комитета по правам человека
12. Решение, принятое Комитетом по правам человека в соответствии с Факультативным протоколом относительно сообщения № 3043/2017. 28 апреля 2021 // Официальный сайт Комитета ООН по правам человека.
13. Соображения, принятые Комитетом по правам человека в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Факультативного протокола относительно сообщения № 3042/2017. 28 апреля 2021// Официальный сайт Комитета ООН по правам человека.
14. UN Human Rights Committee (HRC), General Comment No. 33, Obligations of States Parties Under the Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights, 25 June 2009, CCPR/C/GC/33. URL: https://www.refworld.org/docid/4ed34e0f2.html.
15. Lilian Celiberti de Casariego v. Uruguay, Communication No. R.13/56, U.N. Doc. Supp. No. 40 (A/36/40) at 185 (1981) // University of Minnesota. Human Rights Library. URL: http://hrlibrary.umn.edu/undocs/session36/13-56.htm.
16. Sergio Euben Lopez Burgos v. Uruguay, Communication No. R.12/52, U.N. Doc. Supp. No. 40 (A/36/40) at 176 (1981), para 12.2 // University of Minnesota. Human Rights Library. URL: http://hrlibrary.umn.edu/undocs/session36/12-52.htm.

2.2. Документы Комитета по правам ребенка
17. Нормы, касающиеся обязанностей транснациональных корпораций и других предприятий в области прав человека. Приняты на 22-м заседании Подкомиссии по поощрению и защите прав человека 13 августа 2003 года // СПС «Кодекс». Режимдоступа::https://docs.cntd.ru/document/901925098.
18. Decision adopted by the Committee on the Rights of the Child under the Optional Protocol to the Convention on the Rights of the Child on a communications procedure, concerning communications No. 79/2019 and No. 109/2019 // Committee on the Rights of the Child. URL: https://www.ejiltalk.org/wp-content/uploads/2020/12/CRC_C_85_D_79_2019_E-1.pdf.
19. Extra-territorial jurisdiction of States over children and their guardians in camps, prisons, or elsewhere in the northern Syrian Arab Republic. Legal Analysis (undated) // United Nations Human Rights Special Procedures. URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/Documents/Issues/Terrorism/UNSRsPublicJurisdictionAnalysis2020.pdf.

2.3. Иные документы Организации Объединенных Наций
20. Доклад Комиссии международного права. Пятьдесят третья сессия (23 апреля – 1 июня и 2 июля – 10 августа 2001 года). Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты Пятьдесят шестой сессии. Дополнение № 10 (А/56/10)// Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/responsibility.pdf.
21. Statement on the obligations of States Parties regarding the corporate sector and economic, social and cultural rights // Committee on Economic, Social and Cultural Rights. Forty-sixth session. Geneva, 2-20 May 2011. URL: https://www2.ohchr.org/english/bodies/cescr/docs/e.c.12.2011.1-eng.doc.

3. Материалы судебной практики
3.1. Материалы международной судебной практики
3.1.1. Акты Международного суда Организации Объединенных Наций
22. The Corfu Channel Case (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v. Albania). Merits. International Court of Justice (ICJ). Judgement of 9 April 1949. Reports 1949, p. 4.
23. Case Concerning Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua (Nicaragua v. United States of America). Merits. International Court of Justice (ICJ). Judgement of 27 June 1986. Reports 1986, p.14.
24. Case Concerning Pulp Mills on the River Uruguay (Argentina v. Uruguay). International Court of Justice (ICJ). Judgement of 20 April 2010. Reports 2010, p. 14.

3.1.2. Решения международных арбитражей
25. Reports of International Arbitral Awards. Trail Smelter Case (United States, Canada). 16 April 1938 and 11 March 1941. Vol. III, pp. 1905-1982 // United Nations. URL: https://legal.un.org/riaa/cases/vol_III/1905-1982.pdf.

3.1.3. Акты Европейского суда по правам человека
26. ECHR, Case of Loizidou v. Turkey (Preliminary Objections) (Application no. 15318/89), Grand Chamber, Judgement of 23 March 1995 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-58007.
27. ECHR, Case of Osman v. United Kingdom (87/1997/871/1083), Grand Chamber, Judgement of 28 October 1998 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-58257.
28. ECHR, Banković and Others v. Belgium and 16 Other States (Application no. 52207/99), Grand Chamber, Decision as to the Admissibility of 12 December 2001 // European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-22099.
29. ECHR, Case of Scordino v. Italy (No. 1) (Application No. 36813/97), Grand Chamber, Decision of 27 March 2003 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-72925.
30. ECHR, Case of Issa and Others v. Turkey (Application No. 31821/96), Second Section, Judgement of 16 November 2004 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-67460.
31. ECHR, Case of Mikheyev v. Russia (Application no. 77617/01), First Section, Judgement of 26 January 2006 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/fre?i=001-72166.
32. ECHR, Isaak and Others v. Turkey (Application No. 44587/98), Third Section, Decision as to the Admissibility of 28 September 2006 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/fre?i=001-77533.
33. ECHR, Pad and Others v. Turkey (Application No. 60167/00), Third Section, Decision as to the Admissibility of 28 June 2007 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-81672.
34. ECHR, Solomou and Others v. Turkey (Application No. 36832/97), Fourth Section, Judgement of 24 June 2008 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-87144.
35. ECHR, Andreou v. Turkey (Application No. 45653/99), Fourth Section, Judgement of 27 October 2009 // HUDOC – European Court of Human Rights. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-95295.
36. ECHR, Case of Medvedyev and Others v. France (Application no. 3394/03), Grand Chamber, Judgement of 29 March 2010 // HUDOC – European Court of Human Right. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-97979.
37. ECHR, Case of Al-Skeini and Others v. the United Kingdom (Application No. 55721/07), Grand Chamber, Judgement of 7 July 2011 // HUDOC – European Court of Human Right. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-105606.
38. ECHR, Case of Liu v. Russia (No. 2) (Application No. 29157/09), First Section, Judgement of 26 July 2011 // HUDOC – European Court of Human Right. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-105764.
39. ECHR, Case of Mozer v. The Republic of Moldova and Russia (Application no. 11138/10), Grand Chamber, Judgement of 23 February 2016// HUDOC – European Court of Human Right. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng?i=001-161055.

3.1.4. Акты Межамериканского суда по правам человека и Межамериканской комиссии по правам человека
40. Inter-American Court of Human Rights. Advisory Opinion OC-23/17 of November 15, 2017. Requested by the Republic of Colombia. The Environment and Human Rights (State Obligations in Relation to the Environment in the Context of the Protection and Guarantee of the Rights to Life and to Personal Integrity: Interpretation and Scope of Articles 4(1) and 5(1) in Relation to Articles 1(1) and 2 of the American Convention on Human Rights) // IACtHR. URL: https://www.corteidh.or.cr/docs/opiniones/seriea_23_ing.pdf.
41. Report No. 86/99, Alejandreet. al. (Cuba), 29 September, 1999 // IACHR. URL: https://www.cidh.oas.org/annualrep/99eng/Merits/Cuba11.589.htm.
42. Report No. 109/99, Coardet. al. (United States), September 29, 1999 // IACHR. URL: http://www.cidh.oas.org/annualrep/99eng/merits/unitedstates10.951.htm.
43. Report No. 38/99, Victor Saldaño (Argentina), March 11, 1999 // IACHR. URL: http://www.cidh.org/annualrep/98eng/inadmissible/argentina%20salda%C3%B1o.htm.
44. Interpretation of the American Declaration on the Rights and Duties of Man within the Framework of Article 64 of the American Convention on Human Rights, Advisory Opinion OC-10/89 of July 14, 1983, Inter-American Court of Human Rights, Series A No. 10.

3.2. Материалы судебной практики иностранных судебных учреждений
45. Alejandre v. Republic of Cuba, 42 F. Supp. 2d 1317 (S.D. Fla. 1999). March 18, 1999 // U.S. District Court for the Southern District of Florida. URL: https://law.justia.com/cases/federal/district-courts/FSupp2/42/1317/2501671.

4. Монографическая и периодическая литература
46. Абашидзе, А. Х. Межамериканская система защиты прав человека и проблема защиты прав коренных народов // Московский журнал международного права. 2004. № 1. С. 55-75.
47. Картошкина, А. А. Ответственность транснациональных корпораций за нарушения прав человека // Отечественная юриспруденция. 2021. № 2 (46). С. 45-64.
48. Касаткина, Е. А. Роль ОАГ в антикубинской политике США в 1960-1970 гг. // Тамбов: Грамота, 2012. № 9 (23): в 2-х ч. Ч. II. C. 71-74.
49. Кутейников А.Е. ОАГ — типичная и уникальная международная структура // Латинская Америка. № 5. 2012. С. 15-31.
50. Натапов С.Л. Ответственность транснациональных корпораций за нарушение международного права прав человека // Бизнес в законе. 2008. № 3. С. 180-184.
51. Синявский, А. А. Международная защита прав человека и деятельность транснациональных корпораций // Московский журнал международного права. 2020. № 1. С. 54-65.
52. Сулейманов, М. Р. К вопросу об ответственности ТНК за нарушения в области международного права // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 1. С. 193-196.
53. Травников, А. И. Юрисдикция государств в области аэронавигации в международном воздушном пространстве // Закон и право. 2014. № 3. С. 107-108.
54. Хадорич, Л. В. Развитие Организации американских государств в начале XXIвека :автореф. дис. … канд. ист. наук / Л. В. Хадорич. Санкт-Петербург, 2015. 232 с.
55. Altiparmak, K. “Banković”: An Obstacle to the Application of the European Convention on Human Rights in Iraq? // Journal of Conflict & Security Law, Summer 2004, Vol. 9, No. 2 (Summer 2004), pp. 213-251.
56. Aufricht, H. Personality in International Law // The American Political Science Review, Vol. 37, No. 2 (Apr., 1943), pp. 217-243.
57. Berkes, A. A New Extraterritorial Jurisdictional Link Recognised by the IACtHR // EJIL:Talk! Blog of the European Journal of International Law. URL: https://www.ejiltalk.org/a-new-extraterritorial-jurisdictional-link-recognised-by-the-iacthr.
58. Dearborn M. Enterprise Liability: Reaviewing and Revitalizing Liability for Corporate Groups // California Law Review. Vol. 97, No. 1 (Feb., 2009), pp. 195-261.
59. Duffy, H. French Children in Syrian Camps: The Committee on the Rights of the Child and the Jurisdictional Quagmire. Communications No. 79/2019 and 109/2019 L.H. et al v. France and 77/2019 F.B. et al v. France. 18 February 2021. URL: https://www.childrensrightsobservatory.org/case-notes/casenote2021-3.
60. Gardiner, R. Part II Interpretation Applying the Vienna Convention on the Law of Treaties: The Treaty, its Terms, and their Ordinary Meaning / Treaty Interpretation (2nd edition). Oxford International Law Library. 55 p. URL: https://www.icc-cpi.int/sites/default/files/RelatedRecords/CR2018_04585.PDF.
61. Henkin, L. The Universality of the Concept of Human Rights // The Annals of the American Academy of Political and Social Science, Nov., 1989, Vol. 506, Human Rights around the World (Nov., 1989), pp. 10-16.
62. Kamchibekova, D. State Responsibility for Extraterritorial Human Rights Violations, 13 BUFF. HUM. Rts. L. REV. 87 (2007), pp. 87-149.
63. Keller, H., Ulfstein, G. Individual complaints // UN human rights treaty bodies: law and legitimacy. Cambridge University Press. 2012. 461 p.
64. Mallory, C. A second coming of extraterritorial jurisdiction at the European Court of Human Rights? // Questions of International Law. Zoom-in 82 (2021), pp. 31-51.
65. Mechlem, K. Treaty bodies and the interpretation of human rights // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 2009. Vol. 42, pp. 905-947.
66. McCorquodale R., Simons P., Responsibility beyond Borders: State Responsibility for Extraterritorial Violations by Corporations of International Human Rights Law // The Modern Law Review, Vol. 70, No. 4 (Jul., 2007), pp. 598-625.
67. McDonald, N. The Role of Due Diligence in International Law // International & Comparative Law Quarterly. Cambridge University Press. 2019. URL: https://www.cambridge.org/core/services/aop-cambridge-core/content/view/B92BB8B8E094EA071AD82380C2FA9340/S0020589319000344a.pdf/role_of_due_diligence_in_international_law.pdf.
68. Methven O’Brien, C. The Home State Duty to Regulate the Human Rights Impacts of TNCs Abroad: A Rebuttal // Business and Human Rights Journal, Vol. 3, no. 1 (2018), pp. 41-73.
69. M. Cerna, C. Current Issues in Extraterritoriality: How Long Is the Long Arm Jurisdiction of International Human Rights Bodies? // ILSA Journal of International & Comparative Law. Vol. 11:465, 2005, pp. 465-470.
70. Monahan, J. A Jurisprudence of Risk Assessment: Forecasting Harm among Prisoners, Predators, and Patients // Virginia Law Review. Vol. 92, No. 3 (May, 2006), pp. 391-435.
71. Milanovic, M. Extraterritorial Application of Human Rights Treaties: Law, Principles, and Policy // Oxford University Press. 2011.
72. Oette, L. The UN Human Rights Treaty Bodies: Impact and Future // International Human Rights Institutions, Tribunals, and Courts. 2018. URL: https://link.springer.com/referenceworkentry/10.1007/978-981-10-4516-5_5-1.
73. Raible, L. Extraterritoriality Between a Rock and Hard Place // Questions of International Law. 2021. Vol. 82, pp. 7-29. URL: http://www.qil-qdi.org/extraterritoriality-between-a-rock-and-hard-place.
74. Tignino, M., Bréthaut, C. The Role of International Case Law in Implementing the Obligation not to Cause Significant Harm // International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. Vol. 20. 2020, p. 631-648. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10784-020-09503-6.
75. Tzevelekos, V., Katselli, E. Migrants at Sea: A Duty of Plural States to Protect (Extraterritorially)? // Nordic Journal of International Law. 2017. Vol. 86, pp. 427-469.

5. Иные источники
76. Франция репатриировала из Сирии 10 детей французских джихадистов. 22.06.2020 // Новости экономики и политики из Франции. URL: https://www.rfi.fr/ru/франция/20200622-франция-репатриировала-из-сирии-10-детей-французских-джихадистов.
77. Organization of American States Official Website // Member States. URL: https://www.oas.org/en/member_states/default.asp.
78. Request for the Indication of Provisional Measures Concerning the Application of the Federal Republic of Yugoslavia Against the United States of America for Violation of the Obligation not to Use Force. 29 April 1999 // International Court of Justice. URL: https://www.icj-cij.org/public/files/case-related/114/10572.pdf.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ