Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Понятие и сущность логистической деятельности предприятия 8
1.2. Роль и значение логистики в деятельности предприятия 15
1.3. Показатели эффективности логистической деятельности и ее оптимизация 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛИМА» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия 27
2.2. Анализ логистической деятельности в ООО «Лима» 35
2.3. Оценка эффективности логистической деятельности предприятия 45
ГЛАВА 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛИМА» 55
3.1. Разработка мер по оптимизации логистической деятельности на предприятии 56
3.2. Оценка экономической эффективности внедрения предложенных мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Российские компании ведут свою деятельность в условиях нестабильной окружающей среды, вследствие чего руководящему составу предприятий необходимо заниматься поиском эффективных способов, методов, а также разработкой механизмов по управлению предприятием в области движения оборотного капитала, приоритетных способов направления материальных и денежных потоков. В этих условиях перед руководителями предприятий возникает вопрос формирования такой системы управления, которая бы обеспечила стратегическую гибкость организации, что в большей мере обеспечивается решением проблем товародвижения новой ветви знаний - логистики.
Логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении современными предприятиями, и имеет большое значение для клиентов, поставщиков предприятия, его владельцев и акционеров. Логистика координирует все структуры предприятия (направление, упорядочение и распределение продукции от производителя до конечного потребителя, учитывая рентабельность, результативность, производительность).
Ориентация на реальный сектор экономики требует разработки новых механизмов в области результативного обслуживания материальных и сопутствующих потоков, маршрутов их движения, тенденций развития логистической инфраструктуры отдельных областей, что диктует необходимость трансформации подходов к реализации логистических управленческих решений. Так, улучшение взаимодействия с поставщиками, может минимизировать стоимость товарно-материальных запасов, а лучшая координация спецификаций свести к минимуму потребность дальнейшей доработки продукции поставщика, более высокая координация в ценообразовании может сделать компанию и ее поставщиков более конкурентоспособными и рентабельными. Экономия может быть достигнута на другом конце логистической цепочки - в процессе распространения.
В данной связи, без эффективного использования логистики в практической деятельности (особенно малых и средних предприятий), невозможно победить в жесткой конкурентной борьбе, являющейся неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Использование логистических концепций и систем, позволяет фирмам сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке.
Оптимизация работы логистической системы компании, как одного из основных элементов, формирующих себестоимость продукции, позволяет за счет снижения издержек и повышения качества обслуживания потребителей, значительно повысить устойчивость компании на рынке, особенно в условиях воздействия на бизнес кризисных явлений мировой экономики.
Актуальность решения указанных проблем в полной мере относится и к промышленным предприятиям, поскольку логистика может построить рациональные отношения между изготовителями продукции и покупателями, обeспeчить эффективную доставку готовой продукции и издeлий своeврeмeнно и с минимальными расходами. Вышеизложенное и определило выбор темы работы, ее цели, задачи и направление исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ организации логистической деятельности на предприятии и разработка рекомендации по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
• раскрыть теоретические основы управления логистической системой организации;
• провести анализ и дать оценку управления логистической системы в организации;
• разработать ряд мер, направленных на повышение эффективности управления логистической системой в организации.
Предметом исследования является оптимизация логистической деятельностью на предприятии.
Объектом исследования является производственное предприятие ООО «Лима».
Положения и выводы исследования основаны на изучении отечественной и зарубежной экономической литературы, тематических материалов периодических изданий, посвященных вопросам организации, управления и оптимизации процессом логистики, потоковыми процессами предприятия.
В качестве инструментов исследования в работе использованы методы логистического, системного, экономического и финансового анализа, методы теории принятия решений, специфические методы исследования - монографический анализ, методы об оценке эффективности логистической системой предприятия.
Выпускная квалификационная работа согласно логике исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что, выполненные теоретические обобщения, и разработанные в работе механизмы и подходы, направлены на повышение эффективности функционирования деятельности ООО «Лима», на основе мер, направленных на оптимизацию логистической деятельности предприятия.
Подводя итоги проделанной работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.
Современное представление о логистике можно сформулировать следующим образом: логистика представляет собой концепцию управления для разработки, организации, управления и реализации эффективного и экономически выгодного движения объектов (грузов, информации, денег и персонала) в системах создания стоимости в рамках одного или нескольких предприятий. Сущность логистической деятельности заключается в поиске рациональных (оптимальных) решений по управлению движением и размещением товаров и/или людей как единым целым, как системой. Это означает, что необходимо управлять стыками разных процессов, которые обеспечивают движение и размещение.
ООО «Лима» осуществляет металлообработку и изготовление разного рода деталей, узлов и механизмов по чертежам и образцам заказчика, и впитало в себя всё лучшее, сохранив и не растратив потенциал, материальную базу и кадровый резерв.
На данный момент ООО «Лима» успешно продолжает развитие по своим приоритетным направлениям, наращивает объемы производства товарной продукции и их продаж. В течение 2014-2016 гг. предприятие работало достаточно стабильно. Выручка от продаж за три года выросла - в 2,5 раза, и рост чистой прибыли составил - в 2,6 раза. Договора, контракты и основные производственные и социальные задачи выполнены. Цепочка поставки включает маркетинг, планирование, закупку, перемещение сырья и материалов для производства, склад, отгрузку клиентам готовой продукции. При этом, проблемными моментами в логистической деятельности предприятия являются:
1) сбои в поставке материалов и комплектующих, нарушающих ритм производства продукции. Проблема выбора поставщика является одной из основных в управлении закупками, а ее значимость обусловлена не только тем, что на рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковой продукции, но главным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером в реализации логистической стратегии;
2) рост цен на сырье и материалы, в частности цены на металл выросли за три года - на 22,4%, это связано с тем, что отсутствуют долгосрочные договоры с поставщиками;
3) затоваривание продукции на складах предприятия, чрезмерный объём которых «замораживает» значительные финансовые ресурсы, создаёт затруднения на складе и препятствует нормальной работе компании. Проблемы с затовариванием готовой продукцией связаны с частичным падением спроса на продукцию в период финансовой нестабильности, недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы, а о пассивности отдела маркетинга, и свидетельствует о том, что производственные планы компании формируются без ориентира на объемы продаж;
4) отсутствие в структуре отдела логистики. А недостаточная эффективность работы службы маркетинга и продаж связана с низкой степенью организованности всех участников логистического управления, и носят противоречивый, взаимоисключающий характер и поэтому являются источником возникновения внутри организационных, межфункциональных конфликтов;
5) отсутствие практики детального планирования и электронной базы поставщиков и заказчиков. Это требует совершенствования моделей и алгоритмов и методик планирования, ориентированных на автоматизацию.
Создание эффективной логистической деятельности в ООО «Лима» требует выработки ее стратегии, согласованной со стратегией предприятия, и ее оптимизации за счет выявления решающих факторов:
1. Обязательной составляющей оргструктуры успешного предприятия является отдел логистики. Внедрение собственного подразделения логистики, позволит снять нагрузку с отдела маркетинга и продаж, повысит их общую эффективность, снизит затраты на транспортировку продукции, основанное на выборе наиболее выгодного из различных вариантов транспортировки. С помощью логистов можно оптимизировать и финансовые показатели, и работу транспорта, склада, производства. Если на каком-то этапе произошел сбой (задержка товара, незапланированные финансовые затраты и т. д.), это ошибка логиста.
2. Основные бизнес-процессы непосредственно влияют на количество и качество создаваемой для потребителей ценности, составляют основу конкурентоспособности компании или играют ключевую роль в ее логистике (например, процесс закупки исследований и разработок, если он обеспечивает компании стратегическое преимущество в долгосрочном аспекте). Внедрить в практику анализа и планирования затрат метода Аctivity Based Costing, который заключается в учете затрат по работам (функциям). При учёте затрат и исчислении себестоимости по системе Activity Based Costing, предприятие получает данные о реальной себестоимости продукции, что позволяет его руководству принимать обоснованные решения по снижению издержек, ценовой и товарно-ассортиментной политике, оценке стоимости операций и т. п. Кроме того, использование системы АВС позволяет добиться снижения общих затрат предприятия (это, в свою очередь приводит к увеличению прибыли), что немаловажно в современной конкурентной среде. Ошибки при расчете затрат могут привести к неверным управленческим решениям.
3. Развитие систем контроля управления, основанных на современных информационных технологиях - это внедрение в компании нового класса ИТ-решений - Atlas.
Atlas - первая российская система, объединяющая модули BPM, WMS, MES, CRM, HRM, управление проектами и внутреннюю социальную сеть. Сочетание всех ключевых модулей для управления любой компанией позволяет организовать системную работу над задачами без серьезных расходов на внедрение. Использование MES позволяет решать актуальные задачи производства: комплексно контролировать и оптимизировать загрузку оборудования, наличие ресурсов, сырья, материалов и планы производства.
Главная особенность облачного сервиса Atlas - в его комплексном характере: компаниям не нужно приобретать несколько сервисов и самостоятельно объединять их. Решение сочетает в себе все основные элементы, необходимые для управления компанией любого размера. Он полностью интегрирован с «1С», что упрощает его эксплуатацию. Модуль MES предназначен для управления производством, а классические модули CRM и HRM помогают оперативно работать с клиентами и сотрудниками. Помимо возможностей управления бизнес-процессами и задачами, в системе реализована внутрикорпоративная социальная сеть для общения и обмена новостями.
4. В качестве рекомендаций, можно использовать систему Just in time (точно в срок, точно к назначенному сроку), в основу который положен принцип: «ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Использование этой методики, позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий. При этом спрос сопровождает продукцию в течение всего объема производства. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых. Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен.
5. Для того чтобы объем продаж вырос в ближайшем будущем, ООО «Лима» необходимо провести массированную рекламную кампанию, которая охватывала бы максимальную аудиторию потенциальных заказчиков, клиентов и покупателей.
6. Руководство предприятия должно определить реалистичные цели для каждого служащего, рабочего и специалиста. Разработка программ обучения персонала и соответствующего информационного обеспечения служба логистики способна найти оптимальное соотношение между графиками поставки, транспортными затратами, затратами на формирование и поддержание материальных запасов на предприятии.
С внедрением всех перечисленных мероприятий, выручка у предприятия увеличится примерно на 4,5%, чистая прибыль увеличивается на 12,2%, окупаемость инвестиционных вложений составит - около 4-х месяцев.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой экономической эффективности предложенных мер для ООО «Лима», и подтверждают необходимость их внедрения с целью повышения роста продаж и повышения прибыльности в комплексе снижения затрат, что позволит предприятию успешно конкурировать с аналогичными предприятиями в регионе.
1. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 145.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 29.07.2017 № 255-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
4. Али-Заде А. А. Научный менеджмент - стратегический фактор инновационного развития: монография / А.А. Али-Заде, В.Н. Логин. - М.: ИНИОН РАН, 2017. - 120 с.
5. Алдакушева А.Б. Логистика: учебник / А.Б. Алдакушева. - М.: Прондо, 2016. - 204 с.
6. Васильев Г. А. Логистика: учебник / Г.А. Васильев. - М.: Экономическое образование. 2015. - 322 с.
7. Григорьев М. Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистрантов. - М.: Юрайт. 2015. - 734 с.
8. Гаджинский А.М Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и К, 2017. - 484 с.
9. Егоршин А. П. Стратегический менеджмент / А.П. Егоршин. - М.: НИМБ, 2017. - 592 с.
10. Левкин Г.Г. Основы логистики / Г.Г. Левкин, Н.Б. Куршакова, О.К. Дзюбина. - М.: Берлин, 2016. - 248с.
11. Логистика. Управление цепью поставок: учебник / УотерсД. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 503 с.
12. Логистический менеджмент как фактор повышения конкурентоспособности организации / под ред. Е.В. Стренадкиной, А.С. Байда, Е.А. Байда. Омск: СибАДИ, 2015. - 365 с.
13. Лукинский В. С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. - М.: Юрайт, 2016. - 226 с.
14. Неруш Ю. М. Проектирование логистических систем: учебник и практикум / Ю. М. Неруш, С. А. Панов, А. Ю. Неруш. - М.: Юрайт, 2016. - 302 с.
15. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие / Т.В. Алесинская. - Таганрог, 2016. - 236 с.
...