Страдательные причастия в современной русской речи: семантика и особенности функционирования
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАДАТЕЛЬНОГО ПРИЧАСТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
I.1. Причастие в кругу частей речи современного русского литературного языка 12
I.1.1. Вопрос о частеречной принадлежности причастий 12
I.1.2. Омонимия страдательных причастий и отглагольных прилагательных 15
I.1.3. Краткое страдательное причастие и отглагольный предикатив (отглагольные слова категории состояния) 20
I.2. Синтаксические функции страдательных причастий 22
I.2.1. Синтаксические функции страдательных причастий в предложении 24
I.2.2. Синтаксические функции страдательных причастий в тексте 30
I.3. Стилистические характеристики страдательных причастий в современной лингвистической литературе 34
ВЫВОДЫ 39
ГЛАВА II. СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ В РУССКОЙ РЕЧИ XXI ВЕКА
II.1. Общая характеристика материала исследования 41
II.2. Особенности семантики страдательных причастий на фоне слов соотносительных частей речи 45
II.2.1. Особенности семантики страдательных причастий настоящего времени в сопоставлении с семантикой отглагольными прилагательными на –мый и с причастиями на –щийся 45
II.2.2. Особенности семантики кратких страдательных причастий в сопоставлении с категорией состояния и с краткими прилагательными 53
II.3. Страдательные причастия в функции именной части составного именного сказуемого 59
II.3.1. Употребление с глаголом-связкой 59
II.3.2. Употребление без связки 62
II.3.3. Употребление с разными формами выражения логического субъекта 66
II.3.3.1. Логический субъект в творительном падеже 67
II.3.3.2. Логический субъект в родительном падеже с предлогом «у» 69
II.3.3.3. Логический субъект в родительном падеже без предлога 71
II.3.3.4. Нулевая форма выражения субъекта 72
II.4. Страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 74
II.4.1. Краткие страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 74
II.4.2. Полные страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 76
ВЫВОДЫ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Список литературы 90
Приложение I. Синтаксические функции и значения употребления страдательных причастий в книжно-письменной разновидности русской речи XXI века 95
Приложение II. Синтаксические функции и значения употребления страдательных причастий в устно-разговорной разновидности русской речи XXI века 181
ГЛАВА I. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРАДАТЕЛЬНОГО ПРИЧАСТИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
I.1. Причастие в кругу частей речи современного русского литературного языка 12
I.1.1. Вопрос о частеречной принадлежности причастий 12
I.1.2. Омонимия страдательных причастий и отглагольных прилагательных 15
I.1.3. Краткое страдательное причастие и отглагольный предикатив (отглагольные слова категории состояния) 20
I.2. Синтаксические функции страдательных причастий 22
I.2.1. Синтаксические функции страдательных причастий в предложении 24
I.2.2. Синтаксические функции страдательных причастий в тексте 30
I.3. Стилистические характеристики страдательных причастий в современной лингвистической литературе 34
ВЫВОДЫ 39
ГЛАВА II. СТРАДАТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ В РУССКОЙ РЕЧИ XXI ВЕКА
II.1. Общая характеристика материала исследования 41
II.2. Особенности семантики страдательных причастий на фоне слов соотносительных частей речи 45
II.2.1. Особенности семантики страдательных причастий настоящего времени в сопоставлении с семантикой отглагольными прилагательными на –мый и с причастиями на –щийся 45
II.2.2. Особенности семантики кратких страдательных причастий в сопоставлении с категорией состояния и с краткими прилагательными 53
II.3. Страдательные причастия в функции именной части составного именного сказуемого 59
II.3.1. Употребление с глаголом-связкой 59
II.3.2. Употребление без связки 62
II.3.3. Употребление с разными формами выражения логического субъекта 66
II.3.3.1. Логический субъект в творительном падеже 67
II.3.3.2. Логический субъект в родительном падеже с предлогом «у» 69
II.3.3.3. Логический субъект в родительном падеже без предлога 71
II.3.3.4. Нулевая форма выражения субъекта 72
II.4. Страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 74
II.4.1. Краткие страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 74
II.4.2. Полные страдательные причастия в устно-разговорной разновидности современной русской речи 76
ВЫВОДЫ 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
Список литературы 90
Приложение I. Синтаксические функции и значения употребления страдательных причастий в книжно-письменной разновидности русской речи XXI века 95
Приложение II. Синтаксические функции и значения употребления страдательных причастий в устно-разговорной разновидности русской речи XXI века 181
«Причастие – это атрибутивная форма глагола, в которой совмещаются значения двух частей речи: глагола и прилагательного, т.е. значения действия и собственно определительное. Страдательное причастие, представляющее пассивный признак, образуются, как правило, только от переходных глаголов. Формы страдательного причастия означают, что действие обращено на тот предмет, который назван определяемым именем – носителем глагольного признака» (Русская грамматика 1982, Т.1: 665).
Сегодня в лингвистике уделяется серьёзное внимание изучению причастий, поскольку расширяется сфера их функционирования, вместе с чем меняется их соотношение с другими частями речи – с прилагательным и категорией состояния. В связи со сказанным в последнее время причастие становится темой многих выпускных квалификационных и диссертационных работ (например, Богданов 2011; Вяльсова 2008; Гагаев 1994;. Годизова 1991; Колочкова 2011); было также защищено фундаментальное докторское исследование И.В. Замятиной (Замятина 2010), где были рассмотрены вопросы частеречного статуса причастных форм, особенности грамматики кратких причастных форм, структурно-семантические разряды причастных оборотов, функционирование причастий в предикативной позиции, а также освещаются некоторые спорные вопросы, связанные с грамматической категорией залога русских причастий, и автор сделал выводы: в современном русском языке нарушается морфологическая соотносительность между глагольными формами действительного и страдательного залога; употребление глагольных пассивных конструкций сталкивается с сопротивлением семантики и синтаксиса.
Несмотря на то, что в исследованиях фиксируются новые данные о причастиях, грамматики и учебники по морфологии русского языка продолжают воспроизводить устаревшие сведения о причастиях, формируя неточное представление о данной грамматической категории.
Так, в научной литературе с точки зрения стилистики указывается, что:
- «В современном русском языке причастия широко используются в научном стиле. Сфера широкого образного использования адъективированных причастий - публицистический стиль» (Голуб 2010: 323).
- «Отдельные глаголы классов VI и VII, например: влекут - влекомый, везут - везомый, несут – несомый, имеют такие причастия, которые характерны только для книжной речи. У большинства глаголов класса V образование страдательных причастий настоящего времени затруднено, отчего такие причастия отмечаются преимущественно в книжной архаизирующей речи: грабимый, помнимый, хоронимый» (Русская грамматика 1982, Т.1: 668).
- «Употребление причастий в русском языке характерно для письменно- литературной речи и почти не встречается в разговорно-бытовой речи» (Новиков 2001: 557).
Особое внимание в исследованиях, посвящённых причастиям, уделяется страдательным причастиям и постфиксом -ся, при этом отмечается:
- В ряде случаев страдательные причастия на -ся предпочтительнее, чем причастия на -мый, или являются единственно возможными (Там же: 560-561).
- В книжном стиле при употреблении причастий возникают трудности. Вместо страдательного причастия иногда употребляют действительно с постфиксом -ся. Использование возвратного причастия для выражения страдательного залога возможно в том случае, когда страдательное причастие не образуется (Голуб 2010: 325).
- Разные грамматики и учебники по морфологии дают противоречивые сведения, например, согласно И.Б. Голуб, нет причастия "строимый", а в «Курсе русского языка» Л.В. Балашовой и В.В. Дементьева это причастие приводится (Балашова, Дементьев 2005: 233).
В русской академической грамматике (Русская грамматика 1982: 665-673) и в книге «Современный русский язык» (Новикова 2001: 556-563), можно узнать правила образования и общие характеристики – значения и функции страдательных причастий, а в книге «Стилистика русского слова» (Голуб 2010: 322-325) страдательные причастия объясняются с точки зрения стилистики, но автор только заметила исключения и различия при употреблении или образовании страдательных причастий, но не объяснила причины.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном русском языке страдательные причастия изучаются преимущественно в рамках книжно-письменной речи, но наблюдения показывают, что сфера их функционирования расширяется и повышается частотность их употребления и в устно-разговорной речи, однако изучение особенностей функционирования страдательных причастий в этой сфере до сих пор проведено не было, между тем это должно найти отражение, в частности, в лингвистических основах обучения русскому языку как иностранному. Кроме этого, при изучении русского языка употребление страдательных причастий часто создает иностранным студентам трудности, так как пассивность может быть выражена разными причастными средствами: причастиями на –мый и на –ющийся, что требует выявления специфики семантики и употребления каждой из названных причастных форм глагола. Исследователи констатируют и расширение зоны функционирования кратких страдательных причастных форм на –но и на –то, что указывает на необходимость их изучения на фоне соотносительных кратких прилагательных и слов категории состояния. Всё это указывает на актуальность предпринимаемого нами исследования.
Изложенное выше свидетельствует о том, что реальная картина функционирования страдательных причастий в современной русской речи XXI века остаётся не выявленной до конца, но в этом существуют и теоретические, и практические потребности, чем и определяется новизна нашей работы.
Гипотеза исследования заключается в том, что изменение функционирования страдательных причастий в современной русской речи выражается:
во-первых, в расширении стилистической сферы их употребления, что связано с такими явлениями, как повышение уровня грамотности общества; широкое распространение книжной речи в её устном варианте через СМИ (телевидение и радио); повсеместное проникновение в повседневную жизнь технических достижений и сопровождающих их инструкций, где часто употребляются страдательные причастия;
во-вторых, в специализации значений и контекстов употребления страдательных причастий настоящего времени, образованных при помощи суффикса –ем- / -ом- / -им-, и причастий, образованных при помощи суффиксов –ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- от страдательных форм глаголов НСВ, что обусловлено особенностями связи каждой из названных причастных форм с логическим субъектом действия (агенсом);
в-третьих, в распространении предложений с составным именным сказуемым, включающим краткое страдательное причастие на –но или –то, в связи с наличием у них особых значений.
Объектом нашего исследования являются контексты употребления страдательных причастий в русской речи XXI века.
Предметом данного исследования выступают функционально-семантические особенности страдательных причастий в современной русской речи.
Цель данного исследования состоит в выявлении функционально-семантических особенностей страдательных причастий в современной русской речи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу, освещающую результаты и проблемы исследований русских страдательных причастий;
- путем нацеленной выборки извлечь примеры контекстов, где употребляются страдательные причастия;
- проанализировав отобранные контексты, выявить семантику и особенности функционирования страдательных причастий в каждом контексте;
- выявить количественные характеристики различных употреблений страдательных причастий в русской речи;
- провести сопоставительный анализ особенностей функционирования причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях современной русской речи;
- представить проанализированные контексты употребления страдательных причастий в виде типологизированного каталога;
- провести сравнительный анализ семантики и функций страдательных причастий на фоне соотносительных с ними лексико-грамматических категорий: а) полных страдательных причастий настоящего времени с отглагольными прилагательными на –мый и причастиями на -щийся, образованными от пассивных форм глаголов НСВ; б) кратких страдательных причастий на –о со словами категории состояния и краткими прилагательными.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Страдательные причастия активно используются не только в книжно-письменной, но и в устно-разговорной речи. Результаты проведенного нами анализа отражены в типологизированном каталоге текстовых фрагментов, что позволило четко проследить количественные и функционально-семантические различия между употреблением страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи.
2. В устно-разговорной речи в конструкциях со страдательными причастиями порядок слов ориентирован на ментальный образ ситуации.
3. В конструкциях со страдательными причастиями в функции именной части составного именного сказуемого проявляется связь между формальной организацией и фокусом, выбираемым говорящим для представления описываемой данной конструкцией ситуации действительности, что проявляется в вариативности формы сказуемого (со связкой, без связки; со связкой быть, с полузнаменательной связкой, со знаменательной связкой; с краткой или полной формой страдательного причастия; с именительным или творительным падежом полного страдательного причастия), а также в вариантивности выраженности / невыраженности субъекта действия (состояния), при его выраженности – в вариативности способов его выражения.
4. Анализ материала показал, что на базе краткого страдательного причастия на -о как компонента составного именного сказуемого образуются безличные предложения, которые отражают не просто состояние, а состояние среды или человека, наступившее в результате осуществлении действия, иначе говоря, преобразованное состояние внешней среды или преобразованное состояние мысли / речи человека. В этом нам видится особое значение причастий в составе таких предложений, что их отличает, с одной стороны, от аналогичных предложений с категорией состояния, где фиксируется определённое состояние среды или состояния человека без связи с предшествующим действием, с другой стороны, от двусоставных предложений, где краткое прилагательное среднего рода в составе сказуемого передаёт качественное состояние.
5. Причастия на -щийся, образованные от спрягаемой формы пассива, близки по своему значению к страдательным причастиям настоящего времени, но не полностью им синонимичны: причастия на –мый в большей степени связаны с агенсом, причастия на –щийся от пассива глаголов НСВ выражают характеристику логического объекта через свойственное ему процессуальное состояние. В отношении этого мы высказали предположение, что внутренняя связь с агенсом причастий на -мый обусловлена тем, что они образуются от переходных глаголов, в пропозиции которых тесно сопряжены между собой два актанта – агенс и объект, в то время как причастия на –щийся, также передающие грамматическое значение пассивного залога, образуются от пассивной спрягаемой формы глагола, в пропозиции которых фокус на объекте, процессуальное состояние которого эта форма и призвана передать. С другой стороны, отличие страдательных причастий на -мый от омоничных им отглагольных прилагательный заключается не только в том, что последние обладают дополнительным оттенком способности, возможности к действию, чего и нет у страдательных причастий настоящего времени, но и том, что время причастий и время говорящего субъекта совпадают.
В процессе нашего исследования используются следующие методы:
- приём нацеленной выборки фрагментов речи, демонстрирующих употребление страдательных причастий;
- метод наблюдения;
- аналитический метод (контекстуального анализа, семантического анализа);
- метод структурного анализа (синтаксических конструкций);
- метод трансформационного анализа (синтаксических конструкций);
- количественный метод;
- описательный метод.
Теоретическая значимость заключается в том, что будут уточнены стилистические характеристики причастий и сферы их функционирований, а также выяснены особенности соотношений типовых значений причастий типа -ющийся и -мый.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут использовать как в теоретических курсах по современному русскому языку, лингвистическим основам обучения РКИ, так и в практике преподавания РКИ.
Материалом нашего исследования выступают контексты, извлеченные из Национального корпуса русского языка (с XXI века), потому что речь с XXI века самая свежая и актуальная.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной и справочной литературы, двух приложений, содержащих количественные характеристики.
Сегодня в лингвистике уделяется серьёзное внимание изучению причастий, поскольку расширяется сфера их функционирования, вместе с чем меняется их соотношение с другими частями речи – с прилагательным и категорией состояния. В связи со сказанным в последнее время причастие становится темой многих выпускных квалификационных и диссертационных работ (например, Богданов 2011; Вяльсова 2008; Гагаев 1994;. Годизова 1991; Колочкова 2011); было также защищено фундаментальное докторское исследование И.В. Замятиной (Замятина 2010), где были рассмотрены вопросы частеречного статуса причастных форм, особенности грамматики кратких причастных форм, структурно-семантические разряды причастных оборотов, функционирование причастий в предикативной позиции, а также освещаются некоторые спорные вопросы, связанные с грамматической категорией залога русских причастий, и автор сделал выводы: в современном русском языке нарушается морфологическая соотносительность между глагольными формами действительного и страдательного залога; употребление глагольных пассивных конструкций сталкивается с сопротивлением семантики и синтаксиса.
Несмотря на то, что в исследованиях фиксируются новые данные о причастиях, грамматики и учебники по морфологии русского языка продолжают воспроизводить устаревшие сведения о причастиях, формируя неточное представление о данной грамматической категории.
Так, в научной литературе с точки зрения стилистики указывается, что:
- «В современном русском языке причастия широко используются в научном стиле. Сфера широкого образного использования адъективированных причастий - публицистический стиль» (Голуб 2010: 323).
- «Отдельные глаголы классов VI и VII, например: влекут - влекомый, везут - везомый, несут – несомый, имеют такие причастия, которые характерны только для книжной речи. У большинства глаголов класса V образование страдательных причастий настоящего времени затруднено, отчего такие причастия отмечаются преимущественно в книжной архаизирующей речи: грабимый, помнимый, хоронимый» (Русская грамматика 1982, Т.1: 668).
- «Употребление причастий в русском языке характерно для письменно- литературной речи и почти не встречается в разговорно-бытовой речи» (Новиков 2001: 557).
Особое внимание в исследованиях, посвящённых причастиям, уделяется страдательным причастиям и постфиксом -ся, при этом отмечается:
- В ряде случаев страдательные причастия на -ся предпочтительнее, чем причастия на -мый, или являются единственно возможными (Там же: 560-561).
- В книжном стиле при употреблении причастий возникают трудности. Вместо страдательного причастия иногда употребляют действительно с постфиксом -ся. Использование возвратного причастия для выражения страдательного залога возможно в том случае, когда страдательное причастие не образуется (Голуб 2010: 325).
- Разные грамматики и учебники по морфологии дают противоречивые сведения, например, согласно И.Б. Голуб, нет причастия "строимый", а в «Курсе русского языка» Л.В. Балашовой и В.В. Дементьева это причастие приводится (Балашова, Дементьев 2005: 233).
В русской академической грамматике (Русская грамматика 1982: 665-673) и в книге «Современный русский язык» (Новикова 2001: 556-563), можно узнать правила образования и общие характеристики – значения и функции страдательных причастий, а в книге «Стилистика русского слова» (Голуб 2010: 322-325) страдательные причастия объясняются с точки зрения стилистики, но автор только заметила исключения и различия при употреблении или образовании страдательных причастий, но не объяснила причины.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном русском языке страдательные причастия изучаются преимущественно в рамках книжно-письменной речи, но наблюдения показывают, что сфера их функционирования расширяется и повышается частотность их употребления и в устно-разговорной речи, однако изучение особенностей функционирования страдательных причастий в этой сфере до сих пор проведено не было, между тем это должно найти отражение, в частности, в лингвистических основах обучения русскому языку как иностранному. Кроме этого, при изучении русского языка употребление страдательных причастий часто создает иностранным студентам трудности, так как пассивность может быть выражена разными причастными средствами: причастиями на –мый и на –ющийся, что требует выявления специфики семантики и употребления каждой из названных причастных форм глагола. Исследователи констатируют и расширение зоны функционирования кратких страдательных причастных форм на –но и на –то, что указывает на необходимость их изучения на фоне соотносительных кратких прилагательных и слов категории состояния. Всё это указывает на актуальность предпринимаемого нами исследования.
Изложенное выше свидетельствует о том, что реальная картина функционирования страдательных причастий в современной русской речи XXI века остаётся не выявленной до конца, но в этом существуют и теоретические, и практические потребности, чем и определяется новизна нашей работы.
Гипотеза исследования заключается в том, что изменение функционирования страдательных причастий в современной русской речи выражается:
во-первых, в расширении стилистической сферы их употребления, что связано с такими явлениями, как повышение уровня грамотности общества; широкое распространение книжной речи в её устном варианте через СМИ (телевидение и радио); повсеместное проникновение в повседневную жизнь технических достижений и сопровождающих их инструкций, где часто употребляются страдательные причастия;
во-вторых, в специализации значений и контекстов употребления страдательных причастий настоящего времени, образованных при помощи суффикса –ем- / -ом- / -им-, и причастий, образованных при помощи суффиксов –ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- от страдательных форм глаголов НСВ, что обусловлено особенностями связи каждой из названных причастных форм с логическим субъектом действия (агенсом);
в-третьих, в распространении предложений с составным именным сказуемым, включающим краткое страдательное причастие на –но или –то, в связи с наличием у них особых значений.
Объектом нашего исследования являются контексты употребления страдательных причастий в русской речи XXI века.
Предметом данного исследования выступают функционально-семантические особенности страдательных причастий в современной русской речи.
Цель данного исследования состоит в выявлении функционально-семантических особенностей страдательных причастий в современной русской речи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научную литературу, освещающую результаты и проблемы исследований русских страдательных причастий;
- путем нацеленной выборки извлечь примеры контекстов, где употребляются страдательные причастия;
- проанализировав отобранные контексты, выявить семантику и особенности функционирования страдательных причастий в каждом контексте;
- выявить количественные характеристики различных употреблений страдательных причастий в русской речи;
- провести сопоставительный анализ особенностей функционирования причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях современной русской речи;
- представить проанализированные контексты употребления страдательных причастий в виде типологизированного каталога;
- провести сравнительный анализ семантики и функций страдательных причастий на фоне соотносительных с ними лексико-грамматических категорий: а) полных страдательных причастий настоящего времени с отглагольными прилагательными на –мый и причастиями на -щийся, образованными от пассивных форм глаголов НСВ; б) кратких страдательных причастий на –о со словами категории состояния и краткими прилагательными.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Страдательные причастия активно используются не только в книжно-письменной, но и в устно-разговорной речи. Результаты проведенного нами анализа отражены в типологизированном каталоге текстовых фрагментов, что позволило четко проследить количественные и функционально-семантические различия между употреблением страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи.
2. В устно-разговорной речи в конструкциях со страдательными причастиями порядок слов ориентирован на ментальный образ ситуации.
3. В конструкциях со страдательными причастиями в функции именной части составного именного сказуемого проявляется связь между формальной организацией и фокусом, выбираемым говорящим для представления описываемой данной конструкцией ситуации действительности, что проявляется в вариативности формы сказуемого (со связкой, без связки; со связкой быть, с полузнаменательной связкой, со знаменательной связкой; с краткой или полной формой страдательного причастия; с именительным или творительным падежом полного страдательного причастия), а также в вариантивности выраженности / невыраженности субъекта действия (состояния), при его выраженности – в вариативности способов его выражения.
4. Анализ материала показал, что на базе краткого страдательного причастия на -о как компонента составного именного сказуемого образуются безличные предложения, которые отражают не просто состояние, а состояние среды или человека, наступившее в результате осуществлении действия, иначе говоря, преобразованное состояние внешней среды или преобразованное состояние мысли / речи человека. В этом нам видится особое значение причастий в составе таких предложений, что их отличает, с одной стороны, от аналогичных предложений с категорией состояния, где фиксируется определённое состояние среды или состояния человека без связи с предшествующим действием, с другой стороны, от двусоставных предложений, где краткое прилагательное среднего рода в составе сказуемого передаёт качественное состояние.
5. Причастия на -щийся, образованные от спрягаемой формы пассива, близки по своему значению к страдательным причастиям настоящего времени, но не полностью им синонимичны: причастия на –мый в большей степени связаны с агенсом, причастия на –щийся от пассива глаголов НСВ выражают характеристику логического объекта через свойственное ему процессуальное состояние. В отношении этого мы высказали предположение, что внутренняя связь с агенсом причастий на -мый обусловлена тем, что они образуются от переходных глаголов, в пропозиции которых тесно сопряжены между собой два актанта – агенс и объект, в то время как причастия на –щийся, также передающие грамматическое значение пассивного залога, образуются от пассивной спрягаемой формы глагола, в пропозиции которых фокус на объекте, процессуальное состояние которого эта форма и призвана передать. С другой стороны, отличие страдательных причастий на -мый от омоничных им отглагольных прилагательный заключается не только в том, что последние обладают дополнительным оттенком способности, возможности к действию, чего и нет у страдательных причастий настоящего времени, но и том, что время причастий и время говорящего субъекта совпадают.
В процессе нашего исследования используются следующие методы:
- приём нацеленной выборки фрагментов речи, демонстрирующих употребление страдательных причастий;
- метод наблюдения;
- аналитический метод (контекстуального анализа, семантического анализа);
- метод структурного анализа (синтаксических конструкций);
- метод трансформационного анализа (синтаксических конструкций);
- количественный метод;
- описательный метод.
Теоретическая значимость заключается в том, что будут уточнены стилистические характеристики причастий и сферы их функционирований, а также выяснены особенности соотношений типовых значений причастий типа -ющийся и -мый.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут использовать как в теоретических курсах по современному русскому языку, лингвистическим основам обучения РКИ, так и в практике преподавания РКИ.
Материалом нашего исследования выступают контексты, извлеченные из Национального корпуса русского языка (с XXI века), потому что речь с XXI века самая свежая и актуальная.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной научной и справочной литературы, двух приложений, содержащих количественные характеристики.
Наш интерес к изучению страдательных причастий вызван не только тем, что само причастие имеет гибридное значение, отчего до сих пор исследователи не могут сделать окончательный вывод о его частеречной принадлежности, но и тем, что отдельные распространённые в лингвистике положения о семантике и особенностях функционирования страдательных причастий в современной русской речи требуют своего уточнения.
Анализ отобранного нами материала употребления страдательных причастий в русской речи XXI века – 300 текстовых фрагментов из книжно-письменной речи, 300 – из устно-разговорной речи, позволил нам сделать ряд важных заключений. Были сделаны выводы о функционально-семантическом соотношении полных страдательных причастий настоящего времени с образованными от пассива глаголов НСВ причастий на –щийся и отглагольных прилагательных на –мый, о функционально-семантическом соотношении кратких страдательных причастий совершенного вида среднего рода, категорией состояния и кратким прилагательным среднего рода. Установлено широкая зона применения предложений, образованных на базе краткого страдательного причастия совершенного вида, со значением преобразованного состояния внешней среды или преобразованного состояния ментально-речевой сферы человека.
Доказано, что страдательные причастия активно используются не только в книжно-письменной, но и в устно-разговорной речи. Составленный нами типологизированный каталог текстовых фрагментов позволил четко проследить количественные и функционально-семантические различия между употреблением страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи.
В устно-разговорной речи зафиксирована ориентированность порядка слов в конструкциях со страдательными причастиями на ментальный образ ситуации, выявлена связь между формальной организацией конструкции и фокусом, выбираемым говорящим для представления описываемой данной конструкцией ситуации действительности, что проявляется в вариативности формы сказуемого (со связкой, без связки; с краткой или полной формой страдательного причастия; с именительным или творительным падежом полного страдательного причастия), в вариативности выраженности / невыраженности субъекта действия (состояния), при выраженности – вариативности способов его выражения.
Данный в приложениях к нашей работе типологизированный каталог употребления страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи убедительно демонстрирует актуальность и перспективность исследования особенностей функционирования страдательных причастий в подготовленной, так и в устной неофициальной спонтанной речи.
Анализ отобранного нами материала употребления страдательных причастий в русской речи XXI века – 300 текстовых фрагментов из книжно-письменной речи, 300 – из устно-разговорной речи, позволил нам сделать ряд важных заключений. Были сделаны выводы о функционально-семантическом соотношении полных страдательных причастий настоящего времени с образованными от пассива глаголов НСВ причастий на –щийся и отглагольных прилагательных на –мый, о функционально-семантическом соотношении кратких страдательных причастий совершенного вида среднего рода, категорией состояния и кратким прилагательным среднего рода. Установлено широкая зона применения предложений, образованных на базе краткого страдательного причастия совершенного вида, со значением преобразованного состояния внешней среды или преобразованного состояния ментально-речевой сферы человека.
Доказано, что страдательные причастия активно используются не только в книжно-письменной, но и в устно-разговорной речи. Составленный нами типологизированный каталог текстовых фрагментов позволил четко проследить количественные и функционально-семантические различия между употреблением страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи.
В устно-разговорной речи зафиксирована ориентированность порядка слов в конструкциях со страдательными причастиями на ментальный образ ситуации, выявлена связь между формальной организацией конструкции и фокусом, выбираемым говорящим для представления описываемой данной конструкцией ситуации действительности, что проявляется в вариативности формы сказуемого (со связкой, без связки; с краткой или полной формой страдательного причастия; с именительным или творительным падежом полного страдательного причастия), в вариативности выраженности / невыраженности субъекта действия (состояния), при выраженности – вариативности способов его выражения.
Данный в приложениях к нашей работе типологизированный каталог употребления страдательных причастий в книжно-письменной и устно-разговорной разновидностях русской речи убедительно демонстрирует актуальность и перспективность исследования особенностей функционирования страдательных причастий в подготовленной, так и в устной неофициальной спонтанной речи.



